Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Четверть миллиона кусочков камня

Более двух с половиной лет продолжалась работа над мозаичными полами для криптового храма в честь Сорока севастийских мучеников в Ростове на Дону. С начала 2016 года над проектом трудились ремесленники мозаичисты из Беларуси, а также специалисты по устройству мраморных покрытий пола, помогавшие им на этапах монтажа.

За это время было куплено и обработано более 30 тонн мрамора, гранита, кварцита, травертина, оникса и порфира – всего более 20 сортов камня из 7 стран мира. Около 15 тонн из этого количества было распилено более чем на четверть миллиона кусочков различных форм, размеров и цветов. К слову, для того чтобы распилить такое количество камней на кусочки было полностью сточено более 20 абразивных распиловочных дисков. Каждый из получившихся в результате кусочков камня побывал в руках специалистов по мозаике, был подогнан под нужный размер и вмонтирован в панно вручную. Около двух лет кропотливого и усердного труда потребовалось чтобы собрать все это в единый «живой» каменный рисунок общей площадью почти 500 квадратных метров.

Работа над этим долгим проектом началась еще осенью 2015 года, с предложения настоятеля храма, отца Валерия, создать мозаичный пол в стиле Косматеско.

Вкратце об истории стиля. Косматеско - старинная технология устройства мраморного пола, которая начинает свою историю еще во времена Византийской империи. В течение нескольких столетий она распространилась во многих средневековых европейских городах: от Афин и Константинополя до Новгорода и Киева. Среди наиболее знаковых и общеизвестных образцов можно назвать Латеранскую церковь святого Иоанна в Риме, Сикстинскую капеллу, Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор Святого Марка в Венеции и др.

Вообще принято считать (судя по популярным источникам), что стиль косматеско, был создан семьей мраморщиков Космати, представители которой работали в Риме и окрестностях в ХII–XIII веках. Однако многочисленные раскопки в Италии, Турции и Греции дают понять, что в основе своей косматеско – школа византийская. Фрагменты полов в главном храме Византии — Святой Софии в Константинополе – дают представление о том, с чего на самом деле начинался стиль косматеско. Ведь храм был освящен еще в далеком 537 году, задолго до упоминаний о семействе Космати.

Здесь можно увидеть частично сохранившиеся полы константинопольских мозаичистов, которые уже в то время демонстрируют несомненное сходство стиля с последовавшим за ним косматеско.

В этом контексте любопытно исследовать фрагмент полов церкви Святого Николая в ныне турецком городе Демре, а ранее Мирах Ликийских. Он содержит базовые элементы и символы, использовавшиеся позднее мастерами Космати, но датируется мозаика VIII веком.

Если сопоставить имеющуюся информацию и попробовать определить источник происхождения фирменных фигур косматеско, то станет понятно, что все сходится в одном центре — византийском Константинополе. Именно здесь заложены первые предосновы стиля, которые были потом блестяще реализованы и отточены до совершенства в средневековом Риме.

История стиля косматеско очень интересна, насыщена и разнообразна. Прежде чем приступить к работе над полами в ростовском храме, мозаичисты тщательно и кропотливо исследовали исторические образцы и примеры полов со всего мира, сохранившиеся до наших дней. Около двух месяцев потребовалось для сбора базы фотографий, планов старинных храмов и прочих исторических материалов. Впоследствии вся эта информация была использована для создания общего проекта полов для храма Сорока севастийских мучеников.

Структура этого храма довольно сложная. Необычная 8-гранная планировка центральной части, арочные колоннады, отделяющие две боковые галереи со сводчатыми арками от центрального наоса, замысловатая форма клироса, совмещенная с круглой солеей, отдельные помещения притвора и трапезной, которые предполагалось использовать, в том числе, и как часть храма во время литургий, полукруглая форма алтаря, многочисленные проходы - все эти части нужно было с помощью мозаичного напольного панно объединить в единое храмовое пространство, сохранив при этом уникальные архитектурные особенности каждого отдельного помещения и подчеркнуть их с помощью напольной мозаики. Создать проект для такого пространства, не перегруженный деталями, и при этом в меру насыщенный и праздничный, и в то же время на всех этапах полностью соответствовать исторически сложившимся правилам стиля Косматеско – непростая задача. Нужно сказать, что до того, как был утвержден окончательный план панно, художники разработали и отвергли в общей сложности 11 различных вариантов композиции пола.

Лишь в марте 2016 года мастера приступили к созданию самого панно. Нужно отметить, что современная наука имеет смутное представление о том, как в действительности создавались эти произведения искусства в Средние века. Поэтому многое приходилось придумывать заново: начиная с выбора камня, его оттенков и характеристик прочности, и заканчивая собственно методикой набора самой мозаики, а также такими казалось бы «бытовыми» вопросами, как упаковка, сохранная транспортировка мозаики к месту монтажа, выбор скрепляющего состава для мозаики, а также поиск поставщиков, которые бы предложили наилучшую цену на камень.

Все панно было поделено на отдельные мозаичные ковры, которые в свою очередь разделялись на еще более мелкие сегменты, пригодные для монтажа и безопасной транспортировки.

Для каждого мозаичного ковра отдельно разрабатывался и подготавливался свой картон, на основе этого картона подбиралась цветовая гамма камней, которые впоследствии распиливались на тысячи отдельных кусочков различного размера, цвета и формы. Каждый без исключения кусочек камня прошел через руки мозаичистов, ведь набиралась мозаика исключительно вручную.

Взглянув назад на все вехи и этапы работ, можно сказать, что все участники этого проекта прошли большой и сложный путь от начала и до момента завершения работ. И вот спустя два с половиной года мозаика готова.

Хотелось бы, чтобы этот мозаичный пол, ставший итогом долгой, трудной и кропотливой работы, внес свой весомый вклад в общее дело благоукрашения этого чудесного храма и привносил свою особую красоту в каждый праздник и каждое служение, совершаемое в нем.

Ян Жвирбля
Мастерская COSMATESCO

Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня Четверть миллиона кусочков камня

3782

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления