Почему, исцеляя людей, Иисус Христос запрещает им объявлять об этом? (Мф. 12:15-16). Таким вопросом мы задавались на библейско-богословском кружке при чтении 12 главы Евангелия от Матфея.
Ответов здесь может быть несколько. Во-первых, Своим примером Господь научает нас кротости и смирению (Мф. 11:29). Доброделание не должно являться поводом для гордости и самодовольства. «Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» (Ин. 8:50), – говорит Спаситель в Евангелии от Иоанна. Посему, делая кому-либо благо, нам следует не принимать славу от людей (Ин. 5:41), а возносить хвалу Богу.
Во-вторых, Господь велел не рассказывал об исцелениях потому, что эти рассказы лишь увеличивали бы злобу книжников и фарисеев. И за свои дальнейшие действия они подверглись бы тогда большему наказанию.
Собственно, ненависть уже переполняет противников Господа. Услышав от народа предположение, что перед ними Христос, фарисеи обвиняют Его в сотрудничестве с бесовскими силами (Мф. 12:23-24). Спаситель опровергает их мнение сразу несколькими доводами, после чего говорит удивительные, на первый взгляд, слова: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32).
Как же так? Чем слово на Сына Человеческого отличается от хулы на Духа Святого? Ведь в обоих случаях речь идёт о поношении Святой Троицы.
Как отмечают толкователи Священного Писания (святитель Афанасий Великий, епископ Михаил (Лузин), блаженный Феофилакт Болгарский), в данном случае разница есть. Называя Сына Человеческого ядцею и винопийцею, другом мытарям и грешникам (Мф. 11:19), противники Христа не понимали, что заблуждаются. Они порицали Его именно как Человека, не ведая, что перед ними Бог. И это заблуждение будет им прощено.
Но когда фарисеи и книжники, видя явные чудеса, совершаемые Спасителем, упорно их отрицают, это уже хула на Духа Святого. Господь исцеляет бесноватого (Мк. 1:23-28), восставляет расслабленного (Лк. 5:18-26), претворяет воду в вино (Ин. 2:1-11), обнаруживает помышления людей (Мф. 9:4), а они говорят: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Это уже не ошибка, не заблуждение относительно Личности Христа и образа Его жизни. Это – сознательное противление истине, а значит – хула не на Человечество, а на Божество Спасителя.
Собственно, Сын Божий и не требует, чтобы иудеи верили Ему – Человеку. Но они должны верить делам, которые Он творит и которые являются подтверждением Его Божества. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:37-38). Когда же фарисеи и книжники всеми силами противятся и чудесным делам Христа, они, будучи вождями иудейского народа, имеющими ключ разумения, и сами не входят, и входящим препятствуют (Лк. 11:52). Ибо, стоит простому народу исповедать Спасителя Христом, как они тут же называют Его сторонником бесов (Мф. 12:23-24).
Есть ещё один вопрос: а если человек, изрёкший хулу на Святого Духа, покается, он будет прощён? Да, ибо Господь прощает всякий грех, за который человек приносит искреннее покаяние с твёрдым желанием исправить свою жизнь. Но дело в том, что, когда люди намеренно противятся истине и отрицают действия Святого Духа, они духовно ослеплены: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» (Ис. 6:10). Наверное, в таком состоянии привести их к мысли о необходимости покаяния очень и очень трудно.
Каждое воскресенье в 18.00 мы вместе читаем Священное Писание и обсуждаем вопросы православного вероучения. Ждём вас!
Все имеющиеся вопросы о деятельности библейско-богословского кружка вы можете задать по телефону: 8-951-824-87-05 (Александр).