Согласно святоотеческим толкованиям, слово «мытарь» в Евангелии от Матфея является почти синонимом слов «грешник» и «язычник». Мытарями во времена Иисуса Христа назывались сборщики податей для римлян. Обычно они были иудеями и при этом нередко брали больше положенного. То есть, по сути, обворовывали своих соотечественников. За это в иудейской среде мытари пользовались очень дурной славой.
Тем удивительнее выглядит история призвания одного из них в число ближайших учеников Христа (Мф. 9:9-10). Принято считать, что именно он является автором Евангелия от Матфея. При этом, рассказывая в 9 главе о своем призвании, евангелист Матфей прямо называет своё имя. А вот евангелисты Марк и Лука, возможно, из желания не подчёркивать его «мытарское» прошлое именуют своего товарища по служению Левием. Вероятно, это было его второе имя.
Но начинается 9 глава Евангелия от Матфея с другого события – чудесного исцеления расслабленного, которого принесли четверо его близких (Мф. 9:2-8). Во время обсуждения этого эпизода на встрече библейского кружка мы говорили о вере принесших и самого болящего, о силе Спасителя, словом исцелившего расслабленного от духовной и телесной немощи, а также о неверии книжников, которые и при совершении чуда искали поводы к обвинению Христа. Особенный интерес у нас вызвал вопрос о том, действительно ли болезни человека являются следствием его греховности.
Кстати, оба данных события – исцеление расслабленного и призвание Матфея – имеют параллели с Евангелием о Закхее (Лк. 19:2-10), которое читалось этим воскресным утром на Божественной Литургии. Закхей показал свою веру, когда влез на смоковницу, чтобы увидеть Спасителя, а принесшие расслабленного взобрались на кровлю дома, чтобы помочь своему близкому обрести исцеление. Будущий евангелист Матфей до своего призвания являлся мытарем, а Закхей был даже начальником мытарей. И каждый из них после встречи со Христом принял Его в своём доме.
Все имеющиеся вопросы о деятельности библейского кружка вы можете задать по телефону: 8-951-824-87-05 (Александр).