ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Автор Владимир, ноября 24, 2011, 00:27:11

« назад - далее »

Александр

Что означает заявление, что я свободен? Оно означает, что я действую не по принуждению. Я свободен делать все, что мне хочется. Но свободен ли я в своих предпочтениях? Иначе говоря, я могу предпочесть одно дело другому, потому что оно кажется мне более привлекательным. Но сама привлекательность для меня того или иного дела моему контролю не подчиняется. Это совеем другой вопрос. Я сам принимаю все решения, но эти решения в значительной мере обусловлены определенными характеристиками моей личности, которые я сам изменить не могу. Например, если на обед мне предлагаются на выбор печенка и шашлык, я совершенно свободно могу выбрать печенку, но мне ее не хочется. Свою нелюбовь к печенке я сознательно контролировать не могу. Это данность моей личности. В этом смысле моя свобода ограничена. Я не знаю, заложена ли эта нелюбовь в генах или она вызвана какими-то другими причинами, ясно только, что просто усилием воли ату свою характеристику я изменить не могу.
Таким образом, в вопросе о том, кто я есть и чего я хочу, существуют ограничения. Я не выбирал свои гены, своих родителей, место рождения и культурную среду. Моя свобода, следовательно, ограничивается этими рамками. Здесь возникает вопрос, кто установил эти рамки. Христиане отвечают: Бог.
Свобода предполагает гармоничное соответствие Божьих дел с человеческой волей, то есть Бог работает с волей человека настолько мягко, что тот cам cвободно делает такой выбор, который угоден Богу. Применительно к предложению спасения это означает, что Бог начинает не с духовного возрождения избранных Им, не с преобразования их душ, чтобы они уверовали, - Он действует методом убеждения, привлечения, чтобы они свободно сделали выбор веры, а уж затем возрождает их. К этой позиции мы добавляем лишь мысль, что в жизни человека Бог действует задолго до того, как начинает Свою работу по убеждению и возрождению: Бог в вечности предрешил, что человек, появляющийся на свет, будет отвечать на определенный набор обстоятельств точно так, как Он того желает.
Совместимо ли со свободой человека Божье установление о неизбежности его решений и дел. Ответ зависит от понимания свободы. Исходя из этого, ответ на вопрос: "Мог бы человек сделать иной выбор? " - будет положительным, а на вопрос: "Сделает ли он реально иной выбор?" - отрицательным. Свобода уже существует, когда на один только первый вопрос можно дать положительный ответ.

Владимир

Итак, Бог задает рамки, например, печенка или шницель. Но буду я есть то или иное зависит от меня. Или нет!
От меня зависит убить или не убить, украсть или не украсть. Если исключить свободу выбора, тогда уже ясно кто пойдет в Царствие Божье, а кто в ад. Зачем тогда молитвы, посты, жертвы, если все предрешено еще в самом начале. Что-то объяснения туманные и пугающие даже, слегка.
Зачем молиться за строительство храма, если не от нас это зависит?

Священник Роман Зимин

Цитата: Владимир от ноября 28, 2011, 13:19:48  
От меня зависит убить или не убить, украсть или не украсть.
Конечно. Свобода - это одно из свойств образа Божьего, вложенного в нас. И в самом глубоком смысле свобода - это неподвластность греху. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:25-32).

Могу ли я выбирать, курить мне или не курить? Пока не стал заядлым курильщиком - могу.


Выпуск передачи "Церковь и мир" с митрополитом Иларионом (Алфеевым) о православном понимании свободы.


Надежда

Алексей Ильич Осипов в своих лекциях неоднократно касался вопросов свободы. В одной из  лекций он говорит о трех видах свободы: - свобода воли, которой нас наделил Господь; - свобода социальная; - свобода духовная.
Может легче разобраться в данном вопросе, если воспользоваться этим разделением. 
Свободой воли мы пользуемся каждую минуту, принимая то или иное решение. Наверное вряд ли Господь как-то ограничивает , корректирует  наш выбор или как-то «мягко воздействует» на наши действия . Эта та свобода, что "вложена в нас".
Вопрос  социальной свободы - те рамки, в которые нас ставит общество.  Здесь мы настольно ограничены, если не находимся во властных структурах.  Господь  наверное как-то, в какой-то мере проявляет себя на этом уровне. Например, если вспомнить историю Руси, те победы, которые одерживали русские воины благодаря заступничеству Божией Матери через  ее Чудотворные иконы.
О духовной свободе много написано, и для христианина путь к достижению духовной свободы определен Христом. Опыт Преподобных православной церкви доказывает истинность этого пути.  Освободившись от греха, человек приближается к Богу, и Господь награждает  истинной свободой - душевной гармонией, гармонией с природой, дарами  предвидения и чудотворения  и т.д.
А  предопределение состоит в том, что достичь таких высот духовной жизни – удел избранных, которых Господь выбирает и ведет по этой дорожке.
Вывод немного грустный - каждому свое!

