Кланяюсь всем вам, приветствую, и мы не должны с вами забывать, что каждый день Церковь предлагает нам новые праздники. Вот сегодня Николин день. Нет ни одного дня, который бы Церковь не пометила каким-то торжеством, памятью. Вот она, единственная, содержит в памяти всех прежде усопших православных и ныне живущих, и потому только Церкви дано право вот такое. А наша память короткая, но память Святой Апостольской Церкви содержит всех. Ничто из ее владений не убывает. И вот, несмотря на такое течение праздничных дней, мы все-таки не должны забывать, что они идут на фоне одного великого события, к которому нас приближает каждый день. Я имею в виду Воплощение Бога Слова.
Введена была в храм Дева, и вот на пятнадцатом году жизни с Ней произойдет вот это чудо: Она станет Матерью Господа. А в кондаке пелось: Днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Сам Храм. Вот Она выше, чем храм, в который Ее ввели. Там обитал невидимый Бог, отделенный от людей завесой, а вот здесь через Нее явится Бог в нашем образе. Во всем подобным нам, кроме греха, послушным даже до смерти. Потому что непослушание человека повергло его смерти. И вот кому-то нужно было быть послушным даже до смерти. И никого не нашлось из рода человеческого, кто бы мог понести такое послушание за весь человеческий род. И вот, как через деву произошло падение, так через деву происходит и восстание. И вот вы замечаете, что с момента введения во храм – ирмос, катавасия, а на катавасии должны сходиться на средину оба хора, как в древности было, катавасия – схождение. Вот оба хора должны петь громогласно, торжественно ирмос: Христос рождается, славите. Церковь за месяц с лишним готовит нас к этому событию.
Поэтому, отмечая праздники, которые положены по календарю, мы не должны забывать, что они идут на фоне самого важного события. Это событие произведет деление всей нашей истории на два периода. На время до Рождества Христова, дохристианской эры, и на время после Рождества. Вот это время после Рождества называется последними днями сими. В последние дни сии (Господь) говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил1.
И вот мы с вами рассматриваем историю миротворения, и, опять обращаясь к кратким главам бытописателя книги Бытия, мы видим, что мир имеет начало. Он не собезначален Богу, и, поскольку Творцом его является Господь, мы должны укоренить в себе мысль, что если Господь творит мир, то Он творит по благости, по любви Своей к этому творению. Он хочет приобщить тварь к Своему блаженству. И вот говорить о том, что материя является злом, – это нести хулу на Духа Святаго. Вы читаете: и Дух Божий витал над бездной2, и вот этот Дух Божий – Он Святой Дух Божий, и не может от Бога исходить зло. Это гностические системы, в которые нам не нужно и вникать, это глубины сатанинские, которые несут поношение на Господа, и на Христа Его, и на Его творение. Мы должны с любовью и с радостью воспринимать эту весть, что Господь из небытия в бытие, из ничего силой Своего всемогущества; исключительно руководствуясь, говоря этим нашим языком, мотивами благости и любви, создает мир. И в нем самое прекрасное творение, малым чим умаленное от ангел3, богоподобное существо, человека, который по плоти своей состоит из земли, из праха земного, т. е. если произвести анализ пепла трупа, то в нем встречаются те же самые элементы, что и в земле.
Откройте все 2 главу книги Бытия и посмотрите 7 стих. Если в 1 главе говорится: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (26 стих), то во 2 главе этот рассказ детализируется: И создал Господь Бог человека из праха земного, – вот что нас роднит с землей, а вот второе, – и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Вот это таинственное дуновение Божие и делает человека богоподобным существом. Мы созданы по образу Божию, а образ Божий заключается в добродетели, в кротости, в смирении, в творчестве, в благости, в любви: Научитеся от Меня яко кроток есть4. Вот это образ. А подобие – это тот идеал, который пред нами предстоит в лице Христа; и вот этот идеал мы должны осуществлять в своей личной жизни, сколько бы она ни продлилась, чтобы быть богоподобными. И вот, преподобные – это люди, которые в наивысшей степени, в земных условиях, обуреваемые теми же страстями, что и мы с вами, живя в условиях, еще более тяжелых (они не плакали, не ссылались на эти условия, как на невозможные), но и в таких условиях осуществляли эту задачу – быть богоподобными. Итак, будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть5. Вот это стремление к совершенству, к бесконечному идеалу, который перед нами предстоит, он и выявляет заложенные в нас потенции. И раскрывает вот этот образ. Без образа невозможно богоподобие. Они обусловлены одно другим.
О животных сказано, что Бог благословил их и сказал им: плодитесь и размножайтесь6, но не вдунул в лице их дыхание жизни. Мы во многом уступаем животным и по крепости сил, и по тонкости чувств, и по долголетию – во многом животные нас превосходят. Но в них нет того, что есть в человеке – вот этого богоподобия, которое и выделяет человека из этой линии. Поэтому все разговоры об эволюции, о каком-то эволюционном процессе, о каком-то витке, на котором какие-то человекообразные обезьяны стали развиваться и в конце своей эволюции дали человека – можете читать, можете принимать, можете не принимать, но мы должны останавливаться на тех свидетельствах и основных положениях слова Божия, которые говорят о том, что мы богоподобны Богу в духе, в добродетели и в нас заложены творческие потенции. Смотрите, какую красоту человек может создавать, которой восхищаются поколения. Но этот же человек в силу своей греховности, которая расщепила его личность, может создавать и безобразные произведения, и безобразную музыку; и может все миротворение ввергнуть в хаос, используя те силы, какие он открывает в процессе научного развития. А где гарантия, что он употребит все это во благо? Такой гарантии нет.
Такой гарантии нет, потому что злые люди и обманщики все достижения тоже обращают во зло. Злая воля творит только зло. И вот зло появляется как бы само по себе. Бог не создавал его. А оно появилось. И вопрос о происхождении зла, как оно могло возникнуть и приобрести такую силу, – немаловажный вопрос. Но вот если мы будем логически рассуждать, мы будем обвинять опять Бога, причина кроется в Нем. Это безумные глаголы, это хула на Духа Святаго. Мы созданы не из Него, поэтому мы не божество, а мы созданы из ничего, но Им. И в силу того, что мы - творение Божие, вот Он в нас вложил такие потенции, такие дары, которые мы должны с вами развивать, чтобы быть Ему подобными.
А как быть подобными, как этому учиться? Он нас и призывает: Научитеся от Мене, яко кроток есть. Никуда не нужно ходить, а нужно в Церковь ходить, и в ней искать совершенный образ Богочеловека. Вот Он на нас смотрит с икон, вот Он нам говорит в душе, вот мы Его ощущаем всегда, ибо мы Им и движемся, и живем, и существуем7. И вот у кого не атрофированы эти чувства, он всегда пребывает в общении с Богом. И видит, насколько он не соответствует тому идеалу, какой пред ним предстоит. Раз мы не соответствуем, мы это несоответствие должны с вами сознавать, оплакивать, доискиваться причин, почему мы не развиваемся в лучшую сторону, а у нас вот такое развитие: не парабола в моей жизни, а вот поднялся – и опять падение, только выбрался из трясины – опять рухнул во глубину зол, в бездне греховной валяяся8.
Вот из таких падений состоит человеческая жизнь, но мы не должны отчаиваться. Отчаяние, уныние – самый страшный грех. Поэтому, если бы человек всю жизнь свою провел в страшных грехах, – Иоанн Златоуст перечисляет, какие это страшные грехи, – и такому я не советую отчаиваться. Потому что Господь может принять стремление человека и мгновенно изменить его. Вот прочитайте (его не то, что нужно читать, его нужно изучать): «Слово о смерти» Игнатия Брянчанинова. Прекрасный его труд «Слово о смерти». Вот он там показывает, как Господь менял закоренелых грешников в какие-то мгновения, и они восходили на небо чистыми и оправданными в силу своего глубочайшего покаяния. Надо смотреть не только на грехи, но и на покаяние. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?9 Если Ты будешь взыскивать с нас за каждый грех, никто не выдержит, плоть человеческая рассыплется. От тайных моих очисти меня и от неизвестных раба Твоего10. Мы многие грехи совершаем по неведению, но и они, как грехи, как недолжное, отражаются на нашей природе и искажают ее. Она начинает болеть, она начинает убывать, ущемляться, потому что порок быть и не вредить не может. Он обязательно вредит. И вот в нас убывает и душевная красота, и духовная, и все прочие добродетели. Очень быстро убывают, поэтому мне же прилеплятися Господеви благо есть11.
Вот нужно прилепиться, потому что мгновенное отъединение, и уже человек идет на убыль. Почему? Да потому что мы созданы не из Него, а из ничего. Из Него только Сын Божий, эксти сутиа курсия сту Патрос, из сущности Отчей и Святый Дух – все остальное создано вне. Поэтому мы можем быть причастниками благодати, даже богами в благодатном смысле, но не в смысле сущностном и природном. В природном смысле мы знаем только Троицу Единосущную и Нераздельную. Все остальное – в благодатном смысле. Но если человек забывается, теряет эту связь, он превращается в полный антипод, в богоборца. Вот есть борьба с Богом со знаком «плюс», и есть борьба с Богом со знаком «минус»; и вот, кто ведет борьбу со знаком «минус», тот еще здесь на земле превращается в антипод такой, который и изобразить словами-то невозможно. Плотской человек, он нарисован у апостола Павла в Послании к Ефесянам и в Послании к Галатам. Да откройте – и мы все в этой зарисовке узнаем самих себя – Послание к Римлянам, 1 главу. Вот он берет слепок с общества своего времени, и вы скажете, да ведь это же наше время. И вот посмотрите, к чему приводит то, если человек не заботится иметь Бога в разуме, в памяти, в душе своей, в сердце своем, как угодно называйте эти органы, но мы познаем и умом, и волей, и чувством. И смотрите 28 стих:
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму, – наш ум становится превратным, вывороченным наизнанку, искаженным, – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, – а как же иначе может быть? – обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Вот картина, взятая как слепок, снимок, с общества его времени. Но он, как матрица, накладывается и на наше время. Вот к чему приводит безбожная жизнь. Посмотрите 18 стих:
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ведь только человек может подавлять истину неправдой. Ни одно животное, ни одно растение, ни один минерал, они не нарушают своего чина. Только человек может подавлять истину неправдой. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, – вот вам космологическое доказательство: через рассматривание, через изучение этого творения, этого мироздания многие приходят к вере, – так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, – конечно, они остановились на природе, – <…> то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Вот вам картина, как все это дело происходит.
А в начале: и увидел Бог, что это хорошо12. После каждого дня творения это одобрение Божие: и увидел Бог, что это хорошо. Это написано не для Бога, а для нас. Нам внушается мысль, что материя не является злом, что она вышла из рук Того же Творца. И вот самое прекрасное в нем, в творении, венец, – это человек, Его образ и подобие. Он поселяется в раю сладости, дается определение, география рая. Это район Персидского залива, потому что реки Тигр и Евфрат существуют и сегодня, а Фисон и Геон являются предметом изысканий. И где только этот рай не помещали, но вы, может быть, посмотрели фильм «Я нашел рай». И знаете, что один человек просто уверяет, что он определил место рая, используя теорию дрейфующих материков, в результате которой суперконтинент, бывший вначале, раскололся на части, но эту мозаику можно соединить и определить, где было место рая. Ну, дай Бог, чтобы он не ошибался.
Так вот, этот рай сладости, в нем был помещен человек, чтобы хранить и возделывать его13 и совершенствоваться в нем – возрастать от силы в силу. Для этого необходима заповедь, для развития нравственного чувства необходима заповедь. Необходимо ограничение, которое бы ему помогало совершенствоваться. Если это запретил Господь, значит, этого нельзя делать. Человек получает заповедь: от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь14. Дело не в еде, вы сами прекрасно понимаете, что не еда сообщает знание. А дело в заповеди, какая бы заповедь ни дана была. Но вот она была дана в такой форме: не вкушать от древа познания добра и зла. Она могла бы выглядеть и так: не подходить к этому месту, или не смотреть в ту сторону, или еще в какой-то форме – безразлично. Но для совершенства человека необходим какой-то запрет. Дабы он сознательно слушался Бога. Иначе он не может и совершенствоваться, когда ему все позволено.
Вот Господь дал царственный дар свободы, иногда кажется, что Бог нас переоценил. Потому что те дары, которые Он дал нам по Своей любви, настолько превосходят человека, они настолько изобильны, что мы ни с одним даром не справились. Посмотрите, во что мы превратили дар слова, дар мысли, дар творчества; во что мы превратили самих себя, созданы будучи богоподобными; Господь нас не узнает, настолько мы каждый день искажаем Его творение. Он нас такими не создавал, мы сами сотворили себя такими. Вот человек тоже выступает в роли творца.
Смотрите, сначала Бог дает имена: и назвал Бог свет днем, и назвал Бог собрание вод морями, а сушу назвал землей15 А вот посмотрите, во 2 главе: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему человека, соответственного ему16. Творение происходит в результате таинственного сна, из сущности человека. Вот обыгрывают эту тему: ребро, взял ребро, выломал ребро, у Адама должно быть на одно ребро меньше и прочее, и прочее. «Из сущности», мы единосущны друг другу, потому что Ева (Хава) создана не отдельно от человека, а из него, из его сущности. В силу этого мы единосущны, в силу единосущия равны, и на этом единосущии и стоит брак. Брак в форме моногамии. Иоанн Златоуст говорит: даже смерть не разрушает этот союз. Он уходит в вечность. И в идеале брак, конечно, должен быть один и в форме моногамии. Вот, сего ради оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью17. Нехорошо быть человеку одному. Он не нашел себе партнера, равного ему, когда Господь приводил к нему зверей.
Вот Он приводит к нему зверей, а называть поручает человеку18. Не Сам называет, а человеку дает право наречь имена. По восточному образу мышления наречь имя – значит над этим существом закрепить свою власть. А что значит наречь имя? Значит – из множества признаков выделить самый существенный и по нему назвать предмет. Это говорило о том, что человек обладал очень высокими умственными способностями. А в духовном плане – он видел духов, он чувствовал приближение Бога, он различал духов и был покрыт Божественной славой. И вот пребывал в раю сладости.
Заповедь, данная человеку, – не просто было сказано «нельзя», а вот сказано, что произойдет в случае нарушения: ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь19. Адам умер не в тот момент, когда вкусил, он жил еще 930 лет. Аквила, переводчик 2-го века, дал смысловой перевод этих слов: в день, в который ты вкусишь, станешь смертным, ты впустишь в себя вирус смерти. И он постепенно разрушит твою физическую природу. Это смерть первая: разлучение души с телом. А вот есть еще более страшная смерть20: разлучение души с Богом. И вот этот опыт разлучения души с Богом – не дай Бог познать никому из нас в день Страшного Суда, когда прозвучат эти страшные слова: идите от Меня, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его21. Итак, это разлучение души с Богом – это вторая смерть, разлучение души с Богом без всякой надежды на восстановление этого союза. И хотя Ориген говорил, что мучения будут иметь временный характер, потому что это не соответствует никак учению о милосердии Божием, но, тем не менее, учение Оригена не принято, это его частное мнение. В день, в который ты вкусишь, смертию умрешь.
Следовательно, заповедь можно давать только человеку, обладающему нравственной свободой, нравственно способной личности. Это царственный дар, дар свободы. И вот этот дар свободы мы употребили во зло. В день, в который ты вкусишь, смертию умрешь. Не запрограммировано было зло, не вложена была в природу Адама вот эта программа согрешить. Он выполнил ее сам. Добровольно нарушил. Знал, что этого делать нельзя. Но на какое-то мгновение он прельстился, обольстился, ибо диавол, отец лжи, подошел к нему не просто с требованием нарушить заповедь, а он обольстил его надеждой быстрого богоуподобления: вот вкусишь и станешь как Бог22. Господь говорит: в день, в который вкусишь, смертию умрешь, диавол говорит: в день, в который вкусишь, станешь как Бог. Вот эта жажда, что ли, быстрого богоуподобления, богоподобия обольстила человека. Посмотрите 6 стих 3 главы книги Бытия:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, – похоть плоти, – и что оно приятно для глаз и вожделенно, – похоть очей, – потому что дает знание, – вот гордыня житейская, гордыня; любое знание, и в том числе богословское, надмевает. Вот покажите мне пример, что ветхозаветные священники с презрением, с гордыней относились к народу, да многие из них и сейчас с такой гордыней бесовской относятся к народу. Откройте Евангелие от Иоанна и найдите 7 главу, 32 стих. Христос находится на празднике Кущей:
Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его. Храмовую стражу. Схватить Его. 45 стих теперь смотрите:
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. А вот слова Этого Человека с большой буквы мы имеем в руках. И почему же у нас такое ленивое безразличное отношение к Его словам? Служители храмовые, сторожа, самый, можно сказать, низкий такой уровень-то, говорят: никогда не говорил так человек, как Этот Человек. То есть, Христос, а Его книгу мы держим в руках. А ведь приговор-то уже произнесен: то держим в руках, что никогда не мог сказать человек, ни один. Это мог сказать только Богочеловек.
Вот я бы вам рекомендовал изменить свое отношение к Священному Писанию: не читать его от случаю к случаю, когда нападает что-то такое, а нужно читать его в качестве молитвы, исследовать, изучать и по возможности им дышать. «Я думаю о Боге чаще, чем дышу». Из какого сердца излились такие слова? Из сердца Григория Богослова. Вот он прекрасно знал Священное Писание. «Я думаю о Боге чаще, чем дышу». Уж, кажется, человек дышит беспрестанно, а вот он думал чаще, чем дышит человек. Дальше:
Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? – Вот критерий. – Но этот народ – невежда в законе, проклят он. Снобизм, вот высокомерие, вот гордыня бесовская, не житейская прямо, а бесовская гордыня и со стороны кого? Со стороны представителей церкви, со стороны представителей клира. Вообще-то безобразие полное – вот такая бесовская гордыня. Народ содержит духовенство, а они так к нему относятся. Разве можно так относиться?
Вот, следовательно, и в раю заповедь дается для того, чтобы проверить свободное произволение человека – любит он Бога или нет. Как родители проверяют любовь детей? По тому, как они слушаются их или нет. Так и Господь относится к нам как к детям, дает заповедь. Мы, как послушные любящие дети, должны эту заповедь исполнять. Потому что то, что запрещает Господь, нам неполезно, небезопасно. Придет время – Он разрешит и это, а вот на этот период нельзя. Вот если бы Адам послушал, его возможность не согрешить, как и возможность согрешить, переросла бы в новое качество – в невозможность согрешить вообще. Было бы общество святых людей. Но, к сожалению, этого не произошло. Он обольстился, прельстился. Посмотри, кого послушал Адам, и ты поймешь, как велико его падение. И вот чем совершеннее природа, которая грешит, тем грех сказывается в ней в наибольшей степени. Если бы согрешило животное какое-нибудь, грех не оказал бы на нем свое такое действие, поскольку оно не имеет разума, а вот человек, наделенный богоподобием, ему грешить небезопасно. И он вмещал в себе, персонифицировал в своем лице все человечество. Поэтому в Адаме согрешили все мы.
И вот мы смотрим из Нового Завета на эту историю и рассматриваем ее не только с одной фактической точки зрения, но усматриваем уже в этом Адаме – Нового Адама, Христа, и в Еве древней – новую Еву, Божию Матерь, которые исправили непослушание первых. Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной23.
Произошла трагедия. Эта трагедия вовлекла в свою орбиту, как в воронку какую, все мироздание. Грех отразился и на внешней природе. На растительности, на зверье, на всех стихиях, на плодоношении земли, на благорастворении воздухов, возможно, изменился и угол вращения и орбита – все стало иным. И как только человек вышел из повиновения Богу, у него из повиновения вышли все животные. Вот, они его слушались, они ему подчинялись, они с ним играли и развлекали его, они помогали ему в его жизни; и вот сейчас они вышли из его повиновения и стали агрессивны. Потому что всё чувствует, если господин пал. Все окружающее чувствует, вся природа. Вот мы не рассматриваем этот вопрос, а нужно бы рассматривать всегда, что грех, любое слово, любой гнев и крик отражаются и на мироздании, страдают и животные. Откройте Послание к Римлянам 8 главу, 18 стих, и вот в этой главе апостол нам говорит:
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Вот это очень утешительное обетование: думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Но только эти временные страдания надо и переносить-то соответствующим образом. А если мы будем роптать, хулить, проклинать – не принесут эти временные страдания нам ничего, кроме новых страданий. Две мелющие на жерновах: одна берется, другая оставляется24. Два человека в одинаково тяжелых отношениях, состояниях, но один благословляет Бога и терпит; другой хулит Творца своего и безумствует. Один берется, другой оставляется. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, – мы так поступили со всем творением. Оно страдает по нашей вине и ждет, скажет дальше апостол, что оно ждет? – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Усыновление и искупление мы уже получили. Нас Господь Себе и усыновил, и выкупил в надежде, что мы изменимся. А мы все еще тянем с этим вопросом, все еще изменяться не хотим. Все еще как-то наполовину, а потом опять обращаемся туда же – опять, скажет апостол, возвращаемся на свою блевотину25. Вымытая свинья идет опять в грязь, пес возвращается на свою блевотину. Где это сказано? Во Втором Соборном Послании апостола Петра. Это целиком и полностью относится к нам. Это не о ком-то сказано, это о нас сказано.
И вот Апостол Павел выражает надежду, что мы все-таки одумаемся, и тварь-то от нас ждет, от домашней кошки до стада – все ждут, когда мы образумимся. Животные дома болеют, если хозяева себя дурно ведут. Ибо мы спасены в надежде. Вот это любимая фраза сектантов: Мы спасены. Они не договаривают – уверовал, значит уже спасен. А почему вы не добираете еще слова-то? Мы спасены в надежде. Мы надеемся с вами, что будем спасены. Но если под эту надежду не будем работать, надежда нас посрамит. Сколько угодно надейся, но ведь нужно трудиться под эту надежду, а не просто надеяться. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? – правда. – Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Так же и Дух подкрепляет нас в немощах наших, – заметьте, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим 8:18-26)
Вот как отразился, следовательно, грех на всем мироздании. Я сделаю землю плодоносную соленой за злобу живущих на ней26. Вот Господь и умеряет токи Своей благодати. Вот природа и не дает того, что она должна давать за злобу живущих на ней.
Теперь открываем опять 3 главу книги Бытия, 6 стих:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Вот прозрели, но прозрели-то в отрицательном смысле. Не стали богами, а потеряли и то, что имели. Утратилась чистота мысли, а раз нет чистых мыслей, нет чистых и взоров. Они впервые ощутили внутри себя такую войну страстей, такую дисгармонию, какой не знали. И вот с этим адом внутри себя, посмотрите, они решили скрыться от Бога. Полное извращение всех познавательных сил. Ну, можно ли скрыться от Бога, от этого Всевидящего Ока? Дальше. Зачем он Него скрываться, если Он до этого искал общения с ними и радовался этому общению? Вот этот страх, ложный страх. Дальше. В них не видно покаяния, они не пришли с покаянием. Они оправдываются. Жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел27. Что ты сделала? – вопрос к жене. Змей обольстил меня. Ну, нету виновных, а нарушение заповеди налицо, а виновных нет. Да как же нет?
И услышали (смотрите 8 стих 3 главы) голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? В переводе – человек (Адам – это человек): человек, где ты? Вот, одно, по-моему, из самых сильных имен Божиих – Зовущий. С момента грехопадения первого человека этот вопрос адресован к каждому из нас. Где ты на сегодняшний день? Где ты? И в ответ слышит: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, – от добродетелей, – и скрылся.
Что ты сделал? – начинаем приводить обстоятельства разные в оправдание. Обстоятельства разные в оправдание. Повторяется то же, что произошло в раю, с каждым из нас. Где ты? На этот голос нужно отозваться, и отозваться, не извиняя и не складывая вину на обстоятельства, не оправдывая себя, а каясь – согрешил, виновен. Почитайте, как говорил об этом Давид: согрешил, и грех мой предо мною есть выну28. Вот он стоит предо мною всегда. Почему мы не говорим такие слова Давидовы? Для кого они написаны? Долбим каждый день 50-й псалом: «и грех мой предо мной есть выну».
Почему оправдываемся пред Богом? Не нужно оправдываться. Праведный Судия Сам разберется. Не нужны Ему ни адвокаты, ни обстоятельства. Ничего. Есть Судия. Следовательно, этот ответ не достоин человека: голос Твой я услышал и убоялся, потому что я наг всесторонне, и внешне, и внутренне. И скрылся. Как будто можно скрыться от очей Божиих.
Начинается Суд. Суд начинается с виновника, с диавола, которого Господь в Евангелии от Иоанна назовет «отцом лжи»29. Отцом лжи. Вот с этим отцом лжи ни в коем случае не нужно вступать ни в какую беседу. Он обладает способностью запутать любого человека. Не нужно вступать с ним в беседу. «Отойди от меня, сатана»30. Вот, что нужно ему говорить словами Господа. Не вступать в беседу. Он обязательно обольстит и прельстит человека. Читайте Клайва Льюиса «Письма Баламута». Вот на художественном уровне очень много найдете там для себя полезного.
Так вот, начинается суд Божий, и вот на эти слова я прошу обратить внимание. Смотрим текст. 14 стих:
И сказал Господь змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, – а вот дальше запишите:
Первоевангелие
Это первая благая весть о Христе; и отметьте: 3 глава 15 стих - наизусть. И звучит это Первоевангелие таким образом: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Очень трудный текст для понимания. Это первое мессианское пророчество о Христе. Прародители изгоняются из рая вот с этим обетованием. Этой надеждой будет жить все ветхозаветное человечество. Все дальнейшее течение, вся дальнейшая история священная работает на раскрытие вот этого пророчества. Вот оно в основе лежит всего. Значит так: и вражду положу между тобою и между женою. Вражда. Есть понятие духовной брани. Есть такое понятие? Вражда наша не с плотью и кровью, но с кем? С миродержителями тьмы века сего, против духов злобы поднебесных31. То есть с врагом хитрым и невидимым. Вражда – это духовная брань. Между кем? Между тобою, диавол, и между женою. Кто эта жена? На тот момент можно было подумать, что это Ева. Так. И между семенем твоим и между семенем ее. Семя на библейском языке, семантика слова «семя» очень глубокая, в том числе «семя» – это потомство. Война, вот эта брань, не ограничивается самими персонами, диаволом и Евой, она переходит в их потомство. И между семенем твоим и между семенем ее. Вот и у диавола есть потомство. Дети Божии и дети диавола, скажет Иоанн Богослов, узнаются так32. А вот как они узнаются, скажите мне? Как в одной фразе выразить понятие, чьи мы дети с вами? Мы дети Божии или дети диавола? А вот чью волю мы творим, того мы и дети. Если мы творим волю Божию, чьи мы дети? Дети Божии. А если мы творим его волю, мы дети диавола.
Вот при рождении Каина Ева говорит: приобрела я человека от Господа33. Верно она сказала. А Иоанн Богослов называет этого Каина сыном лукавого. И говорит: Каин был от лукавого34. Да ни от какого лукавого он не был. Он был сыном Адама и Евы. Но чью волю он сотворил, убив Авеля? Волю диавола. Вот апостол и говорит, что он был сыном лукавого и ненавидел брата своего. Почему? Потому что дела брата его были праведны, а его собственные дела злы.
«Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Но исход борьбы предрешен. Оно, семя жены, будет поражать тебя, диавол, в голову. А удар во главу для змея смертелен. Он пожертвует всем своим туловищем, лишь бы сохранить голову. Главу. Удар во главу для рептилии смертелен. А ты будешь жалить его в пяту. Семя жены тоже понесет какой-то урон. И получит жало в пяту. Жало в плоть. И дабы я не превозносился чрезвычайностью откровений, скажет Апостол Павел, дадеся ми пакостник плоти, ангел сатаны, да мне пакости деет. Да не превозношуся35. Вот Христос ведь тоже потерпел от народа-то иудейского. Все-таки они сумели Его пригвоздить ко кресту как богохульника. (Что ся вам мнится? – Достоин смерти. Вот и пригвоздили.) Вот это жало в пяту. А вот удар в голову, который Христос нанес диаволу на кресте, для него и оказался смертелен.
Вот такой глубокий смысл имеет это первое мессианское пророчество. И вот только и нужно будет следить, кто же эта жена? чье же это семя? кто обладает такой силой, чтобы нанести смертельный удар отцу лжи, диаволу? И вот ответ на это дает апостол Павел. Откройте Послание к Галатам. Вот в Рождество Христово внимательно слушайте апостольское чтение за литургией. Вот оно читается за литургией и является исполнением первого мессианского обетования. Скажите, вы не помните, как читается этот Апостол за рождественской литургией? Вот должны бы знать. А мы и этого не знаем. О чем это говорит? Да вообще наши знания в этой области нулевые. Христианское язычество. Встает батюшка, приехали они сейчас сдавать экзаменационную сессию – и вот все заочники. Я спрашиваю одного: «Ну, ваши впечатления, есть какие-нибудь намеки на возрождение Руси православной?» Он говорит: «Одним словом могу сказать - христианское язычество». Так оно и есть. А потому что нет учительства. Потому что магическое отношение к службе. Вот нужно «отслужить». Вот нужно «отчитать». Вот нужно, понимаете, «окрестить». А дальше что? Зачем крестить-то? Зачем? Что такое крещение? Зачем совершается это каждение вокруг, зачем погружать? И без этого можно жить. Язычество.
4 глава, 4 стих:
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. Вот ребенка нужно усыновить, чтобы он был правовым субъектом. Вот и нас Господь, как таких, должен выкупить, а потом усыновить. Вот Он это и сделал. Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены. Значит, кого мы в конечном итоге под женой должны разуметь – «и вражду положу между тобою и между женою»? Богородицу. А под Семенем Ее? Сына Ее Христа. Кто нанесет удар змию во главу? Он. Кто потерпит от народа иудейского казнь, жало в пяту? Он. И вот эта борьба продолжается доселе.
Я благодарю вас за внимание и хочу еще вам сказать. Православное язычество. Нужно рассеивать эту страшную тьму, которая страшнее тьмы египетской. И вот на женщине – здесь в основном опять женский пол сидит – и лежит это все. Мужчины не хотят брать на себя эту задачу. Они, как всегда, находят для себя иное занятие. А вот женщины, как более глубокие существа, которых Господь наделил особым даром веры, вот они должны тогда брать. Где мужчины, спрашивается? Чем они сейчас занимаются? Наверное, знаете, многие чем. А им бы заниматься этим не нужно было. А интересоваться нужно было бы религиозными вопросами. Религией, православной религией, верой. Вот говорите: свобода, была бы свобода. Вот полная свобода. Еще хуже стало. Полная свобода. Почему не приходят? Чем занимаются? Помолимся.
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21