мысль В.О. Ключевского
(в изложении И. Бунина) (1)
На протяжении многих тысячелетий люди пытаются ответить, пожалуй, на самые важные для себя вопросы: Что есть человек? В чём смысл человеческой жизни? Куда так неудержимо, с каждым годом всё быстрее и быстрее, движется население планеты Земля, к пропасти или к благоденствию? В ходе подобных размышлений возникают различные философские учения, которые в разной степени оказывают влияние на формирование системы нравственных ценностей, как каждого отдельного индивида, так и всевозможных социальных групп, конкретизируется представление о том, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость.
Безусловно важно, чтобы в обществе сформировалась правильная система ценностей. Потому как, именно под их влиянием определяется вектор развития человечества, закладывается основа национальной идеи, которая и является смыслом существования того или иного народа и государства. И сегодня, в насыщенном событиями 21 веке поиск нравственных ориентиров остаётся, вне всякого сомнения, самой главной, самой актуальной проблемой, от разрешения которой будет зависеть и наша жизнь и жизнь наших потомков.
Но чтобы определить, выделить, эти самые нравственные принципы необходимо тщательно изучать философское наследие прошлых лет, пытаясь именно там отыскать нерушимую, истинную твердь для формирования основ современной цивилизации. Для нашей страны одним из таких нравственных столпов является Сергий Радонежский. Многие ученые, известные деятели культуры, служители церкви определяли его, как ключевую фигуру отечественной истории.
Русский религиозный мыслитель П.А.Флоренский в своей статье "Троице-Сергиева Лавра и Россия", приводит такое утверждение:
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию Радонежскому».(2)
В настоящей статье, нам хотелось бы выяснить, насколько соответствует данное высказывание действительности, и не переоценивает автор, приведённой выше цитаты, значимость личности Сергия Радонежского. Для достижения поставленной цели, следует более детально рассмотреть слова Павла Флоренского и определить, каков был вклад преподобного Сергия Радонежского в формировании нравственных основ и формировании основ государственности, поднимающегося с колен, не сломленного татарами и княжескими междоусобицами русского народа. Каково влияние Сергия Радонежского на последующее развитие российской культуры.
1. Нравственная идея
С момента проникновения в древнерусское общество христианских идей, неизбежно происходило их столкновение с языческими традициями и верованиями. Противостояние этих двух нравственных систем особенно обострилось после крещения Руси князем Владимиром. Молодая православная Русь вступила в нелёгкую борьбу с Русью языческой. В обществе активно шёл процесс утверждения христианских ценностей, занявший не одно столетие и сопровождавшийся бурным переосмыслением моральных норм и изменением геополитической ситуации.
«Завершив долгие догматические споры (получивших в истории название паламитских), придав более законченный вид христианской концепции, Византия слабела, содрогалась под напором внешних и внутренних врагов, и культурная миссия воплощения этих воззрений переходила к русскому народу» (2) Нужны были учителя, популяризаторы, которые бы личным примером показали, как проявляются и работают в обыденной жизни христианские принципы. Одним из таких нравственных маяков, ярким примером, и была жизнь преподобного Сергия Радонежского.
На необычайную высоту поднял он одну из главных христианских добродетелей, а именно смирение (смиренномудрие). Смирение в православии не есть пассивность и безответность. Смирение – это жизненная позиция, когда человек не считает себя лучше других. Именно таких называют в Писании «нищие духом». «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф, 5;3) Это качество и проявилось в полной мере в жизни преподобного Сергия. Лейтмотивом его деятельности являлась идея Жертвенной Любви к людям. Говоря о святом Сергии Радонежском, русский историк Г. П. Федотов, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».. Это проявлялось во всём. Он всегда пытался отдавать, не получая ничего взамен. (3)
Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных, никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский был способен одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много. Он всегда был готов прийти на помощь.
Своим жизненным пример Преподобный доказывает, что любое зло благодаря доброму отношению становится кротким и обретает смирение . "Житие " Сергия Радонежского не раз говорит о людях, которых он исцелил, но также рассказывает историю о смирении даже животного перед любовью и добротой. Однажды преподобный Сергий заметил перед своей кельей медведя; видя, что медведь очень голоден, он сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил его на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келье, ожидал обычного подаяния и с кротостью смотрел на святого; преподобный Сергий делился с ним пищей, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь, сделался настолько кроток, что повиновался даже зову святого.
Сергий не только исповедует культ жертвенности, но и сам доказывает своим примером, что смиренная кротость — вот основа монашеского делания. Читая «Житие», мы никогда не увидим Преподобного, наказывающим своих духовных чад. Он всегда учил и наставлял их с любовью и смирением.
Преподобный подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. Когда его родной брат Стефан, вступил с ним в спор за старшинство в новой обители, преподобный Сергий тайно оставляет монастырь и удаляется, чтобы найти себе новое место. И только благословение митрополита Алексия заставило его вернуться в свой монастырь. Лишь однажды преподобный изменил своему смиренному правилу. Когда святитель Алексий перед кончиной хотел избрать Сергия своим преемником, он оказался непреклонным.( 4)
Таким образом Сергий Радонежский личным примером закладывал в людях основы христианской нравственности. Искореняя язычество, с его порочностью, эгоизмом, жаждой наслаждений, Преподобный проповедует стройную систему христианских нравственных принципов, в основании которой лежат смирение и жертвенная любовь к людям, любовь божественная, вокруг которой возникнет в последствии великое православное государство.
2. Государственность
Государственность есть безусловная составляющая нашей жизни, включающая в себя исторические, культурные, национальные, религиозные и другие компоненты. И как одного из первых оформителей идеи создания централизованного Русского государства можно назвать Сергия Радонежского, Стефана Пермского и митрополита Алексия. Один из крупнейших русских историков Ключевский В.О. в своих трудах говорит об этом событии так: "В это именно время, в начале сороковых годов XIV в., совершились три знаменательные события: из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там скромный 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу -- вот на этом самом месте -- поставил маленькую деревянную келию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная триада ярким созвездием блещет в нашем XIV в., делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли " (5)
Именно с этого момента в России начинается политическое, а самое главное духовное возрождение. Деятельность преподобного Сергия способствует возрождению русского духа. Сергий Радонежский не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей. И первые ощутимые, весомые результаты этого процесса становятся нам заметны после политически важной победы в Куликовской битве в 1380 году . Куликовская битва, таким образом, ознаменовала начало грядущего освобождения страны. Известный русский этнограф 19 века А. В. Терещенко сказал про зависимость России от татар так :"Мы думали, что нельзя восстать против угнетателей, что одна небесная сила, а не человек могла бороться с врагами веры и народности. Утрата независимости обезоруживала нас, и мы, как низкие поклонники, не смели замышлять о справедливой свободе, деспотизм давил.» (6)
Не секрет, что князь Дмитрий Донской как и наверное, большинство воинов идущих на битву с полчищами Мамая, не были уверены в победе, испытывали робость и страх. И только благодаря поддержке Сергия Радонежского обрели должную уверенность. Поход против врага, движущегося на Русь, превратился в сражение за веру Православную. И ярким тому подтверждением явился поединок схимонаха Александра Пересвета перед началом битвы с монгольским воином Челубеем. Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий дает народу надежду на будущее. Это порождало в людях стремление к возвышению, стремление к единству, сплоченности. Плодом его трудов становится формирование идеи русской государственности!
Троице-Сергиева Лавра, как дом Преподобного Сергия, становится лицом могущественной России.
И даже в такие жуткие страницы нашей истории, как Смутное время начала 17в, люди ищут защиты в обители. Как символ непобедимости идеи сплочения русского государства, можно вспомнить Троицкую Осаду, длившуюся почти 16 месяцев. Русские люди доказали неприятелю и самим себе, что нравственные идеи, которые несет в себе русская культура способны воплотиться в реальность и помочь нам осознать себя, своё культурное предназначение, и, как писал о. Павел Флоренский: «только в таком случае мы получим историческое право на самостоятельность». Во многом, благодаря нравственным принципам преп. Сергия, положенным в основу русской государственности, Российская империя раскинет свои границы от Балтики до Тихого океана, но не станет «тюрьмой народов», потому как единство её населения будет держаться не на силе оружия, не только на совпадении геополитических интересов в какой-то конкретный исторический отрезок, но и на той жертвенной любви, как бы это высокопарно не звучало, которая проявлялась в активности русского государства в процессе приобщения других народов, к духовным и материальным ценностям русской и мировой культуры. Причём всё это делалось зачастую в ущерб своей материальной выгоде. Бережно относились и к местным обычаям. Привнесённые культурные ценности постепенно срастались с национальными традициями. Несколько обособленно здесь, конечно, стоит вхождение в состав Российской империи Польши, Финляндии, Чечни и Дагестана, но это лишь исключение, подтверждающее правило. Просветительская, цивилизаторская миссия России на Кавказе – бесспорна!(7) Таким образом, смело можно утверждать, что к величию и мощи Российской империи Сергий Радонежский имеет самое прямое отношение.
3. Живопись
Под влиянием нравственного учения Сергия находился великий художник-иконописец Андрей Рублев. В память о старце он написал «Троицу», которая призывает к единству Русской Земли, призывает побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира, икону ставшую символом русской духовности и веры. Андрей Рублев был гениальным воплотителем творческого замысла Преподобного Сергия. И здесь идея жертвенной любви находит свое полное воплощение. Эта идея показана в символике чаши с головой жертвенного агнца, являющейся центром композиции, а, также в расположении и жестах фигур, проявляется в ритмическом построении иконы, в создании единства и подвижности неподвижных форм.
Таким образом икона является зрительным выражением философских идей, в иконе проявляется весь нравственный идеал Преподобного старца. До сих пор, икона Андрея Рублёва «Троица» является непревзойдённым образцом выражения мысли через зрительные образы.
Говоря о живописи, уместно будет вспомнить и о художниках передвижниках. Четырнадцать самых одаренных выпускников, допущенных к конкурсу на первую золотую медаль, во главе с Крамским обратились в Совет Академии с просьбой разрешить им писать конкурсные картины не по заданному сюжету из скандинавской мифологии («Пир бога Одина в Валгалле»), а на свободно избранные темы из жизни отечества.(9) Получив отказ - создали Товарищество передвижных художественных выставок. Здесь, хоть и завуалировано, чётко видно противостояние язычеству. Обратите внимание, какие картины выходили из под кистей передвижников: «Христос в пустыне» (Н. Крамской), «Тихая обитель», «Золотая осень» (И. Левитана), гениальные картины Виктора Васнецова и многие, многие другие. В них, как в зеркале отразилось всё богатство и колорит русской души. Какая не выразимая словами любовь к своей стране. И в каждой такой картине мы ощущаем присутствие преподобного Сергия. Конечно же нельзя не упомянуть и творчество Михаила Нестерова, который возможно острее остальных, сумел прочувствовать, где есть первооснова русского искусства. Причём русское искусство не значит искусство только русских, или для русских. Оно наднационально как и христианство. Оно и в картинах Исаака Левитана и Ивана (Ованеса) Айвазовского. Традиции, принципы художников-передвижников живут и в наши дни. Традиции эти надо беречь и ценить, чтобы не дать распространиться идеям, чуждым, враждебным. Ведь что-то заставило Михаила Врубеля написать своего «Демона».
4. Зодчество
Вместе с процессом возрождения русской государственности зарождаются собственные идеалы зодчества и архитектуры, основанные на идеи соборности и единения. Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает её от архитектуры других христианских конфессий. Очень нравится объяснение, что такая форма куполов олицетворяет пламя свечи, образ горения за веру. Символика свечи, помимо собственно храмовой, имеет более глубокий смысл: непрестанное горение души, устремленность ее к высотам духа, как стремится вверх пламя свечи. А в более общем смысле этот символ имеет отношение к образу света, который часто используется в Евангелиях.
К тому же русские храмы поражали своей гармоничностью, продуманностью мельчайших архитектурных деталей. В них нет ничего эпатажного, вызывающего, кричащего. Всё пронизано смирением и настраивает прихожан, прежде всего, на внутреннюю духовную работу. Именно этой одухотворенности, смирения и горения сердец, наполненных любовью к ближнему, пытался добиться Сергий своими проповедями.
Однако, духовный импульс преподобного Сергия, отразившийся в русской храмовой архитектуре, уже через несколько столетий подвергся мощной атаке с Запада. Так, например, если в15-16 веках итальянские архитекторы, приглашавшиеся для строительства кремлевских соборов в Москве, ориентировались на традиционно русские образцы, то в веке 17, наоборот, — русские архитекторы стали воспроизводить западные образцы. Возникло целое направление, названное в честь боярина Л.К. Нарышкина –Нарышкинским Барокко. Дальше—больше!
Как точно заметил митрополит Илларион (Алфеев): «В начале XVIII века император Петр I прорубил «окно в Европу», и через это окно на Русь широким потоком хлынули иноземные вкусы и стандарты. На смену традиционным крестово-купольным храмам пришли архитектурные сооружения, не имеющие никакой генетической связи с предшествующим развитием храмового зодчества в Византии и на Руси. Петр I не видел связи между вероисповеданием и формой церковного здания, все главные храмы Санкт-Петербурга возводились по образцам западных католических соборов.»(8)
Шпиль Петропавловского собора –яркий пример стремления человека к Богу, но это ведь пример индивидуального спасения. «Я» стремлюсь к Богу, а все остальные заботьтесь о себе сами. Где же здесь жертвенная любовь, единство? Индивидуализм… Исаакиевский и Казанский соборы Санкт Петербурга, с их ярко выраженной античностью, преобладанием внешних форм над внутренней философией храма, также имели мало общего с идеями Преподобного Сергия. Но борьба идей продолжалась. Наряду с храмами в стиле барокко и классицизма на всем протяжении XVIII и XIX веков в Российской империи продолжали строиться крестово-купольные храмы, в традициях древнерусского зодчества. В Российской империи, как и в любой другой, многое зависело от вкусов и предпочтений императоров и императриц. Елизавета Петровна считала, что «римский манир» не подобает православному храму, и покровительствовала строительству храмов в «греческом стиле», под которым она понимала прежде всего пятиглавие и крестообразный план.
Во второй четверти XIX века параллельно с ростом национального самосознания и усилением антизападных настроений в российском обществе возрождается интерес к традиционным формам храмового зодчества. Этот перелом отразился в истории проектирования и строительства московского храма Христа Спасителя. Николай Первый отвергает прозападный проект А.А. Витберга и выбирает проект К.А. Тона -- синтез византийского и русского архитектурных стилей, хотя основу его архитектурного решения составлял классицизм.
Вообще, ярким памятником «русского» стиля стал санкт-петербургский храм Воскресения Христова — Спаса-на-крови, построенный уже в1883-1907годах.
Искусство, как известно, есть материальное воплощение идей. Поэтому принципы градостроительства влияют, безусловно, и на судьбу города. Петербург заглушил (но не поглотил полностью) идеи Серггия Радонежского своей архитектурой. Кто-нибудь считал, сколько там языческих богов, мифических персонажей на один квадратный километр. Может и этот факт как-то сказался на том, что Питер—город трёх революций, а в Москве советская власть установилась только после недели жестоких боёв.
5. Литература
В художественном творчестве каждого народа проявляются исторические условия его развития и особенности духовного склада людей, ими определяемые. В связи с этим каждая литература имеет свои отличительные черты, свою национальность. Идеи помощи, жертвенности, которыми жил Преподобный Сергий, нашли своё отражение и в литературе. Главная особенность русской литературы в том, что она, пожалуй, как никакая другая, акцентирует внимание на проблемах нравственности, пытается осмыслить внутренний мир человека, его духовные переживания. Вершиной русской литературной классики, вне всякого сомнения, является творчество Ф. М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Великое произведение, роман Л.Н. Толстого "Война и Мир "буквально пропитано идеей соборности, идеей единения людей доброй воли. К примеру, в образе Платона Каратаева Толстой показывает, представление простых людей о том ,что жизнь человека не имеет смысла как отдельная жизнь, она имеет смысл только как частица целого. Для Каратаева целью жизни становится любовь ,чувство привязанности ко всему миру. Или, напрмер, образ штабс-капитана Тушина. «Тушин - человек маленького роста с тоненьким голоском, в нем было что-то "невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное". Он робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Но во время сражения он преображается. В этих образах очень точно раскрывается характер русского народа, его будничный героизм, не выставляемый напоказ, готовность просто, без пафоса, пожертвовать своей жизнью ради своих близких, ради добра и справедливости. И эта черта проходит сквозь века. Русские добровольцы сражались и за независимость Греции от Османской империи, и принимали участие в англо-бурской войне на стороне буров. Русское общество буквально вынудило Александра Второго встать на защиту балканских народов в 1877году. Есть ли ещё такой народ, готовый так жертвовать собой ради Добра и Справедливости? Идею любви, побеждающей зло, несут в себе также произведения Ф.М. Достоевского. Достоевский как никто другой сумел проникнуть в тайны человеческой души. Его герои постоянно стоят перед проблемой морального выбора. Писатель показывает, как человек, попадая в самые сложные жизненные обстоятельства, борется со своими пороками, взращивая в своём сердце те добродетели, те ценности, которые возрождал в русском народе Сергий Радонежский. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что весь мир благоговеет перед произведениями Толстого и Достоевского, потому что они открывают русскую ментальность, в которой получают своеобразное преломление общеевропейские свойства личности. Своеобразие русского характера, как и русской культуры в целом, очевидно и поражает воображение европейского читателя.(12) Проходят века, а нравственные принципы Сергия Радонежского не исчезают со страниц произведений российских писателей. Может в этом и секрет мирового лидерства русской литературы. Потому как её проблематика актуальна в любой стране.
6. Русская школа
В Московской Руси не были созданы крупные центры образования, подобные университетам Западной Европы. Умственная и духовная работа осуществлялась, прежде всего в небольших монастырях. В этот период начало складываться и специфическое отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире. Интерес к этическим проблемам и нравственному воспитанию не оставлял места для рассмотрения проблем гносеологического и дидактического характера. Если в западноевропейских университетах обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, методами доказательства, то в монастырях Руси вели линию на отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, собирая «как пчелы мед с цветков». На западе стремились понять и исследовать, а на востоке – следовать Святому писанию. Не изобретательность, а послушание ценилось в монастырских кругах.
Нравственный элемент культуры ставился неизмеримо выше «внешнего знания»: грамматики, риторики, диалектики, философии и других дисциплин – стандартных для европейских учебных заведений. Со временем школы начинают играть важную роль в формировании взглядов. Если сравнивать западные образцы образования, то там в основу процесса обучения вкладывают получение объема знаний, у нас же школа прежде всего воспитывает. Воспитывает, идеи товарищества и взаимопомощи, они являются одними из основополагающих, как считал Сергий Радонежский. В России процесс получения знаний всегда был воспитательно-образовательный. Прежде всего ставили цель сформировать у учеников правильную систему нравственных ценностей, основанную на вере в Бога и любви к Отечеству. И эта педагогическая традиция передавалась из поколения в поколение. Однако постепенно происходила европеизация русского образования, происходило разрушение национальных основ просвещения. В 60 гг. XIX века К.Д. Ушинский отмечал отсутствие русского воспитания в школах того времени и указывал на необходимость возрождения национального начала в образовании. То есть возврат к культивированию тех нравственных принципов, которые были определены Сергием Радонежским. В современном российском образовании, пока побеждает европейская традиция. Воспитание в школе отошло на второстепенные позиции, пропустив вперёд получение основ научных знаний. Процесс обучения стал образовательно-воспитательный. Всё сложнее понимать где Добро, где Зло. «Возродить Россию как великую державу возможно лишь в условиях нравственного воспитания подрастающего поколения, путем углубленного изучения отечественной истории, культуры, русской литературы и философии.» (11)
7. Наука
Наука - это неотъемлемая часть прогресса, и ученые с каждым днём активнее влияют на нашу жизнь, совершая научные открытия . Но что вдохновляет их на такую деятельность? Наверняка, ими движет не только жажда славы и материального благополучия, но и идея создания чего-то полезного, что сможет облегчить или улучшить жизнь человека . Можем ли мы не задумываясь назвать хотя бы 5 имён выдающихся ученых, которые были бы богаты? Вряд ли. В России таких не было. Даже нобелевские лауреаты тратили свои премии, опять же на научные исследования, благотворительность. Идеи патриотизма, государственности, служения Отечеству, бескорыстия, которые проповедовал Сергий Радонежский, находят свое воплощение в деятельности многих русских ученых. В качестве яркого примера можно привести жизнь известного русского инженера, Владимира Григорьевича Шухова, представителя так называемой прикладной науки. Он всегда гордился своей страной и считал, что если что-то по истине великое было создано в России, то это что-то здесь и должно остаться в качестве национального достояния. Его патриотизм, помогает русской науке добиться необычайных высот :его и нефтяные насосы, первые в мире цилиндрические радио башни и многое другое. У Шухова есть изобретения, практически на каждую букву русского алфавита. Он работал ради идеи, ради своей страны, не требуя ничего взамен.
Однако, если возникала необходимость русские учёные щедро делились своими открытиями и изобретениями. Когда в 1915 году Николай Дмитриевич Зелинский изобрёл противогаз, то русское правительство в рекордно короткие сроки снабдило ими своих союзников в Первой Мировой войне. Следующим примером жертвенности ради блага других ,можно вспомнить русского физиолога Александра Богданова, а по совместительству философа, писателя и революционера. Этот человек готов был отдать жизнь ради идеи о помощи человечеству. Он был одним из первых ученых, которому в голову пришла идея о переливании крови. Он провел 11 трансфузий . Очередное переливание закончилось трагически: во время последнего, одиннадцатого обменного переливания со студентом наступило отторжение и смерть. Студент выжил. Это очередной пример горения за идею, желания спасти, ничего не требуешь взамен. Так что идеи Сергия Радонежского не были уничтожены с корнем даже в революционной среде. Даже там они продолжали нести истинный Свет.
Заключение
Известный филолог и искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев был уверен, что у русской культуры, как и любой другой ,есть своя собственная миссия. По его мнению, деятельному индивидуализму, активному и рациональному отношению к внешнему миру, отличающему Западную цивилизацию, Россия противопоставила другой тип творческого проявления — работу «внутреннюю», духовное строительство. В основе размышлений Дмитрия Сергеевича Лихачева об искусстве лежит осмысление специфических особенностей того удивительного явления, которое принято называть «духом русской культуры». (12) Этим понятием выражается комплекс смыслов, проистекающий из глубинных истоков культуры и определяющий историческое предназначение народа, «славянской души», основы которой заложил Сергий Радонежский.
Вероятно, отец Павел Флоренский пытался нам показать Сергия Радонежского, как одного из основоположников "Русской идеи", включающей в себя совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Вся деятельность Преподобного направлена на распространение Православия, на формирование православных нравственных ценностей в обществе, он порождает идеи сплоченности, жертвенности и любви, в ее апостольском понимании. Сергий Радонежский и сегодня помогает нам противостоять разрушению славянско-православной культурно-исторической платформы. Сергий Радонежский—во всём лучшем, что у нас есть!
Александра Баранова
Владимир Шаповалов
Список использованной литературы:
1. Бунин И.А. Миссия русской эмиграции. Париж 19242. П.А.Флоренский "Троице-Сергиева Лавра и Россия"
3. Федотов Г.П. Святые древней Руси гл. 8
4. Житие Сергия Радонежского в пересказе Б. Зайцева
5. Ключевский В.О. «Исторические портреты» М. 1991
6. Терещенко А.В. Быт русского народа
7. Матвеев В.А. Отечество не только русских //Научная мысль Кавказа №1 1997
8. Митрополит Илларион (Алфеев) Православие т.2 гл. 1
9. Передвижники
10. Симкина Н.Н. Культурология
11. Тамбовский О. М. Особенности русской школы как типа системы российского образования М. 1999
12. Русское предвозрождение.