Высокоумие

Автор Инна Игоревна, ноября 17, 2011, 19:26:57

« назад - далее »

Инна Игоревна

!Враг не борет тебя страстями, но влагает высокоумие. всех других пороков тяхчайшее... (прп. Макарий)

Что такое "высокоумие"?

Священник Роман Зимин

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8 ).

Видимо, это горделивое самолюбование, чрезмерная вера в силу своего ума.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).


Жердива Влада

Дорогая Инна высокоумие это гордость и ведь вы об этом знаете.Вот что думают -Святые Отцы о  гордости.
"Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:
"Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:
Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).
Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

Жердива Влада

Разрешу себе по своевольничать и расскажу про брата.Вчера был день рождения 33 года.сидит мешает коньяк с пивом и все говорит и наверное ведь думает про женщину которая из-за своей гордости - высокоумия-ТАК ГОРДИЛИВО ПОСТУПИЛА ЧТО СЛОВ МОИХ НЕТ.Отличницей все жизнь была,красные дипломы,-первая его жена- в церковь его водила.Он ведь у меня парень с головой -Капитан ракетных Войск,не пьёт и не курит,красивый,золотой ребенок.Сидит на диване разворачивает подарки,а глаза горят как в первый раз.Жаль что эффект от материальных даров проходит быстро,КАК ЖЕ Я ЕМУ ХОЧУ СЧАСТЬЯ ВЫМАЛИТЬ У БОГА  И ПОМОЧЬ ЕМУ ВСЕМ ЧЕМ СМОГУ,да только не знаю как.Вы мне скажите, что этот эмоциональный рассказ не в тему-НЕТ в тему.Вот яркий пример как из-за ВЫСОКОУМИЯ рушится семьи,я как юрист могу вам  Инна рассказать историй подобных братиной очень много.Да, вот вопрос, если на Бога говорят что это миф-то как мы можем помочь своим самым близким,все материальное тлеет да и насильно мил не будешь,остается только молится за здравие,за то что бы любил и был любимым и благополучным.

Жердива Влада

Всё таки братина депрессия не кончилась.Что мне с ним делать.Все таки  слова Святых Отцов про высокоумие правда,и когда читала,в голове вертелась мысль,что людям нужно быть осторожнее,отстаивая своё - Я.Получается,что умен тот кто мудр,а мудр тот кто не кичится своим умом,или нет,или душу в книжках не найти

Жердива Влада

Знаю,что скажите - это колонка не называется "вынос сор из избы" и вы будете правы,просто должна же "быть тема для обсуждения"взяла мол "вынесла", Да поступила не красиво, и я исповедую жизненную позицию,что жаловаться - грех,но ведь думается что ситуации в вашей жизни связанных с проявлением высокоумия масса,и кстати в диалоге рождается истина.Отвечу,посмотрела что мало активных,вы наверно, не хотите обсуждать ни новости, ни богословские темы- вот возьмет ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ,и закроет нашу лавочку за малую рентабельность! АКТИВНЕЕ ТОВАРЕЩИ - Больше заинтересованности. 8)"К сожалению"на этом форуме, мы не сможешь поговорить о "голых и смешных",о "доме 2" и не сможем прийти к единому мнению  "гомосексуалист ли Дима Билан или нет" :o ведь так ???

Жердива Влада

Извините меня за резкость.циничность  и мою жалкую попытку вас растревожить,- здесь не места ТАКИМ ВЫПАДАМ СОЗНАНИЯ И ТУПОСТИ,и если администраторы форума удалят мой аккаунт они будут правы.(и быть может это последний мой "ответ").Но вспомню  слова бывшего  прокурора  города,а ныне нашего декана  -  "что лучшая попытка вызвать людей на честный  диалог это либо грубость, либо неожиданный  ответ,а неожиданным ответом в наше время является искренность.

Инна Игоревна

Цитата: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 00:08:30  
высокоумие это гордость
Может все таки высокоумие из-за гордости, а гордость - это гордость? Или я высокоумничаю?  :)

Вероника

Вот нашла пример высокоумия
Один старец-столпник, спасавшийся близ Едессы, на вопрос святителя Феодора, епископа Едесского, что именно заставило его взойти на столп и столько лет он собирается на нем подвизаться, отвечал: "Вместе со старшим братом я расстался с миром еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем ушли в пустыню и, найдя там две пещеры, поселились: я — в одной, брат — в другой. Время мы проводили в безмолвии, посте и молитве и сходились только в воскресные дни. Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев для еды и были на некотором расстоянии друг от друга, я вдруг заметил, что брат мой внезапно остановился, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в своей пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое. И что же? Вижу рассыпанным громадное количество золота. Недолго думая, снял я с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию. После этого, не сказав брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и больницу и при них основал монастырь, поместив в нем сорок иноков. Поручив все это опытному игумену и вручив ему на нужды тысячу златниц, другую же тысячу раздал я бедным и, снова оставив мир, пошел к своему брату. На пути я начал высокоумствовать и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра из найденного им золота. Когда я подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мной. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозным видом и говорит: "Знай, что все, что ты совершил, не стоит прыжка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже недостоин того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишься от греха." После этого Ангел стал невидим, а я пошел к пещере брата и, к своему ужасу, действительно, не смог увидеть его. Много тут я пролил слез, столь много, что пришел в совершенное изнеможение. Наконец, Господь сжалился надо мной, и голос свыше указал мне идти на это место, где теперь видишь меня и где я живу уже сорок девять лет. Здесь только в последнее, пятидесятое, лето Ангелом возвещено мне полное прощение и обещание, что я увижусь с братом в Обителях Небесных."

Елена_K

Цитата: Священник Роман Зимин от ноября 17, 2011, 19:42:25  
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8 ).

Видимо, это горделивое самолюбование, чрезмерная вера в силу своего ума.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

Отец Роман в "двух словах" хорошо объяснил, что такое высокоумие. Еще помню, Осипов предупреждал простых мирян, чтоб без нужды не лезли в особо тонкие высоты догматического богословия. Надо знать самое необходимое, и этого достаточно. Так он предупреждал от высокоумия. Да, высокоумие - это надмение своим умом, познаниями, образованием, мудростью (в таком случае мнимой), взгляд свысока на тех, кто таких достоинств не имеет. Еще так догадываюсь, что в высокоумии нет простоты, какая-то умственная сложность есть. Можно иметь и ум, и знания, и образование, и если этим не надмеваться, высокоумия нет. Но, братия и сестры, среди нас таких мало.  :-[

Инна Игоревна

Теперь понятно, что такое высокоумие. Теперь не понятно, как же теперь размышлять...  :) Мое любимое начало всех вопросов батюшке: "где грань..."
Можно ли не быть совсем простым, чтобы не быть как все... или вот именно надо быть как все... что-то я опять запуталась... :-[

Елена_K

Думаю, тут выход в том, чтобы понаблюдать за собой и осознать, что "и у меня есть страсть высокоумия". Унывать тут не полезно.  :) Просто надо отдавать себе в этом отчет, не забывать и каяться по мере сил.

Инна Игоревна

Цитата: Елена_K от ноября 19, 2011, 18:51:22  
Думаю, тут выход в том, чтобы понаблюдать за собой и осознать, что "и у меня есть страсть высокоумия".
есть, как оказалось  ???

Елена_K

Ну, если б и у меня не было, я бы так красочно не расписала...  :-[

Священник Роман Зимин

Цитата: Инна Игоревна от ноября 19, 2011, 19:33:01  
есть, как оказалось  ???
Но это не значит, что надо бояться думать и рассуждать. Просто все силы нашего естества так и норовят обернуться своей изнанкой - страстью: сила воли - гневом, разумность - тем самым высокоумием. Будем молиться и стараться :)