Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Христиане не боятся магии. О заговорах, гадании, боязни «порчи» и «сглаза» по учению Православной Церкви

не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Книга Второзакония 18:10-12)

Порой нам кажется, что к магии причастны лишь те, кто пытается сознательно колдовать, насылать порчу и проклятия. Однако если человек верит в действенность магических обрядов, боится порчи и сглаза, пытается защититься от этих якобы могущественных воздействий при помощи целителей, ясновидящих, гадалок, экстрасенсов и «бабок», а также с помощью различных амулетов – такой человек, несомненно, страдает маловерием, имеет магический взгляд на жизнь и нуждается в покаянии пред Богом.

Отношения Я-ТЫ в духовном мире

Латинский термин «религия» имеет два основных значения: соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Религия говорит нам о Боге как Творце всего мира, в руке Которого находится не только жизнь каждого человека, но Который заботой и вниманием поддерживает каждую песчинку в нашей Вселенной, без воли Которого «ни одна из малых птиц не упадет на землю; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Христиане называют Бога Всевышним и Вседержителем, выражая тем самым убеждение, что нет сил или существ, способных противостоять Богу.

Более того, православные христиане исповедуют не слепую Силу, Космический Принцип или Абсолютный Разум, но личностного Бога, Который открывает Себя человеку, призывает к общению с Собой, и Которому в молитве можно сказать «Ты».

Иными словами, если христианин желает достичь добра, счастья и исцеления, он будет обращаться к своему Спасителю и Господу Иисусу Христу, а не к «энергетике добра» и «космическим вибрациям здоровья».

Каждая православная святыня (например, Таинства, святая вода, иконы и крест) связывает нас с Господом, и выражает единение со Святой Церковью.

В оккультизме же, наоборот, нет обращенности к Богу как к Личности. Заговоры, амулеты и гадание не соединяют ни с Богом, ни со святыми (даже если «для отвода глаз» читается «Отче наш» и горит свеча). Убеждение  в защитных свойствах некоего якобы имеющего «магическую силу» предмета, приводит к тому, что молитвенное обращение к Богу, соблюдение норм нравственности и т. д. становится ненужным.

В словаре оккультистов мы встречаем лишь термины, отрицающие личностность Бога и возможность общения с Ним: «карма», «энергетика», «сила», «судьба», «порча». Ведь эти люди исключают Бога из своей жизни и пытаются справиться с трудностями без Него.

Смиренное обращение к Богу и общение с Ним именуется молитвой, и напротив, «разговор» лже-целителя с болезнью и энергией называют «заговором». К сожалению, в последнем случае не только не возобновляется единение с Богом, но существующий разрыв с Ним еще более усугубляется.

Свобода Бога и человека

Магию подпитывает ложная уверенность в том, что не только материальный мир всецело подчиняется законам природы, но и духовная сфера жестко и беспрекословно зависима от неких закономерностей мироздания, что будто бы даже Сам Бог, духи и люди подчиняются законам духовного бытия, чем якобы и пользуются маги, подыскивая «ключи» к этой сложной духовно-энергетической машине.

Таким образом, магизм – это ложная вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний и ритуалов, манипулировать этими силами и подчинить их себе. В магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь.

В магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится «вырвать» дары у Неба с помощью ритуальных действий. «Господи, пусть будет воля моя!» – именно такой мотив проглядывается в стремлении себялюбивого человека навязать Богу (или какому-нибудь духу) исполнение своих желаний с помощью магических практик.

Противоположностью такому подходу  является благоговение перед Личностью Творца, позволяющее религиозному человеку соглашаться с волей Божией, говоря, «да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя!» Православный человек ничего не навязывает Богу и готов принять всё, что посылает Бог. Он понимает, что карьерные неудачи, нестроения в семье и в собственной душе во многом вызваны испорченностью его воли и нежеланием бороться с грехом (например, со своей гордыней и леностью), а вовсе не «сглазом», происками колдунов или влиянием звезд.

У бесов нет власти над человеком

Не существует безликих потоков мистической энергии, способных испортить душу человека без его на то согласия.

Из евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого видно, что бесы не могут овладеть человеком без особого попущения Божия. А значит и люди, пытающиеся обращаться за услугами к миру духов (т.е. колдуны), такой властью над человеком не обладают.

Верующие люди воспринимают Злые силы (бесов) как разумные создания (в отличие от стихий), и противопоставляют им обращение своего ума и сердца к Богу, а не бездушное использование амулетов, или попыток «сжечь негативную энергетику» с помощью свечи.

Бог полагает на каждом крещеном христианине печать Святого Духа, которую не может превозмочь никакой демон или проклятие. При совершении Крещения священник читает такие великие слова: «Господи, отгони от него все действия диавола. Запрети нечистым духам и прогони их; сокруши сатану под ноги его вскоре, и даруй ему победы над ним и над нечистыми его духами».

Как видно из текста этой молитвы, христиане решаются с помощью Божией противостоять диаволу.

Сам Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «даю вам власть наступать на... всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Поэтому страх «порчи» и «сглаза» совершенно не свойственен церковному человеку и овладевает лишь маловерными людьми, не верящими в Промысел Божий и силу церковных Таинств.

 «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство. Даже над свиньями не имеет диавол власти (Мф. 8:28-34), тем более не имеют над человеком, созданным по образу Божию», - так убеждал христиан не бояться магии и бесов преп. Антоний Великий.

Но даже крещеный человек может стать объектом воздействия нечистых духов, если сознательно позволит себе совершение смертных грехов или суеверно начнет искать якобы насылающих на него порчу колдунов. Заболевают от порчи только те, кто верит в колдовство и порчу. Преподобный Макарий Оптинский так описал эту возможность: «Когда с человеком беда случится, он не переносит ее с терпением, а на других злобствует. Кто много думает о колдовстве, то и в правду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться, скучать и заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры, порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, а не бояться колдунов».

Страх магизма и религиозная сила духа

Легко заметить, что основной эмоцией людей, склонных к магизму и язычеству, является страх. Маловерный человек чувствует себя покинутым Богом, не чувствует к Нему доверия, и не уверен, что Бог может и хочет его спасти.

Господь призывает не впускать в себя такие недостойные мысли: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Книга пророка Иеремии 10:2).

К сожалению, не доверие и любовь к Богу, а боязнь проклятия, порчи и сглаза, страх потерять здоровье или близкого человека – вот какие чувства поселяются в душах нецерковных людей. Очень многие грехи (например, обращение к гадалкам, ложь, предательство или угодничество) совершают люди, движимые страхом и отказом принять волю Божию.

В книге пророка Исаии Бог дает удивительное утешение для каждого христианина: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (книга пророка Исаии 41:10-13).

Христианину нечего бояться, ведь Бог не меняется, как не меняется и Его безусловная любовь к каждому человеку, поэтому страшиться стоит только одного – измены Богу и потери единения со своим Спасителем.

Два пути: духовный рост и падение

Язычники понимают грех как «сакральную скверну», как невольное заражение чем-то, что опасно человеку, но с его духовным состоянием совершенно не связанное. Поэтому и спасаться они пытаются исключительно механическим путем, без внутреннего перерождения, ища «духовную таблетку», совершая лишь набор определенных действий и обрядов, произнося лишь заклинания и магические формулы, или даже меняя свое имя.

Православие, напротив, раскрывает подлинную сущность греха, видя его в нарушении воли Божией, духовном отпадении от Творца. Поэтому в любой беде христианин, прежде всего, видит Божье вразумление и стремится изменить себя.

Подведем итоги. Православный христианин не боится порчи, проклятий и бесов, исповедуя три важные истины:

1)     Бог всемогущ (никто и ничто не может Ему противостоять);

2)     Бог всеведущ  (Он знает всё, что происходит с каждым человеком);

3)     Бог есть Любовь. Он желает и на самом деле спасает каждого из нас.

Если же христианин, оступившись, проявил маловерие или даже участвовал в магических обрядах, он призван покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди и примириться с Богом.

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления