Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно
достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло
всегда перед нашим умственным взором как осуждение, когда каждое
действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его заповедь осуждают
нас в том, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и
чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?
Из страха, из обескураженности мы ничего не достигнем; мы должны
читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как
самый близкий друг, то есть как кто-то, кто заботится о нас больше всех
других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать все, именно все для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи.
По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог – Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь; кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.
Первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, –
это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу
и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова,
которые мы читаем – это СЛОВО, Бог говорящий; говорящий через действие,
говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова
являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в
таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исаию пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Он обращается к нам на человеческом языке.
И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и
вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые
описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с
интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его
мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и
найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы
присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать,
как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию
людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил,
как говорит в Евангелии апостол Петр, – слова жизни, не слова
смерти; слова, способные пробудить в нас все, что есть живого и
по-человечески, и по вечности, по-Божиему; слова жизни, а не слова
смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить
нас даже прежде нашей смерти.
И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы
никогда ничего не достигнем. Итак, будем читать Евангелие, выбирая все
те отрывки, которые доходят до нас, – не те отрывки, которые
проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце, или, словами
Эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он
говорит нам. Будем читать эти отрывки, которые, воспламенив наши сердца,
могут также привести – или приводят – к жизни наш ум, подвигают нашу
волю, побуждают нас к новой жизни.
И вспомните – или поймите впервые – что эти отрывки показывают нам, что в этом
(и это может быть что-то очень малое) Бог и мы едины умом, едины
сердцем, что мы коснулись чего-то, в чем мы уже, пусть потенциально,
подобны Богу. Это – откровение Божие нам, когда мы обнаруживаем, что Он
подобен нам, а мы – Ему. Это и откровение о нас самих: в этой точке Бог и
я – сродни, мы подобны; это уже отблеск Божественного образа, который я
могу уловить в себе. И обнаружив это, мы можем прибавить: Дай мне быть
верным этому, потому что сохранив верность этому, я буду также верен
себе и верен Богу.
И если мы храним как сокровище, как священное сокровище эти
отблески нашего самого дивного божественного "я" и дивного человеческого
"Я" Бога, тогда мы можем идти вперед с радостью, с вдохновением; мы
можем идти вперед к тому, чтобы стать тем, что мы на самом деле есть.
Конечно, на этом пути мы будем чувствовать внутреннее сопротивление, мы
не всегда будем хотеть быть тем лучшим, чем мы можем быть; и на это нам
ответят другие евангельские отрывки: берегись, если ты склонишься на то
или другое искушение, если ты последуешь иному течению жизни, мысли – ты
разрушаешь себя... Потому что заповеди Христовы – не приказы, которые
Он нам дает, не муштровка; это – да, действительно, в форме заповедей –
описание того, что мы должны чувствовать, чего желать и чем быть, если
мы подлинно становимся людьми, достойными человеческой природы и нашего
человеческого призвания, которое состоит в том, чтобы стать подобными
Христу и участниками Его Божественной природы.
И если мы это сделаем, если мы начнем вглядываться и искать всего,
что в нас есть красота, – уже образ Божий в нас, раскрывающийся, как
солнечный свет всходит на заре (это может еще не быть яркий полуденный
свет, но это всегда свет, может быть, за горизонтом – но свет!); тогда
мы найдем вдохновение и мужество встать лицом к лицу с потемками и тьмой
в нас. Но встать творчески, с тем, чтобы строить, а не с тем, чтобы
разрушать. Зло не разрушают, не уничтожают – но строят добро; так же как
мрак рассеивается не иначе, как внесением в него света.
Попробуем поэтому в будущем читать Евангелие, слушать его с
благоговением, с радостью: Бог пришел ко мне, Он говорит мне лично; Он
открывает мне красоту, которая есть во мне, и предостерегает меня о том,
чту может убить эту красоту. Но Он на моей стороне, Он мой Друг, мой
Брат по человечеству, и также мой Бог и мой Спаситель. Аминь.