Православная икона: смыслы и значение

Автор Священник Александр Усатов, декабря 29, 2010, 17:42:20

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Цитата: Владимир от января 05, 2011, 19:52:59  
ЦитироватьПовторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости
Значит,можно предположить, что Иоан Лествичник, более значимая, заслуживающая большего почитания фигура,чем Св. Георгий и Св. Власий??? И как это определяется,по каким критериям?
Знаете, есть общецерковная "градация" значимости вклада святого человека в жизнь Церкви. Выражается в торжественности богослужения, ему посвященного (славословная служба, полиелей или даже бдение).
Но еще есть народное почитание, подчас возвышающее святого, которому служба положена весьма скромная.
Например, великомученица Варвара - одна из самых почитаемых в нашей стране.

И наоборот, бывают исторически значимые святые, о которых весьма мало знают в народе.


macs111

Все хочу поговорить о каноничности изображений Бога-Отца.Иларион (Алфеев)говорил что такие изображения нужно воспринимать как живопись на религиозную тематику...но существует столько икон где присутствует Бог-Отец,и что им теперь нельзя оказывать почитания как иконам? ???

Священник Александр Усатов

Нет. Но такие иконы назвать каноничными нельзя.

Игорь

я где то читал, что изображать Бога-Отца было запрещено с 16 века, постановлением поместного собора РПЦ. Или я ошибаюсь?

Священник Александр Усатов

#20
Цитата: Игорь от января 19, 2011, 21:47:12  
я где то читал, что изображать Бога-Отца было запрещено с 16 века, постановлением поместного собора РПЦ. Или я ошибаюсь?
Это всегда запрещалось. Во все времена.

Абсолютная неизобразимость Божества, провозглашена в Ветхом и подтверждена в Новом Завете: во второй заповеди Декалог требует отказа от всяких изображений Бога (Исх.20:4). Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге как о существе человекоподобном, звероподобном или, по крайней мере, имеющем форму, облик. Пророк Моисей решительно отвергает эти антропоморфные представления - Бог невидим и не имеет изобразимой формы. Иначе Он был бы ограничен в пространстве и не обладал бы свойствами Абсолютного Существа – Вездесущием и Неограниченностью.

Этот ветхозаветный запрет провозглашен и для христиан: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29). Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 г., давая предписание иконописцам, также определил в своем 43-м правиле принципиальную неизобразимость Божества.
По словам преп. Иоанна Дамаскина, «невозможно, чтобы был изображаем безколичественный и неописуемый, и невидимый Бог».
Только после Боговоплощения этот запрет преодолевается и «неописуемое Божество описуется по человечеству»

Священник Александр Усатов

Вот почему изображать на иконах Богочеловека можно и нужно, а вот Бога-Отца нельзя и невозможно. Ведь Он не воплощался и НИКОГДА не являл Себя в человеческом виде

Священник Александр Усатов

#22
Взирающий на икону Бога-Отца человек подвергается сильному искушению возомнить, что Бог-Отец имеет облик и вот так по-человечески выглядит, имея седые волосы, рост и одежду.
Это уже граничит с богохульством и кощунством.

Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догматическом значении. Начало христианского искусства — катакомбная живопись — носит символический характер. Это чисто «знаковое» или «сигнитивное» искусство. Причем ее начало можно смело отнести еще к временам апостольским: пpи pаскопках в Помпеи и Геркулануме были найдены стенные pосписи на библейские сюжеты, и изобpажения кpеста. Некоторые изображения, например в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы - в катакомбах Рима, учеными исследователями древностей и самими протестантами относятся даже к первому столетию. Hа дpyгом кpаю Римской импеpии - в Междypечье (катакомбы Доypа-Евpопос) от начала втоpого века до нас дошли дpyгие фpески катакомбных хpистиан (в частности, с изобpажением Девы Маpии).
Христианский писатель II-го и начала III-го столетия Тертулиан ясно говорит об изображениях доброго пастыря на чашах, употребляемых христианами. Так же и св. Климент Александрийский, знаменитый наставник христианской школы в Александрии, советовал христианам употреблять на их печатях различные символы Христа: «для печати же мы должны пользоваться изображением голубя или рыбы, или корабля с надутыми парусами, или же музыкальной лиры или же корабельного якоря» (Педагог III. 11 [7]).
Но необходимо отметить, что это были не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церкви, причем выражение, прежде всего сакраментального опыта крещения и Евхаристии, т.е. той двуединой «мистерии», через которую даруется спасение.
В связи с этим следует отметить, что большое распространение приобрел «знак Христа» под видом рыбы, потому что в ее греческом наименовании, состоящем из 5 букв (?????), заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Она служила символом или образом Христа, крещающего водою и дающего Плоть Свою в снедь, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Древнейшее из многих изображений сего рода находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу I-го или ко II-му веку; над рыбою поставлена корзина с хлебами, чем яснее выражается таинство причащения.

При этом искусство сигнитивного типа склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены.
Даниил во рву львином — тоже не «портрет» Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен и мы спасены, как Даниил.
«Искусство это в подлинном смысле слова вообще не может быть названо искусством. Оно не изображает и не выражает: оно знаменует».

В этом смысле икона Троицы не изображает Троицу, а являет истину о том, что Бог Троичен.
В противоположность западному искусству (реалистичному) в восточной иконе сохранился этот символизм и знаковость. Икона это знак, указывающий Путь на Небо.

Священник Александр Усатов

#23
Здесь же можно упомянуть и антропоморфизмы.
Библия наполнена так называемыми  антропоморфизмами, когда Бог описывается подобным человеку. Такие вещи нужно толковать духовно. Мышца Божья - символ Божьей силы, Его очи - всеведение.
Св. Иоанн Кассиан Римлянин писал по этому поводу: 
«Если эти и подобные места Писания понимать буквально, в грубом чувственном значении; то выйдет, что Бог спит и пробуждается, сидит и ходит, обращается к кому и отвращается от него, приближается и удаляется, — и члены телесные имеет — главу, очи, руки, ноги и под. — Как этого всего без крайнего святотатства нельзя буквально разуметь о Том, Кто, по свидетельству Писания же, невидим, неописуем, вездесущ: так без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью».


Александр

Почему православные считают не поклонение иконам ересью?

Григорий Иванов

#26
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?

Александр, мне кажется, Вы путаете "непоклонение иконам" с "иконобо?рчеством"..?

Священник Роман Зимин

#27
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Хотя бы потому, что аргументация противников иконопочитания, насколько я знаю, с Православием ничего общего не имеет. Они, видимо, не понимают подлинное значение икон, считают иконопочитание идолопоклонством.

Священник Александр Усатов

Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Они видят в этом скрытое отрицание Боговоплощения

Священник Александр Усатов

Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Правильнее говорить почитание, а не поклонение. На богословском языке поклонение приличествует лишь Богу, а вот святыни мы можем почитать.

Догмат VII Вселенского Собора об иконопочитании.

Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к подобной пользе.
Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия Церкви, (вемы бо, яко сия есть Духа Святаго в ней живущаго,) со всякою достоверностию и тщательным разсмотрением определяем:
подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другаго способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей.
Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающиии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Бого поклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был.
Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.