Животворящий Крест Господень

Автор Владимир, января 11, 2012, 02:17:29

« назад - далее »

Владимир

Читал Молитвослов и был немного обескуражен. Увидел и прочитал молитву Животворящему Кресту Господню.
Далее молитва св. Антиоха и там тоже фраза "... просвети душу любовию Креста Твоего".
Я уяснил и понял догмат о Троице, понял зачем надо молиться Святым,Богородице, тут для меня все понятно.
Разобрался в почитании Святых мощей более или менее. Но тут что-то не пойму. В молитвах обращаются к Богу или Святым людям, но чтобы так "...О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь."
Крест безусловно святыня т.к. на нем распяли Христа,но обращаться к нему как к живому... ??? Почему не к Иисусу.
Объясните пожалуйста. Я в замешательстве. Ну как Крест может радоваться. Это же Святой,но все же предмет!

Священник Роман Зимин

Поэзия и метафора. Думаю, так. Конечно, молитвенно мы обращаемся к Самому Богу, не превращая почитание святынь в поклонение идолам. В Библии множество примеров олицетворений, они используются, как я понимаю, чтобы подчеркнуть величие и исключительность чего-либо.

Как Вам, например, такое? «Как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их» (Прем. 5:22).

Протоиерей Валерий Волощук

#2
Слова этой молитвы «радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание» являются классической метафорой. Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым:

– Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16: 32).

– Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7-8).

– Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49: 13).

– Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это (Иоиль 2: 21).

– Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен (Ис. 23: 1).

– Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» (Ис. 23: 4).

– И покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис. 24: 23).

Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве».

Укоряют они нас и за поклонение кресту. Вновь обратимся к священным текстам. Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням?

– Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6).

– А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. (Пс. 5: 8 ).

– Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98: 5).

– Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (Пс. 131: 7).

– Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2).

– Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11: 21).

Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).

Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий.

Владимир

#3
Наверное это тоже можно отнести к метафоре:по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше (Лк 1;78)
Здесь Иисуса,просветившего нас, выведшего нас из тьмы греха сравнивают с солнцем, как я понял. Хотя в одном мракобесном док. фильме пытались обосновать, что христианство вышло из языческого культа солнца.
ЦитироватьИбо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).
Если сказать буквально, то у Иоанна Дамаскина под крестом подразумевается весь процесс казни через распятие искупление человеческих грехов пролитой кровью Христа, а не только деревянная составляющая? Да?

Священник Роман Зимин

Цитата: Владимир от января 12, 2012, 23:46:13  
Если сказать буквально, то у Иоанна Дамаскина под крестом подразумевается весь процесс казни через распятие искупление человеческих грехов пролитой кровью Христа, а не только деревянная составляющая? Да?
Крест Христов как раз и указывает на спасительные страдания Богочеловека, ими он освящён. Конечно, дело не в материале.