Священник Роман Зимин

Цитата: Надежда от ноября 30, 2011, 23:52:01  
Вывод немного грустный - каждому свое!
А зачем печалиться? :) Сколько Господь дал - столько и спросит с нас. Лишь бы нам себя не оправдывать, утверждая, будто дано нам мало.

Надежда

Получается что здесь уместна притча,которую Виктор привел в другой теме - "....когда люди стали недовольны своим "крестом" который несут по жизни. И Господь сказал:-"Положите все "кресты" в кучу, а потом выберите какой больше понравится". И каждый выбрал свой. На чужой "крест" никто не позарился".

Священник Роман Зимин

#21
Статья о предопределении в Кальвинизме из курса лекций В. Н. Васечко для ПСТГУ.

Александр

Цитата: Священник Роман Зимин от декабря 12, 2011, 10:49:37  
Статья о предопределении в Кальвинизме из курса лекций В. Н. Васечко для ПСТГУ.
Мда... Еще раз убеждаюсь, что иногда люди берутся писать статьи на серьезную тему, но при этом не вникнув полностью в состояние вопроса. Можно, конечно, разбить статью на цитаты и показать всю поверхностность написанного. Но, во-первых это получится очень громоздко и займет много времени; а во-вторых, я же не кальвинист, чтобы расписывать кальвинистские идеи.
Все товарищ Кальвин понимал хорошо. И логически объяснил все не плохо. Но есть много "НО".
Но так кая я не кальвинист, то эти "но" расписывать излишне.

Если объяснять "на пальцах", то предузнание и предопределение согласуется следующим образом:
Бог и предузнал, и предопределил, и призвал, и оправдал, и прославил в вечности, т.е. как бы одновременно.
Я здесь в пайнте нарисовал схемку для большего понимания. Так вот, Бог из вечности "видит" и начало творения и конец его. Бог "видит" и начало рождения каждого человека и его смерть, и соответственно всю его жизнь. И для Бога нет проблем таким образом все предузнать, и соответственно все предопределить. Бог предузнал, что конкретный человек примет Благую Весть, уверует и спасется, и следовательно Бог его предопределил ко спасению.

Алексей'

Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 15:04:13  ...таким образом все предузнать, и соответственно все предопределить.
Не таким образом. Предузнать - не значит предопределить. В этом дело.

Александр

#24
Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 15:42:15  
Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 15:04:13  ...таким образом все предузнать, и соответственно все предопределить.
Не таким образом.
А каким?

Если не таким, то возникают множество вопросов на другие темы, но так или иначе связанные с вопросом времени и вечности. Например: рождение Сына, отпадение ангелов и т.д. Все взаимосвязанно...

Алексей'

Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 16:17:56  
Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 15:42:15  
Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 15:04:13  ...таким образом все предузнать, и соответственно все предопределить.
Не таким образом.
А каким?

Если не таким, то возникают множество вопросов на другие темы, но так или иначе связанные с вопросом времени и вечности. Например: рождение Сына, отпадение ангелов и т.д. Все взаимосвязанно...
Вот так вот: Бог всех предопределил ко спасению, а некоторые переопределяют себе участь сами.

Александр

Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 16:29:12  
Вот так вот: Бог всех предопределил ко спасению, а некоторые переопределяют себе участь сами.
Таким образом Вы ставите вечность в зависимость от времени, т.е. Бога (Творца) в зависимость от творения

Алексей'

Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 16:32:40  
Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 16:29:12  
Вот так вот: Бог всех предопределил ко спасению, а некоторые переопределяют себе участь сами.
Таким образом Вы ставите вечность в зависимость от времени, т.е. Бога (Творца) в зависимость от творения
Ну, человек-то тоже, по замыслу, и принадлежит вечности. А Творец Сам поставил Себя в зависимость от человека. Такова была Его благая воля.

Александр

Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 17:26:54  
Ну, человек-то тоже, по замыслу, и принадлежит вечности.
Согласен
Цитата: Лёша от декабря 12, 2011, 17:26:54  
А Творец Сам поставил Себя в зависимость от человека. Такова была Его благая воля.
Ну да, когда стал Богочеловеком. И это Его воля благая

Алексей'

Цитата: Александр от декабря 12, 2011, 17:32:04  
Ну да, когда стал Богочеловеком. И это Его воля благая
Может, когда сказал: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:16,17)? Или ещё раньше, когда сказал: "сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1:26)?