Иконописец – В.М. Бакланов, год 2004, дерево, темпера, сусальное золото
Тропарь
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Молитва
Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня, так да погибнут бесы пред лицом любящих Бога, и осеняющих себя крестным знамением и с веселием возглашающих: Радуйся, многочтимый и животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на Тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу диавола, и даровавшего нам Тебя, Свой священный Крест, для прогнания всякого врага! О многочтимый и животворящий Крест Господень, помогай мне со святою Госпожою, Девою Богородицею и со всеми святыми вовеки. Аминь.
Или кратко: Огради меня, Господи, силою священного и животворящего Креста и сохрани меня от всякого зла.
Крест-распятие – и главное церковное украшение, и главное орудие спасения мира Иисусом Христом. Является особой почитаемой святыней у христиан.
За основу эскиза креста-распятия взяты образцы литейных латунных крестов с цветной эмалью XVII – XVIII вв. Восьмиконечный крест с образом Христа имеет четкую иконографическую схему. Композиция распятия передает евангельское повествование о Голгофских событиях. В центральной части – Иисус Христос с предстоящими с одной стороны Богородицей, Марией Клеоповой и Марией Магдалиной, с другой - Иоанном Богословом (любимым учеником Христа) и сотником, который «видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (Лк. 23, 47).
Вертикально стоящие по сторонам древа копие и трость напоминают о страданиях Христа на кресте.
В верху изображены солнце и луна в виде двух лиц, светлого и темного. Солнце представляется всегда по правую сторону, а луна - по левую. Они олицетворяют всеобщее оцепенение природы и мрака, возвестивших смерть Богочеловека «…И сделалась тьма по всей земле … И померкло солнце …» (Лк. 23, 44-45).
В основании креста лежит череп Адама в пещере. По преданию, Адам был погребен на Голгофе, на том самом месте, где потом был распят Христос (Второй или Новый Адам). Капли крови, орошающие череп, символизируют искупление Адама, а вместе с ним и всего человечества.
Над распятием - изображение Нерукотворного Спаса, что соответствует древнерусской традиции в медном литье. Буквы IH ЦИ есть титло, т.е. сокращение от "Иисус Назарянин Царь Иудейский".
Царь Славы – одно из Имен Божиих, известных из пророчеств Ветхого Завета (Пс. 23:7,10). Надписание на кресте «Царь Славы» означает, что распятый на нем – есть Богочеловек Иисус Христос, Господь Спаситель, о пришествии Которого в мир говорили пророки Ветхого Завета.
Центральная надпись «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение твое славим» выражает – с одной стороны – благоговейное отношение христиан к орудию нашего спасения (мы поклоняемся кресту как символу вечной жизни — Кресту животворящему). С другой стороны – радость, ликование христиан. Своим воскресением Иисус Христос победил смерть, тем самым всему человечеству дал возможность прийти в Царствие Божие.
Крест-распятие выполнен мастерской Владимира Михайловича Бакланова в 2003 году и установлен в храме к празднику Крестовоздвижения.
Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина