21 апреля 2015 года в храме Святителя Николая в Толмачах, храме-музее Государственной Третьяковской галереи, состоялось торжественное освящение точного списка Донской иконы Божией Матери, которая в продолжение двух лет создавалась реставраторами, искусствоведами, художниками-иконописцами, представителями иконописных мастерских Данилова ставропигиального монастыря. Специально для этого события из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм-музей был перенесен оригинал иконы «Богоматерь Донская».
В течение двух лет проходили заседания организационного комитета по созданию, освящению точной копии Донской иконы Божией Матери и принесению образа в Ростов-на-Дону, в котором работал председатель Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии, настоятель нашего храма протоиерей Валерий Волощук. Велась длительная напряжённая работа, договаривались с Третьяковской галереей, искали иконописцев и реставраторов, способных на такую сложную работу.
Проект создания точной копии иконы Божией Матери «Донская» получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Высокий уровень исполнения копии уже отметили научные сотрудники Третьяковской галереи, где хранится чудотворный первообраз. Список иконы выполнен мастерами художественно-реставрационных мастерских московского Данилова монастыря. Оклад иконы также является точной копией исторического.
Митрополит Меркурий отмечал, что почитание Богородицы в Ее Донском образе становится свидетельством возвращения к истокам – истории, культуры и духовности». «Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершаем освящение точного списка с чудотворного Донского образа Божией Матери, я хотел бы передать всем вам, дорогие братья и сестры, благословение Предстоятеля нашей Церкви, который благословил создание этого списка в ответ на просьбу жителей Дона и губернатора нашего края. В течение двух лет благословением Его Святейшества этот список создавался». «Мы чувствовали присутствие Божие Матери, Её благословение в этом благом деле». «Начиная со времен святого великого князя Димитрия Донского, со времен Куликовской битвы, когда по преданию жители Донской земли преподнесли этот образ великому князю, он неоднократно являл русскому народу и первопрестольному нашему граду особые милости. Так было и на поле Куликовом. Так было во время покорения Казани. Так было при осаде первопрестольного града войсками хана Гирея. Так было на протяжении многих веков. И вот, сегодня совершается историческое событие — спустя 635 лет мы освящаем точный список чудотворного образа для того, чтобы перенести его на южные пределы нашего Отечества, в сердце Донской земли — город Ростов-на-Дону, чтобы поставить там этот образ в духовном сердце нашего города и края — в кафедральном соборе, с молитвенным упованием на то, что Пречистая Матерь будет сохранять Своим благодатным Покровом южные рубежи нашего Отечества, собирать под Своим Покровом казаков Великого войска Донского, станет Матерью и Покровительницей всем, кто к этому образу будет приходить с молитвой и упованием». «Знаменательно то, что этот список освящается при двух великих наших святынях — в присутствии Владимирской иконы Божией Матери и подлинной чудотворной Донской иконы, — сказал иерарх. — Молимся и верим, что благодать Пречистой Богоматери, на всех образах явленная, неотступно будет пребывать и с этим списком в пределах Донского края. Об этом сейчас и вознесем свои молитвы». От имени Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Меркурий выразил благодарность Министерству культуры, сотрудникам Государственной Третьяковской галереи, благодетелям и всем тем, кто принимал участие в создании этого дивного образа. По окончании богослужения губернатор Ростовской области Василий Голубев от имени жителей Донской земли преподнес иконе драгоценный оклад, который является точной копией исторического, но некогда утраченного оклада. «Дорогой Владыка, я хотел бы высказать слова искренней благодарности за Вашу деятельность, за то, что Вы делаете для духовного возрождения и воспитания на Донской земле, за ту идею, которую мы с Вами обсуждали и формировали два года назад — о создании точной копии иконы Донской Божией Матери, — сказал губернатор Ростовской области. — Мне бы хотелось сегодня в этот торжественный момент, в преддверии Великой Победы в Отечественной войне, преподнести воссозданный оклад иконы Донской Божией Матери. Уверен, что находясь на Донской земле, икона будет её охранять, будет укреплять духом людей, будет способствовать нашим новым победам на благо Великой России и всех людей, живущих на нашей земле».
6 мая 2015 года икона будет перенесена на Донскую землю. Встреча образа, торжественный крестный ход и молебен совершатся в Ростове-на-Дону. Освященный в Москве список чудотворной Донской иконы Божией Матери будет храниться в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, где перед образом каждый час будет возноситься молебное пение, а все желающие смогут поклониться святыне.
Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории – Куликовской битвы 1380 года – 1 сентября.
Представляем Вашему вниманию интервью с настоятелем нашего храма отцом Валерием Волощуком.
«Чувствуется особое благоволение Божией Матери в создании этой иконы»
— Отец Валерий, проект создания точного списка Донской иконы Божией Матери — уникален. Насколько он был сложным?
— Действительно, об этом проекте можно говорить как об уникальном. В нём были задействованы многие труды Церкви. Нам была оказана полная поддержка Государственной Третьяковской галереи, поскольку эта работа требовала научных и исследовательских знаний. Над проектом работали также профессионалы Данилова монастыря. Были использованы наработки, как реставраторов, так и искусствоведов. Мы старались полностью повторить пигменты, которые использовались при написании первообраза, и при этом сохранить даже их географическую принадлежность, например, чепец у Богородицы — афганский лазурит. Именно этот пигмент и использовали.
— А как воссоздавался оклад? Ведь он, по сути дела, был утрачен.
— С помощью специалистов из Третьяковской государственной галереи были найдены несколько набросков хромолитографий оклада на самой иконе, что позволило не просто восстановить оклад, который был утерян после революции, но его воссоздать. Информацию собирали по маленьким крупицам. Оклад достаточно массивный, около десяти килограммов, сделан из серебра, позолочен. По периметру располагаются выгравированные композиции двунадесятых праздников. Украшен жемчугом и драгоценными камнями. На создание этой уникальной вещи потребовалось продолжительное время. Десятки специалистов принимали участие в работе: чеканщики, золотильщики, ювелиры. Все, что касается научной, искусствоведческой стороны, — это работа специалистов Третьяковской галереи, а исполнителями были мастера Данилова монастыря. К сожалению, параметры первоисточника не были описаны, но из всего того, что было доступно нам в визуальном восприятии, позволило в максимальной степени повторить тот образец, который был утрачен.
— С какими трудностями столкнулись, работая над проектом?
— Работу по созданию копии мы начали с молебна у первообраза. Еще раз повторюсь, что этот проект — уникальный, и сотрудники Третьяковской галереи говорят о том, что подобного у них не было. Мы знаем, что писалась копия Владимирской иконы и «Троицы» Андрея Рублёва, но чтобы была так называемая рабская копия, когда копия по всем параметрам совпадает с оригиналом: и те же пигменты используются, о чём я уже говорил, и даже доска с точными выемками ковчега. Такого проекта ни с одной иконой в истории Государственной Третьяковской галереи не было. Если посмотреть со стороны или подумать, как можно воплотить проект такого уровня, может показаться, что это невозможно. Но мы встретили одобрение, усердие и поддержку многих людей, и даже, казалось бы, расстояние Москва-Дон не стало помехой. Господь так соблаговолил. Чувствуется особое благоволение Божией Матери в создании этой иконы. Господь всех объединил и даровал нам такую милость. И, конечно же, Патриаршее благословение имеет великую силу, а также молитва и глубокое стремление нашего Владыки митрополита Меркурия, его горение, чтобы была у нас на Дону эта святыня, чтобы многие люди могли помнить заступничество Божией Матери, которое на Руси было; не забывать свою историю, сохранить культур и утвердиться в уповании к Богородице.
— Какое участие в проекте светских властей, в частности, губернатора Ростовской области?
— Безусловно, нужно отметить вклад правительства и губернатора в созидание святыни Дона. Воссозданный исторический оклад — дар от имени жителей Донской земли, который иконе преподнёс губернатор Василий Голубев. Прибытие святыни на Дон будет осуществлено необычным способом — Василий Голубев дал распоряжение выделить спецвагон, которым 6 мая мы доставим икону на нашу землю и торжественным крестным ходом встретим ее. Губернатор будет присутствовать на освящении в Третьяковской галерее. Это, конечно же, свидетельство и расположения, и внимания, и благоговейного отношения к святыне.
— Где будет пребывать икона в период после освящения до 6 мая?
— Дело в том, что оклад на иконе нужно закрепить особым образом, там есть определенные технические моменты, которые требуют времени и ювелирного подхода. Поэтому после освящения мы перенесем икону в мастерские Данилова монастыря. Затем специалисты, которые подготовили для иконы бронированную капсулу, поместят её туда вместе с окладом, закрепят, установят необходимый режим влажности и таким образом подготовят к транспортировке. До времени отправления на Дон она будет в Донской обители. Не так уж много осталось — две недели с небольшим.
— Где икона будет пребывать в Ростове, учитывая то, что в соборе идет реставрация?
— Митрополит Меркурий благословил подготовить в Ростовском кафедральном соборе место в пределе справа от иконостаса. Там икона будет находиться временно до окончания реставрационных работ в храме. Это место будет специально оборудовано, чтобы верующие смогли подойти помолиться, поставить свечи. Глава Донской митрополии также благословил в течение свободного от богослужений времени установить служебную чреду и совершать акафистное пение перед иконой, чтобы таким образом воздать почтение Божией Матери и дать возможность сугубо помолиться всем притекающим к ее заступлению.