Более двух с половиной лет продолжалась работа над мозаичными полами для криптового храма в честь Сорока севастийских мучеников в Ростове на Дону. С начала 2016 года над проектом трудились ремесленники мозаичисты из Беларуси, а также специалисты по устройству мраморных покрытий пола, помогавшие им на этапах монтажа.
За это время было куплено и обработано более 30 тонн мрамора, гранита, кварцита, травертина, оникса и порфира – всего более 20 сортов камня из 7 стран мира. Около 15 тонн из этого количества было распилено более чем на четверть миллиона кусочков различных форм, размеров и цветов. К слову, для того чтобы распилить такое количество камней на кусочки было полностью сточено более 20 абразивных распиловочных дисков. Каждый из получившихся в результате кусочков камня побывал в руках специалистов по мозаике, был подогнан под нужный размер и вмонтирован в панно вручную. Около двух лет кропотливого и усердного труда потребовалось чтобы собрать все это в единый «живой» каменный рисунок общей площадью почти 500 квадратных метров.
Работа над этим долгим проектом началась еще осенью 2015 года, с предложения настоятеля храма, отца Валерия, создать мозаичный пол в стиле Косматеско.
Вкратце об истории стиля. Косматеско - старинная технология устройства мраморного пола, которая начинает свою историю еще во времена Византийской империи. В течение нескольких столетий она распространилась во многих средневековых европейских городах: от Афин и Константинополя до Новгорода и Киева. Среди наиболее знаковых и общеизвестных образцов можно назвать Латеранскую церковь святого Иоанна в Риме, Сикстинскую капеллу, Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор Святого Марка в Венеции и др.
Вообще принято считать (судя по популярным источникам), что стиль косматеско, был создан семьей мраморщиков Космати, представители которой работали в Риме и окрестностях в ХII–XIII веках. Однако многочисленные раскопки в Италии, Турции и Греции дают понять, что в основе своей косматеско – школа византийская. Фрагменты полов в главном храме Византии — Святой Софии в Константинополе – дают представление о том, с чего на самом деле начинался стиль косматеско. Ведь храм был освящен еще в далеком 537 году, задолго до упоминаний о семействе Космати.
Здесь можно увидеть частично сохранившиеся полы константинопольских мозаичистов, которые уже в то время демонстрируют несомненное сходство стиля с последовавшим за ним косматеско.
В этом контексте любопытно исследовать фрагмент полов церкви Святого Николая в ныне турецком городе Демре, а ранее Мирах Ликийских. Он содержит базовые элементы и символы, использовавшиеся позднее мастерами Космати, но датируется мозаика VIII веком.
Если сопоставить имеющуюся информацию и попробовать определить источник происхождения фирменных фигур косматеско, то станет понятно, что все сходится в одном центре — византийском Константинополе. Именно здесь заложены первые предосновы стиля, которые были потом блестяще реализованы и отточены до совершенства в средневековом Риме.
История стиля косматеско очень интересна, насыщена и разнообразна. Прежде чем приступить к работе над полами в ростовском храме, мозаичисты тщательно и кропотливо исследовали исторические образцы и примеры полов со всего мира, сохранившиеся до наших дней. Около двух месяцев потребовалось для сбора базы фотографий, планов старинных храмов и прочих исторических материалов. Впоследствии вся эта информация была использована для создания общего проекта полов для храма Сорока севастийских мучеников.
Структура этого храма довольно сложная. Необычная 8-гранная планировка центральной части, арочные колоннады, отделяющие две боковые галереи со сводчатыми арками от центрального наоса, замысловатая форма клироса, совмещенная с круглой солеей, отдельные помещения притвора и трапезной, которые предполагалось использовать, в том числе, и как часть храма во время литургий, полукруглая форма алтаря, многочисленные проходы - все эти части нужно было с помощью мозаичного напольного панно объединить в единое храмовое пространство, сохранив при этом уникальные архитектурные особенности каждого отдельного помещения и подчеркнуть их с помощью напольной мозаики. Создать проект для такого пространства, не перегруженный деталями, и при этом в меру насыщенный и праздничный, и в то же время на всех этапах полностью соответствовать исторически сложившимся правилам стиля Косматеско – непростая задача. Нужно сказать, что до того, как был утвержден окончательный план панно, художники разработали и отвергли в общей сложности 11 различных вариантов композиции пола.
Лишь в марте 2016 года мастера приступили к созданию самого панно. Нужно отметить, что современная наука имеет смутное представление о том, как в действительности создавались эти произведения искусства в Средние века. Поэтому многое приходилось придумывать заново: начиная с выбора камня, его оттенков и характеристик прочности, и заканчивая собственно методикой набора самой мозаики, а также такими казалось бы «бытовыми» вопросами, как упаковка, сохранная транспортировка мозаики к месту монтажа, выбор скрепляющего состава для мозаики, а также поиск поставщиков, которые бы предложили наилучшую цену на камень.
Все панно было поделено на отдельные мозаичные ковры, которые в свою очередь разделялись на еще более мелкие сегменты, пригодные для монтажа и безопасной транспортировки.
Для каждого мозаичного ковра отдельно разрабатывался и подготавливался свой картон, на основе этого картона подбиралась цветовая гамма камней, которые впоследствии распиливались на тысячи отдельных кусочков различного размера, цвета и формы. Каждый без исключения кусочек камня прошел через руки мозаичистов, ведь набиралась мозаика исключительно вручную.
Взглянув назад на все вехи и этапы работ, можно сказать, что все участники этого проекта прошли большой и сложный путь от начала и до момента завершения работ. И вот спустя два с половиной года мозаика готова.
Хотелось бы, чтобы этот мозаичный пол, ставший итогом долгой, трудной и кропотливой работы, внес свой весомый вклад в общее дело благоукрашения этого чудесного храма и привносил свою особую красоту в каждый праздник и каждое служение, совершаемое в нем.
Ян Жвирбля
Мастерская COSMATESCO