Продолжаем наши занятия по Библейской истории, а этот предмет лежит в основе всей пирамиды богословского ведения. И то, чем мы с вами занимаемся, и есть краеугольный камень. К сожалению, многие строители отвергают этот камень, а он-то и должен быть положен во главу угла. Потому что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»1. А все Писание свидетельствует как раз об этом спасительном имени. И вот что нужно сказать. Библейская история в ее святоотеческом понимании – у нас должен быть вектор, ориентир, как компас, с которого мы не должны сходить, – это святые отцы, и особенно отцы эпохи Церкви неразделенной.
К сожалению, Церковь Христова страдает, страдает от неправильного поведения людей, которые вносят в нее сумбур, ереси, расколы, вражду. До того доходило дело в 4 веке, что в некоторых городах функционировал только один православный храм. В годы обновленчества, когда сюда приехал будущий владыка митрополит Мануил (Лемешевский), – маленького ростика, его из-за народа и не видно было, – практически все приходы были заняты и захвачены обновленцами. Он через полгода перевернул всю епархию, и настало массовое обращение опять в православие.
В любой области есть такой критерий, на который нужно ориентироваться. И вот для нас - это святые отцы. И поскольку их много, то вы сориентируйте себя, исходя из собственных личных симпатий, что вам ближе к сердцу. И возьмите одного отца восточного – вот Ефрем Сирин, вот Иоанн Златоуст, вот великие каппадокийцы. И кого-нибудь из западных. Это Августин и Иероним – все остальные их повторяют и базируются на них. Вот мало симпатий у меня вызывает, допустим, Ренан, но иногда он говорил очень хорошие вещи. И вот относительно нашего творчества – что мы делаем? Мы в своих трудах разбавляем мысли древних. То, что сказано древними, как максима в одной строке, мы на эту тему пишем целые произведения, и защищаем их, и получаем какие-то ученые звания – разбавляем мысли древних. Поэтому, чтобы себя образовать, устроить внутренне во всех отношениях хорошо, надо изучить кого-то из отцов.
Вот Иоанн Златоуст. В нем совмещается все. Вот Григория Богослова, его Пять слов о богословии – творение, за которое он, собственно, и получил от Церкви название Богослова, феологоса, – нужно читать человеку, имеющему довольно-таки высокий богословский уровень. И я поражаюсь, какой уровень был у слушателей его; если эти слова, по существу проповеди, он говорил в храме, то какой полет нужен был и какое образование должно было быть у людей, которые его слушали. А у Иоанна Златоуста совмещается все: и глубина, и красота, и доступность. Он назван Златоустом: золотые твои уста, вервие твоего ума мы не можем достигнуть и понять. Когда он говорил очень высоко, одна женщина сказала, что мысли его такие глубокие – мы не можем постигнуть их, поэтому говорил бы, образно говоря, попроще, нам бы было всем понятно. И он, действительно, принял это к сведению. А он брал уроки красноречия у языческого ритора Ливадия. Вот он использовал все свои знания с тем, чтобы раскрыть нам смысл духовный Священного Писания.
И вот святых отцов нужно нам и держаться. Никакие новомодные течения, никакие все новации нам по существу не то что не нужны, но к ним нужно осторожно относиться и не переоценивать их. А вот творения святых отцов мы даже называем не работы, а творения. Действительно, как-то не подходит: «Собрание сочинений Иоанна Златоуста». Не подходит слово это «сочинения», а это именно творения духа. Творения. И вот это «око византийской Церкви», как назвал Иоанна Златоуста один из современников, вот это око и будет нас просвещать. Он истолковал практически все Священное Писание. Я бы вам рекомендовал начинать его читать с объяснения Евангелия от Матфея. У Иоанна Златоуста весь его талант раскрылся всесторонне в этом произведении: Толкование на Матфея. И если вы прочтете с карандашом это Толкование, вы будете знать все Четвероевангелие, потому что он делает без конца экскурсы во все книги Священного Писания. Поэтому нужно нам знать, что читать, чтобы не упустить время и этим назидаться. И это было бы замечательно и прекрасно.
Мы с вами проходим тему «Чудеса». И я хочу сказать следующее. Вот чудеса, которые совершал Господь в подтверждение Своего мессианского посланничества. Он говорил: «Если вы не верите Моим словам, верьте делам. Дела, Мною творимые, они свидетельствуют, что Отец Меня послал»2. Но нельзя свою веру ставить в зависимость от чуда. Были такие экстраординарные случаи. Вот Фома – но мы не можем без конца повторять Фому. А потом, если бы нам иметь Фомино неверие, так мы бы все спаслись. А вот наше гнилое неверие, разъеденный рационализмом мозг – он требует излечения, и очень серьезного излечения. И это излечение нам может дать Церковь, если мы в ней пребываем, слушаем ее голос, участвуем в Таинствах и вникаем в Священное Писание дома в его святоотеческом понимании.
Вот открывайте Евангелие от Матфея и положите рядом том Златоуста. И вы прочли Евангелие и смотрите, что говорит Свт. Иоанн Златоуст, и вот так стих за стихом, и о многом, им написанном, вы скажете: да, он сказал это персонально для меня.
А вот сейчас еще раз откройте книгу премудрого Сираха, 33 главу. И вот в связи с чем хочу прочесть вам эти стихи. Ведь есть ложные чудеса, и мы сейчас и рассматриваем тему ложных чудес. Вот обязательно, какая добродетель ни появится, ей есть противоположность. Как нам на это дело смотреть? Что это за такой дуализм, раскол, расщепление? А вот это расщепление началось с момента грехопадения. И вот 33 глава Сираха, и я вам читаю с 7 стиха:
Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Действительно: Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней. Вот что о субботе говорится? Что Господь благословил, освятил субботу и почил от дней творения. Вот вам, пожалуйста. У нас воскресный день вошел даже в календарь с названием, посвященным самому главному событию в деле нашего спасения – Воскресению. Вот если бы у нас осталось то же самое Евангелие, но в нем только не было главы о Воскресении Христа – мы были бы самые несчастные из людей. Это Евангелии не имело бы силы. Почему? Да потому что тот, кто не воскрес самовластно, не является Богом и, следовательно, не является Искупителем. Апостол и говорит, что без Воскресения мы - самые несчастные люди. Поэтому на Воскресении и зиждется все христианство.
Так называемых «белых учителей» было полно за историю. И единственное, что отличает Христа от всех этих приходивших (откуда они только приходили – вопрос), – это Его самовластное Воскресение. И вот, отнимите от Евангелия это повествование – все, Евангелие не будет, можно сказать, иметь и цены. Поэтому Воскресение – день, который отмечен Церковью и вспоминается каждую неделю это событие, поскольку на нем держится все наше мировоззрение. Если Христос не воскрес, скажет апостол, то вера ваша тщетна, и мы самые несчастные из людей3. Вот поэтому все стрелы лукавого и были направлены против этого догмата о Воскресении. Мы потом поговорим специально на эту тему. Потому с Воскресением христианство стоит, без него оно падает. Это будет одно из каких-то духовных учений, каких множество.
И вот Сирах пишет, что эти дни «Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней». И все люди из праха, и Адам был создан из земли; но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. Но это не восточный деспот. Всеведущий Господь, имя Которому Любовь, не может одних благословлять, а других проклинать. Если бы Господь проклял Свое творение, которое Он благословил, оно мгновенно бы рассыпалось и перестало существовать. Поэтому нужно поговорить, что значат эти выражения: раскаялся Господь, разгневался Господь, проклял Господь. Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему.
Как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого. Вывод отсюда какой? Надо многое терпеть. Мы не избавимся и не найдем здесь на земле места, чтобы нам было только хорошо, удобно и приятно. Обязательно появится кто-то, кто будет отравлять нам все существование. Что с ним делать? Убить. Убили. Через некоторое время появляется такой же. Того надо убить. Терпеть надо, а не убивать, может быть, он изменится.
Вот я знаю одну семью. Мальчик женился на девочке, и попали в такую коммунальную квартиру, как будто не люди там, а злодеи, что ей невозможно было даже выйти на коммунальную кухню. И вот прошло какое-то время, и через ее терпение и смирение -– то ли им, очевидно, стыдно стало, то ли, понимаете, их через нее благодать коснулась – они стали меняться, они стали лучше. Пример терпения приводит к тому, что человек тоже незаметно, но меняется и начинает воцерковляться. А никаким насилием мы с вами зло не устраним. Поэтому давайте многое терпеть. И терпеть не как наказание Божие, а как Его спасительный промысл, нам необходимый, терпеть с любовью. Вот тогда, может быть, какие-то плоды и появятся и в нас самих, и Господь даст какие-то плоды.
Вот потерпи, говорит великий старец из Глинской пустыни юному послушнику, вот этого монаха, но знай, что никто ему угодить не может, никто. Он такой строптивый, как будто в нем лукавый сидит. И вот послушник пошел и стал прислуживать этому монаху – и постель убирал, и еду ему приносил, и келью убирал, и до храма его провожал, и встречал - и все не так. Все. Сплошная ругань, вплоть до того, что летела и табуретка. Проходит некоторое время. Старец, игумен Василий, и говорит: «Ну, может быть, тебе хватит терпеть-то? Уйдешь от него? К другому можно поставить». И слышит от послушника: «Я от него не уйду». «А почему?» «А потому что, когда я от него стал все это смиренно переносить, меня покинули страсти. А до этого они не давали мне покоя ни днем, ни ночью. «А я, - говорит, – легко его и переношу сейчас. Но наслаждаюсь внутренним миром». Вот какие плоды могут быть, если мы будем принимать все от руки Господней так, как это делать полагается. Так вот, это закон. И мы с вами его не изменим. Так и смотри на все дела Всевышнего: их по два, одно против другого – свет и тень, небо и земля, день и ночь – везде мы видим вот это указание, что есть какая-то противоположная сила.
И вот люди, наблюдая это, и придумали, что зло совечно Богу, что два начала совечных: доброе и злое. Мы, конечно, отрицаем это напрочь, потому что пороку злобы предшествовала добродетель. Не вложил Господь в нашу природу зло, а оно появилось как результат противления. Поэтому можно извлекать пользу и из зла. Иоанн Златоуст в одной из бесед скажет, что диавол тоже может приносить нам большую пользу. Если мы будем правильно пользоваться им.
И вот искушения надо воспринимать так, как их полагается воспринимать. Две мелющие на жерновах4, два лежащих на одре5, один берется, другой оставляется. Что это значит? Два человека находятся в идентичных обстоятельствах или в трудных – жернов мельничный символизирует собой труд, болезни, недуги, всевозможные неприятности, а одр – это одр, на котором человек отдыхает… Почитайте, какой одр был у Соломона, символизирует негу, довольство, богатство. И вот двое в одинаковых обстоятельствах – один берется, другой оставляется. Потому что один благословляет и терпит; другой проклинает и хулит Творца своего. Само богатство не искушает. Сколько в Церкви богатых людей, иже во святых? Тот же Иоанн Златоуст, Василий Великий. Это были богатые, состоятельные люди, но у них не было обольщения богатством. И Спаситель говорит, что не богатство портит человека, а обольщение богатством, и зло не в золоте – это драгоценный металл, в нем нет порока, это металл, который создал Господь, – а вот зло в душе человеческой, которая желает обогащаться. Зло не в красивых телах, красивые тела кругом нас – и мироздание прекрасно, и человек, – но зло заключается в похоти, которая сидит во мне. И вот эта похоть превращает прекрасное – т. к. я на него смотрю неподобающим взглядом. Это похоть, которая сидит во мне.
Поэтому не будем говорить с вами таких вещей, которых не подобает говорить нам, как христианам: за что? почему? Вот Достоевского сводила с ума мысль: почему страдают дети? И действительно, ну ладно, говорит он, взрослые вкусили от запретного плода, а вот дети-то за что страдают? Действительно. Как ответить на этот вопрос? Целые больницы детей - как они, за что они, за чьи грехи? Вот если вы откроете заповеди, Десятословие как основу всего законодательства Моисеева, там говорится, что Господь наказывает вину отцов в детях до четвертого поколения, а вот милует до тысячи родов. Но и наказывает до четвертого поколения – «ненавидящих Меня»6, добавлено. Не просто наказывает, а вот если родители или прародители занимались богохульством - вот это богохульство их, богоборчество, оно и сказывается до 4-го поколения. Что мы можем противопоставлять этому? Мы не можем это изменить. Ну, давайте тогда отменять все эти положения и говорить, что вот здесь Бог неправ, я правее. Это будет сплошное богоборчество. Поэтому как ответить на вопрос? Мы не знаем, почему страдают дети. Может быть, их страдание - это искупление, может быть, на их страдании мир-то держится. Трудно ответить.
И конечно, человек хочет получить ясный ответ. Иов хотел получить ясный ответ: почему он страдает? Давид хотел получить ясный ответ: почему он страдает? Иеремия, пророк, как и Иов, проклинал день своего рождения - это такой-то пророк - и хотел тоже знать, почему путь нечестивых спеется, преуспевают нечестивые7. Как понимать слова апостола Павла к Тимофею, что все, желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы, а злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь?8 Как такое может попустить Господь? Что, нет Промысла? Вот Сартр, основатель экзистенциализма, так и сказал, что все в мире совершается так, как будто Бога нет. Действительно, усмотреть Промысл, благой и спасительный, мы с вами не можем и перед многими явлениями просто стоим – они нас озадачили, и не знаешь, как их объяснить. И ошибочны и объяснения наши, и мысли.
Откройте Книгу премудрости Соломона, 9 главу. Премудрость Соломона – это книга неканоническая, поэтому она только в полной Библии. И вот автор Книги премудрости спрашивает здесь, 13 стих:
Ибо какой человек в состоянии понять совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? Поэтому как решать эти вопросы, что угодно, что не угодно? Вот младостарчество так развилось, что решают безапелляционно, как будто на Небе побывали, и знают все, что Богу угодно. А вот автор Книги премудрости говорит: «кто может уразуметь, что угодно Господу?» И мы поэтому должны отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец: «откроет Господь – скажу, не откроет - не скажу». Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд - от одного ничего не осталось, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это – случай, Промысл или что? И почему это так происходит? На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать.
Придет время – Господь Сам откроет, и Сам уяснит. Как и было с Иовом. Откройте в книге Иова последнюю главу, 42. И вот, в этой главе речь идет о том, что Иов отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвертый, Елиуй, – и все говорили на одну и ту же тему, и все не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздается голос Божий, и голос Божий это все сводит к одному. Вы посмотрите – вот цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38 главу и посмотрите 1 стих:
[Когда Елиуй – это четвертый молодой друг - перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?». Вот цена всех наших рассуждений. Теперь смотрите 42 главу:
И отвечал Иов Господу и сказал (вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения): знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. И этот следующий 3 стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь: Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя, – он увидел лик Христов, – поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. И так будет у каждого человека, у кого воистину произойдет вот эта встреча со Христом, и кто мысленно увидит Его Лик. Он перечеркнет все свои труды и все свои размышления и скажет: «Так, я раскаиваюсь и отрекаюсь, и раскаиваюсь в прахе и пепле». Теперь, забегая вперед, хочу вам сказать, что здесь есть очень тонкое замечание, которое мы все должны взять для себя и не забывать. 7 стих:
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину (это самому старшему и мудрейшему): горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. (Вот мы все говорим «не так верно, как раб Мой Иов»). Поэтому упросите его, чтобы он принес за вас жертву, ибо только его жертву Я приму и прощу вам ваши все неточности.
Вот запомним: мы говорим «не так верно, как раб Мой Иов». Поэтому нужно очень осторожно высказывать свои мысли, и особенно давать советы, которые могут быть роковыми. Одно слово может быть роковым, одно движение может быть роковым и отразиться на всей жизни. Надо быть очень осторожным. Поэтому в Евангелии так и говорится9: слова твои да будут немноги. Да – да, нет, значит, нет, а что сверх того, то от лукавого.
Итак, мы должны закончить тему о ложных чудесах.
Мы проходим книгу Деяний. Смотрим Книгу Деяний, 19 главу.
В 16 главе мы видели как Апостол Павел изгнал духа прорицательного из одной женщины10, а ведь то, что она говорила, сбывалось. Но это был не пророческий дух, а демоничский, прорицательный. И он вышел из женщины, и она утратила свою способность прорекать и доставлять доход.
А вот здесь в 19 главе мы читаем следующее. 11 стих:
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей – вот в 1 веке, может быть, и во 2 веке было особое дарование, особый дар Духа Святаго «экзоцисто» у экзорцистов, или заклинателей, которым был дан дар изгонять из людей нечистых духов. По их слову и молитве злые духи с криком выходили, и человек освобождался от мучительства. Потом стала падать дисциплина, стала слабее жизнь, и поэтому дар тоже утрачивается. И вот эти экзорцисты -– стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. А так бы и вообще мог убить. Поэтому – взялись не за свое дело. Ну вот давайте определимся: если у нас нет этого дара – изгонять злых духов, так мы посмешищем станем. Вот священники, которые действительно обладают даром отчитывания – так ведь они какие несут скорби-то? А какую жизнь они высокую ведут? А скорбей сколько у них? Не оберешься, сколько скорбей.
Так, дальше читаем: Это сделалось известно всем живущим в Эфесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. А вот дальше? Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, – но не все, – собрав книги свои, сожгли пред всеми, и сложили цены их. Так, следовательно, и у них есть библия своя, белая или черная магия.
Но дело не в цвете, а дело в демонизме. Поэтому не только заниматься, а и любопытство-то проявлять не нужно. Вот сейчас лежат на прилавке все эти эзотерические книги, да не нужно их и покупать. Зачем нам что-то читать по этой линии? Ну, если только преподавателям нужно изучать и буддизм, и ислам, и другие религии. Но вот нам-то зачем это? Мы должны довольствоваться полнотой откровения Господа нашего Иисуса Христа. Только Христос – путь, истина и жизнь11, и больше никто.
Так вот они сложили свои книги и сожгли. Ворочая книги Даламбера, Дидро и Вольтера в печке, митрополит Киевский Филарет Амфитеатров говорил: «Как книги их горят здесь, так и души их горят там в аду». Многие, занимавшиеся чародейством по книгам, сложили и сожгли их. Так и нужно поступать.
Но о том, что будет к концу мира, когда это обольщение ложными чудесами, интерес ко всем этим эзотерическим, оккультным наукам будет просто поголовным, предупреждает нас Господь.
Давайте сначала посмотрим евангелие от Матфея. Вот Малый Апокалипсис есть в 24 главе. Здесь две большие темы. Тема предстоящего разрушения Иерусалима в 70 году нашей эры и тема конца мира. А последняя тема, была вызвана тем, что апостолы обратили внимание Христа на храм и на весь храмовый комплекс: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это?» – всю эту красоту, все это неповторимое величие. Действительно, уж римлян, этих всесветных завоевателей, было трудно удивить постройками. Они сами строили прекрасные храмы, акведуки, дороги, крепости, а и они изумились, когда увидели Иерусалимский храм. И вдруг Иисус сказал им: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». С разрушением храма у Иудеев ассоциировался конец мира. Если храм будет разрушен, значит, придет и миру конец. Поэтому, когда Господь с учениками сидели на горе Елеонской (а с Елеонской горы открывается прекрасная городская панорама), ученики задают Ему вопрос: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины всего? И вот на этот вопрос Господь отвечает, и в частности Он говорит, какое будет обольщение и какая скорбь. 23 стих:
Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Это тотальное обольщение. Смотрите, печатают и телефоны, и адреса: обращайтесь, помогаем от сглаза и от порчи – все, что угодно, сделаем. Отметьте Матфей, 24 глава с 23 стиха.
Теперь открывайте Второе послание к Фессалоникийцам. В апостольское время было очень напряженное ожидание второго пришествия. Думали, что в сотом году (круглая цифра) и будет конец мира. И у апостолов в посланиях очень много такого: время близко, ни о каком браке и думать нечего, имеющие жен должны быть, как не имеющие и плачущие, как не плачущие, потому что скоро приходит конец12. И вот это напряженное ожидание, оно и поддерживало в известной мере даже и религиозный-то уровень, и благочестие.
Но человек долго ждать не может. Ему нужно конкретное число, тогда он подумает, стоит ждать или не стоит. И вот если бы был действительно открыт срок, то все бы сделали для себя вывод. Если это не скоро - успеем пожить в свое удовольствие; если это не за горами - многие бы впали в страх, в уныние. Но Господь скрыл от нас и сказал, что о дне том и часе не знает никто, только Отец Его один13, чтобы прекратить это любопытство. Но мысль человеческая буравит и буравит эту тему. Появились адвентисты. Сколько они указывали сроков? И на Руси у нас сколько было сроков, когда люди уже забрасывали все хозяйство и, можно сказать, спали в гробах, ожидая конца мира. Проходил тот срок, и всем было стыдно смотреть…Тогда уже бросались в другую сторону, запивали – гуляй душа – ничего не будет.
Вот апостол во 2 главе пишет:
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, – внимание, – как бы нами посланного, – вот, циркулировало какое-то подложное послание от имени Павла. Уже тогда кто- то использовал его авторитет, чтобы протолкнуть свои эти хилиастические идеи, учение о кончине мира, – будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление, – вот должна быть всемирная апостасия. Апостасия – это отход от веры, от религии. И не только у нас, но и по всему лицу земли и, очевидно, во всех религиях – апостасия, – и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Вот это и есть антихрист.
Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? Вот им говорил, а в послании только намекнул о том, что говорил. И вот все осталось за чертой, что же он им говорил. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Вот они знали, а мы гадаем. А они знали, что не допускает. Ибо тайна беззакония уже в действии, – а тайна беззакония, она, очевидно, началась с момента падения в ангельском мира. И она продолжает это свое действие. Дальше: только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Вот какой трудный текст: из среды нашей будет взят «удерживающий теперь». Кто же этот удерживающий? Вот Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник считали, что это есть гарант веры, православия. У нас это императорская власть, царская власть. Вот если будет отнят «удерживающий». А ведь какая вакханалия получилась? Вот тогда приблизится вплотную время Его пришествия.
Но как видите, апостолы, ну, не то что ошиблись, как бы вам сказать, какое слово употребить, но вот, тем не менее, пока не произошло ничего такого – «сына погибели», который бы диктовал, в храме мы не видим. Но предпосылки к тому: глобализация, унификация, это обезличивание людей полностью – готовят это пришествие. Это все знамения, которые мы должны наблюдать. Дальше что он говорит: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего - того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду, – вот его ответ.
Но у нас тема-то чудеса. Вот ложные чудеса и знамения, которые прельстят многих. Поэтому не всякому слуху верьте и не всякому чуду верьте, потому что чудеса могут совершаться и исцеления какие-то на время, а потом человеку становится гораздо хуже. Вот посмотрели бы вы на тех «излеченных», которых «излечил» Кашпировский, какими они стали страшными и больными - вот тогда бы сказали: да вот на время какое-то улучшение, потому что этот «целитель» отобрал энергию у здорового организма и перекачал его на больного. На какое-то время человек чувствует себя хорошо, а потом попадает в еще большую беду.
Во врачебницу пришел – нужно давать место врачу. Вот Сирах говорит: «дай место врачу»14 в своих болезнях. Откроем премудрого Сираха и найдем 38 главу Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Потому что некоторые лжестарцы категорически запрещают обращаться к врачам, принимать лекарства – ну такое сеют! ну такое мракобесие! А что Писание-то говорит? А Писание говорит вот что:
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, – это из истории Исхода, – чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли.
Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. А дальше? Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву (семидал – это мука жертвенная высшего помола, которая приносилась Господу) и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжение жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! Если будем надеяться только на искусство врача, на лекарство, но опустим вот это: «оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (10 стих), – никогда не исцелимся. Никогда. Вот это нужно запомнить.
Следовательно, мы просмотрели тему: «Чудеса, силы и знамения как проявление Божественного всемогущества». И последний у нас пункт из предварительных сведений. Запишите:
Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания
Это самая, пожалуй, актуальная тема. Экклесиология (ekklesia – экклесия – церковь). Экклесиология – учение о Церкви. Самая актуальная тема на сегодняшний день, потому что очень развивается внецерковное христианство. Люди не хотят связывать себя с Церковью: я и Бог. Ну, в основе этого лежала реформация, и лютеранство, и протестантство со всеми его разветвлениями: нам не нужен авторитет. Мы – дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания.
А мы говорим, что спасение только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства. Это новомодная ересь. Потому что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. И она выступает с авторитетом безапелляционным. На Церковь невозможно подать в суд. Это хранительница истины. В Символе веры учение о Церкви сформулировано так: Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Единство, святость, апостоличность, кафоличность – вот признаки Церкви.
Приготовьте в следующий раз катехизическое определение Церкви по Филарету, потому что, пожалуй, пока что лучше него никто ничего не сказал. Вот Господь воздвиг в 19 столетии такого мудрого человека, который прошел практически через весь этот, не менее опасный, чем нынешний, 19 век. И вот его Катехизис, по-моему, это замечательный Катехизис. Так. И вот определение, которое он дает Церкви. Это что? Церковь – это общество людей, объединенных –чем? – вероучением, таинствами и иерархией обязательно. Никакого царственного священства без иерархии быть не может. Должна быть специально поставленная иерархия, которой дано право учить, совершать таинства и заниматься духовничеством. И вот мы все вместе, можно сказать, это поместная Церковь. Вот в таком зародыше все церкви и начинали свое существование.
И вот что же нужно сказать о Церкви? Когда Петр исповедовал Его Сыном Божиим, Господь говорит, что Он создаст Церковь на камне15, – не на Петре, а на его исповедании Христа Сыном Божиим – «и врата ада не одолеют ее».
Церковь может внешне быть очень презентабельной, но гнилой внутри. Я бы вам посоветовал всем почитать Федченкова «О вере, неверии, сомнении». Вот митрополит Вениамин Федченков говорит, какая была у нас Церковь православная. Внешне – блеск, внутри – много гнили. И вот эта болезнь внутренняя и привела к такой катастрофе.
Церковь не одолеют «врата ада»16. Т. е. все силы зла, любой Армагеддон – битва, которую будут давать силы зла Церкви, – не одолеют, потому что краеугольным камнем ее является Господь. А освящает ее Святой Дух. Поэтому здесь борьба бесцельна, хотя она принесет тем, кто борется с Церковью, очень много таких временных побед.
Теперь относительно Церкви. Откройте, пожалуйста, Евангелие от Матфея, 18 главу. И вот в 18 главе в 15 стихе мы читаем следующее:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь, – скажи церковной общине. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Отметьте эти стихи, с 15 по 20. Вот, авторитет Церкви не подлежит обсуждению. Она – святая. Апостол Павел так разовьет это учение о Церкви: Ангелы получают ведение через Церковь и прислушиваются к тому, что скажет человек. Это прямо поразительно.
Откройте Послание к Ефесянам. Ефес – город в Греции, и вот туда апостол обращает одно из самых трудных посланий. И вот здесь есть удивительные слова, в 3 главе в 8 стихе он говорит:
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, – что такое Евангелие? Это неисследимое богатство Христово, – и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, – вот то, что было сокрыто в Боге от вечности, открыто было апостолу, – создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям, – вот здесь, если бы была поставлена точка, можно было бы подумать, что начальства и власти – это земные власти, а посмотрите дальше-то, – на небесах, – т. е. речь идет об иерархии ангельской, – многоразличная премудрость Божия <…> – вот, следовательно, Ангелы прислушиваются к тому, что скажет апостол, и поучаются из Церкви. Как же можно ее авторитет отвергать?
Теперь посмотрите последний стих Первого соборного послания Петра. Он говорит, что пророки исследовали (1 глава 10 стих), к какому времени относится то, что открывал им Дух Христов – когда придет Господь на землю и совершит спасение? Когда это произойдет, указывал сущий в них Дух Христов. Читаю вам 11 стих:
<…> когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, – т. е. апостолами, – посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Следовательно, что проповедовали апостолы? То, во что желают проникнуть и Ангелы. Будет несколько дополнений в следующее занятие, а сейчас время истекло.
Я благодарю вас за внимание. Помолимся.
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21