Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Начальница веры и корень православия

Завершилась очередная паломническая поездка нашего прихода. Эмоции чуть улеглись, и пришла пора осмысления. Лично для меня не было ни одного дня в поездке, который бы прошел просто так, что называется, впустую. Не было ни одного места, из всех нами посещенных, где бы не происходило, в большей или меньшей степени, наше духовное преображение. В литературных кругах есть такой, на мой взгляд, очень правильный принцип: «Если можешь не писать – не пиши». Так вот не могу не написать о том, как ярко открылся нам образ Святой равноапостольной княгини Ольги. После посещения Пскова, я постоянно задавал себе вопрос: «Чему хотят научить те, кто пишет о ней в учебниках различного уровня?» Потому как самое ценное и важное из ее жизни, то что должно служить в назидание потомкам, остается за их рамками.

Сразу оговорюсь, что в различных источниках, исторических свидетельствах, которые рассказывают о княгине Ольге, есть противоречия, неточности, неизвестные страницы, не вчера все происходило, но, по сути, мы можем относиться с доверием к тем фактам, которые дошли о ней из глубины столетий.

Первый урок, девочка, из рода изборских князей, родившаяся в языческой стране, в селении Выбуты, существующее и поныне недалеко от Пскова, преподает нам в достаточно юном, даже можно сказать детском, по нынешним временам возрасте. И это урок целомудрия. Слово, напрочь вышедшее сегодня из обихода. Неловко о нем и вспоминать как-то.

Оказавшись с молодым князем Игорем в лодке на середине реки Великой, она не просто пресекает все его похотения, но и мудро увещевает: «напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Жителям Пскова нравится версия, что для пущей доходчивости своих слов Ольга пообещала перевернуть лодку вместе с князем.

Прошли года. Когда пришла пора князю жениться, он, окруженный первыми красавицами земли русской, посылает сватов к Ольге. И не кого-нибудь, а князя Олега, известного нам как Вещий. Того самого, которого потом, как все мы знаем от Пушкина, укусит змея. Лишился Игорь влиятельного помощника, но была у него верная и мудрая жена.

Однако, супружескую пару ждало новое испытание. Не было детей. Князь охладел. Все чаще Ольга оставалась одна, наверняка чувствуя изменившееся к ней отношение. Но и здесь, она сохраняет верность семейному очагу, твердость характера и конечно же веру, что все будет хорошо. Может, именно в такие непростые минуты она и стала серьезно задумываться о христианском Боге.

И вот родился Святослав Игоревич. Так как его отец постоянно был занят государственными делами (полюдье, военные походы), а вскоре князя Игоря и вовсе убили древляне, то основной груз воспитания сына был на Ольгиных плечах. Нужно было и сына маленького сберечь и державу для него сохранить. И это у нее получилось. Да еще как! Все противники были наказаны, сепаратисты повержены. Русь крепла. В 968году княгиня даже возглавила оборону Киева от печенегов. Мудрость Ольги, как правительницы несомненна. И даже расправу над древлянами надо рассматривать с позиции 10 века, а не с высоты Всеобщей декларации прав человека. Вопрос стоял конкретно. Либо Ольга с маленьким ребенком становится добычей князя Мала, либо наоборот. Ну и мы знаем, что Равноапостольный князь Владимир был как раз сыном Святослава и его ключницы-рабыни Малуши, дочери того самого древлянского князя Мала. Такой поворот истории.

А Святослав, стараниями своей мамы, вырос сильным, волевым, благородным человеком. Отличный воин, который делил со своими ратниками все тяготы и невзгоды походной жизни. Историки спорят хороший он был правитель или нет, но то, что он не был подлым, мерзким двурушником согласны все.

Оставив престол взрослому, совершеннолетнему, сыну Ольга отправляется в Царьград и принимает Святое Крещение с именем Елена.

Византийские источники сохранили пророческие слова крестившего ее патриарха: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

Вернувшись на Русь, Ольга начинает активно строить храмы. А нам почему-то говорили, что строительство храмов при Владимире началось, после крещения Руси. С чего бы это?

А ведь стараниями княгини Ольги был построен Никольский храм над могилой Аскольда, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божьей. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна).

По всей русской земле, где только это было возможно, устанавливались поклонные кресты и сносились языческие капища. Многие люди были обращены в христианскую веру.

На своей родине, на берегу реки Великой, однажды княгиня Ольга увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча» и на пересечении этих трех лучей, она воздвигла Троицкий храм, ставший главным собором города Пскова.

«Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем».

И Псков стали величать не иначе, как Дом Святой Троицы. До наших дней в Псковской области сохранились храмы, у которых алтарная часть ориентированна не на восток, а на Псков, на Дом Святой Троицы. И даже при патриархе Никоне, получается, их не тронули, хотя построены явно не по канону.

Но язычники не сдавали свои позиции просто так. Были изгнаны и убиты присланные Оттоном I по просьбе Ольги немецкие миссионеры. По приказу Святослава подверглись гонениям многие христиане, даже был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею церкви. Святослав креститься отказался и запретил крестить своих детей. Авторитет Ольги в государстве по-прежнему был высок, но ситуация накалялась,. Сопротивление христианству нарастало, И Ольга, как рассказывают некоторые источники, «смирилась с происшедшим и ушла в дела личного благочестия». Все свои надежды теперь она связывала не столько с сыном, сколько с внуком. «Бабушкина любовь – это инстинкт, помноженный на опыт, это грусть и нежность, рождающиеся от соприкосновения старости с новорожденной невинностью», — написал протоиерей Андрей Ткачев в рассказе, посвященном князю Владимиру. Пусть не сразу, не через один десяток лет, но семя, посеянное в его сердце бабушкой, дало добрый плод. Владимир крестил Русь. И мало кто обращает внимание на то, что крестил он свой народ, как младенца, без оглашения.

Псков, помимо Дома Святой Троицы, часто называли еще и Ольгиным городом, но вот памятника княгине Ольге там никогда не было. Серьезно обсуждался вопрос установки памятника в начале 20в, но помешали Первая Мировая война и революция. В советское время об этом можно было только мечтать, да и то не очень громко. Всерьез озадачились установкой памятника лишь в начале двухтысячных. Благо и повод был. В 2003 году планировалось отметить тысячестолетие города. И тут разыгрались нешуточные страсти.

История установки памятника настолько захватывающая, что на ней стоит остановиться подробнее.

В 1999 году, когда Псков был центром проведения Дней славянской письменности и культуры, представители ряда общественных организаций, обратились к скульптору Вячеславу Клыкову с просьбой сделать предложение властям по установке памятника княгине Ольге. Видимо им понравилось, как скульптор выполнил в этом же 1999 году барельеф на стене псковского Троицкого собора с изображением Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Со слов музейных работников, не имея обыкновения подводить людей, Вячеслав Михайлович разработал эскиз и проект памятника и отправил письмо на имя губернатора Псковской области. Но письмо осталось, по непонятным причинам, без ответа. А вот 18 мая 2002 года псковичи узнали, что есть письмо Российской Академии художеств к вице-премьеру Правительства России Валентине Матвиенко, с просьбой установить в Пскове памятник княгине Ольги работы скульптора Зураба Церетели, который вместе с Валентиной Ивановной был в 1999г. в составе оргкомитета по подготовке празднования 1100-летия Пскова. Область поддержала проект Церетели, а вот город продолжал сотрудничество с Клыковым. Противостояние и головная боль. Какой памятник выбрать? Но когда стало известно, что оба скульптора готовы подарить городу свои работы, то было решено, что если в городе два памятника Ленину, то почему бы не быть двум памятникам княгине Ольге. «Ольг для Пскова много не бывает!» Так и случилось. Правда, встал второй не менее важный вопрос: куда какой памятник ставить. Бурно к обсуждению подключилась общественность. Но не иначе как промыслом Божьим, в историческом центре города, на Октябрьской, пока еще, площади был установлен памятник Клыкова. А ваяние Церетели поставили подальше, напротив гостиницы Рижская в Завеличье, новом, активно развивающимся районе. Как сказала, известная в Пскове Элла Марковна Петухова: «Пусть там заезжих иноземцев пугает».

Символично и открытие двух памятником. Памятник Церетели открывали вечером 22 июля. Над городом гремела гроза и лил дождь. Памятник работы Клыкова открывали на следующий день при ясной солнечной погоде. У Церетели Ольга с мечом, а у Клыкова с крестом, заботливо обнимающая маленького Владимира, шагающего с Евангелием в руках рядом с бабушкой. А на постаменте изображены 12 святых, которые внесли существенный вклад в распространение и сохранение православия, как на псковской земле так и во всей России. На плите рядом с постаментом написали, что «сей памятник сооружен попечением гражданина России Козубенко Сергея Павловича». И тоже неспроста. Когда В.М. Клыков решил подарить памятник Пскову, то 5 московских предпринимателей согласились финансировать данный проект. Но когда пришла пора воплощения проекта в жизнь, отказались все кроме Козубенко.

А я все не понимал, почему так негативно относятся многие к Церетели, а вот сравнил два памятника и всё прояснилось.

И еще одна маленькая деталь. Псков был освобожден от фашистов 23 июля 1944 года. А 24 июля как раз день памяти Равноапостольной княгини Ольги, небесной покровительницы Пскова. Хорошее совпадение. Теперь горожане охотно отмечают обе даты. А Равноапостольная княгиня Ольга по-прежнему оберегает землю Русскую и великий град Псков от бед и напастей. И единственное чего ей не достает, так это, вероятно наших молитв.

Преподаватель воскресной школы Шаповалов В.Г.


Памятник Зураба Церетели

Памятник В.М.Клыкова
2507

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления