Дни памяти святого 10/23 января,
16/29 июня (перенесение мощей)
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», (Мф. 5:16) – говорил Господь своим ученикам, уча их жить так, чтобы видя их добрые дела, люди прославляли Бога.
Истинным «светильником»[1] явился Феофан Затворник (10 января 1815 – 6 января 1894) в мире. Он, как истинный христианин, воспринял свет Христов и всей своей жизнью, всеми своими делами отражал его в мир.
Весть о том, что в храме будет освящаться икона Феофана Затворника с частицей его мощей, собрала множество прихожан. Каждое освящение новой иконы – событие для молодого храма. А тут – событие особенное – подобное празднику Богоявления. Ведь имя Феофан в переводе с греческого обозначает «Богоявление».
Жизнь Феофана Затворника полна событиями и преисполнена милостью Божией. Родился будущий Святитель в семье священника. Благочестивые родители воспитали его в духе православия, дали хорошее образование. В молодом возрасте Феофан достиг необычайно высокого карьерного роста: был ректором Киево-Софийских училищ, преподавателем нравственного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Русской миссии в Иерусалиме. В сорок лет он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя. А в сорок четыре, в 1859 году, архимандрит Феофан был удостоен высшей степени священства – был посвящен в епископский сан церкви христовой. В этом чине трудился он и в Тамбовской епархии и, позже, во Владимирской.
Все это время Феофан много заботится о духовном просвещении народа христианского: проповедует, открывает церковно-приходские школы, возобновляет храмы Божии, путешествует с целью личного общения со священством и мирянами, борется с протестантизмом и всякого рода заблуждениями, возвращает заблудших в лоно церкви.
Многогранна и неутомима деятельность великого подвижника.
Но под конец своей жизни, оставив все, он удалился в затвор. Оставил епископское служение и подвизался в монашеских подвигах, чтобы посвятить себя созерцательной жизни. Как святитель Тихон, так и святитель Феофан решил всю свою ученость посвятить служению Церкви в качестве аскета-затворника. 28 лет он провел в затворе.
Святой удаляется от мира, но с еще большей силой продолжает заботиться о разъяснении пути истинно христианской жизни. Каждый день он отвечает на многочисленные письма, переводит лучшие творения духовной литературы, излагает свой духовный опыт в поучениях, пишет проповеди, труды по разъяснению слова Божия, краткие толкования на святое Евангелие на каждый день. Душу каждого человека он стремится побуждать к решимости "начать соделывать свое спасение": «Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, и это одно приведет вас к доброму концу[2]..."
И поныне помогает святой угодник всем, кто стремится к познаниям истины христианской. Соприкасаясь с боговдохновенными трудами святителя Феофана, мы входим в незримое общение с великим угодником Божиим, получаем его благословение, его молитвенную поддержку.
Теплым осенним днем (5 сентября 2010 года) в храме Иоанна Воина прихожане встречали икону Феофана Затворника. В назначенное время во главе с настоятелем отслужили молебен, прочитали канон святому, в котором воспевается необычайная судьба святого, его заступничество и помощь. После чего икона была освящена, и каждый прихожанин с благоговением приложился к новой святыне – иконе Феофана Затворника с частицей его мощей.
Сама икона написана необыкновенно. В таких цветах, композициях в нашем храме нет икон. Цвет фона, на котором изображен святитель – зеленый. Он является отголоском Духа Святого. Вспомним праздник Троицы: храмы наполнены зеленью и ароматами. Они как бы напоминают нам о том, что церковь Божия дышит особым ароматом – Духом Святым. По слову Серафима Саровского, главная задача человека, а уж тем более монаха – стяжание благодати Духа Святого. Зеленый цвет фона утверждает и подчеркивает: всей своей жизнью Феофан Затворник стяжал благодать Духа Святого.
Красный цвет земли, на которой стоит преподобный, символизирует красную глину – грешную землю. Имя Адам переводится с древнееврейского как «красная глина». Можно сказать, что с Адама пришло в мир грехопадение. Через него вошел в человечество грех. По слову многих святых угодников, земля, на которой мы живем, есть грешный мир. В самой иконе особое Богословие. На красном фоне несколько растений, так называемых волчцов, которые не дают никакого плода. А сам Феофан является настоящим истинным прозябшим колосом, который уродился на этой грешной земле. Не просто уродился, а впитав истинное Христово учение, действительно, для всех других явился особой радостью, вместил в себя Христа, прославил Христа до такой степени, что и мы сейчас через него славим Господа.
Икона написана в традиционном русском стиле. Она имеет в какой-то степени простоту, может не такую изысканность, как другие иконы в нашем храме, но тем самым подчеркивается сам образ святителя. Феофан Затворник был аскетом-монахом. Поэтому и икона имеет некоторую аскетичность. Вместе с тем замечательно написан лик – имеются общие черты с портретами святого и полностью соблюден канон.
Благодатно приложиться не только к иконе, но и к мощам.
Поэтому, припадая к святыням, будем взывать к тому, чтобы святитель помогал нам в учениях, в познаниях истины христианской, напутствовал во всяких делах, утверждал нас в вере, передавал нам свое благословение.
Святителю отче Феофане, моли Бога о нас.
Иконописец – Владимир Мирошниченко.
Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина
Используемые материалы:
1. Проповедь отца Валерия, настоятеля храма Иоанна Воина, после освящения иконы Феофана Затворника.
2. Епископ Александр (Милеант). «Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы». http://www.pravmir.ru/article_1688.html