Многие родители даже не задумываются о том, какую роль играют игрушки в воспитании детей.
Игрушка появляется в жизни ребенка буквально «с пеленок», поэтому является очень удобным объектом для воздействия на его душу. Она раскрывает свойства детской души, вводит ребенка в мир сложных человеческих отношений, готовит к будущей семейной жизни, учит дружбе, любви, приучает к труду. Можно с уверенностью сказать, что способность к игре, как к обучающему фактору, была изначально заложена в нас Господом.
В старые времена люди хорошо понимали значение игры для передачи опыта от поколения к поколению. Даже в самых бедных семьях у детей были игрушки. Иногда куклой могло быть просто завернутое в тряпицы полено, с которым девочка играла в дочки-матери. Мало кто знает, что на Руси в приданое девушке полагалась корзина с куклами.
Хочется также упомянуть о том, что воспитанные в скромности великие княжны предпочитали играть в простые куклы, одетые в костюмы разных народов России, хотя у них были и дорогие куклы в великолепных нарядах Любимыми игрушками цесаревича были солдатики. Он устраивал с ними войны, маневры и парады. Уже в играх царские дети знакомились со славной историей своей страны, готовились к своему будущему предназначению.
Игра для детей – жизненная необходимость. Однако сегодняшние мальчики и девочки играют все меньше. Как-то незаметно прервалась цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. В мире уже начинают бить тревогу по поводу игрового кризиса. Почти исчезли групповые игры. Большинство наших детей вряд ли могут сказать, что за игра «Лапта» или «Казаки-разбойники». Изменилась и сама суть детской игры. Она стала агрессивной и индивидуалистичной.
Прот. Андрей Кононов, который занимается поставленной проблемой, пишет: «…игрушка в детских руках может стать райской веточкой или плодом с запретного древа. … Вот на столе лежит кукла Барби и дымковская барыня. Это два непересекающихся мира, два разных состояния души. Гордость и смирение. Праздность и праздничность. Девочка взяла в руки красотку, и весь мир для нее становится темой высокой моды. Он освещается, проживается, созерцается через аутичный взгляд Барби». Еще более резко обозначила проблему с Барби психолог Вера Абраменкова: «На наших глазах архетип материнства незаметно подменяется архетипом блуда».
Недавно вся Америка отмечала 50-летие со дня появления на свет Барби. Кукла-монстр родилась 9 марта – в день усекновения главы Иоанна Предтечи!!! Сколько же урона детским душам успела нанести она за эти годы.
Сегодня от изобилия игрушек голова идет кругом. Но многие из них приносят откровенный вред детской душе и психике. Прот. Андрей разделил опасные игрушки на три группы: некрофильная, виртуальная и рекламно-идеальная. К некрофильным игрушкам относятся трансформеры, монстры, динозавры, кровавые маски. Виртуальные – это тамогочи, тетрисы, компьютерные игры. Рекламно-идеальная игрушка включает в себя всех «Барби» мужского и женского рода с их атрибутикой.
Как отмечают психологи, игрушки из этих групп свидетельствуют о страшных болезненных изменениях детского мира. В детском сознании появились сдвиги, выражающиеся в преувеличенном внимании к деньгам, к культу силы, к агрессии и разрушению, к романтике криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, к циничному отношению к интимной стороне жизни. Но самое страшное – через все органы чувств происходит демонизация детского сознания, приручение детей к бесовским образам. И детям это становится интересно, им это нравится. Постепенно эти игрушки перебираются в наши дома. И покупают их сами родители, бабушки и дедушки.
Во что же играть нашим детям? Чтобы не навредить ребенку надо вдумчиво выбирать игрушки, следить, чтобы их не было слишком много. Помнить о том, что они должны приносить определенную пользу душе. И конечно же, играть в игрушки вместе с ребенком.
Всем родителям и воспитателям мы советуем найти и прочитать статьи и книги священника Андрея Кононова и психолога Веры Абраменковой, которые серьезно занимаются проблемой игрушек и игр.