На минувших выходных по благословению настоятеля протоиерея Валерия Волощука состоялось общее говение преподавателей, учащихся и родителей воскресной школы. А воскресным вечером один из воспитанников школы принял участие в собрании библейского кружка.
На нашей встрече речь шла о предстоящем празднике – Входе Господнем в Иерусалим. Согласно повествованию всех четырёх евангелистов, Иисус Христос въезжает в город на осле. Это животное выбрано Спасителем неслучайно. Если конь, который использовался при военных действиях и торжественных мероприятиях, ассоциировался с чем-то грозным и величественным, то осёл для еврейского народа был символом смирения и кротости. Садясь на осла, человек показывал, что идёт с миром. Именно так – кротко, смиренно, с мирными и добрыми намерениями – шёл к Своему народу Господь.
Но есть и более таинственные смыслы. Во-первых, шествие на осле – это исполнение пророчества Захарии (Зах. 9:9). Во-вторых, согласно этому же пророчеству и словам евангелиста Матфея (Мф. 21:2, 7) Господь взял не только молодого осла, но и ослицу. Как пишут святые отцы, это можно понимать как образы двух заветов – Ветхого (ослица) и Нового (молодой осёл). Христос является посланником и ходатаем Нового Завета (Евр. 8:6, 9:15) – то есть восседает на ослёнке. А ослица – Ветхий Завет – идёт рядом или позади.
Также ослица и ослёнок могут символизировать два народа – евреев и язычников. Подъяремная ослица (Зах. 9:9) – это иудейский народ, который уже знал Бога и нёс на себе ярмо постановлений Моисеева Закона. А молодой осёл, «на которого никто из людей никогда не садился» (Лк. 19:30), представляет собой язычников, ещё не слышавших о Боге. Поскольку богоизбранный еврейский народ отверг своего Создателя, Христос обращается с проповедью к язычникам.
Вход Господень в Иерусалим – это момент высочайшей земной славы Спасителя. Никогда ни до этого, ни после Ему не оказывали такой чести. Но в то же время – это и ярчайшая иллюстрации трагедии еврейского народа. Христа встречали как царя – но не такого, какой Он есть на самом деле. Иудеи ждали земного царя, который снимет с них иго владычества римлян. А Господь шёл к ним как Царь Небесный – как любящий отец, желающий снять со Своих детей иго грехов и рабства диаволу. К сожалению, такой Царь Израилю был не нужен.
Именно поэтому Спаситель и плачет над участью Иерусалима. Впереди Его ждут страшные испытания – предательство, клевета, насмешки, издевательства, распятие и крестная смерть. Но, как и всегда, Господь думает не о Себе, а о нас. Он плачет о том, что Иерусалим не узнал времени посещения своего (Лк. 19:44) и сам навлёк на себя будущие бедствия. Речь, прежде всего, об Иудейской войне, которая произошла через несколько десятилетий после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа. Сам Господь, предрекая эти события, говорит, что «в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк. 13:19). Почему же так? Потому что Иудейской войной и всеми её ужасами израильский народ был наказан за убийство Сына Божия. А что творилось в Иудейскую войну, можно узнать из книги Иосифа Флавия. Даже отрывки из неё страшно читать.
Святитель Григорий Двоеслов пишет о том, что слова Христа, обращённые к Иерусалиму, можно отнести и к душе каждого человека. Если мы не знаем и не понимаем, что лишь вера в Бога служит к нашему миру, что лишь покаянием в своих грехах и соблюдением заповедей Божиих мы можем достигнуть спасения, то в конце жизни наши собственные дела и слова окружат нас, и стеснят отовсюду, и будут свидетельствовать против нас на Страшном Суде. Именно поэтому для каждого из нас очень важно узнать время нашего посещения Богом – то есть время нашей земной жизни, когда у нас ещё есть время на покаяние и изменение своей участи (Лк. 19:42-44).
Примечание: в два ближайших воскресенья - 17 апреля (Вход Господень в Иерусалим) и 24 апреля (Пасха) - собраний библейского кружка не будет. Наша следующая встреча запланирована на 1 мая.