В день праздника Преображения, согласно древнему обычаю, совершается в
православных храмах освящение фруктов и овощей. И это побуждает нас
спросить себя: в чем смысл этого древнего обряда, что значит вообще
освящение? Освящение плодов на Преображение — только один из таких
обрядов благословения и освящения. Если раскрыть богослужебную книгу,
называющуюся «Требник», книгу, в которой собраны все эти службы, то мы
найдем там особые службы и обряды для освящения нового дома, поля,
огорода, колодца. Словно ко всему миру обращена Церковь благословением,
освящением, словно над всем распростерта благословляющая рука Божия.
Почему
с незапамятных времен испытывали люди нужду в освящении? Скажем сразу,
что для безбожной пропаганды все эти обряды безоговорочно отожествляются
с суевериями, в которых, как она говорит, — вся сущность религии. А
суеверие от страха: человек боится. Боится отравы, боится неурожая,
боится пожара, боится других людей, и вот религия, дескать, предлагает
ему помочь избавиться от этого страха. Окропи фрукты, или огород, или
дом святой водой — и Бог защитит их, и тем самым — тебя. Как видите —
грубое невежество, суеверие и... обман.
Однако, представляя дело так,
безбожная пропаганда никогда не приводит ни самих молитв, ни обрядов,
связанных с этими якобы суевериями. Выходит так, что какие-то
обманщики-священники, духовенство эксплуатируют страх и невежество,
оперируя непонятными, магическими заклинаниями. Но если вслушаться в эти
молитвы, вглядеться в эти обряды, если хоть раз в жизни пережить
радость этого светлого, солнечного Преображенского полдня, когда
совершается освящение, то ясно становится, что обманывает не Церковь, а
примитивная и злобная безбожная пропаганда. Что именно эта пропаганда, а
не молитва Церкви — пронизана страхом, недоверием, потребностью
развенчать все, что выше, чище, глубже ее упрощенного
материалистического, скучного подхода к миру и к жизни. Ибо первое, что
мы видим, слышим, переживаем в обрядах и молитвах освящения, — это
радость и благодарность. А там, где страх, там не может быть радости и
благодарности. И наоборот — там, где радость, — там уже нет страха. «В
страхе, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — есть мучение». Но вот
именно мучения, недоверия нет в Преображенском свете.
Но о чем
радость? И за что благодарение? В одном стихотворении Осипа
Мандельштама, посвященном главному христианскому богослужению —
литургии, есть такая удивительная строчка: «взять в руки целый мир, как
яблоко простое...». Тут, может быть, лучше всего, ибо так просто, так
по-детски, указан источник радости и благодарения, пронизывающих
христианскую веру. В яблоке, но, конечно, не только в яблоке, но и во
всем в мире вера видит, узнает, принимает дар Божий, наполненный
любовью, красотой, мудростью, говорящий о той безмерной любви, что
создала мир и жизнь и дала нам их, как нашу жизнь. Сам мир есть как бы
плод Божественной любви к человеку, и только через мир узнает человек
Бога и любит Его ответной любовью... И любит свою жизнь, а тем самым и
жизнь мира претворяет в Дар Богу.
Наше падение, наш грех в том, что
мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся
будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб —
только хлебом. Человек — только человеком. Мы знаем их вес, наружность,
функции, мы все знаем о них, но мы их уже больше не знаем, ибо не видим
света, просвечивающего через все в мире. И вечное назначение веры и
Церкви в том, чтобы эту греховную, унылую привычку преодолеть. Чтобы
снова дать нам увидеть то, что разучились мы видеть и чего больше не
видим, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить то, что больше не в
состоянии переживать.
Вот освящает священник хлеб и вино, и
поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и
дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в
храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова
в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь
человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл
свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем
«хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как
будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и
радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается,
обновляется и возрождается наша жизнь.
Нет, не отрицаем мы материи,
как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а
напротив, ее — одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью
ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», — поем мы
каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта
пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух,
очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и
благодарностью.
А как же со злом, — спросят меня. — Как со
страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы
этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в
нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем
мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит
нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему — и во всем
в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы.