Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Проповедь иерея Александра Орешина в неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Возлюбленные о Господе братья и сестры, всех поздравляю с воскресным днем, с праздником. Сегодня вся Церковь чтит память святителя Спиридона Тримифунтского. На всенощном бдении отец Валерий поздравил всех с праздником и подробно рассказал житие Святого. Подробно так не будем в него вдаваться, потому что многие уже знают, но какие-то моменты мы все-таки затронем.

Прежде всего хотелось бы обратить наше внимание к Евангельскому чтению, которое мы сегодня услышали, к той притче, которой говорил к нам Господь. Рассказывал Господь притчу, которую наверняка все мы знаем, слышали. Коснемся некоторых особых ее смыслов, потому что каждый раз, читая Евангелие, Священные тексты, мы открываем для себя что-то новое. Даже святые отцы читали его постоянно. Замечательный святой — преподобный Серафим Саровский — великим постом каждую неделю прочитывал весь Новый Завет. И так преподал нам пример, как нужно читать Священное Писание. Если святые отцы читают его постоянно, казалось бы, знают его практически наизусть, но каждый раз открывается что-то новое.

Сегодня мы с вами услышали притчу о вечери, на которую Господь пригласил своих друзей. Господин все приготовил и разослал слуг, чтобы они позвали друзей. И вот один говорит: "Прости меня, не могу прийти — купил землю, должен пойти ее посмотреть, померить". Другой тоже говорит: "Купил пять пар волов, должен их испытать, прости меня, не могу к тебе прийти, извини". Третий говорит: "Только что женился, не могу к тебе прийти". Причем, что самое интересное, если первые два хотя бы просят прощения, то третий даже уже не просит ничего, а просто говорит: "Я женился — не могу к тебе прийти" — ни извини, ни прости. И тогда господин говорит своим слугам: "Идите во все концы страны и позовите всех, кого увидите: хромых, больных, нищих, при дороге — всех подряд зовите". Все сделали слуги, пошли и позвали всех, но еще осталось место, и тогда Он во второй раз послал их: "Еще всех зовите". И наполнился дом Его.

В синодальном переводе мы слышим, что те люди просили прощения: "Извини меня — не могу прийти". Но на самом деле этот перевод не раскрывает всей полноты. Если мы обратимся к тексту, который мы сегодня слышали на церковно-славянском языке, то услышим следующее: они не просто просили извинения, а говорили даже очень страшные слова: "Молю ти ся, имей мя отреченна". То есть "я как бы отрекаюсь от Тебя", не просто "извини, сегодня не могу — завтра приду", а "имей мя отреченна" — "отрекаюсь от тебя". Человек как бы навсегда отрекается: у него есть чем заняться, ему не важен этот Господин, не важен этот Человек. И говоря эту притчу, Господь в первую очередь повествует об израильском народе.

Сегодня мы читали Евангелие от Луки, но аналогичная притча содержится и в Евангелии от Матфея, и там не просто один раз, а дважды отказываются прийти. Что такое в этой притче "земля"? Это наши земные заботы и попечения, к которым мы привязываемся и тоже таким образом отрекаемся от Бога. Когда спрашивают у человека: "Почему редко исповедуетесь и причащаетесь?" — то мы говорим так, как будто говорим Господу: "Извини, Господи, некогда мне. Извини, прости, не могу прийти на Твою вечерю, на которую Ты меня зовешь". "Волы" - это наша привязанность к материальным ценностям.

В третьем случае, когда человек даже не извиняется, говорит, что женился. Часто и мы с вами противопоставляем семью и Господа. Но это же совершенно неправильно! Конечно же Господь не требует от нас, чтобы мы бросили семью и жили только в храме. Но и когда в семье нашей происходят ссоры, разлады, разделения, неустроения, то разве к этому нас призывает Господь. Ведь семья — это самый первый институт, где мы можем и должны учиться любви, терпению, смирению, кротости; учиться жить вместе, в единстве. И только научившись в семье, мы сможем жить и во всём мире в любви и единстве с другими людьми. Если мы не можем полюбить своего ближнего, как мы можем полюбить человека, которого мы не знаем — это просто невозможно. Поэтому, всё начинается с семьи. И конечно же, Господь не противопоставляет семью и Царствие Божие. Иоанн Златоуст называет семью малой Церковью. Именно в ней мы должны научиться всему тому, чему нас учит Церковь большая.

Спиридон Тримифунский учит нас, как этому научиться, как нужно жить и трудиться. Святитель Спиридон был женат, но его жена скоропостижно скончалась, и всю свою жизнь Святитель жил нестяжателем. Он был неграмотным человеком, но вместе с тем стяжал мудрость Духом Святым. Когда на Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никее вынесли на суд ересь Ария, то святитель Спиридон, слушая прения, тоже хотел сказать, но ему не давали слова, говорили: "Ты же ничего не знаешь, ты же неграмотный" (он даже читать и писать не умел); "Что ты можешь противопоставить этим мудрейшим философам?". На Собор собрались многие мудрейшие философы того времени для того, чтобы словом противостоять мудрости Божией. И когда пытались витиеватыми словесами противостоять мудрости человеческой, философской, то ничего не могли сделать, но когда святитель Спиридон всё-таки выпросил слово, и сказал простые слова, но силой Духа Святого наполненные, то поклонились языческие философы и обратились ко Христу.

Вот так и мы в нашей жизни должны учиться мудрости не только человеческой, но мудрости прежде всего Божией. Если мы будем жить так, как жили святые отцы, будем хотя бы немножечко в этом подражать, будем молиться, будем соблюдать посты, будем назидаться священным текстом, Евангелием, словом Божиим, назидаться мудростью святых отцов, то тогда, живя так и исполняя на деле слова Божии, те слова, которые мы будем говорить, будут наполнены силой Духа Святого. Тогда они будут вершить такие дела, которые те же слова, не подкрепленные Духом Святым, не смогут сделать.

Есть замечательный рассказ про старца, к которому одна женщина привела ребенка и попросила: "Благословите его и скажите ему что-нибудь: он финики очень сильно любит и больше ничего, кроме них не ест". Старец посмотрел на них и сказал: "приходите завтра". Делать нечего, хотя и долгий путь они проделали к старцу, вернулись назад. Когда они снова пришли, старец взял малыша, посадил его к себе на коленки, взял из его рук финики, дал ему другой плод, сказал: "Помимо фиников, есть много других фруктов и овощей", благословил ребеночка и отдал маме. Женщина в недоумении говорит:
— "Мы такой путь вчера проделали, вы это вчера нам не могли сказать? И сегодня мы опять такой долгий путь проделали!"
— "Нет", - говорит старец - "Вчера я сам любил финики, и эти слова не возымели бы никакого действия".

Вот только тогда, когда мы сами начинаем жить по-христиански, словом Божиим начинаем жить, только тогда, действительно, слово Божие, исходящее из нас, оно имеет великую силу. Так и святитель Спиридон посрамил языческих философов на Первом вселенском соборе. Поэтому будем в своей жизни слово Божие не только слышать, но и жить по этому слову, его исполнять. Тогда и наши слова, сказанные не праздно, но по делу, возымеют силу. Аминь.

Всех, кто сегодня причастился, поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

2127

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления