Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №5 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

Итак, мы продолжаем с вами рассматривать вводные предварительные сведения к изучению Священного Писания, и прошлый раз мы закончили сложную тему: Богодухновенность Священного Писания. Мы увидели, что не имея этого в личном религиозном опыте, говорить о состоянии человека, когда в нем начинает действовать Божественный Дух и ставит его на пророческое служение, – очень трудно. Только исходя из опыта тех, кто этот опыт пережил и кто о нем записал, засвидетельствовал, можно делать какие-то выводы. И мы сказали, что эпиграфом к этой теме может быть выражение апостола Петра, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»1 - вот они органы Святаго Духа. В писаниях их то, что они говорят от Бога, предваряется одним предложением: Так говорит Господь2, или Была на мне рука Господня3, или Я был в Духе в день воскресный и услышал голос4. Вот эти состояния, конечно, великие состояния, даются не всем, а по особому промыслу Божию. Хотя у апостола Павла есть желание, чтобы все пророчествовали5.

Но и пророки должны вести себя согласно действию в них Духа Святаго. Если в общине снизойдет Дух Божий на нескольких человек разом, а такое было в первых христианских общинах, то они должны пророчествовать, соблюдая, образно говоря, очередь, а не говорить вместе; иначе, перебивая друг друга, они приходящих приведут в смущение. И духи пророческие повинуются Духу Божию6. Вот это нужно иметь в виду, потому что много было лжепророков, которые действовали параллельно с истинными и низводили на нет их деятельность. Почему? Потому что они льстили народу, князьям, царям, первосвященникам и, конечно, их слушали с удовольствием; а никому не нравится, когда его обличают, да еще при людях.

Следующая тема за этим должна быть вот такая:


Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания


Ну, давайте определимся со второй половиной этой темы. В слове Божием тысячи тем, но все они подчиняются одной, главной, которая красной нитью проходит через все Священное Писание. Этой главной темой является домостроительство, или история нашего спасения. Как Бог строил спасение людей после их грехопадения и изгнания из рая? Как, какие меры Он предпринимал, какой народ избрал, с какой целью «светом во откровение языков»7 должен быть этот народ и дать из своей среды Мессию? Вы можете спросить: а с какого момента началась эта история домостроительства нашего спасения? И вот ответ-то будет самый неожиданный.

Откройте все Первое соборное послание Петра, 1 главу. Читаем текст с 17 стиха:

И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, – наша жизнь называется временем странствования. Действительно, мы живем не на родине, а в эмиграции, мы – странники. Наше отечество на небесах, – зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

Вот, исходя их этого текста, в промысле Божием наше спасение началось с момента, когда еще и мира не было, «прежде мир не бысть»; прежде создания мира в Совете Святой Троицы было определено, Кто будет спасать этот падший мир. Вот Им и является Вторая Ипостась, Господь наш Иисус Христос, поэтому дорога цена искупления. «Драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира». И вот этого непорочного и чистого Агнца, предназначенного для искупления мира, в 8 столетии в пророческом видении, которое является апогеем пророческого прозрения, увидел пророк Исаия.

Открываем 53 главу пророка Исаии. Прочитав эту главу, вы увидите, что он стоял на Голгофе и, как будто с натуры, списывал все, что там происходит. Но читать нужно с конца 52 главы, стихи 13-15.

Вот, Раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Но это будет после страданий. «Возвысится и вознесется, и возвеличится», потому что одержит победу над смертью, «смертию смерть поправ». А что будет прежде этого величия? Как многие изумлялись, смотря на Тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Ведь Пилат, чтобы вызвать у народа, вероятно, жалость, вывел к нему вот такого Христа, думая, что они содрогнутся, пожалеют Его, но вместо этого – еще большее озлобление и требование Христа распять. Как будто народ упивается испарениями крови. Он жаждет смерти. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

А вот дальше 53 глава – апогей пророческого прозрения.

Господи! – это спрашивает пророк, обращаясь к современникам, - кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он (Христос) взошел пред Ним (Богом Отцом), как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, – это говорит Исаия о себе, а Исаие это все уже было открыто, – и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Вот Христос в полном уничижении. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей, – вот одно из имен Божиих «Муж скорбей», - и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Потому что духовные руководители так настроили народ. А народ, что стадо.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих <…> – не отверзал ни перед Пилатом, ни перед Иродом Антипой, ни перед судьями, а что отверзать? О чем говорить, когда уже все было сказано, и когда любое слово обращалось против Него, и все уже заранее было решено?

А вот дальше идут стихи, которые употребляются каждый день, когда священник готовится служить Литургию. Как вы знаете, ее предваряет проскомидия, когда заготавливается Агнец – это будет тело Христа во время эпиклезиса на Литургии во время «Тебе поем», когда призывается Дух Святый на хлеб и вино, и они претворяются в Тело и Кровь. Так вот это сначала нужно приготовить. Большая Агничная просфора. Священник берет эту большую просфору, ставит на жертвеннике на дощечке; в правой руке у него копие, и, отрезая правый бок, он произносит слова: <…> как овца, веден был Он на заклание, поворачивает другой стороной и отрезает следующий бок, – и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Поворачивает третью сторону и отрезает копием: От уз и суда Он был взят, – и четвертую сторону, – но род Его кто изъяснит? Кто определит, откуда Он произошел? Забыли все, что Он из Вифлеема, думали, что из Назарета, и вообще думали, что это обычный человек.

Вот эти обрезки и будут составлять антидор, но нужно подрезать еще низ, чтобы вынуть эту часть. Следующие слова: ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Поддел низ, вынул и ставит на дискос. Затем этим же копием вонзает в левый бок и произносит уже слова из Евангелия: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его.8 Вот это будущий Агнец. Во время канона евхаристического, который начинается словами «Милость мира, Жертву хваления», когда хор поет «Тебе поем», священник, указывая рукой на этого Агнца, произносит слова: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, – указывает на чашу, – а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, – и вот дальше идут самые важные слова: Преложив Духом Твоим Святым». Троекратное «Аминь». Благословляется все вместе, и с этого момента происходит таинство пресуществления.

И когда священник выносит чашу к народу, он говорит: «Сие есть Тело и Сия есть истинная Кровь». Это уже не вино и хлеб, а Тело и Кровь Христовы.

Откуда берется это все? Это берется из Ветхого Завета. Поэтому надо этот Завет Ветхий и Новый рассматривать в их онтологическом природном единстве. Да, продолжаю дальше, Исаия, 53, 9-12:

Ему назначали гроб со злодеями, - тела распятых сбрасывали в ров, – но Он погребен у богатого, – Иосиф Аримафейский уступил Ему свою гробницу, – потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, – а вот Он и был Сам этой Жертвой умилостивления, – Он узрит потомство долговечное, в лице христиан, в лице последователей, верующих людей, – и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, – как победителю, – и с сильными будет делить добычу, – это сравнение. Господь опять войдет в ту славу, какую имел у Отца прежде бытия мира, – за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Как можно было считать, что это постфактум, после совершившихся событий? Когда все это за 7,5 столетий было открыто пророку Исаие. Ему по этому прозрению равен только 21 Псалом: «Элои, Элои! ламма савахфани?»9, «Боже Мой! Боже Мой! почто Ты Меня оставил?»10 - вот Давид написал и тоже изобразил страдания Христа на Голгофе.

Теперь что же нам сказать с вами на предмет соотношения Заветов? Вы должны записать, что Ветхий Завет в Новом раскрывается, а Новый Завет в Ветхом скрывается. Вот они природное единство и составляют, и по существу нужно говорить не о книгах Священного писания, а о Книге, единой Книге с большой буквы. И мы сейчас это посмотрим с вами на некоторых текстах.

Откройте Евангелие от Матфея.

Евангелист Матфей писал для уверовавших иудеев. И было очень важно доказать им, что Мессия Христос есть тот самый, который обещан пророками, и представить его генеалогию. Поэтому Матфей начинает свое Евангелие с родословной Христа и ведет ее с Авраама. Действительно, с Авраама начинается история праотцев. Бог из всех племен в семействе Фарры усмотрел Себе человека веры. И вот говорится: Родословние Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака <…> Но ведь у него был и Измаил, у него были дети и от Хеттуры. Почему не все входят в родословную Христа? Потому что не с ними линия завета. Линия завета идет чрез Исаака, поэтому так и говорится: Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова <…> Позвольте, он родил близнецов – Исава, или Едома, и Иакова. Первенец был Исав, но он продал за чечевичную похлебку свое первородство и вообще был человек необузданных страстей, и Бог его отверг. Линия пошла через Иакова: Иаков родил Иуду и братьев его <…> Позвольте, у Иакова было 12 сыновей от 4 жен, а вот почему-то сразу говорится об Иуде. Потому что из 12 сыновей линия завета пошла через Иуду, и он получит мессианское пророчество.

Перед смертью Иаков, умирая, скажет Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов»,11 вот, я чувствую, что эти слова вам трудно и понимать. Да, мы вне библейского контекста живем, мы не знаем Священного Писания Ветхого завета, да и Нового. Вот, следовательно, когда нужно ждать Мессию, приход Его, когда «отойдет скипетр от Иуды», а скипетр – символ царской власти, т. е. переводи: когда Иудея лишится политической самостоятельности и когда на престоле Давидовом сядет ставленник римлян. А это был Ирод Великий. И когда он с 37 года стал царем в Иудее, вплотную приблизились мессианские времена, отошел скипетр от Иуды - жди со дня на день прихода Мессии. Поэтому и было такое напряженное ожидание.

Дальше: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари, – от своей невестки, и вот близнецы, а линия пошла через Фареса, а не через Зару.

Иоанн Златоуст говорит: «Да как помещать в родословную Христа таких людей, которые запятнали себя такими пороками?» Во-первых, нет человека, который был бы жив и не согрешил, и во-вторых, Христос берет на Себя позор всех Своих предков, все их негативные поступки Он берет на Себя.

Фарес родил Есрома, – о нем ничего неизвестно, – Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы, – вот Салмон родил Вооза, а Вооз, – Вооз родил Овида от Руфи, – книжечку «Руфь» знаете? Маленькая книжечка «Руфь», 4 главы из эпохи Судей. Моавитянка, язычница, и, тем не менее, она стала женой вот того Вооза, богатого землевладельца из Вифлеема. От них родился Овид, от Овида родился Иессей, а от Иессея родился Давид. Вот первая часть родословной. От Давида через Соломона династия и родословная доводится до Иосифа, мужа Марии. Посмотрите 16 стих: Иаков родил Иосифа, мужа Марии <…> Дальше не сказано, что Иосиф родил Иисуса. Потому что Иосиф никакого отношения к рождению Христа не имеет. Поэтому текст звучит так: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Вот, для иудеев это было очень важно.

Дальше, вот Иосиф смущается видением непразднства Марии и думает тайно отпустить ее, но вот что говорится в 22 стихе: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Через пророка все сие произошло, потому что об этом было сказано уже.12 Посмотрите дальше. 5 стих 2 главы: <…> в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, – 6 стих, – земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Михей за несколько столетий предсказал место, где родится Христос13. На требование Ирода: где должно родиться Христу? – члены синедриона отвечают: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано»14. А где это написано? В книгах Ветхого Завета.

Дальше. Вот избиение младенцев. 17 стих: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен <…>» - и т. д. Вот эти бесконечные ссылки на Ветхий Завет и были теми аргументами для иудеев, уверовавших во Христа, против которых они ничего не могли и возразить. Значит, Новый Завет скрывается в Ветхом. И если бы мы с вами по какому-то случаю утратили весь Новый Завет, мы могли бы его полностью реконструировать по одной только книге - по Псалтири. Псалтирь, считайте, это ветхозаветное Евангелие. Столько Давид сказал там пророчеств о Церкви, о Христе, о Спасении, о Воскресении, о распространении Церкви и ее славе, что диву даешься, когда читаешь. Как заслужил Давид от Господа такой уровень? И сравнить-то его не с чем. Следовательно, понятны будут выражения, что Ветхий Завет раскрывается в Новом, а Новый скрывается в Ветхом.

Откройте Евангелие от Луки, последнюю главу. 24 глава. В этой главе речь идет о явлениях воскресшего Христа. И поскольку первые явления были женам-мироносицам, а не богословам-апостолам, разбежавшимся от страха, то вот апостолы услышали что-то об этих явлениях и недоумевают, как к этим слухам относиться. И вот двое из них, Лука и Клеопа, идут в Эммаус, и к ним пристраивается Иисус, но глаза их, сказано, «были удержаны», и они не узнали Его. Думали, что это какой-то путник. 15 стих:

И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? И вот посмотрите, какой уровень восприятия был. Даже после всех этих событий: Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

И сказал им: о чем?

Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, – вот для них Он все еще пророк, – сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

Тогда Он сказал им (А вот то, что Он сказал им, относится полностью и ко всем нам, здесь сидящим): о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, – а под Моисеем нужно разуметь первые 5 книг, «Тора», – из всех пророков, – а это второй объем писаний, «Небиим», – изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании, а это третий объем Писаний, «Кетубим». У евреев, я вам говорил, Библия не издается в одном томе, а в трех: Тора, Небиим и Кетубим15. 

Следовательно, исходя из этих слов, весь Ветхий Завет говорит о Христе. Нужно только усмотреть, как же он говорит о Христе: в пророчествах, в знамениях, в событиях, в каких-то действиях – и вот весь он звучит и ведет нас к Евангелию, к порогу этому новозаветному; и когда он приведет и исполнит свою роль детоводителя-педагога, он отходит в сторону, потому что наступает Новый Завет.

Смотрим 44 стих:

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах, – т. е. во всем Ветхом Завете. А вот дальше фраза, 45 стих: Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Надо просить Господа, чтобы Он отверз наш ум к уразумению слова Божия. Ум нуждается в просвещении. Наш ум не является умом Христовым. Он часто во власти диавола, во власти страстей, он омрачен, глаза наши удержаны, мы не узнаем Христа в Его слове. «О, несмысленные и медлительные сердцем» – это сказано о нас с вами. Поэтому надо просить Господа, с верой большой просить, чтобы Он отверз нам ум к уразумению слова Божия. Дальше Он им говорит, 46 стих:

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Следовательно, вся история предсказана, и в Новом Завете исполняется, и вот смотри, как она была предсказана, и увязывай с этими событиями. Вот если кратко сказать о теме: Главный предмет и соотношение Заветов. Они в природном онтологическом единстве находятся между собой, и нельзя рассматривать: Ветхий Завет - это первый том, Новый Завет – это второй. Ничего подобного. Это единая книга, которая благовествует нам о домостроительстве нашего спасения.

Теперь запишите следующий пункт:


Исторический и духовный смыслы Священного Писания


Здесь нужно сказать следующее. В Священном Писании наблюдается два основных смысла. Запишите: первый – буквальный, или исторический, когда текст надо понимать буквально, так, как он написан; второй – духовный, или таинственный, когда смысл скрыт за словом.

Самый распространенный литературный жанр – это притчи. И вот Спаситель, говоря притчу, для которой находит образы из окружающей действительности, добавляет: «имеющий уши слышать, да слышит»16. Т. е. мы не должны останавливаться на тексте только, а посмотреть, что же Он хотел этим сказать? Какой таинственный смысл скрывается за Его словами? И вот этих таинственных ключевых слов в Писании очень много. Вот я вам для примера буду говорить:

Камень – Палестина – каменистая страна,

камень – это строительный материал.

А вот какой духовный смысл этого слова?

«Камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла», он-то и есть камень спасения - Христос17. «На камени мя веры утвердив, расширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой»18.

На чем нужно строить свой дом? – На камне19, т. е. на Христе, а не на песке. Только на таком основании здание выдержит и ветры, и разливы рек, и бури, а на песке не устоит дом тот.

Камень, следовательно, вот вам – это Христос, камень драгоценный20. Вот Я полагаю на Сионе камень, верующий в него не постыдится21. Ну не в камень же мы с вами веруем?

Пожалуйста: Египет.

Да, это страна. Вот географическая ее координация. Но в духовном плане Египет – страна духовного рабства. Поэтому и написано «не возвращайся в Египет», в страну духовного рабства.

Фараон – да, фараон, который угнетал еврейский народ 400 лет. Но фараон – это и символ диавола.

Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство – Ветхий Завет.

Воплотившееся же Слово всезлобный грех потребило есть – Новый Завет.

Заключительный аккорд: Препрославленный Господь, славно бо прославися.

Вот если бы мы все это глубоко понимали – все это гимнотворчество, гимнографию церковную. Мы бы стояли за каноном тихо и вслушивались в каждое слово. Потому что каждый ирмос, каждый тропарь несет такие смысловые нагрузки, в которых и раскрывается духовный смысл Священного Писания. У нас же во время елеопомазания – разговоры, целования, как антракт наступает какой. Для кого читают чтецы? Для кого написаны все эти тропари? Никто не слушает, все жужжат между собой, и пошли домой. Смысл? Я бы, например, запретил елеопомазание во время канона. Вот когда Воздвижение Креста, помазание происходит в конце. И все стоят тихо. Как только пропели «Воскресение Христово», пошли к помазанию – считай, что служба перечеркнута. Дальше.

Духовный смысл скрыт за словом. На востоке литературный жанр притчей, афоризмов, всяких намеков был очень распространен.

Откройте книгу Притч. А вот в них и сокрыт таинственный-то смысл. Притчи Соломоновы, 1 глава.

Вот в 1 стихе так и говорится: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского <…> Он просил у Бога мудрости? Просил. И Бог дал ему такую мудрость, какой не обладал никто до него и после него. И вот посмотрите, что он здесь говорит, с какой целью эти притчи: чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше знание и рассудительность; (послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы), в этих притчах, – чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

И дальше он дает ключ к такому пониманию: Начало мудрости – страх Господень (слово «страх» сразу вызывает негативное отношение у современного человека: что это за рабский страх?); [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] <…> Страх и благоговение – параллелизм мыслей. Восточный стих не знал рифмы, он знает параллелизм мысли. «Начало мудрости – страх Господень» – первая строка, а «благоговение к Богу – начало разумения» - вторая строка. Значит, страх – это благоговение, а благоговение – это совершенно уже другое слово. Все согласны, что перед Богом надо благоговеть: <…> глупцы только презирают мудрость и наставление. И вот вся книга построена на таком противопоставлении, глупых и мудрых. Как относятся к словам притчи глупые и как мудрые. Конечно, глупые в этом ничего для себя и не находят. Вот, следовательно, ключ – благоговение, страх Божий, желание познать, что же скрыто за этим словом.

А могут ли исторические события заключать в себе прообразовательный сокровенный исторический духовный смысл? Конечно, могут. Вот смотрите: Иерусалим – столица Израиля. В духовном смысле Иерусалим – синоним Царства Небесного. Небесный Иерусалим – это и есть образ, взятый с Иерусалима.

Лоно Авраамово. Лазарь был отнесен на лоно Авраамово. Вот Авраам имеет потомство, лоно, живот, и на этом лоне упокоеваются, входят в это лоно те, кто имеет такую же веру, как Авраам.

«Виноградная лоза», «дверь», «огонь поядающий», «камень», «вода живая».

Вода живая - «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»22. Ищи духовный смысл. Не понимает. Думает о проточной воде. Ну что с ней делать, если она не понимает? Надо перевести разговор в другое русло. И как сердцеведец, Господь указывает на ее жизнь: приведи Мне мужа. Почему разговор переходит так резко от воды к личной жизни? Нужно отдать ей должное. Она исповедует перед Ним свою личную жизнь: нет у меня мужа. Верно ты сказала, ибо у тебя их было пять, да и сейчас, с кем живешь, не твой муж. «Вижу, что Ты – пророк». И вот посмотрите, на самой-то сердечной глубине у этой женщины, на которой мы с вами бы крест поставили, какие вопросы: как поклоняться Богу, где поклоняться Богу?

И вот именно ей, самарянке, а не иудейке, Господь открыл три великие истины: что поклонение Богу не связано с местом, поскольку Бог есть дух; что нужно поклоняться в духе и истине; и таких поклонников Бог ищет Себе. Она говорит: «Об этом всем нам должен сказать Мессия». И, как гром: «Это Я, Который говорю с тобой».

Не анахорету, не богослову, не какому-нибудь многоученому раввину открыл Господь эти великие истины, а простой женщине, за ее вот такую веру. Хотя жизнью, как видите, «в бездне греховной валяяся». И она стала иным человеком, и не только иным, а и первым миссионером, и привела к Нему весь город. И они упросили Его быть у них в городе, побыть с ними, и Он был у них два дня. Можно представить, как он перевернул жителей этого города, всех, пообщавшись с ними два дня.

Давайте откроем Первое послание к коринфянам и найдем 10 главу. Вот в этой 10 главе описываются исторические события, те, которые имеют духовное значение – чистая история имеет духовный смысл:

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, – под каким облаком? А вот то облако, которое поднималось над станом, когда они вышли из Египта, и становилось столпом огненным ночью. Вот оно и двигалось впереди и подавало знак, что нужно двигаться стану или останавливаться, – и все прошли сквозь море, – правильно, Чермное, Красное море, – и все крестились в Моисея в облаке и в море, – следовательно, переход через Чермное Море указывал таинственно на таинство Крещения. При Крещении материей для таинства является вода. Если вы прочтете догматик пятого гласа: «Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно (опять сомкнулись воды): Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна». Дева, родив Христа, осталась нетленной. Следовательно, море сошедшееся символизирует приснодевство Божией Матери.

Дальше: и все ели одну и ту же духовную пищу, – намек на манну, которой народ питался в течение 40 лет, а здесь духовная пища. Значит, манна была прообразом, во-первых, Евхаристии и, во-вторых, евангельского учения. Целая шестая глава Евангелия от Иоанна посвящена этой теме. Речь там о Христе евхаристическом. Господь говорит: «Да, отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, а вот хлеб, который Я дам, ядущий сей хлеб не умрет вовек». «Подавай нам такой хлеб». А когда Он сказал, что таким хлебом является Его плоть, а питием кровь – «кто может это слушать?», «какие странные слова!» И с того момента многие перестали ходить за Иисусом, так что у Него был вопрос и к апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни». Не зная истории, мы не поймем этого намека.

Дальше: и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Намек на чудесное изведение воды из скалы23. «Что нам пить?» Господь говорит: «Возьми жезл и ударь по скале».

«И на челе его угрюмом надежды луч блеснул живой, и тронул камень он немой, и брызнул ключ с приветным шумом животворящею струей». Лермонтов гениально изобразил поэтическим словом то, что написано в Библии. Вот если бы поэты наши немножко не были такими гордыми, и жизнь бы была у них другой. Сколько бы они еще создали произведений прекрасных. Ну, что ж говорить, сослагательного наклонения в истории нет, «если бы» – нет. А вот есть то, что есть.

Дальше. Следовательно, вода из камня. Вы поете пасхальный ирмос: «Приидите пиво пием новое, не от камени неплодна чудодеемое (т. е. не воду, которую из неплодного камня вывел чудесным образом Моисей, но нетления источник для нас другой камень – что? – гробница Иосифа, в которую положен был Христос), но нетления источник, из гроба одождивши Христа, в Нем же утверждаемся». Вот и должны утверждаться в Нем, как на камне, и как в источнике воды живой. А этой водой живой является Его учение, Его благодать.

Дальше: Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, – прообразы, – чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». На что намек? Не будьте идолопоклонниками, как из них многие. В отсутствие Моисея народ сразу развратился и потребовал от Аарона слить им тельца24. Тому пришлось уступить. Вот Господь хотел за эту слабость поразить Аарона, пишет Моисей, «но я молился и за Аарона», чтобы Господь его помиловал. Аарон не мог выдержать такого напора и требования от народа и проявил мягкость, слил тельца. Все стали вокруг тельца, принесли ему жертвы, а после жертвы – это мягко сказано: «народ стал есть и пить, а потом играть» – началась оргия. Израильтяне привыкли к религиозной проституции, потому что при многих языческих храмах было вот такое…

Дальше: Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. А это нам намек на что? Это последняя их стоянка, дальше уже Иордан. Аве-ситтим25, долина акаций в переводе, и вот на этой последней стоянке они совершили такое, что остается всегда в памяти теперь на веки веков.

Валаам, который не мог проклясть народ, колдун26, он дал Валаку от себя совет: да, я проклясть их не мог (ему не хочется расставаться с теми сокровищами, которые были ему обещаны), но ты их можешь совратить через женщин27. Вот, будет местный праздник Ваал-фегору, пускай они участвуют в этом празднике и наведут на себя гнев Божий. Что и произошло.

Моисей приказал пройтись по стану и поразить отступников, 24 тысячи оказалось виновных людей в этом деле28. 

Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей29.  Очередной ропот на недостаток воды, пищи. Господь насылает на них змей ядовитых. Долина Акравимская, – это как раз долина скорпионов (ущелье скорпионов). Народ возопил, и Господь говорит: пусть вознесут медного змея на древо, и всякий, кто посмотрит с верой на него, исцелится от ядовитых укусов. Вот прообраз Жертвы Христовой, Крестной жертвы, которая исцеляет укусы диавола.

Дальше смотрите. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Все это происходило с ними как прообразы, а написано нам. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Вот это предостережение для всех нас. Вот это, пожалуйста, пример того, как чисто исторические события могут иметь духовное, таинственное значение. И вот нужно только ключик найти и открыть эту шкатулочку, где и хранится сокровище. Вот тогда эти слова будут звучать совершенно по-иному.

Откройте Второе послание к Коринфянам, 3 главу. В этой 3 главе апостол говорит об иудеях, которые читают Ветхий Завет. Почему они не видят Христа в этом Ветхом Завете? А причина вот в чем, 14 стих 3 глава:

Но умы их ослеплены, – умы ослеплены, умственная слепота, вот где заболевание духовное, – ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, – вот словесная ткань, как покрывало, скрывает от них то, что за этим словом скрывается. Потому что это «покрывало» снимается Христом. Доселе, когда они читают Евангелие и при чтении Ветхого Завета, оно остается неснятым: потому что оно снимается Христом, – т. е. надо обратиться к Христу, уверовать. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. А выше апостол говорит30, что в Писании есть два смысла: буква, которая убивает, и дух, сокрытый в ней, который животворит. Посмотрите 6 стих: «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит».

Мы исчерпали свое время. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать, что тексты, о которых я говорю, это мессианские тексты, очень важные, вы должны учить наизусть.

53 главу пророка Исаии - близко к тексту, не наизусть, но близко к тексту.

 

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

24 ноября 2024 г. ( 11 ноября ст.ст.), воскресенье. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Мучеников Мины, Виктора, Викентия и мученицы Стефаниды

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечерня с акафистом Сорока мученикам Севастийским

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления