Поздравляем наших прихожан и всех православных христиан с Праздником праздников - Светлым Христовым Воскресением!
Икона "Сошествие во ад". Дионисий, начало XVI века.
Предлагаем вашему вниманию Пасхальные послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Высокопреосвященного Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Именно в этих словах, которыми люди на протяжении веков встречают друг друга в светлые пасхальные дни и которыми свидетельствуют миру об истинности события, произошедшего два тысячелетия назад, содержится огромная внутренняя сила. В них — и весть о победе, и призыв к радости, и пожелание мира, и надежда и утешение для каждого человека.
Тот, Кто был рожден Пречистой Девой Марией, Тот, Кто тяжело и безвинно страдал, был распят и умер на кресте посреди двух разбойников, Тот первым из всех людей восстал из мертвых. «Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6). Гробница пуста. В ней остались лишь пелены, в которые было завернуто Его тело. Жены-мироносицы, придя к месту погребения Господа «весьма рано… при восходе солнца» (Мк. 16:2), не нашли там Иисуса, ибо ни камень, закрывавший вход в пещеру, ни охранявшая ее стража, ни даже сама смерть не смогли противостать великой силе Бога Живаго. «Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14), ликующий ад уже приготовился поглотить своего самого могучего врага, но вместо этого замер от ужаса, ибо озарился светом Божества. Христос уничтожил тление и разрушил смерть.
Через первого человека, который ослушался Создателя и отпал от Источника вечной жизни, в мир вошло зло, и грех стал царствовать среди людей. Христос же — «последний Адам» (1 Кор. 15:45) — победил смерть духовную, душевную и телесную.«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:22). Все потерянное нами в первом Адаме мы вновь получили во Христе. Пасха Господня — это поистине величайший дар Божиего домостроительства(прп. Феодор Студит).
Преодолев отчуждение человека от Творца, Спаситель даровал нам возможность соединиться с Ним. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Крестом Христовым нам «даровано воскресение <...> открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божиими и наследниками» (Точное изложение православной веры. Кн. 4). Все мы призваны стать достойными этого дара.
Сын Божий, восприняв нашу природу, уподобился нам во всем, кроме греха. Своей земной жизнью и крестными страданиями Он показал пример величайшего смирения и послушания Небесному Отцу, пример борьбы с искушениями и соблазнами, а Своим Воскресением разрушил оковы греха и дал нам силы и средства побеждать зло. Именно в такой борьбе человек растет духовно и становится нравственно свободной личностью.
Мы живем в то время, когда свобода нередко трактуется как вседозволенность. Многие искренне полагают, что лишь власть и богатство, здоровье и физическая сила способны принести освобождение, и, соревнуясь в служении кумирам века сего, зачастую проигрывают в главном, в достижении подлинной цели бытия. Восставший от гроба Спаситель, даровав нам свободу, открыл эту цель, которая состоит в познании Истины (см. Ин. 8:32) и в жизни с Богом.
Уничтожив телесную смерть, Христос обещал вечную жизнь, но не как бесконечное продолжение земного пути, а как преображение всего человеческого существа, когда само тело обретает новые свойства. В Воскресении Господа тáинственно явлен прообраз и нашего будущего воскресения. В грядущем Царствии Небесном, где не будет ни смерти, ни болезни, ни разлуки, ни даже времени, «отрет Бог всякую слезу с очей» (Откр. 21:4), и радость будет нескончаемой, а любовь — вечной. Победа Господа над смертью дает всем нам непоколебимую надежду, что и мы вслед за Ним во Второе славное пришествие Его воскреснем для новой жизни — жизни в непрестанном общении с Богом.
Разделим же радость о Воскресшем Спасителе нашем со всеми, кто нуждается во внимании и заботе: с больными, пожилыми, страждущими, унывающими, томящимися в темницах, лишенными средств и крова людьми. И, уподобившись свидетелям Воскресения — святым апостолам, с верой и дерзновением будем возвещать ближним и дальним благую весть о том, что воистину воскрес Христос! Аминь.
Москва
Пасха Христова
2013 год
Пасхальное послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии
Всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Приветствую вас с Великим и светозарным праздником Пасхи Господней, в который полнота Вселенской Церкви едиными устами и единым сердцем возвещает миру спасительную весть:
«ХРИСТОС ВОСКРЕС!»
Евангелие свидетельствует, что весть о Воскресении Спасителя впервые прозвучала «на рассвете первого дня недели»(Мф. 28:1). В истории мира нет и не будет более важного события и более радостного известия.
Воскресение Христа из мертвых проповедовали апостолы. Этой пасхальной радостью побеждали страх истязаний и смерти христианские мученики. Это мироспасительное исповедание несла Церковь «всем народам» (Мк. 24:47), пересекая моря и континенты. «Если Христос не воскрес, — пишет апостол Павел, — то вера … тщетна» (1 Кор 15:17). Именно пустая гробница, представшая изумленному взору апостолов, стала колыбелью Христианства, важнейшим местом на земле. В этот день человеческий род достиг утра, не знающего заката. Этим днем живет Церковь и поныне.
В Православной традиции на иконе Воскресения изображается сошествие Спасителя во ад. Бог не просто сходит с небесных вершин на землю, принимая человеческую плоть и кровь. Он доходит до самых адовых глубин, где пребывало ветхозаветное человечество. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной свет воссиял», — говорит евангелист Матфей (Мф. 4:16). Камень и гроб не смогли удержать Христа, и даже ад не смог стать богобезучастным. Пронзая мглу мира насквозь, проникая во все сферы человеческой жизни, Свет Христов озаряет их Своим присутствием.
Вероятно, нет сегодня на земле народа, который бы не слышал о Воскресшем Христе. Но почему же мы не видим плодов этого известия? Почему камень, которым была запечатана гробница Христа, до сих пор запечатывает двери многих сердец? Почему вопрос жен-мироносиц: «Кто отвалит нам камень от гроба?» (Мк. 16:3) до сих пор является главным вопросом в жизни человечества?
Запечатанный камень был отвален Ангелом от гробницы Христа не для того, чтобы помочь Всемогущему Богу выйти из темного склепа, а для того, чтобы в него смогли войти ученики Христовы. Бог приглашает каждого из нас быть не только сораспятым Ему, но и стать соучастником Его Воскресения. Без нашего добровольного ответа Господь не желает входить в пространство нашей жизни. Он Творец нашей свободы. Он трепетно и терпеливо относится к праву каждого человека принять Его или отвергнуть. В книге Откровения есть поразительный образ Христа, Который, словно нищий, стоит у двери нашего сердца и ждет, чтобы мы отворили ее: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду с ним вечерять, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Однако сегодня мы нередко можем видеть, как «мироправители века сего» (Еф. 6:12) пытаются запретить Богу выйти из гроба. Не сумев уничтожить веру, современные богоборцы пытаются отвести Ему факультативное место в жизни человека. Даже само упоминание имени Божьего порой вызывает ничем не мотивированный протест. Ссылаясь на светские нормы законов, мультикультурные парадигмы и представления о толерантности, вновь стараются запечатать Гроб Христов, полагая, что вера больше не нужна современному обществу, что в ней не нуждается наша культура, школа, наука. Как это созвучно словам, сказанным на заре богоборчества в прошлом столетии: «Если Бог и существует, то Его необходимо запретить»… Подобное «запрещение Бога» встречалось и в общечеловеческой истории, и в истории нашей страны – результаты всем хорошо известны. XX век явил всю горечь подобных «запретов», породив страшные войны, экологические катастрофы, культ разврата, экономический кризис. XXI век, увы, дополняет предыдущее: мир между народами рушится буквально на глазах, семейные ценности объявляются ненужным рудиментом, общественная жизнь зачастую строится на обмане и воровстве, культуру низводят до страстей и бесстыдства, а исторические памятники — в никому не нужные руины… Человечество как бы пытается уничтожить самое себя, при этом достигая небывалых успехов в развитии технологий, медицины, освоении земных ресурсов.
«Почему же нет нам счастья?» — то и дело вопрошают с разных сторон. Ответ заключается в том, что Пасха Господня — это не просто радость о Боге Воскресшем! Это еще и благая весть о том, что Он есть Бог Воскреситель.
Воскресение Христа из мертвых – это победа Бога, дарованная человеку. А значит, всё, чем мы живем, что является плодом наших рук, должно быть освящено Его божественной благодатной силой. Именно эта победоносная всепроникновенность Бога была основой жизни первых христиан. Этот принцип стал основой византийской симфонии властей, им же вдохновлялись наши великие предки, созидая Святую Русь.
И если эта победа Бога не станет победой человека, то самые идеальные и продуманные технологии только и будут делать, что служить распаду и деградации. Именно поэтому апостол Павел и говорит о единственной свободе, что может быть у нас – свободе «не быть рабами греху» (Рим. 6:6).
Всякий раз, произнося бесценные для каждого христианского сердца слова «Христос Воскресе!», будем помнить, что ими мы в полной мере призываемся к тому же Воскресению, в коем заключается наше упование на вечную жизнь.
В этот радостный день Пасхи Господней, молитвенно призывая на вас благословение Воскресшего Христа Спасителя, прошу Его хранить вас, возлюбленные мои, от лукавства и соблазнов мира сего, «супружества в мире и единомыслии соблюсти: младенцев воспитать, юность наставить, старость поддержать, малодушных утешить, расточенных собрать, прельщенных обратить» (Лит.Василия Вел.) и всех нас сочетать в единомыслии и любви исповедующих, что
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!
+ М Е Р К У Р И Й
митрополит Ростовский и Новочеркасский
Пасха Христова, 2013 год
город Ростов-на-Дону