Иконописец – В.А.Макаров, год 2008, дерево, темпера, сусальное золото
Тропарь
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Молитва
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5, 25).
Храм Божий – островок Небесного Царства на грешной земле[1]. Но есть в храме особое место, которое является обозначением таинственного присутствия Самого Спасителя – Небесного Царя Славы и сослужащих Ему. Этому месту всегда воздают подобающие почести. Это – Горнее место[2].От основания храма святого Мученика Иоанна Воина на Горнем месте в алтаре находился литой металлический крест и икона Божией Матери «Одигитрия».
В 2006 году на престольный праздник Литургию в нашем храме совершал Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон.
Владыка дал благословение настоятелю храма для горнего места написать образ Воскресения Христова. Ведь, по некоторым толкованиям, Горнее место знаменует Воскресение из мертвых и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, взошедшего вместе с плотью выше всякого начала и власти ангельской, воссев одесную[3] Бога Отца.
Благословение было исполнено. В течение нескольких месяцев икона была написана и заняла предназначенное для нее место перед Пасхой в 2007 году. Когда на следующем престольном празднике Владыка вновь служил Литургию, настоятель показал написанную с его благословения икону.
Иконография иконы «Воскресение Христово» очень особенная. В русской иконографии этот образ называется «Сошествие во ад».
За образец взята икона письма великого русского иконописца Дионисия, написанная в 1502 году. Сохраняя традиции византийской и русской школы иконографии, внося новое сочетание красок он в едином образе передал церковное предание о сошествии Христа во ад, единой композицией как бы приоткрыл таинство, произошедшее во время Воскресения Христова.В центре иконы – Христос. Он стоит на разрушенных вратах ада, которыми человечество было закрыто от рая - Царствия Божия. Медные врата сокрушились и железные запоры распались. Во ад вошел Царь Славы. Вошел как человек. И ад принял его как человека. Но тут же понял, что ныне принял он не обычного человека, ибо не мог пленить его, удержать в своей утробе. Наоборот, сам оказался пленен[4]. Все темницы адовы просветились[5]. Свет Божества озарил праведников, от века удерживаемых адом. Христос протягивает им руку, чтобы вывести из преисподней и ввести в Царствие Небесное. И первыми воздвигает Христос прародителей Адама и Еву, как бы показуя, что отныне прощается им первородный грех. В след за ними – встают библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков, увенчанные коронами Давид и Соломон; юный пророк Даниил, …. А за Евой поднимаются из гробов женщины-праматери. Иоанн Предтеча указывает на Христа, и в аду являясь его Предтечей. С обеих сторон – бесчисленное множество людей. Из самых темных углов ада встают из гробов люди в белых одеждах и тянутся к Спасителю. Великое людское множество спасено. А в самой бездне ада два ангела в золотых одеждах сковывают сатану. Ад побежден, низложен, пленен. Упразднена и власть сатаны над человеком. Преобладание светлых красок над темными символизирует победу Света над тьмой. В верхней части иконы ангелы высоко возносят крест – орудие нашего спасения и символ Нового времени.
Во время Богослужения открываются Царские врата храма. И с Горнего места на предстоящих верующих взирает Сам Спаситель. В белом слегка развивающемся одеянии он почти невесом. Нет царской осанки, нет земного могущества, нет ничего, что демонстрировало бы власть и силу по нашим земным представлениям.
«Почему?» - невольно задаешь себе вопрос. И сам собою всплывает давно известный ответ: «Сила Его в Любви. Ни земною силою, ни земным могуществом попрал Он ад и спас все человечество, а Своей Божественной сущностью, Своей неисчерпаемой и безграничной Любовью».
Запрестольный образ Воскресения Христова для нашего храма написал Владимир Макаров
«Жизнедавче, Христе Боже, слава тебе!»[6]
Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина
Используемая литература:
- «Образ Воскресения Христова». Юлия Владимировна Алексеева, преподаватель иконописи КазДС. Сайт «Православие в Татарстане» http://kazan.eparhia.ru/zhurnal/
- «Сошествие во ад». Информационный сайт Казанской Епархии. http://pasxa.eparhia.ru/ikony/ik_soshestvie/
[2] горнее место (от славянского горний - возвышенный), в православном храме место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против престола
[3] Одесную (церк-слав.) – по правую руку
[4] «Пленил еси ад, не искушься от него». Воскресный тропарь, глас 6.
[5] «Когда спустился к смерти, тогда ад умертвил блистанием Божества». Воскресный тропарь, глас 2.
[6] Воскресный тропарь, глас 2.