Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №14 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

Только что вышла из печати небольшая, но очень ценная книжка «Предсмертный дневник» отца Иоанна Кронштадтского, 1908 год; год, в котором он и скончался. Дневниковые записи, спорадические, краткие очень; и прекрасные проповеди, где он внимательным взором всматривается в то, что происходит у нас в России: какая вакханалия, какое начинается безобразие относительно Церкви, какая поднялась травля в печати против него самого – вот это все описано в этой книге. Эти записи хранились в особом хранилище, но вот пришло время, и они стали доступны. Поэтому, если кто из вас увидит вот эту предсмертную летопись, дневник, обязательно приобретите себе. Там, в частности, дан практически без сокращения документ, в котором Толстой был признан отпавшим от Церкви1 за его безбожие, за его кощунство, за его искажение веры и хулу на догматы нашей Церкви, на Христа и на Церковь. Вот это все, в т. ч. прекрасные замечания, вам надо знать и делать соответствующие выводы. Так.

Ну а мы продолжаем свои занятия по Священной библейской истории Ветхого и Нового Завета и рассматриваем первые 11 глав книги Бытия, которые являются наиболее трудными. Жизни не хватит, чтобы их рассмотреть так, как полагается, во всей глубине. Но мы с вами преследуем цель не просто знать Священное Писание Ветхого Завета, а мы смотрим на эти книги из Евангелия. Мы должны с вами Ветхий Завет понимать христологически. Потому что цель писания Ветхого Завета педагогическая – привести нас к евангельскому порогу.

Конец закона, скажет апостол Павел, – Христос2. И вот когда придет Христос, уже многое теряет свою ценность, является чисто историческим. Ну, зачем нам с вами изучать, допустим, особенно подробно жертвенный культ ветхозаветный храмовой, когда у нас свое богослужение? Зачем, скажем, изучать все обязанности священника и церемониал богослужебный, когда у нас свое священство, своя иерархия и свои таинства? Но, тем не менее, это нужно делать, потому что все корнями уходит в Ветхий Завет. Апостолы и в первое время после Воскресения Христа ходили в ветхозаветный храм и принимали участие в богослужении.

Но постепенно начинается вот такое разделение, и мы уже имеем, как говорится, все свое.

Вот Скабаланович, есть такой прекрасный профессор литургики, он написал «Толковый Типикон», где прослеживает прекрасно все чины богослужебные, как они возникли исторически – и, да, на первых порах наше богослужение уходит в синагогальное богослужение. Но жертвенный культ отпадает. Почему? Потому что мы приносим не животных в жертву, а непорочного и чистого Агнца, закланного прежде создания мира.

Устанавливая на Тайной Вечери Новый Завет с нами, Он сказал: Сие творите в Мое воспоминание3. Вот в Его воспоминание ежедневно и совершается литургия, где священник приносит бескровную жертву, совершая это действо не над животными, а над хлебами, над просфорой (приношение – просфора). И вот это в момент Эпиклезиса, то есть призывания Святого Духа на эти хлеб и вино, они таинственным непостижимым образом пресуществляются, то есть становятся истинным Телом и Кровью Господа. Вот мы и творим это в Его воспоминание. Вот Иоанн Кронштадтский у нас на иконе вот так изображен, а так обычно он изображается с чашей. Это проповедник Причастия. И все его проповеди не обходили эту тему, что надо причащаться Тела и Крови Христовых. Это такое Таинство, это такие Дары, это такая милость Божия, что пренебрегать этим нельзя, но, говорит, к этому надо готовиться. Потому что человек незаметно ко всему привыкает и уже не замечает, что он делает. Причастился и пошел, как будто что-нибудь совершил. А так нельзя. Потому что, как вы сами знаете, Таинство это может послужить нам в осуждение: «Не в суд и не во осуждение»4. В 11 главе Первого послания к Коринфянам5 мы находим такие слова.

Забыли первые христиане, что они собираются на агапы, на вечери любви, а не на чаепития. И апостол, узнав, что на этих вечерях происходит, пишет им, 17 стих:

Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню, – а можно добавить: на чаепитие. Каждый приносил свою еду. Просфора – приношение. Что это значит? Вещество для Таинства приносили люди. И сейчас в Греции в сельской местности по очереди пекут просфоры и приносят священнику в храм. Это древний обычай. Вы собираетесь не на агапу, на вечерю любви, а попить чаю, – ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? – не хочу сидеть рядом с ним, от него дурно пахнет и он принес простой хлеб. Дальше, – Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, берет хлеб, а предлагает как Свое Тело. Почему? Да потому что несвойственно человеку питаться человеческим телом. Вот происходит пресуществление, превращение одной «усии», одной природы, в другую. Хлеб становится подлинным Телом Христовым. Дальше – Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Следовательно, Евхаристия не прекратится на земле, какие бы гонения на Церковь ни были. Пускай она обратится опять в катакомбную церковь, но по Писанию Евхаристия будет совершаться всегда, до Второго Пришествия. А что будет там? Будет ли это Евхаристия, Бог весть. Может быть, и нужда в ней отпадет. Потому что и храма не будет. Все заменит Сам Господь. Дальше.

А вот это для нас: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Ну, а кто может сказать, что он достоин? Да весь мир недостоин, хотя бы только и делал, что готовился. Вот, владыка Антоний Блюм, покойный, приглашает одного епископа служить. – Да я сегодня не могу, я не готовился, я не достоин. – А ты думаешь, я достоин? Да и вообще, как ставить вопрос о достоинстве? Мы все недостойны. И никогда достойны не будем, но, тем не менее, что от нас зависит, нужно выполнять, готовиться.

Дальше. Так вот, ибо, кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Вот эти слова очень ответственны. Да и немало умирает. Как же таинство во исцеление души и тела может служить в осуждение, в болезнь и даже в смерть? За его недостойное принятие. Поэтому каждый на свою совесть положи какое-то правило и, в первую очередь, конечно, примирись с братом накануне; потому что быть злым постником - это нонсенс. Поститься? Диавол вообще ничего не ест. Молиться, бодрствовать? Он вообще не спит и, однако, остается диаволом. Поэтому примириться и, можно уж так сказать, не особенно и поститься. Каждый по своей немощи. Больным людям какие там предписывать посты? А вот кто может, положи себе правило и никого к нему не принуждай. Один может эту норму выполнить, другой нет. А вот простить от сердца мы все должны друг друга.

Теперь, что касается Ветхого Завета. Грехопадение произошло в раю. Как говорить об Адаме и его свойствах души до падения? Был он совершенным или не был? Вот есть святоотеческие мнения разные. Если вы почитаете в Добротолюбии Макария Великого, там он описывает состояние человека до его падения и после, и очень высоко его ставит. Иоанн Златоуст, рассматривая тему грехопадения, высказывает другую мысль: кто так легко согласился нарушить заповедь Божию, тот и до этого показывал, что он невысокого достоинства, невысокого уровня. А действительно, в этом кроется великая тайна. Как, будучи образом и подобием Божиим, обладая такими дарованиями, человек так легко согласился нарушить эту заповедь? Почему нарушение идет через женщину? Вот я бы вам всем советовал приобрести книгу Нила Мироточивого. Посмертные вещания6 Нила Мироточивого. Это святой афонский монах 16 века, который являлся монаху 19 века и раскрывал ему многие тайны, в том числе и давал экзегезу трудных мест Священного Писания. Я не буду его пересказывать, но предлагаю вам эту книгу приобрести, если только увидите ее на прилавках. Это небесное чтение, поразительное.

Следовательно, вот, Адам стал как один из Нас7,  скажет Господь, и поэтому как бы он не вкусил от древа жизни и через это не обессмертил грех. Поэтому его нужно изгнать из рая, поместить за его пределами, а у древа жизни и у входа в рай поставить херувима с мечом огненным. Вот это мы и читаем в 3 главе книги Бытия, последний стих:

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Не само древо жизни называется этим «деревом жизни». Жизнь сообщает Господь – Он Творец жизни. Это был просто символ жизни; вкушая от его плодов, человек таинственным образом принимал благодать Святаго Духа в себя. И поэтому был предназначен к бессмертию. Он бы не старел ни по телу, ни, тем более, по душе и жил бы вечно, общаясь с Богом. Древо жизни является прообразом и Самого Христа, а Рай - вообще прообраз Церкви. Вот одно из первых упоминаний, один из первых прообразов рая. Рай был на земле, и рай есть внутри человека. Царствие Божие внутрь нас есть. Не нужно совершать никакие паломничества, ни поездки: вы все можете иметь внутри себя. Грех человека страшен тем, что он оказался наследственным. Он не ограничился только этой первой четой, а он перешел во все потомство.

Вот это заложите, а Послание к Римлянам, 5 главу откройте. Открывайте Новый Завет. Почему мы вот так из Ветхого – в Новый? Мы должны изучать Священное Писание в его единстве. Повторяю, это не книги, а книга. Ветхий Завет вот сейчас для нас – это Иисус Христос ожидаемый, чего нет у иудеев. Они так по-прежнему и надеются, что будут иметь храм, что восстановят богослужение с жертвоприношениями, что у них будет свое священство – и так пойдет, пойдет, и, наконец, придет мессия, какой-то необычайно умный, талантливый и гениальный человек… И вот если вы в Протоколах сионских мудрецов читали их план порабощения и закабаления всего мира – это прямо писал какой-то людоед, человек вот в таком состоянии, потому что кто инициировать может такую ненависть? На такую ненависть человек не способен. Конечно, это инициация темных сил. Вот вы прочитайте, с комментариями опубликовал их впервые где-то в 1903 году Сергей Александрович Нилус. И вот все, что есть у этого писателя, приобретите. В 7, по-моему, томах полное собрание сочинений его. Вот он великий духовный писатель, но немножко тоже заклинило его на всех этих масонских знаках, на времени конца мира, а все остальное замечательно. Прекрасный язык, глубокое понимание и общение с великими старцами оптинскими – и вот это сделало его Божиим человеком.

Теперь нужно посмотреть 5 главу. Найдите 5 главу, читаем с 6 стиха:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Когда мы были врагами Божиими и проклятие Божие тяготело на нас. Вот что значит немощны. «И упразднив клятву, даде благословение». Вот вы поете тропать 4-го гласа: И упразднив клятву, даде благословение. Что это за «упразднив клятву»? Упразднив проклятие. Проклята земля за тебя8. Вот грех человека отразился на всем мироздании. И отныне страдает все творение. Он вовлек своим проступком в эту трагедию всю тварь. И она совоздыхает доныне9, смотрит на нас удивленными глазами и никак не может понять, почему мы проявляем такое свое упорство, валяемся в бездне греховной и не хотим обратиться, чтобы взывать к Богу: Авва – Отче. Такого-то и слова не было. Потому что человек, на котором тяготеет проклятие, не может и к Отцу Небесному обратиться этим словом. Вот это все нам возвратил Господь.

Так вот, когда мы были немощны, Христос в определенное время умер за нечестивых. Вот определенное время. Кто интересуется вопросами библейской хронологии и любит вписывать все эти события в исторический контекст, пожалуйста, занимайтесь выкладками и поставьте перед собой задачу: не я буду, если не вычислю год Рождества Христова. Вот в определенное время. Вы затронете такую тему, какая не в подъем, я не знаю, математикам и астрономам. Это нужно знать все календари, начиная от шумерского. Вот у нас такой был гениальный историк Василий Васильевич Болотов, и он был приглашен в Пулковскую обсерваторию, когда там происходили заседания по реформе календаря. И вот после его выступления закончились все дебаты. Он поднял календарные системы минувших эпох, начиная с шумерской. Потому что там зародились календари, оттуда мы все это дело приобрели. И он делает вывод, что при настоящем состоянии науки точно вычислить дату Рождества Христова невозможно. Она условна. Ну и что? Вот в определенное время Господь умер.

Дальше. За кого? За нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне будучи оправданы Кровью Его спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. 12 стих. Вот идет сравнение Адама и Христа. Поэтому, когда вы читаете 3 главу о грехопадении Адама и, вообще, когда упоминается Адам, мы сразу должны не только об этом Адаме думать, но и втором Адаме, о Христе, не только Еву иметь в мыслях, когда о ней речь, но и Пресвятую Деву. Господь устроил так, что чрез жену падение, чрез жену и восстание. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Вот Адам в лице своем персонифицировал все человечество. В нем, как в зерне, сидели все мы с вами. Поэтому его грех перешел к потомству. И все люди рождаются, будучи поражены этим грехом. Как этот грех мы называем? Первородный грех. Как мы от него избавляемся? В таинстве Крещения. А вот от личных грехов – в таинстве покаяния. Дверь в Церковь – таинство крещения.

Дальше. В Ветхом Завете какой был обряд? Прообраз таинства – обрезание осьмодневного младенца. Знак на теле, который делал его членом общины Господней, членом народа Божьего. Ибо и до закона грех был в мире,до Моисеева закона, – но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, ну кто из нас был в раю? Кто из нас срывал этот запретный плод? Это сделал Адам. А в нем мы потенциально все с вами сидели. Следовательно, протянул руку не только он, а и все мы. Нравится это или не нравится, потому что возникает такое недовольство: они согрешили, а мы страдаем, а мы при чем? А вот при том, что мы все в нем заключались. Когда вы держите на ладошке зерно горушечно, велико ли оно? А прорастает и превращается в дерево. Желудь – а это могучий дуб. И все соединяется в нем. Жизненная сила зерна настолько велика, что, находя и делая эти археологические открытия, вскрывая саркофаги с фараонами, увидели, что оно за эти тысячелетия обуглилось, превратилось в уголь; а когда высеяли, оно взошло. Какая же жизненная сила коренится в этом зерне? Так вот этот Адам стал прообразом будущего, но дар благодати не как преступление. Дар благодати принес нам Христос. Этот дар превысил грех, Он Собой утопил это преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, в оригинале «одного Адама». Какого? – Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

17 стих: Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Вот так апостол Павел рассмотрел тему грехопадения в раю. И вот сопоставил Адама с Христом как со вторым Адамом.

Начинается жизнь вне рая, и у них появляется потомство. Первый человек, родившийся от Адама и Евы, Каин. При его рождении Ева говорит: приобрела я человека от Господа10. Это великие слова она сказала. Во-первых, чадородие – это дар Божий. Дети не от брака, а от благословения Божия. Многие состоят в браке, но не имеют потомства. Следовательно, приобрела я человека от Господа – это первое. Второе, возможно, она надеялась увидеть в нем то семя жены, о котором было сказано в раю, что семя жены сотрет главу змия. Вот в этом она ошиблась. Вскоре в этом сыне стали проявляться такие черты, что, просто, откуда они и взялись? Вот она говорит: приобрела я человека от Господа. А что о нем скажет апостол Иоанн Богослов? Он скажет совершенно другое. Вот это заложите, а Первое Иоанново Соборное Послание откройте. Нам нужно найти Первое послание Иоанна, 3 главу, 2 стих. Здесь речь идет о сынах диавола и о детях Божиих. Вот Иоанн нам с вами говорит: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть.

7 стих:

Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил, – вот таким образом появляются дети Божии и дети диавола. А как разобраться, кто мы с вами? Очень простой ответ. Чью волю мы творим, того мы и дети. Творим мы волю Божию – мы дети Божии. Творим волю диавола – мы дети диавола. И не нужно этим возмущаться. Это так и есть. Смотрите: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, и дальше на тему Каина, – не так как Каин, который был от лукавого. Вот Ева говорит: приобрела я человека от Господа, – она права. А когда апостол говорит, что Каин был от лукавого – да, исполняя волю лукавого, он стал сыном лукового. Он не родился лукавым, он родился от Адама, а вот выросши, стал творить волю диавола и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Он не мог выносить его присутствия, даже видеть не мог.

Открывайте теперь 4 главу, и мы читаем, что вторым сыном Евы был Авель. И вот этот Авель был полная противоположность Каину.

Вот вам всем нужно приобрести вот такую книгу: Словарь библейского богословия. Он в 1972 году напечатан. Я получил его из рук Никодима, покойного митрополита. Тогда было страшное гонение – не только Библии, но и другой религиозной литературы невозможно было нигде найти, даже в библиотеках. А он привозил целыми ящиками, поскольку обладал иммунитетом неприкосновенности как дипломатическое лицо. И его багаж проходил свободно, без досмотра, он сотнями привозил Евангелия и Библии, литературу, в том числе и Меня, который выпускался на западе сначала, в Брюсселе, и поступал сюда. И вот этот Словарь библейского богословия с прекрасной вступительной статьей написан группой франкоязычных католических богословов. Все, что нас смущает относительно вероучения, мы не берем, а все остальное сделано прекрасно. Смотрите, статья «Авель»: История Каина и Авеля кладет начало теме о страдающем Праведнике. Он первая жертва зависти, злобы со стороны ближних своих. Отнесенная повествователем уже к первому поколению, она имеет значение примера и конкретно представляет одну из особенностей человеческого существования, общую для всех исторических эпох – латентный конфликт людей. Что значит латентный? Скрытый. Все это подспудно. Мы ненавидим друг друга скрытно, но скрывать ненависть всегда – невозможно, вот она и проявляется вовне, несмотря на то, что они кровные братья, приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу. Остановимся на этом.

Дальше мы читаем, что Авель был пастырь овец. А Христос – Кто? Добрый Пастырь. Вот Авель – первый прообраз Христа. Каин – земледелец. Вот они приносят Богу жертву. А как появились эти жертвоприношения? Кто их предписал? Прямого указания в тексте нет, поэтому можно сделать такое предположение: чувство вины заставляет человека как-то эту вину загладить, сделать что-то хорошее Тому, перед Кем он провинился. И вот он думает, как же это загладить вину-то перед Богом? Ему надо приносить жертву. А что Ему нужно приносить? Ведь Он ни в чем не нуждается. Самое лучшее, что у человека есть. Чем он занимается? Вот он – пастырь овец. Надо принести лучшего непорочного ягненка. Значит, созидался из камней жертвенник. На жертвенник возлагались дрова, убивался и разделывался ягненок и возлагался на эти дрова – прообраз бескровной Жертвы. Когда Иоанн Предтеча говорит: вот Агнец Божий11, – указывая на Христа, он подписывает Ему смертный приговор. Агнец должен стать жертвой. Каин приносит жертву от плодов земли. Единственное, что настораживает: вот они приносят жертву на разных жертвенниках – один на своем, другой на своем, – уже нет любви. И, очевидно, Авель был согласен на все, но посмотрите дальше, нужны ли Богу жертвы? Есть ответ в самом тексте. 4 стих:

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Вот Иоанн Златоуст говорит: вот где и ответ есть. Богу жертвы не нужны. Он принимает не жертву, а сердечное расположение, с каким человек приносит жертву, – с верой, с любовью, с благоговением: и призрел Господь на Авеля, на его сердце, а потом уже и на дар его. А на Каина, который это делал небрежно, без веры, не призрел. Как это выразилось? Ну, художники обычно изображают на картинах что? Дым от жертвы Авеля идет столбом к небу, дым от жертвы Каина стелется по земле. Господь увидел это по состоянию Авеля, что он приносит жертву с особым чувством, а Каин этого чувства не переживает и не испытывает. Мы же все сейчас сдвинули, я сначала смотрю на дар, а потом на человека; в зависимости от того, какой в руке у человека дар, так я и буду с ним разговаривать. Сердечное настроение никого не интересует. Вот и призрел Бог на Авеля и на дар его.

И поникло лицо его, – Каина, и вот посмотрите еще, насколько близок Бог к человеку даже после грехопадения. Каин сразу чувствует внутри себя Божий зов, Божий голос: почему поникло лицо твое? Когда делаешь добро, не поднимаешь ли лица своего? А если делаешь зло, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Вот это и написано в 6 стихе: отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Вот передана вся внутренняя ситуация.

Читаю Словарь: <…> приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет праведника, к которому Бог благоволит, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает праведника, чтобы его умертвить. И ссылки бесконечные на тексты Священного Писания. Таков всеобщий закон. И кровь праведных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды. А Каин настолько уже стал невменяемым, что, убив Авеля, он не попытался даже и замести следы преступления. Не покрыл кровь землей. У крови есть голос. И вот кровь Авелева до сих пор звучит к Богу. В лице его весь праведный мир, погибший, звучит, но этот голос перебивает кровь Христа. Кровь праведников вопиет об отмщении, кровь Господа, голос крови, говорит об искуплении и прощении.

Так вот таков всеобщий закон, и кровь праведных, пролитая от начала века, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды. Какими словами заканчивается 23 глава Евангелия от Матфея? Да взыщет Господь кровь всех праведников, пролитую, от крови Авеля праведного до Захарии сына Варахиина12 и добавлено: дополняйте же меру отцов своих13. Это на что Он намекает? Дополняйте меру отцов своих – Вам осталось убить только Меня. Вот они это и сделали. Дальше.

Второй пункт этой статьи нас переводит в Новый Завет. Этот закон жестокого мира достиг своего апогея в распятии Иисуса. Он, святой и праведный, был умерщвлен своими современниками – тягчайшее из преступлений. Оттого на этот род человекоубийц придет вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, которого убили между храмом и жертвенником. Это страшное изображение Божьего суда касается не только частного случая иудейских начальников, ответственных за смерть Иисуса, она распространяется на весь мир, ибо невинно умерщвленные встречаются всюду. Их пролитая кровь вопиет об отмщении кровью. Однако в то время, как звучит этот голос, взывающий об отмщении, поднимается голос другой Крови, более драгоценной, чем Авелева. Голос очистительной Крови Иисуса. Она испрашивает у Бога прощения: Отче прости им, ибо не знают они, что делают. Таким образом, положение, созданное убийством праведного Авеля, переходит в свою противоположность в Иисусе, в страдающем Праведнике в самом абсолютном смысле этого слова. Но Авель в противоположность Каину, представляющему для нас трагическое отсутствие любви в человеческом сердце, остается примером внутренней прямоты, веры, приводящей к правде. И вот почему он и по смерти говорит еще.

Вот я хочу сказать, вот если бы не было разделения. Мы же практически пользуемся всеми трудами западных богословов, но не можем объединиться и не можем сесть и принять вот эту Евхаристию, что и явилось бы признаком подлинного единения. Вот кто разберет эти завалы, кто примирит Восток с Западом в церковном смысле? Спаситель сказал: есть у Меня овцы и не от двора сего, и тех Мне подобает привести, и будет едино стадо и един пастырь14. О единстве церквей мы молимся каждый раз на ектенье: «О соединении церквей Господу помолимся». А вот что мешает? Мы даже со своими зарубежниками никак не можем соединиться15. А уж с католиками и протестантами, а уж о сектах, которые уже практически покинули поле Евангелия христианское, там не знаешь вообще, как с ними беседовать и как с ними говорить. А как быть с мусульманами, с буддистами и с другими религиями, у которых миллионы последователей, которые убеждены в своей правоте? И если экстремизм религиозный будет иметь место – а он может иметь место, потому что наша белая раса убывает количественно, преобладать будут скоро одни только люди мусульманского вероисповедания? Вот это проблема, с которой нам придется столкнуться. Поэтому не будем оскорблять убеждения друг друга, спорить на эти темы, а нужно поставить вопрос на платформу такую: вот давайте так, я с уважением отношусь к вашим убеждениям, прошу уважать и мои, давайте как-то сосуществовать, иначе будет только смертный исход.

Кто не со Мною, тот против Меня, кто не собирает со Мною, тот расточает16. Вот дайте эту фразу Христа в руки фанатика, он полмира зальет кровью. Поэтому мы обречены с вами жить в окружении таких религий. А Китай – это вообще язычество. Они никакой религии не исповедуют. Если вот эта масса людей вдруг по какой-то команде, как саранча, вдруг вся поднимется и заслонит весь мир, вот если это произойдет, то я не знаю.

Вот если бы было единство… Сослагательного наклонения в истории нет. Было бы, если бы… – надо исходить из того, что есть. А что было бы, если бы Адам не согрешил? А как жили бы люди, если бы не было смерти? Они заполонили бы быстро всю землю. Где бы они помещались? Иоанн Златоуст говорит: а почему вы боитесь этого демографического взрыва, его бы не было. Его бы не было, потому что в 5 главе кн. Бытия Господь показал: «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»17. Во1т так бы и забирал на небеса людей. И было бы всем, где поместиться.

Все это происходит, а вот сейчас нужно, понимаете, планировать семью. А что значит планировать семью? Значит вторгаться в таинство жизни, которая дана Богом. Значит, совершать всевозможные преступления. Так. Убил и положил, таким образом, начало всем войнам. Каин – это архетип. Он первым совершил убийство.

Вызвал брата в поле. Господь обличает Каина, смотрите: И сказал Каин Авелю, – 8 стих, – брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Вопрос: где Авель, брат твой? – опять слышит голос Господа. Дерзкий ответ: разве я сторож брату моему? Ни покаяния, ничего нет. Он заботится только о себе: ах, как теперь, если кто встретится с ним, то убьют его. Фраза, которая вызывает недоумение. Говорят, с кем он может встретиться, когда их было только двое? Адам, Ева – Авеля не стало, Каин один. Встречи с кем он боится? Да не о всех детях речь идет. У Адама, и помимо Авеля и Каина, еще были дети, указание об этом есть в 5 главе. Вот в силу этого Каин и боится, что ему будут мстить его же родственники. Господь говорит, что Он не допустит такого и дает ему какое-то знамение, какой-то знак. Что это за знак? В чем он заключался? Это какое-то было клеймо или, может быть, отражалось в его внешнем виде, в его глазах, трудно сказать. Но вот здесь говорится, 13 стих:

<…>наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Вот он боится встречи и мести со стороны своих же братьев и сестер.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня. И поселился в земле Нод на восток от Эдема. Страшная фраза: и пошел Каин от лица Господня. В духовном плане это значит, что он вычеркнул Бога из своей жизни. Поэтому каиниты создают цивилизацию: Каин первым построил город и заложил, как говорится, основы цивилизации. Кем эта цивилизация создается? Обезбоженным умом. Она в самой себе, в самом начале своем, несет вот это страшное разрушение и истребление. Потому что создается умом, которого не интересует Бог, а только временное и земное. Смотрите, 17 стих:

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Дальше идет линия каинитов. Вот эти каиниты и каинитки в 6 главе получат название дочерей человеческих, сыновей человеческих, а потомки Сифа, который родится у Адама с Евой вместо Авеля убитого, будут называться сынами Божиими. Но это название в 6 главе сынов Божиих уже будет служить им в осуждение. Потому что это павшие сыны Божии, не устоявшие в своем чине. Произошло смешение двух линий, и зло умножилось. Смотрите:

У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. А вот этот Ламех уже вводит полигамию. Нарушает основное установление, брак в форме моногамии нарушается – вот начало всем гаремам, многоженствам, изгнаниям жен, убийствам неугодных жен, все это коренится вот здесь: И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели,между пастушескими народами, племенами, которые не ведут оседлого образа жизни, и племенами с оседлым образом жизни идет вражда испокон века. Вот и говорят нам: она еще коренится в ненависти Каина, который был земледельцем, к Авелю. Так ли это? Это все из области предположений, и мы ограничиваемся тем, что говорит нам текст. И не даем воли своей фантазии. Потому что аллегорическое толкование небезопасно. Здесь тоже надо соблюдать границы, чтобы аллегория не выродилась в вычурную фантазию. Нельзя злоупотреблять методами александийской школы, методами иносказаний, отыскиванием мистического духовного смысла, который кроется за словом. Здесь тоже надо себе поставить рамки и не выходить за них.

Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И что он в первую очередь сделал? Меч, орудие войны, орудие убийства. Не плуг сделал, а меч. Вот пророк Исаия говорит: нужно, чтобы мы мечи перековали на орала и народ больше не учился убивать и воевать друг с другом18. Вот такой «шолом» по их представлениям должен был прийти на землю с приходом Мессии. А этого нет. Мы не видим этого. А вот сестра Тувалкаина Ноема считается родоначальницей всяких таких дел: приворотов, отворотов, колдовства – всякого такого вот дела. То есть, повторяю, цивилизация создается обезбоженным умом и в силу этого несет в себе страшную опасность, потому что она не предполагает Бога, и все обезбоженное, оно, конечно, сослужит свою службу.

И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! Вот первый образчик поэзии от самой древности. Вот он совершил, Ламех, какое-то убийство мужа и отрока и перед женами хвалится безнаказанностью. Если Бог сказал, что за Каина отмстится всемеро, то за меня мой клан отмстит семьдесят раз всемеро19.  Совершается убийство, и он еще хвалится безнаказанностью. И надеется, что при клановом общинном таком роде его он безнаказан, вот поэтому и стремились вводить многоженство, чтобы иметь как можно больше потомства – чем больше потомство, тем сильнее клан. И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф <…> Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа <…> родился <…> Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Вот пошла параллельно линии каинитов линия сифитов, которые были носителями духа, религиозной идеи. Но близкое соседство и общение привело к тому, что вот этот миксис, это смешение сифитов с каинитами привело к всеобщей заразе и умножению зла на земле. И вот если посмотреть даже на расположение глав: 3 глава – грехопадение, 4 – братоубийство, а 6 глава – уже всемирный потоп. Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть20. Значит, грех уже захватил все слои, и потоп греховный предшествует потопу водному. Сначала души захлестнул грех, как потоп, а уж водный потоп – это следствие того потопа. Это наказание Божие и наказание природы, земли, которая не терпит, чтобы ее попирали нечестивые люди.

5 глава очень важная. Она дает родословную сифитов. И вот эти родословные имеют одну цель: вывести нас на некое семейство, в котором будет помечен человек, с именем которого Христос свяжет Свое имя. Как Евангелие от Матфея начинается? Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Вот эти родословные нам и нужно некоторые знать только с одной целью: как, через кого мы выходим на Самого-то Христа? Он – цель всего Ветхого Завета. И вот если говорить об этом, то нужно знать хотя бы такие имена: Адам, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Иуда, Вооз, Овид, Иессей, Давид, Христос – вот хотя бы эти имена. Без знания этих имен нельзя, и по ассоциации вокруг каждого имени у вас должно быть целое представление.

Я благодарю вас за внимание, мы продолжим в следующий раз.

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

22 декабря 2024 г. ( 9 декабря ст.ст.), воскресенье. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Зачатие Пресвятой Богородицы. Рождественский пост.

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления