«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, отец благочинный, братья-сослужители, дорогие прихожане, паломники, всех вас сердечно приветствую с праздником в честь святых мучеников Севастийских, явивших своей жизнью и своими страданиями пример единства, истинной веры, горения ко Господу, служения Спасителю даже до смерти.
Сегодня за Литургией в память святых мучеников читалось Евангелие от Матфея. Апостол и евангелист передает нам притчу, сказанную Господом и Спасителем о работниках в винограднике. Пожалуй, это одна из самых красивых и, может быть, непонятных для нас притч Господа. Мы видим, что заканчивается время созревания плодов и нужно собирать урожай. Люди, имевшие виноградники, искали работников, которых в течение всего года они не могли содержать, а потому приходили на городскую площадь, где традиционно собирались те, кто готов был взяться на работу. Хозяева нанимали здесь трудников за определенную плату: одного динария было достаточно для оплаты работы одного дня.
Чтобы понять эту притчу, нужно вспомнить историю Палестины. Почему хозяин виноградника приходит несколько раз нанимать работников? Потому что видит – те, кто уже был нанят и начал трудиться, не справляются: очень много работы. И потому он приходит и в третий, и в четвертый, и в десятый раз. А почему же работники стояли на площади праздные, ожидая того, кто даст им работу? Почему не уходили? Да потому что жизнь была такой в Палестине: если слуги или рабы содержались около хозяина, то они имели гарантированное пропитание. Совсем другое дело – наемный работник. От того, возьмут ли его сегодня на работу, зависело напрямую, будет ли его семья сыта. И потому люди стояли и ждали: может быть, кто-нибудь даст хоть какое-то занятие. Разумеется, они даже и не думали, что смогут заработать динарий в конце рабочего дня, то есть плату целого дня получить за несколько часов работы. Но вот заканчивается трудовой день, и хозяин дает всем по одному динарию. Удивительное дело! Те, кто пришел в первый час и начал работать с самого начала, по нашим, человеческим меркам, возмущаются справедливо:
— Что же ты платишь им столько же, сколько и нам, мы-то трудились весь день, терпели зной, а они пришли, проработали час и получили столько же!
Тогда хозяин говорит: «Не за один ли динарий я нанимал вас?». «Да, за один». «Вы получили его, что еще хотите большего, не властен ли я дать последним столько же, сколько и вам?». Он – хозяин, он может дать и дает праведно, входя в положение этих людей: если бы они получили ровно столько, сколько им причитается за то короткое время, что они трудились, они не смогли бы накормить свою семью.
Заключая эту притчу, Господь говорит: «Последние будут как первые, а первые как последние». В чем же ее суть? А в том, что через хозяина и через его взаимоотношения с работниками виноградника, мы понимаем отношение Божие к человеческому роду. Очень часто мы, будучи христианами, начинаем входить как бы в торг с Господом. Вот мы будем поститься, молиться, давать милостыню, трудиться, а Ты, будь любезен, обеспечь нам Царство Небесное. Кого не посещали такие мысли? Едва ли найдутся единицы. И когда мы видим людей, которые всю жизнь, может быть, прожили праздно, вне Церкви и вне трудов, но в конце своего пути покаялись, проявили любовь к Господу, такую искреннюю и такую высокую, о которой даже те, кто трудился с первого часа, и не помышляли, наше сердце сокрушается. Но Бог любит одинаково всех, и не за труды наши подает нам те или иные блага и сподобляет нас Царствия Небесного, но посылает нам все это только по неизреченной и великой Своей любви и милости к нам. И милует одинаково всех: и тех, кто работал с самого первого часа, и тех, кто в последний свой час обратился к Нему, потому что и те, и другие дороги для Бога, и о первых, и о вторых Он заботится, чтобы они имели пропитание в земной юдоли, и жизнь вечную.
Очень важно отметить здесь то, что работники в притче стояли и ждали, когда их позовут. Не убегали, не искали чего-то нового, они ждали труда. И не они определяли, сколько им работать и сколько им заплатят. Они жаждали жизни для себя и своих близких. И эта жажда жизни, пропитания, а под этим мы подразумеваем пищу небесную, была настолько велика, настолько целостна, что Бог даровал им то, что они просили.
И в житии мучеников Севастийских мы видим то же. Когда один отошел, пал, не выдержал искушений, то тот, кто гнал, увидев твердость стоящих, присоединился к ним и восполнил их число, получив такой же венец небесной славы, как и 39 мучившихся страстотерпцев.
В дни святого Великого поста эта притча очень важна для нас. Нам нужно уяснить, что не за наши труды, не за наши подвиги Бог милует нас, но по неизреченной Своей любви. Мы не можем заработать Царство Божие. Мы должны жаждать служения Господу, и в этом служении не помышлять о том, сколько нам заплатят».
Текст проповеди взят с сайта Ростовской епархии