Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Икона преподобного Сергия Радонежского

Дни памяти Сергия Радонежского – 5/18 июля, 25/8 октября

Время Сергия Радонежского (1314 – 1392) – время возрождения Руси. Страна до Сергия и после него – две духовно разные страны.

Начало XIV века. Тяжелое для Руси  время: народ наш находился под гнетом татарского ига, постоянные набеги татар разоряли и опустошали наши земли. Недалеко от Ростова в благочестивой и знатной боярской семье ждали ребенка. Еще до своего рождения во время Божественной Литургии ребенок трижды прокричал во чреве матери. Тогда мать поняла, что ребенок этот будет особенным. И нарекли его Варфоломей, что означает «сын радости».

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали в церковно-приходскую школу[1]. Но учение не давалось мальчику. С горячими молитвами он обращался к Богу с просьбой помочь ему в учении. Однажды в лесу Варфоломей встретил монаха, ему он поведал о своем желании научиться читать. Монах тут же вместе с мальчиком помолился Богу о даровании ему книжной мудрости и хотел было удалиться. Варфоломей пригласил его в дом родителей. Там гостю предложили угощение. Но монах сказал: «Прежде следует вкусить пищи духовной» и велел отроку читать псалтырь. «Аз не умею того, отче», - сказал Варфоломей. «Читай, глаголи Божье слово без сомнения!» - велел старец. И Варфоломей стал читать стройно и внятно.

От Бога была дана ему книжная мудрость, а не от человек, - говорит житие.

С ранних лет Варфоломей стремился к иноческой[2] жизни. Но родители его просили не оставлять их, а быть им помощником в старости и дряхлости. Сразу после их кончины Варфоломей со своим старшим братом отправились искать место для пустынножительства.

Неподалеку от Радонежа в самой чаще леса они нашли место, которое понравилось им обоим. Здесь они поставили келью и выстроили небольшой храм во Имя Пресвятой Троицы.  Этот малый храм впоследствии и стал Троице-Сергиевской Лаврой.

Но тогда, почти семь веков назад, леса были совсем дикие. Медведи, волки приходили к келье братьев. Вскоре брат ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же принял постриг с именем Сергия. В трудах и молитве проводил святой все свое время. Первые иноки пришли к Преподобному только через два года.

Святой Сергий строил кельи, рубил дрова, молол жито в ручных жерновах, пек хлеб, шил одежду, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве, питался только хлебом и водой.

«Трудился на братию как купленный раб» - замечает блаженный Епифаний Премудрый, автор первого жития святого.

И чем более смирял себя Преподобный Сергий, тем более прославлял его Бог. От Господа Преподобный Сергий получил дар прозорливости и чудотворений: он воскресил отрока, исцелял недуги, всем приходящим к нему давал назидательные советы. Поучал не столько словом, сколько личным примером. Одинаково радушно принимал Преподобный и нищего страннолюбца[3], и Митрополита Московского, и Великого князя.

Из опустошенных ордынцами земель, люди стекались в монастыри. Преподобный устроил в своем монастыре странноприимство. «Для нагих здесь была одежда, для странников – упокоение, для нищих и голодных – питание, для погибающих от мороза – утешение; странники, раненые и умирающие, покидая мир сей, получали напутствие в Жизнь Вечную, мертвые же – погребение»[4].

Когда в обители Преподобного не было ни золота, ни серебра  и не хватало самого необходимого для пропитания, уже тогда Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей прислал из Царьграда своих послов к Преподобному и с ними почетный дар – золотой крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги.

Татарские войска продолжали опустошать русские земли. На восстание против поработителей Великий князь Димитрий Иоаннович Донской собрал русские полки. Перед походом он привел свои войска к Преподобному Сергию. Святой благословил Димитрия Донского и его войско на битву и сказал: «Победиши враги твоя». И дал князю двух монахов (бывших воинов) Пересвета и Ослябю для воодушевления русских ратников молитвой и личным примером.

Когда шла битва, в русских храмах шла молитва о победе русского войска. Сергий вместе с братией пребывал в молитве в Троицком монастыре.

8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска одержали полную победу над татарскими полчищами.

- Что такое русское самосознание? Как его можно потерять и приобрести вновь?

Ключевский[5], рассуждая о перипетиях русской истории, говорит: «Народ, сто лет дрожащий при одном имени татарина встал и пошел на своего поработителя. И не только нашел мужество встать, но и пошел искать татарина в степи. Нашел и повалился на него несокрушимой стеной».

- Откуда взялись эти люди? Как они воспитались? Как решились на это дело? – Спрашивает Владимир Заманский в фильме о Русской Православной Церкви «Земное и Небесное». – Мы знаем только одно. – Отвечает он –  Преподобный Сергий благословил главного вождя русского ополчения Димитрия Донского на подвиг.

«Он вооружил крепких на битву и соделал сердца их мужественными, а поганых устрашил, уподобив их многочисленность, да и храбрость и ратные доспехи сплетенной паутине» - объясняет Симон Азарьин, автор повествования  «О новоявленных чудесах Преподобного Сергия» (1654 г.).

Печальником и молитвенником земли нашей называет Преподобного и Богоносного авву Сергия Русская Православная Церковь.

"Как река многоводная течет и не умаляет струй своих, так и чудеса от святых мощей Преподобного Сергия не иссякают. Но если все эти чудеса, бывающие по его святым молитвам, и рассказы о них записывать, то не хватит чернил и бумаги, да и никакого усердия человеческого", - говорили насельники обители Преподобного еще в XVII в.

Хотя отошел на небо святой Сергий Радонежский, но всегда слышит наши молитвы, когда мы просим помочь нам. Когда меняли одеяние на мощах Сергия Радонежского, увидели, что обувь его стерта. И это чудо повторяется ежегодно. Великий чудотворец и сегодня ходит по земле, спешит на помощь каждому, кто его молит.

“Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!”

На иконе в нашем храме Преподобный Сергий изображен со свитком в руках. На нем начертаны слова святого, его духовное завещание: «Внимайте себе, братия, всех молю. Прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную[6]». При написании иконы использовалась особая иконописная техника письма «твареным золотом[7]».

Поводом для написания иконы явились особое почитание преподобного и пример Кафедрального Собора, в котором на столпах храма друг напротив друга расположены иконы святых Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Иконописец – Владимир Макаров

Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина

Используемая литература:

  1. Преподобный Сергий Радонежский. Православный календарь. Православие.RU http://days.pravoslavie.ru/Life/life1602.htm
  2. «Земное и Небесное». Фильм о Русской Православной Церкви с участием патриарха Алексия II. 2003 г.
  3. «О новоявленных чудесах Преподобного Сергия», рукопись Симона Азарьина 1654 г. http://www.krotov.info/acts/17/azaryin/azar_2.html


[1] В то время светских школ не было. Только при монастырях и церквях были организованы центры обучения. Здесь учили читать и писать. Привычных нам букварей и учебников еще не было. Учили по церковным книгам. Поэтому умение читать означало умение читать Слово Божие.

[2] монашеской

[3] Путешественника, паломника

[4] «О новоявленных чудесах Преподобного Сергия», рукопись Симона Азарьина 1654 г. http://www.krotov.info/acts/17/azaryin/azar_2.html

[5] Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911), историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908). Был признанным главой московской школы историков.

[6] Лицемер – человек притворный, наружный вид которого и поведение совершенно не согласуются с внутренним расположением сердца.

Любовь нелицемерная – любовь не притворная, такая любовь, которая  внутреннее чистое расположение сердца согласует с поведением и делами человека.

[7] Сусальное золото растворяется в Гуммиарабике (смоле индийского дерева, одна из немногих водорастворимых смол), что позволяет писать им как краской.

Календарь

9 декабря 2024 г. ( 26 ноября ст.ст.), понедельник. Преподобного Стилиана Пафлагонского. Рождественский пост.

сегодня

08.00 – Божественная Литургия. Панихида

16.30 – Молебен Божией Матери пред Ее образом «Взыскание погибших»

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления