Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Библиотека

Экскурсии
по приходу

3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №3 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

  и мы продолжаем наши занятия, посвященные библейской истории Ветхого и Нового Завета. И из прошедших лекций вы чувствуете, что мы занимаемся очень серьезным делом. Делом настолько серьезным, что выход после этих занятий у каждого человека должен быть только один: углублять то, что вы получаете на курсах путем самообразования, внимательного чтения, бесед и встреч с такими людьми, которые желают слышать это слово Божие и услаждаются им. И как говорит апостол Павел, от этого общения происходит великая польза, ибо мы все нуждаемся в утешении нашей верой, общей верой, вашей, скажет он, и моей, И вот из таких общений будет вырисовываться еще одно удивительное свойство. Вы увидите, как Господь постепенно будет раскрывать перед вами тайны Своего Писания, приобщать к нему с тем, чтобы вы это нбе хранили в себе, а преподносили другим. Не ставя перед собой планетарной задачи обратить всех, а хотя бы заронить в кого-то одного вашу живую веру. Потому что вот мы читаем у пророка Амоса, Господь через него сказал: Я пошлю голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних1.  И вот эту жажду призваны мы удовлетворять. Нам будет очень стыдно перед той самарянкой, с которой Господь беседовал у колодца Иаковлева. Она никак не могла вначале Его понять. И все думала, что речь идет о той пульсирующей воде, которая в колодце.2

Откроем все 4 главу Евангелия от Иоанна. Чтобы с нами произошло то, что произошло с ней. И вот посмотрите, видя, что она не понимает, но что сердце ее готово и открыто к восприятию Его слова, Господь переводит беседу на личную тему ее жизни и показывает, что, как сердцеведец, Он знает, с кем Он беседует. Женщина, прямо скажем, такого поведения… она и пришла-то в жаркий полдень за водой, чтобы не было встречных, ибо, очевидно, несла поношение от своих, где жила. И вот столкновение, встреча с Иисусом преобразила ее полностью. А то, что Он сказал ей, Он сказал всем, здесь присутствующим. Посмотрите 13 стих 4 глава:

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, – показывает на колодец, – возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. И вот таким источником для каждого из нас является наше сердце. 19 стих:

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. <…> Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою.

И вот посмотрите, не какому-то анахорету, не какому-то богослову, а именно простой женщине Господь открывает 3 великие истины религии:

1. Поклонение Богу не связано с местом. Поклоняться Богу надо в духе и истине. И таких поклонников Бог ищет Себе.

2. Бог есть дух и такова Его природа, хотя слово дух и не раскрывает как раз, что же это за природа божественная. Вот мы употребляем слово, не понимая во всей глубине его значения. Поэтому и служение Богу должно быть духовным и совершаться, в первую очередь, внутри нашего сердца. Игнатий Брянчанинов при наречении его в епископы произнес прекрасную проповедь. Он сказал, что он никогда не мечтал и не думал быть епископом, он хотел быть епископом своего сердца и приносить в нем Богу словесную жертву хвалы. Вот, Господь хочет, чтобы наше сердце было таковым.

3. И третья великая истина, что Мессия, которого все ждут, в том числе и самарянка, это Он Сам, Который говорит с нею.

Она все на свете забыла, и кувшин, и зачем пришла, и побежала, забыв все, в город и вывела к нему все стадо, весь город, и, благодаря ей, все пришли к вере. Вот какое Господь сотворил чудо. Вот она стала сразу источником воды живой, текущей в жизнь вечную.

Мы – город не обратим, но хотя бы тех людей, которых Господь высылает прямо на нас – это явный знак, что мы должны с ними заниматься, беседовать, и, глядишь, может быть, что-нибудь да и прорастет. Вот как преподобный Серафим, прижизненная икона которого сейчас в Троицком соборе находится, говорит своему любимому ученику Тимону: «Отче Тимоне, сей и на камени, сей и на песце, сей и в тернии. Может быть, что-нибудь, да и прорастет». Вот, «может быть, что-нибудь и прорастет» – это и должен быть тот скромный результат, который мы можем иметь, по милости Божией опять- таки. Миссионеры – это подвижники, это мученики. Миссия Церкви – особая миссия. Но прежде чем идти с миссией в мир, надо самого себя приготовить соответствующим образом.

Откройте Евангелие от Матфея и вот, если этого качества не будет, наши слова так и останутся, зависнут в воздухе без всякого воздействия. А вот это следующее: Нагорная проповедь, в 16 стихе 5 главы Господь говорит:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Потому что сила – не в словах, а сила – в светоносной благочестивой жизни. Нет ничего светоноснее праведной благочестивой жизни. Вот если это будет сочетаться, праведность жизни с благовестием, вот это будет приносить плоды. Одно без другого немыслимо. Свет, а синоним его – добрые дела. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела. Вот параллель свету - добрые дела. Иоанн Златоуст сказал эту фразу прекрасную: «Нет ничего светоноснее благочестивой жизни». <…> и прославляли Отца вашего Небесного. Конечно, идет прославление Бога, и мы не должны ничего приписывать себе: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему.3 Продолжаем рассматривать:

Библейский канон

Библейский канон – очень трудная тема. Канон, я вам говорил, это трость для измерения. Трость для измерения, которую использовали в качестве эталона при строительных работах. А в отношении книг библейских – это список, перечень книг, признанных Церковью богодухновенными. Вот этот перечень образовался не сразу. Ветхозаветную часть Библии мы получили от ветхозаветной Церкви, от иудеев, а новозаветную к пятому веку определила уже Церковь христианская. И вот, соединив то и другое, наследие и книги уже христианского времени, Церковь определила перечень книг, которые считаются подлинным словом Божиим.

Вот если бы Господь явился здесь сейчас, Он говорил бы то же, что уже сказал 2000 лет тому назад. Потому что как Он пребывает вовек, так и слово Его пребывает вовек. Поэтому никакого нового Евангелия мы ждать с вами не можем. Не можем говорить и допускать даже мысли, что Евангелие устарело, что его нужно обновить. Вот мунисты говорят: «Да, Христос не все сделал, я призван довершить Его дело». Вот какое безумие. Этот канон или перечень не подлежит пересмотру. Он составлен, и этим объемом мы должны с вами и пользоваться. Ничего не прибавляя, ничего не убавляя. Но поскольку, как Лука пишет в своем вступлении: многие стали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях,4 то появилось очень много жизнеописаний Иисуса и Его учения. Люди стремились запечатлеть себя и под видом, под именем какого-нибудь известного в Церкви человека стремились протолкнуть и свои ложные, гностические, скажем, мнения, соединяя их со словами Иисуса. И вот нужно было особое критическое чутье, чтобы из всех евангелий, а их было множество, избрать, определить четыре версии: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, которые и являются подлинным, адекватным выражением учения Господня. Это вот те четыре реки райские, которые выходили из Эдема. Поток общий разделялся на четыре реки, и вот эти четыре реки – и мир-то четвероконечный, крестообразный – напояют всю вселенную.

Один блаженный зашел в храм во время чтения Евангелия за литургией, и Господь удостоил его такого видения: дьякон читает текст, и каждое слово отрывается от страницы в виде светильника и поднимается к небу. Вот какое значение тех книг, изучением которых мы с вами занимаемся. И вот с какой целью мы занимаемся. С разными целями занимаются изучением Священного Писания. А у нас должна быть вот эта.

Открывайте Второе послание к Тимофею. (2 Тим 3, 14-17)

Два письма апостол Павел обратил к Тимофею, к молодому епископу, которого он приблизил к себе, не потому что он ему понравился, а потому что апостолу Павлу было о нем откровение, что это будет великий ему помощник, и сотрудник, и апостол. И вот в 3 главе Павел этому Тимофею, епископу, пишет:

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Конечно, Павлом он был научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

<…> которые могут умудрить тебя во спасение<…> Мы не свое любопытство удовлетворяем: меня «интересует» религиоведение. Вот религиозная область, без всякой внутренней веры, «интересует» и все. Так вот, если с этой целью только мы будем изучать Писание, это нам послужит в осуждение. Не нужно забывать, что все Писание богодухновенно. Мы будем сейчас касаться этой темы. Отбор книг был зафиксирован на соборах, и отныне мы не можем с вами изменить объем Священного Писания по своему усмотрению. Конечно, для нас вершина, полнота откровения заключается в Евангелии. А весь Ветхий Завет – подготовка к явлению Спасителя. Поэтому все книги богодухновенные, но, однако, степень их богодухновенности разная. Полнота откровения находится в священных книгах Нового Завета и, в первую очередь, в Евангелии, в Четвероевангелии.

Итак, этот канон сложился на основе отбора, который длился в течение нескольких столетий. И вот что касается новозаветного канона, то только к 5 веку практически установилось окончательное решение по поводу того, какие книги считать каноническими, или богодухновенными. Так и относительно Ветхого Завета. Был большой спор среди раввинов о книге Песнь песней, о вставках некоторых книг Екклесиаста. Читая Екклесиаста, человек может разделять такую позицию: а вообще есть ли Бог? Чтение этих книг может посеять такие мысли. Включать их в канон или не включать?

Надо все-таки включать, потому что нужно найти ключ к ним. Это требует очень внимательного изучения: что за этими текстами, которые внешне могут даже носить эротический характер, скрывается? Почитайте Песнь песней. Описывается красота невесты, красота жениха, их взаимное тяготение друг к другу, их любовные ласки. Что это такое? Вот не разрешали юношам до определенного возраста читать и Екклесиаста, и Песнь песней, и 19 главу Бытия, где о Содоме говорится и о пороках содомских. Но в Писании все это есть. Оно отражает ту реальную действительность, и не рисует какую-то надуманную жизнь, и показывает, что даже люди призвания, люди великой святости, патриархи, тоже имели теневые стороны. И вот: един свят, един Господь.5

Сенека на вопрос, кто такой святой, дал такой, по-моему, прекрасных ответ: наименее грешный. Но не безгрешный. Без греха только Богочеловек и Господь наш Иисус Христос. Вот, Тот, в Ком нет греха,6 и может спасти мир. И мир и жаждал этого спасения. Потому что из своей среды он не мог дать такого праведника. Поэтому безумие, с этой точки зрения, ждать мессию, который пришел бы и водворил на земле рай. Это может сделать только Богочеловек, в Котором нет греха и тени греха.

Нужно ли было уничтожать книги апокрифические, книги тайные, написанные неизвестно кем и содержащие еретические мысли? Вот это вопрос. С точки зрения науки, этого не надо было делать. С точки зрения соблазна, может быть, их и нужно было уничтожать и сжигать. Вот, ворочая кочергой в печи книги Даламбера, Вольтера, Руссо, Дидро, митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) говорил: «Вот как горят эти книги в печи, так горят и их души во аде сейчас». Прочитайте, как страшно умирал Вольтер, который всю свою жизнь только и ерничал на предмет Церкви. А потом что? Это страшное дело. Очевидно, нужно исходить из ситуации. Для науки – сжигать не нужно, потому что все ереси, все еретики – это не исчадия диавола. Это были прекрасно образованные люди и духовные – тот же Арий. Образованный александрийский священник, человек с аскетическими взглядами, и вдруг он сочинил такую ересь и впал в такое высокоумие.

А все в основном такие вещи происходят от высокоумия. А в высокоумие человек может впасть в любом возрасте. Поэтому страсть высокоумия не покидает человека до старости и престарения. Похоть покидает, высокоумие нет. Представьте себе, что вы – автор каких-то идей и их разделяют тысячи и десятки тысяч человек. Император Константин за голову схватился. Как? Он стремился к миру и водворил мир, и вдруг все пришло опять в движение, в хаос изнутри самой Церкви. Как могло так быть? Как это получилось?

К увещаниям отказаться от своих заблуждений Арий не прислушивался, поэтому пришлось созывать собор. Собор осудил и его, и его учение. Но он не послушался и собора, соборного решения. Ни одна ересь не прекратилась с решениями собора.

И вот здесь опять возникает вопрос, очень сложный, я не знаю, как на него и отвечать. Что делать с этими инакомыслящими, или еретиками? Убеждению они не поддаются и не хотят слушать. Сеют свои плевелы и развращают. Что же с ними делать? Казнить? Ссылать? Пытать? В Евангелии этого нет. Мы возмущаемся, когда читаем: первые три века Эклезиа пресса – Церковь под давлением со стороны властей, но ведь когда Церковь была легализована, мы стали применять те же методы, что и язычники. Пытать. А как это сравнить с Евангелием? Господь не велел этого делать. Велел убеждать только словом. Я не знаю, как поступать, как быть, особенно с ересями и сектами мистического толка. С сектами изуверскими. Их нужно, по-моему, изолировать, ссылать куда-нибудь, или не знаю, что с ними делать. Как быть, если сравнить, сопоставить все это с Евангелием? Посмотрите, что пишет в этой же главе, 3 главе Второго послания к Тимофею, апостол Павел, 10 стих. Вот он ему пишет:

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах (а он ему сопутствовал); каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. А вот внимание, парадокс. Это религиозный парадокс. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Поэтому конца не предвидится этому заблуждению и этому наплыву всяких тоталитарных сект, всяких изуверских сект. Вот они будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А вот как проследить, как составлялся канон? А очень просто. Нужно поднимать всю святоотеческую письменность, начиная с апологии, с апологетов, писателей III веков. Вот они в своих писаниях и ссылаются часто на книги Священного Писания. И вот, выбрав все эти ссылки, и можно представить себе, знали ли христиане IIIIV века Священное Писание в том объеме, какой мы имеем сейчас с вами. Вот знали. Только возможности для распространения не было – ни книгопечатания, ни других средств. Все переписывалось от руки. И поэтому если Матфей написал Евангелие, так он написал его в единственном экземпляре. Нужно размножать, нужно переписывать. При переписке неизбежны ошибки какие-то, недосмотры. Таким образом, появляется наука Библийская текстология. Основателем ее является ученый и богослов Ориген.

К сожалению, он тоже впал в ересь, высказывая некоторые положения. Но он высказывал их для себя, а издатель его оказал ему медвежью услугу. Без его разрешения опубликовал все, что он даже и не предполагал к публикации. А просто высказывал, как свое частное мнение. Ну, например, учение о предсуществовании душ; о том, что диавол спасется; о том, что, в конце концов, все придут к вере и обратятся и покаются. Многие положения Церковь наша не при-ни-ма-ет. А это был прекрасный ученый, и он занимался сравнением древнейших списков Священного Писания. Экзаплы, Октаплы – он искал в книгохранилищах, в храмах эти свитки, сравнивал эти тексты и указывал на разночтения.

Но то, что мы имеем с вами – это мы имеем чудо. Евреи сумели сохранить тексты, благодаря тщательным правилам, которые они разработали. Масареты, ученые книжники, разработали правила для переписывания священных текстов, благодаря скрупулезному их выполнению и переписывались тексты практически без ошибок.

Хорошо. Вот вы имеете теперь представление, что такое канон. Составлялся он постепенно, а ветхозаветную часть мы получили по наследию.

Откройте Послание к Римлянам и найдите 3 главу. В первых двух главах апостол говорит, что и язычники, не знающие Бога, погрязли в грехах, и иудеи, знающие закон, тоже жили в своих беззакониях. Все согрешили пред Богом, и все-таки он задает вопрос:

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество, – вот тогда было, – во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

Вот они слово Божие сохранили, но по слепоте своей просмотрели Мессию. И когда Он пришел к своим, свои Его и не приняли.7 И вот эта слепота на сердце, умственная слепота до сих пор не позволяет им в текстах ветхозаветных узреть Христа8.

Откройте Второе послание к Коринфянам и найдите 3 главу. В 3 главе, в 14 стихе, мы с вами находим такие слова:

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доселе, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

Вот при каком условии это может быть. А так относительно их избрания все остается неизменным. Вы, конечно, можете «предъявить претензию» Богу, почему он избрал не ассирийцев, не греков, не римлян, не персов, а избрал семитов, семью Авраама. «Тайна избрания», – ответить можно только так. Это тайна избрания. И оно остается неизменным. Посмотрите опять Послание к Римлянам и найдите 9 главу.

Вот апостол очень переживал, что они упорствуют, и препятствуют его проповеди, и с фанатичным ожесточением не принимают этой проповеди. Вот в 9 главе он пишет, 1 стих:

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, – вот какой был духовный уровень у человека. Мы ошибаемся и часто за проявления Духа принимаем свои ошибочные эмоции. Это очень опасное дело. Вы должны со своим духовником решать все такие вопросы, которые вызывают сомнение. Можно свою эмоцию благочестивую принять за движение Святого Духа, и это будет страшная ошибка. А апостол четко говорит: свидетельствует мне не собственная рефлексия, а совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь.

Вот, с чем связано избрание. Оно остается неизменным. Но избрание это не есть что-то такое: ах, избран, и ты безвозвратно избран. Избранник – тот, кто верен избравшему его. А верны ли были иудеи? Конечно, нет. И посмотрите, что об этих иудеях апостол говорит во 2 главе Послания к Римлянам, 28 стих:

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, – вот оно совершалось в восьмой день над младенцами мужского пола, – но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Поэтому вот вам и призвание. Если человек или народ верен призвавшему – да, это призвание соответствует действительности. А так, прочитайте, как к народу, к этому избранному народу, обращались пророки: народ содомский и гоморрский9, сыны погибельные10, отродье грешников11. Вот вам и эпитеты к избранному народу.

Следующая тема у нас:

Богодухновенность Библии

Прежде чем говорить на эту тему, нужно сказать следующее. Приходится обсуждать темы, которые, по существу, нельзя обсуждать поскольку мы не имеем этого в собственном религиозном опыте. Никто из нас не был призван к пророческому служению. А приходится говорить, как Иеремия – до вчерашнего дня частный человек, с сегодняшнего дня стал пророком, через которого говорит Господь. Что с ним произошло? Что он испытал? Что за потрясение было? Когда он почувствовал, что Бог дал ему иное сердце? Вот об этом можно читать и можно со слов и говорить, но, не имея этого в личном религиозном опыте, говорить об этом трудно, удобее молчание. Но вот есть такая тема: Богодухновенность Священного Писания. Поэтому хоть немного, но что-то сказать на эту тему нужно.

Чем отличаются книги Священного Писания от прочих гениальных произведений человеческой мысли? Когда блаженный Августин в своих поисках истины перешел к изучению Священного Писания, в частности посланий Павловых, то он смутился и соблазнился корявостью слога, непоследовательностью - нет того блеска, нет той красоты, какие у Платона, у Сократа, у Аристотеля, у каких-нибудь других витий. Греческое витийство приводится в пример. А здесь и предложения неграмотно построены, и нет этой чистоты языка, но неудивительно: дескать, а кто были авторы-то этих книг – неученые рыбари, что от них ждать? Вот пока Господь его не просветил, пока он не понял, что скрывается за этим словом, Августин так думал. И многие соблазняются. Сам Иоанн Златоуст брал уроки красноречия у ритора языческого Ливания. Действительно, это был знаменитый преподаватель эллинского красноречия. А красноречие, вы сами знаете, какую роль играет, какую силу имеет слово. И вот Ливаний даже хотел видеть Иоанна Златоуста преемником в своей школе, но говорит: «У меня его похитили, украли христиане». Ученик уроки взял, но язычеством не прельстился и истолковал нам все Священное Писание.

И вот богодухновенность. С чем мы знакомы в собственном опыте? Ну, с поэтическим вдохновением. Вы знаете, многие из вас знают, что такое поэтическое вдохновение. Оно находит; считалось, что его посылают некие музы. Даже Мильтон в своем «Потерянном рае» обращается сначала не к Духу Святому, а к музам. Отдает дань тому, что музы посылали это вдохновение. Пушкин прекрасно описал состояние вдохновения. Он совершил прогулку и пришел к себе в комнату, сел перед камином, и вот в нем просыпаются некие состояния, которые он описал так:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы смелые навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Вот, снизошло на него это вдохновение. Можно ли поставить знак равенства между поэтическим вдохновением и богодухновенностью? Ни в коем случае. Это совершенно разные уровни и совершенно разные источники. Прежде чем дать определение, что такое богодухновенность, мы должны посмотреть некоторые тексты, которые могут нас немножко сориентировать в этом плане. Я бы очень просил, чтобы каждый, отталкиваясь от этих текстов, составил у себя в тетради свое понимание богодухновенности Священного Писания.

Откройте все книгу Исход. И найдите 4 главу.

В книге Исход речь идет о призвании Моисея. Жизнь Моисея слагается из 3-х сорокалетий: 40 лет в Египте, 40 лет в земле Мадиамской, и 40 лет он водительствует народ в землю обетованную. Так вот, это второе сорокалетие. 40 лет Господь готовит этого человека к миссии великой: освободить народ из плена и привести его в землю, обещанную их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову. Моисей видит купину неопалимую, куст, объятый огнем и несгорающий. Господь открывает ему Свое новое имя – Яхве и призывает его к этой миссии. Но ведь человек может отказываться даже и от призвания Божия, и, в частности, он ссылается вот на что – 10 стих 4 главы:

И сказал Моисей Господу: о, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим (т. е. с детства, я не только не оратор, но имею дефект в произношении, я медленноязычный и гугнивый, как говорится в ирмосе): я тяжело говорю и косноязычен.

Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь [Бог]? Итак, пойди, – внимание, – и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.

Моисей сказал: Господи! Пошли другого, кого можешь послать.

И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога <…>

Вот отметьте это. 4 глава с 10 стиха по 16.

«Я вложу слова Мои в уста твои». А может быть, действительно, кто-нибудь из вас переживал это, и вы произнесли некие пророчества и храните их? Я думаю, что нет, такого с нами не было. Но ведь вот и Мариам, сестра Моисея, называется пророчицей, и Аарон, брат, обладал пророческим даром. Они подумали, что в этом плане равны с ним. А вот равны ли были они с ним?

Открываем книгу Числ и находим 12 главу:

И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, ибо он взял [за себя] Ефиоплянку; и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам? – т. е. а что ты из себя представляешь? И мы такие же, как ты, обладаем пророческим даром. Вот обладают, да не в той степени.

И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. Скиния собрания – это походная церковь, шатер, перед которым собирался народ. И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, он верен во всем дому Моем (т. е. выполняет все): устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

И вот пророки-то должны знать меру свою, в какую им пророчествовать. А то получаются претензии. И вот к чему приводят претензии: как вы не убоялись упрекать? устами к устам говорю Я с ним, а не в гаданиях.

Откроем книгу Второзаконие, и найдите 9 главу.

Эта книга повторяет то, что было возвещено до этого первому поколению. Это пророк объясняет уже второму поколению, которое родилось в пустыни. И говорит, что отцы их без конца роптали. И вот за ропот они и были осуждены на сорокалетнее странствование с тем, чтобы все в этой пустыне вымерли. И только новое поколение войдет в обетованную землю, а из тех людей – только 2 человека. Вот такая диспропорция показывает, что спасающихся во все времена было мало. 600 тысяч вышло, не считая женщин и детей, а вошло только двое из первого поколения. Много ли спасающихся? Немного. Во все времена. И поэтому мне непонятна эта уверенность сектантов: мы спасены, уверовали – и мы спасены. Да откуда такая уверенность? Из чего она проистекает? Правильно, мы спасены. Но нужно добавить одно слово, как и апостол это делает: мы спасены в надежде12, мы надеемся, что мы будем спасены, но если под эту надежду не будем работать – эта надежда нас посрамит.

Теперь откройте 13 главу. Вот на благородном теле Церкви, как на каком благородном растении, паразитируют всевозможные лианы и пьют из него соки. И посмотрите, что происходит:

Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает,т е. испытывает, – вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из землю египетской и избавившего тебя из дома рабства<…>

Ведь кругом процветала магия, колдовство всевозможных видов. Прочтите книгу Александра Меня «Магизм и единобожие» из серии «В поисках Пути, Истины и Жизни». Все свелось в конечном итоге к магизму и оккультизму. У человека непреодолимое стремление овладеть, подчинить себе, распоряжаться этими силами, космическими, мистическими, какими угодно. Кто его подталкивает на это? Ясно, что подталкивает на это отец лжи. И вот, когда человек уходит в эти другие «духовности», он там быстро преуспевает, потому что там все построено на самообольщении, на высокоумии, а здесь, напротив, надо просить Бога. И святые просили, если Бог подавал им какие-то дарования, лишить их этих дарований, чтобы не впасть в высокоумие, не соблазниться, не прельститься.

Вот они вышли из одной земли, из Египта, да попали в полымя. А что в Ханаанской-то земле? Религии плодородия, связанные с фаллическими обрядами, с фаллическим культом, с религиозной проституцией. А если сама религия санкционирует похоть, и ее обожествляет, и оправдывает, можно было представить, какие были нравы, какое было самоистребление. Поэтому эти народы и нужно было уничтожать. Мы читаем все это вне контекста. Ах, какая жестокость, ах, какой Ветхий Завет жестокий. Он и был жестокий. Нравы-то были страшные. Человек не внимал слову: Моисей говорил, его никто не слушал. Поэтому: кто Господень – ко Мне, – подошли левиты, – пройдитесь по стану и поразите мечом всех зачинщиков13. Сколько было до этого говорено? Поэтому нужно иногда применять и такие меры. И они вполне оправданы. А смотрим с позиций какого-то гуманизма. Так гуманисты-то все и разложили. Вот и образовалось такое общество, где нет понятия греха, и где все можно объяснить, и все можно понять и оправдать. Вот и оправдывают все. А результат какой? Ведь подошли к черте. Подошли к черте, дальше – бездна.

Итак, пришли в землю обетованную. А что в этой земле?14 Вот куда они вошли:

Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, – а ведь это и есть святая земля, ведь эта ханаанская земля и есть святая земля, и есть обетованная земля, – тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь – служение Молоху. Он изображался в виде быка, печь – в средине. Раскаляли его добела и бросали туда младенцев, вообще признавали очистительную силу огня, и отсюда служение Молоху. <…>прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, - все виды колдовства перечисляются, все до единой магии: и хиромантия, и некромантия; и по полету птиц авгуры прорицали, по внутренностям животных, по облакам; чародеи, гипнотизеры, спириты – это все оттуда идет, и сейчас все это возрождается, – ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, – а вот эти гадатели и прорицатели и шепчут: «Вот мне дух сказал: подойди и убей свою мать». Вот одна девушка походила на курсы, а потом увлеклась этими мистическими сектами и вскоре стала преуспевать и слышать «голоса». Вот голос ей и сказал: «подойди и убей свою мать», что она и сделала, – а тебе не то дал Господь, Бог твой. Что же тебе дал Господь? Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте <…> Пророка из среды тебя, как меня воздвигнет тебе Господь, Бог твой. Это мессианское пророчество о Христе. Вот какого пророка должны мы слушать.

Дальше, 18 стих:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

И разговор ясен. А как человеку разобраться? Путаются даже в названиях. Одинаковые названия божеств. И у многих «результат»: разные исцеления, а потом через какие-то 3 месяца вдруг начинает с этим «исцеленным» человеком происходить невероятное – в семье разлад, болезни, ужас что происходит. Пророка воздвиг нам Господь, вот Его мы и должны слушать.

А вас я благодарю за внимание.

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

26 апреля 2024 г. ( 13 апреля ст.ст.), пятница. Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского. Великий пост.

сегодня

08.00Литургия Преждеосвященных Даров. Заупокойная лития

17.00 – Вечернее богослужение. Молебен благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. Молитвы о беременных женщинах

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления