Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Библиотека

Экскурсии
по приходу

3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №2 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

...Все-таки, конечно, нужно делать акцент на слове «помилует»1, потому что милосердие Божие беспредельно. Мы с вами не можем его и представить, но, тем не менее, не нужно забывать слов, какие избегают говорить все сектанты, а эти слова следующие.

Сектанты говорят: «Мы спасены». Точка. И полны убеждения в своем спасении. Мы добавляем: Мы спасены в надежде. Вот этого слова они и не дают. Мы надеемся, что Господь нас спасет, но, если под эту надежду не будем трудиться, надежда нас посрамит. Надежда связана с трудами. И Господь оценит работу каждого из нас вот по какому принципу.

Никто из здесь сидящих не скажчет, что он не заботится о своем спасении. Но вот на что всем нам нужно обратить внимание. Откройте Первое послание к Коринфянам, найдите 3 главу. В этой главе речь идет о расколе на партии в коринфской общине.

Внимание! Это очень важные слова. То, что мы здесь зачитываем и что вы записываете себе в тетради, необходимо перечитывать дома, а может быть, даже и выписывать в отдельную тетрадь, чтобы у вас постепенно образовалась антология из самых, можно сказать, ярких текстов. Все Писание богодухновенно, но и в нем есть слова, которые заставляют содрогаться каждое сердце.

Апостол пишет в 1 Кор. 3, 1-15:

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Младенцы во Христе. Вроде бы приятное сочетание, но в данном контексте – нет. Поэтому нечего здесь умиляться над младенчеством. Это дурное младенчество, со знаком минус. Вот когда говорит Господь: «Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие»2, то это младенчество со знаком плюс, а здесь – со знаком минус. Я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. У вас еще только-только начинают появляться зачатки этой духовной жизни. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Если одни считают своим лидером Павла, другие – Кифу, третьи – Аполлоса.

Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, – т. е. продолжал мое дело, – но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Ну, о каких сверхдолжных делах может идти речь (доктрина сверхдолжных дел, сложившаяся в католической церкви, говорит, что святой имеет излишки добрых дел), когда на основании вот этих слов и Павел, и Аполлос, как насаждающий и поливающий, есть ничто, а все Бог возращающий? Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Что такое Церковь? Божия нива, Божие строение. Но чтобы такое определение Церкви не было уж слишком расплывчатым, необходимы уточнения.

Вы не подпишетесь под фразой: Церковь – христиане, рассеянные по всему миру. Очень удобное и красивое, кажется, определение. Но здесь нет определений, понятий, которые, по существу, и являются критериями того, что такое Церковь. Нет речи о таинствах, о вероучении, об иерархии. Под этим определением с удовольствием подпишутся все сектанты: мы – христиане, рассеянные по всему миру. Это не для нас определение.

Поэтому давайте придерживаться Филаретовского определения. Лучше него пока никто ничего не сказал по этому поводу. Церковь это общество, объединенное верой, вероучением, таинствами и иерархией. Это необходимые признаки. Потом надо посмотреть, имела ли иерархия преемство, или она прерывалась где-то и потому является иерархией незаконной. Это тоже немаловажно. С англиканской церковью у нас очень большие разночтения именно в этом плане.

Я, – говорит дальше апостол, – по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, посеял учение, веру, – а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Как можно говорить, что Церковь стоит на Петре, как на краеугольном камне? Не может он быть краеугольным камнем. Христос – вот Кто является краеугольным камнем. Да и сам Петр скажет перед синедрионом: нет под небом другого имени, кроме имени Иисуса, которым мы можем спастись3.

Поэтому ни о каком другом имени не может быть и речи, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Вот вам краеугольный камень нашей веры. На этом основании все строят, в том числе и мы с вами. Но посмотрите, какое идет строительство: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится, – а ведь речь здесь идет о ревности. Как мы созидаем сами себя? С ревностью, или она у нас растворилась? Любим Бога, как царь Амасия, «но не от полного сердца»4 и созидаем себя так себе, ни шатко ни валко? Дальше: «каждого дело обнаружится» – в день Страшного Суда, – ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. Вот как человек в последний момент выпрыгивает из огня, когда дом уже весь объят пламенем. Так вот и тогда дело каждого обнаружится. Но есть надежда все-таки, что сам-то спасется, но как бы из огня. Т. е. Господь принимает и ценит и видит не только каплю слезную, но и капли часть некую. И приветствует не только само дело, но и намерение целует, приветствует и намерение.

У человека есть намерение быть хорошим, а вот сил стать хорошим у него не хватает. Обязательно в какой-то момент сорвется и летит вниз и, образно говоря, все перечеркивает. Посмотрите на Лествицу на обложке книги Иоанна Лествичника. Падают-то с самого верха, осталось только за руку Господа взять; и с этой вершины он падает вниз. Т. е. мы все время ходим по краю пропасти, рискуя, что можем сорваться, разбиться и не встать. Зачем так рисковать?

Итак, мы приступили с вами к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета или, точнее, Библейской истории. Я оговорюсь, потому что моя задача давать вам не экзегезис текста, истолкование текста, а познакомить с содержанием самого Священного Писания и привить любовь к этому слову не как к литературному памятнику, а как к слову Самого Бога.

Вот, если бы Он сейчас нам явился, Он говорил бы вот этими самыми словами. Когда богатый юноша спрашивает, что ему нужно, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь велит соблюдать заповеди. Тот думает, что Он говорит о каких-то особых заповедях. А Он перечисляет заповеди десятословия, т. е. говорит текстом Священного Писания5. И апостолы, если посмотреть на их речи, составляли их из текстов Священного Писания. От себя – минимум, все – из Писания. Почему? Да потому что, повторяю, в слове человеческом силы нет. Сила есть только в слове евангельском. И вот эту силу нужно черпать. И как греки сочинили свой ложный миф, что кто прикасался к земле, набирался силы, так мы свою силу восполняем, прикасаясь к Священному Писанию.

Теперь скажу несколько слов о сочинении. У некоторых получается едва не форма исповеди, другие богословствуют, третьи пишут на эмоциональном уровне. Вы не волнуйтесь и пишите с полным доверием к Богу. «Священное Писание в моей жизни». Вспомните, что с вами произошло и при каких условиях, когда вы перестали к Библии относиться, как к древнему литературному памятнику, а увидели в нем откровение Божие. И теперь оно для вас – скала, с которой никто вас не сдвинет: «Бог мой – скала моя»6. Вот на этой скале и нужно стоять. И этот момент, этот свой личный духовный опыт и изложите. Бог призывает всех, но каждого своим путем, учитывая личность, индивидуальность каждого. Он не делает из людей массы. Что за ходульные выражения: по требованию масс, по требованию народа? Народ состоит из личностей, и Бог обращается к личности. Даже народ у Него персонифицируется в Сына. Сын – это народ. «Из Египта воззвал Я Сына Моего»7. Прямое значение текста: Я вывел из Египта Свой народ. Вот как мы должны понимать это выражение. Литературный прием олицетворения, персонификации очень часто употребляется в Священном Писании.

Мы записали с вами определение о божественном откровении и сказали, что без откровения свыше человек сам по себе никогда не дойдет до правильных представлений о Боге. Обязательно к его гениальным человеческим прозрениям будет примешиваться ложь. И нам надо определиться и, не мудрствуя лукаво, написать то определение, которое всем понятно. А уж на его основе, когда вы войдете в глубь Писания, вы можете начертать свои определения, как вы лично понимаете божественное откровение. А для начала ограничимся этим:

Божественное откровение – все то, что Бог открыл человеку о Себе Самом (слова: Себе Самом надо писать с большой буквы. Есть ошибки благоговения. Все притяжательные местоимения, если они касаются Божества, пишутся тоже с заглавной буквы) и Своей воле, благой, совершенной и спасительной. Воля Божия действительно благая, совершенная и спасительная, несмотря на весь окружающий хаос нашего бытия, на все эти нравы, жестокость, цинизм, бессердечие, так что судебные органы не успевают регистрировать все новые и новые виды зла. Кажется, что может быть преступнее убийства? Так нет, есть садизм, когда не просто человека убивают, а наслаждаются его терзаниями, его муками.

Нам с вами здесь хорошо говорить об этом. Все мы живы, здоровы, движемся и не ценим этого. А вот вы зайдите в больницу, где лежат молодые парни из Чечни или Афгана без рук и без ног. Вот и скажите кому-то из них: «Бог тебя любит, и Его воля – благая, совершенная и спасительная». А в нем такое ожесточение. Как Бог меня любит? А это что? Как это объяснить?

Очень трудно говорить об этом в хосписах, в больницах, где лежат дети с воспалением мозга. Как оправдать страдание? Достоевский говорил: эта мысль, кажется, меня с ума сведет. Ладно, мы, взрослые, вкусили от запретного плода, а страдания детей? Это как объяснить? И не знаешь, как объяснить. И по существу такого оптимального ответа в Писании нет. Иов требовал ответа от Бога, Иеремия спрашивал, допытывался Аввакум: «Почему Ты потворствуешь злодеям? Дай ответ. Почему путь нечестивых спеется?» Ответа нет. Бог задает в свою очередь Иову Свои вопросы и ждет на них ответа. Очевидно, нам многое неполезно знать. Если Богу будет угодно, Он, конечно, откроет. Ну, а так готовой формулы в Писании нет. Почему все у нас идет через страдания и Сам Господь называется Мужем скорбей8? Вот Его слова: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир9. Не можем мы этот закон отменить. Его нужно принимать, и принимать с любовью. И вот эта любовь будет впоследствии открывать человеку смысл его страданий. А сейчас ответить невозможно. И этим парням что сказать? Они пребывают в страшном ожесточении, ибо видят, что все от них отвернулись. Мне пришлось ухаживать одно время за таким больным, и жильцы в доме не хотели, чтобы хозяйка вывозила коляску с больным днем: дети будут иметь неприятные впечатления, не вози своего урода, держи его дома. Вот ведь какое ожесточение.Итак, мы записали определение об откровении. Посмотрим, как же Бог открывал Себя людям.

Читаем из Послания к евреям, 1, 1-2. Бог - вот источник откровения, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Давайте рассмотрим этот очень важный текст. Бог многократно, то есть неоднократно, и многообразно, различными способами: и во сне, и наяву, и через какие-то символические действия, слова – говорил издревле. Давайте определимся, откуда этому «издревле» вести счет. Очевидно, с Адама. Адам был наделен такими дарами от Господа до своего падения, что он чувствовал Бога, в нем обитал Сам Логос, Иисус Христос, и просвещал его. У наших прародителей не было нечистых мыслей, а раз нет нечистых мыслей, нет и нечистых взглядов. Их наготу покрывала какая-то божественная слава так, что они воспринимали друг друга, как подобает воспринимать человеку, не пораженному грехом, страстью. Мы смотрим друг на друга через призму своих страстей. В нас нет чистых взглядов. Вот Адам обладал такой чистотой мысли и взглядов. Он различал духовный мир, обладал пророческим даром, и вдруг всего этого ему показалось мало.

Значит, «издревле» относится к Адаму. А дальше? После Адама Сиф, очевидно, обладал даром пророческим, сын его Енос. Несомненно, Енох, седьмой от Адама, потому что апостол Иуда в Соборном Послании приводит выдержку из так называемой книги Еноха, где говорится, что о еретиках и лжеучителях пророчествовал Енох. Ной, вне всякого сомнения, обладал пророческим даром. Пророческий дар имел и Авраам.

А вот скажите, где сказано, что Авраам был пророк? Мы его знаем только как патриарха. А все же где-то есть указание, что он – пророк.

Надо всем открыть 20 главу книги Бытия. Жену Авраама взял к себе в гарем Авимелех, царь Герарский, и вот Господь является во сне этому царю и говорит: немедленно возврати жену мужу. А Авраам выдал ее за сестру, что в известной мере было полуправдой. А вот что говорится (Бытие, 20, 6 стих):

И сказал ему Бог во сне (вот, пожалуйста, – откровение во сне): и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. Вот какая была защита. Чем снискал Авраам такую к себе любовь Божию? Верой своей, несокрушимой верой.

Итак, открывайте снова Послание к Евреям. Когда апостол Павел говорит, что Бог говорил отцам, то каким отцам? Вот избранным людям. Через пророков. Исаак несомненно обладал пророческим даром. Перед смертью он благословляет сыновей своих. Иаков перед смертью созвал своих сыновей и каждому в пророческом вдохновении предсказал, что его ожидает. А Иуде дал особое пророчество. Еще нет государства, еще люди ведут кочевой образ жизни, живут в шатрах, а он говорит об Иудее, как о государстве, которое лишится политической независимости, и это-то и будет знаком времени, когда нужно ожидать пришествия Мессии. <…> в последние дни сии говорил нам в Сыне. С какого момента мы должны вести отсчет этим последним дням? С Воплощения должны вести отсчет. У нас вся история делится на два периода: период до Христа, дохристианская эра, и время, или последние дни, после Его воплощения. <…> в последние дни сии говорил нам в Сыне – через Сына, – Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Значит, что мы можем с вами сказать на основании этого текста по теме: что такое Божественное откровение?

Божественное откровение предназначается для всех, но сообщается через избранных. Везде нужны избранники. Никуда от этого не уйдешь. Господь должен человека пометить, чтобы он был Его служителем. «Предназначается для всех, но сообщается через избранных» (патриархов, пророков, судей, старейшин, апостолов). Хотя апостол Павел высказывает пожелание, чтобы все обладали пророческим даром, чтобы Церковь состояла из одних пророков. А ведь такое состояние было, такое время было, когда люди не нуждались в наставлении. Следовательно, откровение сообщается через избранных.

Дальше запишите:

Божественное откровение имеет историю и достигает своей полноты в свидетельстве Сына Божия и Духа Святого.

Это тоже нужно отметить, что не только Сына Божия, но и Духа Святого. И мы сейчас посмотрим, почему это необходимо отметить. Действительно, откровение не дано было сразу, а тайна домостроительства раскрывается перед нашими глазами постепенно. Она по-прежнему остается тайной и обитает в Церкви. Поэтому как только мы покидаем лоно Церкви, выходим за ее ограду, так мы начинаем говорить все от ветра главы своея, и у нас не мудрость, а мудрование. «Умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже наш». Вот есть мудрость, которая ниспосылается свыше, как дар Божий, и есть мудрование, которое мы по ошибке принимаем за мудрость.

Евангелие от Матфея откройте и найдите 13 главу, 16-17 стихи:

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вот здесь нам как раз и сообщается, что откровение имеет историю. Да, желали (пророки), да не дожили, хотели слышать, и не слышали, а только издали видели эти события. И как бы хотелось им дожить, но Господь определил им срок, и они не дожили, хотя и были сами провозвестниками. Но вот пришла Сама воплощенная Истина и свидетельствует, ссылаясь на тех людей: как вы, очевидцы, блаженны; ибо сколько людей в прежнее время желали слышать то, что вы сейчас слышите.

Теперь откройте последнюю главу от Луки. Здесь говорится о явлениях воскресшего Христа, и при каждом явлении Господь ученикам что-то говорит. На нашу тему нам важен 45 стих 24 главы:

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Вот можно составить молитву: Господи, отверзи мой ум к уразумению слова Твоего. Можно так сказать? Можно и нужно. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И, однако, велит оставаться в Иерусалиме и ждать, пока на них сойдет сила свыше. Что, Он не в состоянии был все в полноте передать им? Мог. Но лица Святой Троицы, скажет Иоанн Златоуст, находятся в послушании друг у друга. В Ветхом Завете действует Бог Отец, с момента воплощения – Бог Сын, а с момента Пятидесятницы – Бог Дух Святой. Поэтому Он им говорит в 49 стихе: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Наступает эра Духа Святого – Он должен это совершить.

Теперь, откройте Ин 16, 12-15, 25-30, 33.

Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Вот если бы мы знали эту границу и поступали бы только в тех пределах, в каких дано нам вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Т. е. Дух Святой не будет составлять какое-то новое Евангелие. Он будет продолжать Христово благовестие. Он от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Отметьте, это 12-15.

А когда исполнилось то, что Дух Святой восполнит все? В день Пятидесятницы. У евреев ветхозаветный праздник Пятидесятницы был связан с дарованием синайского закона, Декалога. В пятидесятый день по исходе они пришли к горе Синай и удостоились откровения. Отсюда Пятидесятница – в память дарования 10 заповедей. А у нас Пятидесятница – день Святой Троицы, день Духа Святого. В этот день в сионской горнице все находившиеся удостоились излияния даров Святого Духа. Он почил на каждом из них в виде огненных языков, и все начали говорить от Духа Святаго. И первая речь апостола Петра – это поразительная речь.

Откроем книгу Деяний и найдем 2 главу.

При наступлении для Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Вот таинственный знак – дар языков. Что это за дар? То ли они обрели сразу способность говорить на всех иностранных языках, то ли они говорили каждый на своем языке, но каким-то чудесным образом все слушатели понимали то, что говорит Петр. Вот здесь единого мнения между богословами нет. У святых отцов такого разноречия нет. Если не допускаете, что апостолы обрели способность мгновенно понимать речь на любом языке и говорить на нем, то Господь мог устроить так, что Петр говорит на своем арамейском диалекте, а его понимают все. И вот смотрите, когда Петр произнес после этого свою первую речь – дальше она излагается с 14 стиха – она произвела на них такое впечателение (37 стих) что:

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Т. е. это было такое потрясение внутреннее, такое покаянное состояние, что они умилились сердцем. Петр же сказал им (а дальше в одной строке все Евангелие): покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Вот поэтому в купели крещения мы все получили какой-то дар Святого Духа, но по своему небрежному отношению и к жизни, и к дару, мы, во-первых, не уразумели, что это за дар, и потом его потеряли. Так вот, нет бесталанных людей в Церкви. Господь каждому от богатства Своего, неистощимого богатства, дает дары и дарования. И нужно определиться с тем даром, какой дан каждому из вас персонально, и этим даром служить Богу. Только на этот дар у вас и пойдет барыш, и будут проценты, и будет оборот с этого служения, с этого дара. И вы будете «куплю деяти», а даров неравноценных нет, они все равноценны. Они все необходимы для Церкви. Они составляют ее полнокровное богатство.

И вот они умилились, и посмотрите на результат, какой получился, 41 стих:

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

Они хвалили Бога, находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Священники не к себе должны приводить людей, эксплуатируя религиозные чувства, а к Церкви. Вот младостарчество занимается тем, что приводит к себе и калечит человеческие души. А нужно к Церкви приводить, а не к себе. «Спасают Церковь», нашлись спасители. Не Церковь спасать нужно, а в Церкви нужно спасаться.

Вот это относительно того, что божественное откровение имеет свою историю и достигает полноты в свидетельстве Христа. И этой полноте нет предела, потому что объект откровения – Господь. Он настолько велик, что Его невозможно выразить в имени. Эта многоименность, с которой мы обращаемся к Богу, говорит только о том, что у Бога нет имени, у Него нет даже бытия. Не в том смысле, что Он отсутствует, а в том, что Его бытие принципиально отличается от нашего бытия. Он – есть, мы – появляемся. Он -– есть , Он имеет жизнь в Самом Себе, мы – эту жизнь получаем. Я бы очень хотел, чтобы вы все прочли одну из лучших работ Владимира Сергеевича Соловьева «Духовные основы жизни», где он проводит такую мысль, что желание человека жить всегда, жить вечно, остается неудовлетворенным. В наличии мы имеем только смерть. Будучи рождены смертными, мы и потомство производим смертное и, стремясь жить вечно, только видим постоянное торжество смерти, а самой-то жизни вечной нет. Ее может дать только Тот, в Ком эта жизнь заключена. Он – источник живота: «во свете Твоем узрим свет»10. Только Тот, Кто имеет жизнь в Самом Себе, может приобщить нас к вечности, к вечной жизни.

Теперь запишите второй вопрос. Это, кстати, только тезисы. Моя задача дать вам основные тезисы, а на основании этого вы уже развивайтесь дальше. Находите материалы, читайте о божественном откровении и все это слагайте в себе, в сердце своем. А начинать нужно с простых определений. Запишите дальше:

 

Понятие о Священном Предании и Священном Писании.

А вот где ощутить, где найти это божественное откровение? В шкатулочке, может быть, какой? Где оно обретается? Где оно пребывает? В каких формах? Вот две основные формы божественного откровения. Конечно, это школьное определение, деление. Школа хочет все разложить по полкам, и, конечно, это тоже не совсем хорошо, но раз мы так уж устроены, надо, очевидно, поступать так.

Божественное откровение существует в двух основных формах. В форме устной передачи и в форме письменной, когда учение было уже зафиксировано, записано. А до этого шло из поколения в поколение в форме устной передачи. У людей была очень натренированная память, и они запоминали массу информации. Особенно речения своих мудрецов, пророков, великих людей. Все это передавалось из поколения в поколение по памяти. Но память не может всего вместить, наступил момент, когда появилась нужда в слове писаном. Появились пророки – писатели, и самый великий из них – Моисей. Традиция, и иудейская, и христианская, говорит, что он – первый писатель, и первые 5 книг принадлежат его авторству. Откровение передавалось из уст в уста. Поэтому самая распространенная фраза в Ветхом Завете: Слушай, Израиль11. Вот и слушали. А когда можно понимать хорошо, что преподается? Когда оно доносится четко, внятно и прилагается толкование.

Вот откройте книгу Неемии, найдите 8 главу. Главные послепленные деятели: Ездра – священник, ученый, Неемия – виночерпий персидского царя Артаксеркса, и пророки послепленные – Аггей, Захария и Малахия.

Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. Вот Моисея давным-давно нет, а свитки священные хранились и береглись как зеница ока. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать, – посмотрите, – и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его – стояли левиты, священники, перечисляются имена тех, кто давал толкование на прочитанное. И вот смотрите:

И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого.

И весь народ отвечал: «аминь, аминь», - поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли. А вот эти – левиты (дальше идет перечисление их) поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Чтение и толкование слова Божия привело народ в такое покаянное чувство, что вот посмотрите:

Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. Вот впечатление от правильного чтения и объяснения. Поэтому всем нам надо обязательно заниматься и артикуляцией, четким произнесением священных текстов. Чтобы они внятно звучали, в первую очередь, в ваших устах и доходили до сознания тех, кто впервые их слышит. По иудейскому учению слово Божие, имя Божие, может произвести чудесное действие, если оно правильно произнесено. Вот если кратко сказать, что такое Священное Писание и Предание.

Теперь запишите 3 пункт:

Библейский канон.

Эта тема отвечает на вопрос, как образовался тот объем книг Ветхого и Нового Завета, из которых состоит Библия. Как постепенно образовался объем священных, или богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета. Каким образом Церковь опознала, что богодухновенно в море рукописей, ведь писали и еретики, многие скрывали свои имена под именами знаменитых в Церкви людей, чтобы протолкнуть свои идеи. И вот она опознала во всем море этих свитков только те, которые действительно запечатлены характером богодухновенности и являются свидетельством непреложной истины. Канон, если взять это слово в отвлечении от книг, это трость для измерения. Но в контексте нашего предмета: канон – это перечень книг, признанных Церковью богодухновенными, или каноническими.

Ветхозаветную часть Библии мы получили от евреев по наследию, и вот на этом мы с вами и остановимся. А дальше будем говорить уже о другом: о названиях, о счете этих книг. Вам все это нужно будет знать, чтобы потом разбираться во всех этих вопросах. А для начала возьмите прекрасную работу протоиерея Александра Меня. О нем разное говорят. Но вы не слухами пользуйтесь, а читайте. И что вас приводит в смущение, то помечайте и выбрасывайте, а что хорошо, то действительно хорошо. А. Мень. Как читать Библию. Вот его труд. Там в конце книги дана библиография. Вообще, ему памятник нужно поставить за одну только библиографию, какую он дал в своем сериале «В поисках Пути, Истины и Жизни». Нигде такой исчерпывающей библиографии нет, по всем темам. А уж по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, даже сотни наименований только на русском языке, не говоря уже об иностранных.

Я благодарю вас за внимание.

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

23 апреля 2024 г. ( 10 апреля ст.ст.), вторник. Мучеников Терентия, Помпия, Африкана и иже с ними. Великий пост.

сегодня

08.00 – Утреннее великопостное богослужение. Заупокойная лития

17.00 – Вечернее великопостное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления