День празднования 3/16 мая по новому стилю
Икона была подарена храму, в 2008 г, датируется 19в., дерево, масло.
Тропарь
Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев, с нимиже и мы непрестанно вопием: радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Молитва
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.
По преданию, Киево-Печерская икона Божией Матери была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием[1] († 1114 г.), иеромонахом Печерской обители.
На иконе Матерь Божия торжественно восседает на высоком троне. Младенец Христос, сидящий на коленях Своей Пречистой Матери, благословляет Божественной десницей стоящих перед троном Феодосия и Антония Печерских. Это древнейшие изображения святых Антония и Феодосия. Иконографически изображение Божией Матери относится к типу Панахранта (Всемилостивая). По преданию, икона написана в воспоминание о событиях во Влахернском храме, когда Пресвятая Богородица призвала зодчих и, вручив им икону Успения, благословила идти в Киев. Размер иконы 42х67 см. До 1288 г. она находилась в Киево-Печерской Лавре, где прославилась многими чудесами.
В 1288 году князь Роман Михайлович, пребывая в Брянске, ослеп. Услыхав о чудесах и исцелениях, совершающихся в Киеве от Печерской иконы Божией Матери, в надежде на исцеление он послал гонца в Печерский монастырь с просьбой привезти чудотворный образ. Посоветовавшись с братией, Печерский архимандрит отпустил лаврскую святыню в Брянск на ладьях по Десне. В пути сопровождавшие икону остановились на ночлег, а проснувшись утром, обнаружили, что икона исчезла. В ее поисках путники взошли на берег и поднялись на гору против реки Свены. Здесь они нашли святыню стоящую на большом дубе между ветвями. Когда весть о чуде дошла до князя Романа, он в сопровождении священства отправился туда, где Матерь Божия воздвигла свою икону. В горячей молитве он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой даровать ему потерянное зрение и обещанием: «Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».
Когда князь окончил молитву, зрение возвратилось к нему. В благодарность за исцеление был отслужен молебен перед Печерским образом. Вскоре на месте обретения иконы князь воздвиг храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а затем здесь же основал Свенский Успенский монастырь, в котором и поместил чудотворную икону, украсив ее золотой ризой.
В настоящее время чудотворный образ Киево-Печерской (или Свенской) Божией Матери хранится в Москве в Третьяковской галерее.
О почитании Печерской иконы Божией Матери свидетельствуют многочисленные ее списки.
Один из списков чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX в., по милости Божией, находится в нашем храме.
В 2007 году Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием была подарена нашему храму одной верующей семьей. По их рассказам икона находилась в деревенском храме средней полосы России. В советское время храм был закрыт. Все церковные святыни и утварь были разграблены. Икону Печерской Божией Матери удалось спасти. Долгие годы она хранилась в этой семье. Но семья чувствовала, что ее нужно передать в храм. Поселившись в новой квартире, все члены семьи стали прихожанами нашего храма. Через некоторое время они приняли решение передать семейную ценность в полюбившийся храм.
Икона нуждалась в реставрации. К сожалению, процесс реставрации продвигался не так быстро, как хотелось бы. Написана икона без ливкасной подготовки, сразу темперными красками по дереву, что усложняло процесс реставрации. Поэтому было принято решение не предпринимать серьезных реставрационных работ. Закрепили слой, который есть. В целом, икона имеет должный вид, как говорят, икона читается. Хотя в своем первозданном виде она до нас не дошла. Утеряны боковые элементы, на которых изображались архангелы.
На средства прихожан был заказан оклад и украшения. Ростовский ювелир Абайдулин Олег Дмитриевич изготовил накладные элементы с использованием серебра и золота, позолоченные нимбы. Корону Пресвятой Богородицы выполнил из серебра и украсил ее множеством полудрагоценных камней циркона.
12 августа 2008 года, в день радостного события прихода – на престольный праздник, обновленная святыня заняла свое место в храме. Это стало еще одним радостным событием праздника! Еще одним подарком верующим. По отзыву прихожан, она полюбилась им с первых же дней.
Древняя икона явилась настоящим украшением храма. И по форме своей она хорошо вписалась в иконный ряд. Многие иконы в нашем храме новописные. Она – одна из древних.
Сейчас в России сложилась особая традиция. Многие священники специально ищут в антикварных магазинах старинные иконы. Собирают деньги, выкупают святыни и возвращают их в храмы.
Так, при участии прихожан для всеобщего поклонения в храмы возвращаются святыни, которые имеют свою историю, в которых присутствует особая традиция и чувствуется некая древность – некая особая благодать.
Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина
Используемая литература:
- Преподобный Алипий Печерский, иконописец. Православный календарь http://days.pravoslavie.ru/Life/life6400.htm
- «Святыни Киево-Печерской Лавры», Киев. Типография Киево-Печерской Лавры 2007.
[1]Преподобный Алипий - основатель отечественной иконописной школы. «Слово о первом русском иконописце Алипие» (Слово 34 «Киево-Печерский патерик») состоит в основном из рассказов о чудесах, творимых им, или происходивших с его иконами. Ныне святые мощи преподобного Алипия, как и мощи его учителей – византийских мастеров, нетленно почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры