1. Подавая записку в Храм, будем помнить, что нам необходимо и самим молиться о наших ближних.
2. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
3. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами». То же относится и к запискам «об упокоении» - например, патриарха Алексия, митрополита Антония, протоиерея Леонида, Илии и т.д. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».
6. Все имена должны быть в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Если имя человека не содержится в церковных святцах, в записке следует указывать то имя, с которым он был крещен в Православной Церкви. В случае, если человек был крещен не в Православной Церкви (например, в Армянской Апостольской церкви), необходимо обратиться за советом к священнику.
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет – как отрок.
9. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» перед именем писать «убиенный», «воин».
10. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.
11. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса.
Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.
На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви):
- на проскомидию -первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
- на обедню - так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.
Молебен - церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии.
Панихида - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.
Сорокоуст - молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.
12. Случайное внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит. Ведь молитвы приемлет Всевидящий Бог.
О поминовении самоубийц и некрещенных
Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).
Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.
Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.
Нет препятствия ставить свечи в храме с молитвой о некрещеных людях.