Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №1 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

Православно-богословские курсы в память св. Иоанна Кронштадтского были образованы по следующей причине. Когда началась перестройка и сюда хлынули всевозможные миссионеры, в школах началось невероятное брожение из-за учащихся, которые побывав полгода в тоталитарных сектах, изменялись до неузнаваемости. Преподаватели школ, и особенно родители, не знали, что делать, что противопоставить им. И оказалось, что, к стыду нашему, мы не знаем своего православия, своей православной веры, хотя бы ее основ. Поэтому эти курсы были образованы с тем, чтобы по окончании их слушатели стали миссионерами и работали, кого где Господь определит, в том числе и в школах, на поприще миссионерской деятельности, чтобы знакомить слушателей – детей, подростков, взрослых – с основами православной веры. Итак, повторяю, мы плохо знаем свое вероучение, а оно все базируется на Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

В то время как сектанты не выпускают из рук Библию, мы ее практически, за редким исключением, никогда не берем. И вот за 70, даже больше, за 80 лет такого безверия, образовался духовный вакуум, который не знаешь, как и заполнить. Ведь «вера от слышания», скажет апостол Павел, «а слышание от слова Божия»1, а это слово Божие кто-то должен преподавать, а преподавать без образования невозможно. Надо получить образование – это первое; второе - надо иметь к этому призвание; и третье – гореть желанием сообщить свои знания другим. Поэтому здесь очень большую роль играет и устное научение – проповедь.

К сожалению, проповедь часто сводится к пересказу очередного евангельского чтения, звучавшего за литургией. Используются какие-то обкатанные фразы, призывы, а целостного учения о Церкви, о ее назначении нет. Ведь Церковь не только врачебница – «во врачебницу бо пришел еси», но и училище. И Христос называл Себя Учителем. И первое, что Он сделал, – набрал учеников, чтобы они шли по всему миру, проповедуя Евангелие всей твари. Назначение Церкви – миссионерское. По существу, каждый прихожанин в потенции своей должен быть миссионером. И если у него есть дар слова, какие-то знания, возможности, он должен их использовать. Не ходить по квартирам, как сектанты, не останавливать на улицах и в переходах метро людей, не совать им какие-то бумажки, а проповедовать тем, кого будет Господь посылать ему навстречу на его жизненном пути, и, в первую очередь, просвещать своих присных. Что из себя представляет семья? В идеале – это домашняя церковь. Поклон передает Апостол Павел домашней церкви: таким-то и их домашней церкви. Если этого у нас нет, если это не практикуется, то о каком миссионерстве может идти речь?

Итак, я думаю, что вновь поступившие сюда, на эти трехгодичные курсы, горят желанием в какой-то мере послужить Церкви своей на поприще проповеди слова Божия. А в ней нуждаются все.

На уроки Библейской истории нужно приходить с Библией, желательно с Библией московского издания, поскольку в протестантские издания Библии не включаются неканонические книги. Большего свидетельства, чем свидетельство Евангелия, нет, и быть не может. Если угодно, это почти что лицезрение Бога. Если мы не увидим Бога в Его слове, мы не увидим Его ни в себе, ни в окружающем мире. Господь везде оставил следы Своего присутствия: мир весь, космос весь свидетельствуют о Нем. Человек, устроенный по Его образу и подобию, называется сыном Божиим по благодати. И тем не менее, наш вероучительный источник – это Священное Писание. А оно в нашей жизни практически не играет никакой роли, и это наша беда. Ну, можно было иметь какое-то оправдание до недавнего времени и говорить: а где же можно купить Библию? Не было Библии в продаже. Но сейчас во множестве все это есть. Покупайте, никогда не поздно начинать свое обучение. Я думаю, что здесь сидят люди, которые определились, во-первых, со своим мировоззрением. Сюда должны приходить люди уже убежденные, уверовавшие. Истину ищут только философы. Истина для них что: «что есть истина?»2.А истина – это Кто. «Что есть истина?» – говорит Пилат Христу и, не дожидаясь ответа, уходит, потому что он не верит, что истину можно познать, а перед ним стоит Сама воплощенная Истина, Которая о Себе сказала: «Аз есмь путь и истина и жизнь»3. Поэтому мы не ищем истину, Она не нами найдена, а она свидетельствует о Себе через Откровение. Запишите полное название нашего предмета:

Священная библейская история Ветхого и Нового Завета

Что мы называем священным? Для нас, как верующих людей, священным является все, что связано с Церковью, с религией. Нельзя называть священным ничего, кроме того, что имеет отношение к Церкви, к вере.

Библейская история. Это история написана отчасти свидетелями, которые были и очевидцами того, что происходило, отчасти пророками, которых призывал Бог и открывал им Свои тайны. Слишком велика претензия человеческого разума на то, чтобы собственными силами доходить до правильных понятий о Боге. Необходимо откровение. Поэтому священный писатель – это человек, избранный Богом быть Его свидетелем через откровение. Он передает то и только то, что угодно Господу. Отсюда Писание, повторяю, это почти что лицезрение Бога.

У святых отцов взгляд на Священное Писание был таким: когда ты молишься, ты беседуешь с Богом; когда читаешь Писание, Бог беседует с тобой. Хотите пребывать в беседе с Богом? Открывайте Писание и начинайте читать. Сразу же начинается непосредственный контакт с Существом, Которое невозможно определить, потому что Он выше всяких самых прекрасных представлений. И тем не менее, Он свидетельствует о Себе Своим личным присутствием в душе каждого из нас. Как приемник необходимо настроить на определенную волну, чтобы слышать нужную передачу, так и себя надо настроить соответствующим образом, чтобы воспринимать и чувствовать в себе голос Божий по откровению. И вот это таинственное соавторство Бога с человеком плодом своим имело Его слово.

Весь объем Библии в ее ветхозаветной части мы получили от ветхозаветной иудейской церкви, а учение Христа было записано Его Апостолами. Его Апостолы сначала передавали Его учение устно, а потом появились первые записи. Сам Христос не писал и не написал ничего. Он учил устно.

Ветхого и Нового Завета. Все время мы делим на два периода. Мы не придерживаемся той периодизации, какая принята в науке: древние века, древнейшие, новая история, новейшая. Для нас деление времени происходит таким образом: произошло какое-то событие, которое навсегда останется непреходящим по своему значению. И таким событием является Воплощение Бога Слова – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], рождаемого от жены.4

И весь период до этого момента есть Завет Ветхий, после этого – Новый Завет. Берит – союз Бога с человеком. Нельзя здесь слова поменять местами и сказать: союз человека с Богом. Бог открывает Себя, а не человек Его находит. После падения в раю ум человека стал греховным, неспособным чисто воспринимать голос Божий. Он, образно говоря, повернулся к Богу спиной. И что же он увидел? Он увидел Его творение. Творение это прекрасно. И он постепенно стал его обожествлять. И вот натуралистические религии – это предел поисков без откровения. Дальше за эту черту ум человеческий бессилен проникнуть. Всему есть предел.

За предел человека вывести может только божественное откровение, только Сам Господь. Он выходит навстречу его поискам и говорит на библейском языке: вот Я. Этот голос человек не услышать не может, но не принять его может. Как свободное существо, он может сказать Богу «нет».

Итак, предполагается живой союз Бога с людьми. И вот, когда мы вступаем в союз или договор, каждая из договаривающихся сторон несет какие-то обязанности и ответственность. Поэтому, вступая с Богом с союз, мы берем на себя великую ответственность. Господь знал, что этот завет нарушит человек. «Всяк человек ложь»5. И, тем не менее, зная это, Он идет на этот союз и, образно говоря, связывает Себя по рукам и ногам. Человек будет Его просить в критические моменты: вспомни завет, вспомни завет, который Ты заключил с нами и помилуй нас; будет апеллировать к милосердию Божию через Его завет. Вот, если так кратко сказать, наш предмет и значение каждого слова.

Теперь я вам скажу, какие мы должны пройти этапы, чтобы хоть немного преуспеть в познании слова Божия. Здесь недостаточно образования, памяти, каких-то других интеллектуальных способностей – это все вторично. Вы – пяти пядей во лбу, на вас найдется человек восьми пядей, на этого – двенадцати пядей. Посади нас за круглый стол и подай тему о природе Божества, мы будем ввинчивать мозги друг другу до второго пришествия. Господь придет судить, а мы все еще будем рассуждать о природе Божества.

Мы должны определиться с двумя вещами. Первое – с мерой веры, какая у нас, у каждого персонально есть, и второе – с даром, какой мы получили от Господа. Надо поступать в меру своей веры и служить тем даром, какой мы получили от Господа. Бесталанных людей в Церкви Христовой нет – все наделены дарами Святого Духа. И вот надо определиться и узнать: а что же мне от Господа дано? А как определить, что нам дано или что не дано? Откройте все Евангелие от Матфея, найдите 13 главу.

В 13 главе собраны прекрасные притчи о Царствии Божием. И первая притча о сеятеле. Читаем 13 главу с десятого стиха:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Притча – это самый распространенный литературный жанр, который был и в Ветхом Завете. Если вы соберете все евангельские притчи, у вас сложится впечатление, что они составляют 90 с лишним процентов всего текста. Господь говорит поэтическим языком. Притчи берутся, как правило, из окружающей действительности. Почему Он говорил притчами? С одной стороны, чтобы приблизить невыразимые тайны Своего учения к пониманию простых людей. С другой – чтобы через эти наглядные образы дать понять людям, что речь идет о каких-то глубинных понятиях, которые скрываются за словом. Нельзя поэтому останавливаться на прямом смысле слов: «земледелец», «сеятель», «семя». Он и добавляет в 9-ом стихе: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Но вот дальше мы читаем: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Как определить, кому дано, а кому не дано? Дальше: ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите. Причина? <…> ибо огрубело сердце людей сих <…>

Все-таки религиозному чувству в деле богопознания отдается первое место. И вот глубоким религиозным чувством Господь наделил женщину, женскую половину рода человеческого.

А как происходит огрубение сердца? «Огрубело сердце». Грубеет по многим причинам – и от внешних обстоятельств, и от внутренних. <…> и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, – а вот дальше самое страшное, - и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Господь Дух Святой благодатью Своей может исцелить любой недуг, любой порок, но посмотрите, какое уже омертвение: не хотят обратиться к Целителю своему. «Я <…> Бог твой, целитель твой»6. Это уже состояние крайнего ожесточения, когда человек дошел до предела. Дальше уже ад.

Этот текст эксплуатируют в свою пользу оккультисты всех мастей: им «дано» знать тайны Царства Небесного. Вот Блаватская, Рерихи и им подобные так и говорили: здесь Господь говорит о нас. Нам дано знать тайны Царства Небесного, а вам, как второсортным, – только в притчах. Это, конечно, бесовская гордыня и ничего больше. И все-таки, как узнать, кому дано, и кому – нет?

Преподобный Серафим Саровский, отчитывая своего келейника, говорит: «Никогда не беседуй с людьми, тебе это не дано. Занимайся своим послушанием и спасешься. Но наставлять людей, беседовать – не беседуй: тебе это не дано».

Второе, с чем мы должны определиться, – с мерой веры. Откройте Первое послание к Коринфянам, 3 главу. Апостол Павел написал коринфянам два письма. Вскоре после его ухода в этой небольшой общине произошли такие нестроения, такие разделения, что все между собою перессорились и практически перестали общаться. Одни своим духовным лидером стали считать апостола Петра, другие – Аполлоса, третьи – Павла. Вот он им и пишет:

Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

«Притом, сколько каждому дал Господь». Дар веры не есть нечто статичное. Надо просить Господа, как просили апостолы: «умножь в нас веру»7. Вера может возрастать, восходить от силы в силу, или обращаться в свою противоположность, вплоть до кощунства в самых отвратительных формах. Поэтому грехи против веры надо исповедовать: маловерие, сомнение, всевозможные колебания. И поверил Авраам Господу, и Он вменил ему эту веру в праведность8. Это было не какое-то отвлеченное теоретическое убеждение: да, что-то там за небесами есть. У него вера перешла в ведение, в знание.

Откройте теперь 12 главу этого же Первого послания. Первые стихи говорят нам о дарах духовных. Я вам сказал, что у всех, здесь сидящих, есть какие-то таланты. Вот этими талантами и надо служить Богу. Итак, читаем:

Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Т. е. я хочу, чтобы вы знали. Посмотрите, никакого эзотерического знания для каких-то «посвященных», никакого экзотерического внешнего знания для людей простых – нет. Только в других религиях были «посвященные», и за их группу это знание не выходило. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Т. е. в чем вы были воспитаны, то и исповедовали. Но вот пришел апостол, полтора года трудился в этом портовом городе, в результате чего образовалась небольшая община, церковь. Вот ей он и адресовал эти два письма. Дальше он пишет: Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Запишите вторую половину этого стиха, подчеркните и заучите: «и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Это аксиома нашей веры, чтобы мы не гордились и не впали в высокоумие: ах, я сам по себе (или сама по себе) пришел к вере.

