В нашем храме будут совершены
ОБЩИЕ СОБОРОВАНИЯ
15 декабря и 5 января в 17:00.
Запись в церковном магазине.
Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло.
История Таинства Елея восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли». В соборном послании апостола Иакова описаны подробности совершения этого таинства: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:34). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (Мф. 25:1–13). Греческое слово (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.
Основной причиной болезни в Священном Писании признается грех, болезни вошли в жизнь человека как одно из последствий грехопадения. Соответственно молитва об исцелении сопровождается исповеданием грехов: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего" (Пс. 37:2–6). Отсутствие надежды на помощь Божию во время болезни осуждалось в Ветхом Завете (2Пар. 16:12).
Исцеляя людей, Иисус одновременно отпускает их грехи (Мф.9:2; Мк. 2:5; Лк. 5:20) и предостерегает от повторения прежних грехов (Ин.5:14), тем самым указывая на неполноту исцеления тела без уврачевания души. В свете такого понимания покаяние является неотъемлемой составляющей таинства Елеосвящения. Более того, даже когда Таинство не приносит исцеления болезни, оно в любом случае дает болящему отпущение грехов.
Апостольские и евангельские чтения Таинства Елеосвящения представляют собой две параллельные подборки на тему исцеления и прощения грехов. Через эти две серии чтений проходит мысль о Христе как о Враче душевных и телесных недугов, о связи между исцелением и покаянием, о христианской взаимопомощи, о милосердии и любви. В молитвословиях Таинства
- раскрывается сущность подвига Христа - источника нашего исцеления: "неду́ги взе́м, пода́ждь Боже́ственную благода́ть свы́ше" (кондак канона), "грехи́ ми́ра взе́мый, и на кресте́ пригвозди́вый" (молитва 6);
- приносятся прошения об оставление грехов и телесном исцелении: "в не́мощи душе́вной и теле́сной су́щему, исцеле́ние да́руй: подая́ ему́ оставле́ние грехо́в, и проще́ние согреше́ний, во́льных же и нево́льных: уврачу́й его́ я́звы неисце́льныя, вся́кий же неду́г, и вся́кую я́зю, да́руй ему́ душе́вное исцеле́ние";
- приводятся примеры покаяния: "Ты́ еси́, овча́ взыска́вый заблу́ждшее: Ты́ еси́, поги́бшую дра́хму приле́жно взыска́вый, и обреты́й: Ты́ еси́ реки́й, я́ко гряду́щаго ко мне́ не изжену́ во́н: Ты́ еси́, и́же блудни́цы честне́и Твои́ но́зе слеза́ми омочи́вшия не возгнуша́выйся: Ты́ еси́ реки́й: ели́жды а́ще паде́ши, воста́ни, и спасе́шися: Ты́ еси́ реки́й, я́ко ра́дость быва́ет на небеси́ о еди́ном гре́шнице ка́ющемся", в частности самого священника, совершающего таинство: "и́же мене́ [пресвитера] смире́ннаго и гре́шнаго, и недосто́йнаго раба́ Твоего́ во мно́зех гресе́х сплете́ннаго, и страстьми́ сласте́й валя́ющагося" (молитва 5);
- указывается праведная цель нашей жизни в случае дарования исцеления: "неду́гов и скорбе́й Твоего́ раба́ изба́ви, я́ко да непреста́нно возвели́чит Тя́" (богородичен 2-й песни канона); "прегреше́ний изба́ви Христе́, я́ко да сла́вит Боже́ственную си́лу Твою́" (седален канона), "я́ко да сла́вит Тя́ спа́сся благода́рственно" (песнь 8), "да любо́вию просла́вит Тя́, велича́я держа́ву Твою́" (стихиры), "сотвори́ и на́с бы́ти служи́телей но́ваго Твоего́ заве́та над еле́ем си́м, его́же усво́ил еси́ честно́ю кро́вию Христа́ Твоего́ да совле́кшеся мирски́х похоте́й у́мрем греху́, и поживе́м пра́вде, обле́кшеся в него́ пома́занием освяще́ния" (молитва 1), "да́руй его́ це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́" (молитва 3), "да воста́в руко́ю Твое́ю кре́пкою, порабо́тает Тебе́ со вся́ким благодаре́нием" (молитва 4), "ру́це его́ простри́ к де́ланию за́поведей Твои́х: но́зе его́ к тече́нию благовествова́ния Твоего́ испра́ви: вся́ его́ у́ды и мы́сль Твое́ю укрепля́я благода́тию" (молитва 6).
Источник: митрополит Иларион (Алфеев). Православие