19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня.
Приход Святого Георгия Победоносца торжественно встретил этот светлый праздник. Накануне вечером в малом храме Иоанна Воина совершили всенощное бдение. А утро началось с Божественной Литургии, которую возглавил настоятель прихода протоиерей Валерий Волощук в сослужении приходского духовенства. По традиции, по заамвонной молитве, состоялось освящение винограда, яблок и других плодов, которое продолжалось до позднего вечера.
Этот праздник установлен в память славного преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Преображением Спаситель показал ученикам Свое Божественное величие и подкрепил их веру по случаю Его приближавшихся страданий.
Как рассказывает нам Евангелие, незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на высокую гору помолиться.
Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет.
В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка — Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.
«И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». (Лк. 9: 34-35).
Услышав это, ученики в страхе пали на землю. «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 7-9).
По словам святителя Тихона Задонского, Преображение Господне учит нас нескольким важным вещам.
Во-первых, таким способом Господь показал апостолам, что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы. И хоть внешне он выглядит как Человек, подобный прочим, но внутри – Бог есть. Прежде апостолы уже видели славу Его от дел чудесных, но в Преображении явилась слава Его Божественная, образом видимым, когда просветилось лице Его, Божественное как солнце, и ризы блистали как свет, о чем и глас Отчий свидетельствовал.
Во-вторых, Господь показал, что он Своею волею идет на страдание, о котором предсказывал. Ибо кто Бога может убедить к страданию, Бога, Который над всеми есть, и Которого слову и мановению все повинуется? Едина любовь и милосердие Его к нам, бедным, подвигло Его к тому.
В-третьих, апостолы, как Спасителя увидели во славе, так и явившихся пророков, причастников той славы, увидели. Отсюда понятно, что в вечной жизни слава святых будет подобна славе Христовой. Здесь просветилось лице Христово яко солнце: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43).
В-четвертых, глас Отчий «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» - не только апостолов, но и нас всех касается. Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел. И кто слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу.
Согласно обычаю, в конце литургии в храмах освящают новый урожай, то есть дары Богу от благословленной им природы: яблоки, виноград и другие плоды.