Запомните: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». В этом плане мы все должны рассматривать себя носителями дара Духа Святого, а за дар надо благодарить. Дальше он говорит: Дары различны, но Дух – их источник один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому – каждому! – дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Апостол далеко не все дары перечислил, а только некоторые. Служений в церкви не перечесть. Разве дар утешения – это не дар Духа Святого? Блестящая операция во многом зависит от искусства хирурга, а вот утешать умирающего человека не каждый может. Надо иметь особое к тому дарование. Посему так необходимо определиться с мерой веры и с даром, какой мы получили от Господа. И на этом даре и «куплю деять», этим даром и работать Господу. Вот тогда и будет прибыль. Господь дал нам таланты не с тем, чтобы мы завернули их в чистый плат и потом предъявили, а с тем, чтобы их приумножили. «Раб лукавый и нерадивый»9, – вот что мы услышим, если не представим прибыли.

Теперь откройте 15 главу Первого послания к Коринфянам и прочтите 33 стих:

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

Св. Силуан Афонский берет эти слова и говорит, что на Афоне без веры жить невозможно. Все, кто населяют эту гору, – все верующие люди, неверующих людей здесь нет. Но из них только е-ди-ни-цы знают Бога.

Вот теперь и определимся, на какой мы с вами стоим ступени – веры или знания. Перешла наша вера в знание или так и стоит на этой зыбкой ступени? Любое испытание сразу колеблет нашу веру. «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Ну, а из нас, сидящих здесь, таких – абсолютное большинство. И нечего нам думать о себе высоко, что мы знаем Бога. Не знаем мы. Поэтому надо просить Бога о том, чтобы Он умножил в нас веру и о том, чтобы дал познать Себя, чтобы эта вера перешла в знание. Посмотрите, какой уровень знания был у первых христиан. Когда читаешь, то поражаешься: неужели это все было, и почему этого нет? Куда все это так быстро ушло?

Во времена апостолов было напряженное ожидание второго пришествия. Все считали, что с концом века закончится и жизнь, придет Страшный Суд. И поэтому напряженное ожидание второго пришествия держало людей на высоком духовном уровне. К сожалению, человек долго ждать не может. Он хочет, чтобы второе пришествие было тогда, когда ему хочется. Вот на следующей неделе, в среду. Если не будет, то и ждать больше нечего. Значит, второго пришествия вообще не будет.

Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого что это за помазание? Когда мы получаем это помазание? Помазание мы получаем в таинствах. И в первую очередь, в крещении и миропомазании. Вот тогда-то и даются дары) и знаете все.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

Это я написал вам об обольщающих вас. Уже тогда намечались тринитарные ереси, христологические придут к ним на смену. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, – вот какой был уровень. Если бы это можно было сказать о нас! Если бы мы с вами не имели нужды, чтобы учиться! – но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте.

Отметьте 1 Ин 2, 18-27.

Чему научило вас, в том и пребывайте. Вот такой был уровень. А о чем этот уровень говорит? О том, о чем предсказывали ветхозаветные пророки, что Господь учит людей непосредственно, не нужны никакие преподаватели. Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие от Матфея скажет: уже одно то, что мы имеем нужду в Священном Писании, говорит о нашей великой греховности. Мы должны бы вести жизнь такую, чтобы голос Божий воспринимать без всякого посредника. Через какое Писание Бог говорил с Ноем, с Авраамом, с Иовом? Не было Писания. Дух Святой воздыханиями неизреченными10 учил человека непосредственно. И они голос Божий слышали, как мы слышим друг друга. Почему? Да потому что Бог находил их ум чистым, а жизнь добродетельной. Но со временем люди стали утрачивать это чувство близости к Богу, стали уклоняться в заблуждения, вести греховную жизнь и утратили этот канал. Он перестал действовать. Появилась нужда в каком-то посреднике. Появилось слово письменное, его и надо изучать со всем прилежанием. Так вот, если мы уклонились настолько, что не можем непосредственно воспринимать голос Божий, а апостол как раз об этом, об учительстве без посредника и говорит, когда пишет: «чему научило вас помазание, того и придерживайтесь», давайте изучать хотя бы то, что нам предложено – Его слово.

Смотрим Римлянам 12, 3 – 8.

По данной мне благодати, – кто из нас может сказать: по данной мне благодати я говорю тебе то-то и то-то, и ты должен меня слушать? А ведь это у апостола не прелесть. Это свидетельство совести в Духе Святом. Дух Святой в него вселился. Вот он и пишет: «по данной мне благодати». Что это значит? То есть это не моя рефлексия, не мои умозаключения, а то, что мне открыл Господь, и потому то, что я скажу дальше, нужно воспринимать, как слова Самого Бога, а не критиковать их, – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество пророчествуй по мере веры (даже пророки должны поступать по мере веры); имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли благотвори с радушием.

Дома 3-ий стих: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» – выпишите и заучите наизусть.

Итак, какие же степени нам нужно пройти, чтобы успешно познавать Священное Писание?

Первое. Ежедневное чтение Писания в качестве молитвы. Опыт показывает, что если в среднем человек будет читать по 1-2 главе в день, он за год прочтет всю Библию. Но нам не нужно укладываться в год, не нужно читать по 1-2 главе, а читайте по 5-10 стихов. Не больше. Не упускайте ни одного дня, чтобы, стоя перед иконами, не прочесть 5-10 стихов. Это будет ваш дар Богу. За такое усердие Господь будет потом открывать и некие тайны.

Второй пункт. Где с наибольшей глубиной раскрыт духовный смысл Священного Писания? С наибольшей, непревзойденной глубиной он раскрыт в нашем богослужении. Поэтому литургику, литургическое богословие, уставы, церковное богослужение, посещение этих богослужений и ставим вторым пунктом. Церковная гимнография вводит нас в глубину духовного понимания Священного Писания.

Церковь отобрала из множества гимнографии самое лучшее, то, что стало идеалом, эталоном. Посмотрите, Иоанн Дамаскин, Косьма Маиюмский, Господин Феофан и прочие, какие они составляли службы! «Я Минеи читал с детства», – говорит Иоанн Кронштадтский. Думали, что Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Но это были Четьи-Минеи церковные. Читал богослужебные книги. Вот поэтому он так прекрасно знал и понимал Священное Писание. Возьмите эти ирмосы, тропари, кондаки, Троичны, антифоны, экзапостиларии – все это церковное гимнографическое наследие. Это богатство Церкви. Все богослужение построено на Священном Писании.

Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство – Ветхий Завет.

Воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть – Новый Завет.

Препрославленный Господь славно бо прославися – заключительный аккорд.

Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, отсечеся, Христос совокупивый расстоящееся естества.

Как это понимать, если мы не воцерковлены, если не знаем церковно-славянского языка, устава богослужебного? Поэтому без литургики нечего и толковать Священное Писание. Надо воцерковиться, надо быть человеком Церкви. Только в Церкви и обитает Священное Писание. Что раньше было – Церковь или Писание? Конечно, Церковь. Кто определил объем Писания? Церковь. Кто опознал в этих книгах подлинное слово Божие без всякой примеси лжи? Церковь. Сейчас многие люди не хотят себя связывать ни с какой церковью, ни с какой конфессией – только «я и Бог». Вот и заблуждаются, и погибают в водовороте собственных мыслей, в мудровании своем. Не в мудрости, а в мудровании. Поэтому «умертви, Господи, плоти нашея мудрование». И не мудрите, а лучше изучайте, прислушивайтесь. Если можно, пойте на клиросе, спрашивайте священников.

Надо, следовательно, присутствовать за богослужением, принимать в нем активное участие, читать часы, шестопсалмие, каноны, правило ко святому причащению, петь, дома учиться петь, с семьей разбирать и рассматривать все это. Надо иметь дома в своем личном пользовании все богослужебные книги: октоихи, Постную Триодь, Цветную Триодь, служебники, Минеи, по возможности. Это все должно быть в нашем обиходе. Уж если тратить денежку, то нужно знать на что, и в первую очередь на то, что нас созидает духовно, церковно. Это - наши богослужебные книги.

Третий пункт. Никто с такой глубиной не раскрыл духовный смысл Священного Писания, как святые отцы. Но этих отцов столько, что и перечислить их невозможно. Да и не в состоянии человек перечитать их всех. Поэтому, здесь надо себя сориентировать, чтобы не потеряться в этом море книг. Святые отцы эпохи Церкви неразделенной должны в первую очередь привлекать наше внимание. И вот здесь уже индивидуальный подход. Возьмите кого-нибудь одного из восточных и одного из западных. И с карандашом проработайте этих двух отцов, и вы станете богословами. Вот св. Иоанн Златоуст. Он истолковал практически все Священное Писание. Если вы прочтете его Толкование на Матфея, будете знать все Четвероевангелие, потому что он, касаясь Матфея, делал экскурсы во все Евангелия. А из западных – возьмите или блаженного Августина, или блаженного Иеронима.

Четвертый пункт. Это старцы наши. Старцы и старчество. Почитайте их эпистолярное наследие. Письма Амвросия, письма Макария, письма Никона. Это такое богатство. Они не уступают святым отцам. «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского, все, что есть у Игнатия Брянчанинова, у Феофана Затворника. Даже если ими ограничиться, мы очень много приобретем для себя.

Пятый пункт, последний. Это религиозные философы, мыслители, богословы. Если вы не дойдете до них, беды не будет. Это и путаники. Великие и блестящие, и в то же время и путаники. Они наполнят ваши головы различными теориями. Поэтому читайте выборочно. В каждой религии есть пищевые запреты: что считалось чистым и что запрещалось вкушать, как нечистое. В духовном плане эти пищевые запреты, имеют вот какое значение: мы не должны быть всеядными и читать все, что выбрасывает рынок. Найдите в себе волевое усилие, чтобы многие книги не только не читать, но даже и в руки не брать. Не нужно это. Помните притчу: купец продает ВСЕ, чтобы приобрести поле, в котором зарыта одна драгоценная жемчужина.

Вообще, после Евангелия говорить много не стоит: «да будут слова ваши немноги»11. Ну, о чем говорить после Евангелия? В слове человеческом силы нет. Сила есть только в слове евангельском, в слове библейском. Вот и питайте себя этим словом и читайте. В каждой области есть своя классика. Вот святоотеческий период – это и есть классика. Если вы возьмете Феодорита Кирского, экзегета, вы его из рук не выпустите. Пять слов св. Григория Богослова о Боге Слове – вне сравнения. А из наших читайте Лосского Владимира.

Вот, следовательно, эти 5 пунктов вы должны учесть и по ним, как по ступеням, должны подниматься и возрастать от силы в силу.

Теперь переходим непосредственно к темам по нашему предмету.

I Общие предварительные сведения:

  1. Понятие о Божественном Откровении.

Мы уже с вами сказали, что человек собственными силами к правильному представлению о Боге придти не может. Он нуждается в откровении. Откройте все Послание к Римлянам и найдите 1 главу.

Рим 1, 18-19

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. На всякое нечестие и неправду. Человек может подавлять истину неправдой. Обладая очень большими интеллектуальными знаниями, он, при этом, может быть и неправедным и нечестивым, и бороться с истиной. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Не только им, но и нам. Но многие люди загоняют себя на такой уровень полуживотного растительного существования, что их эти умозрительные вопросы не интересуют. Другие все-таки интересуются и изучают окружающий их мир и делают какие-то выводы.

Есть космологическое доказательство бытия Божия: окружающий нас мир, такой, каким мы его воспринимаем, с очевидностью свидетельствует, что он кем-то создан, и отрицать это невозможно. Никогда карты с буквами алфавита при подбрасывании не лягут так, чтобы составилась фраза: «В начале было Слово» или: «Книга родства Иисуса Христа». Нужен организующий ум, который бы из букв составил эти фразы. Нужно, чтобы вы взяли эти буквы и составили из них фразу. А тут такое мироздание, и говорить, что оно существует от века само по себе в силу каких то присущих материи законов, – это безумные глаголы.

С сегодняшнего же дня вечером начинайте размышлять над темой сочинения. Она одна: Священное Писание в моей жизни. Вот вы мне должны подать реферат: «Священное Писание в моей жизни».

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления