– Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
Тридневный от гроба. Садимся. Приятнее возгласа, приятнее этих слов не может быть ничего лучше для верующего сердца. Да и у людей неверующих что-то в этот день да колышется в душе. Многие не смеют в этом признаться, и тем не менее, эта радость является всеобъемлющей, в нее включается все мироздание. Потому что в Великую Пятницу Господь Своим крестом и смертью воссоздал все мироздание. И, в первую очередь, нас с вами.
А в Субботу почил. Поэтому богословская литургическая мысль, она проводит параллели с субботой первой, той субботой, о которой говорится в первой главе книги Бытия, что в день седьмый Господь почил от всех дел Своих, которыми творил, и созидал, и освятил, и благословил этот день. Так вот иудеи зациклились на этой субботе. Целый трактат Шаббат раскрывает смысл субботнего покоя.
У нас же с вами та суббота является прообразом настоящей Субботы, когда Христос в пятый день, воссоздав падший мир, уснул, субботствовал, во гробе упокоился; и вот это – подлинная Суббота, за которой последует преславное Воскресение.
Смерть взяла оброк и с Него. Посмотрите, она разлучила Его душу с телом, что и происходит у каждого из нас; но поскольку над Его душой не тяготело проклятие, – проклят ты от земли1, – вот это проклятие не тяготело над Христом, поэтому Он с Божеством и с душой сошел во ад. И ад не мог в недрах своих удержать Его душу, как удерживал до этого души всех святых, включая и Предтечу Господня Иоанна; потому что над Ней не было проклятия, а тело Его не поддалось ни малейшему тлению за 3 дня пребывания во гробе, поскольку оно было непричастно греху.
Что в нас производит тление? Тление производит грех. Если бы люди не согрешили (хотя сослагательного наклонения нет в истории), то они были бы нетленны и по телу. Потому что смерть не находит в безгрешном теле для себя пищи. Поэтому тело предается тлению, душа уходила в шеол2. И это была участь всех людей3.
И вот Господь в эту таинственную Субботу, находясь телом во гробе, душой и Божеством Своим пребывал во аде. И ад думал, что он заглотал очередную жертву, и вдруг изблевал ее, как Иону4, таким, каким принял, ибо не мог удержать Ее в себе. Вот этот краеугольный камень, который отвергли строители, он-то и является, должен быть положен во главу угла5, во главу всего нашего спасения. И вот поэтому мы празднуем с вами: «Един суббот Царь и Господь, праздников праздник»6.
Вот Христос прошел мимо, как Ангел-губитель проходил мимо домов, которые были помазаны жертвенной кровью пасхального агнца7. Вот искупительное значение крови. Прообраз этого искупления – пасхальный агнец, которого нужно было заколоть к вечеру Исхода, испечь на огне, не сокрушая его костей, и съесть с горькими травами с великой поспешностью, потому что вечером надо было в ночь покидать Египет8. Так и Господь, как пасхальный агнец, «един суббот Царь и Господь», является нашей Пасхой, нашим спасением и воскресением. И хотя смерть по-прежнему берет свой оброк, но в лице Его она, силы ее подорваны.
И на слова Марфы: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, – Христос ей говорит: Воскреснет брат твой. Марфа не допускает и мысли, что это произойдет сейчас: знаю, что в последний день9, то есть в конце веков при парусии, при втором пришествии. Но Он же Лазаря воскрешает и этим воскрешением показывает, что это воскрешение коснется некогда всех. Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя10. Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение, Ты прежде Своих страданий воскресил Лазаря. И вот этот Лазарь – действительно самое такое доказательство того, что Господь силен воскресить и весь род человеческий.
Откройте все Первое Послание к Фессалоникийцам, находите 4 главу. Здесь мы читаем с вами учение апостола, 13 стих:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, – то есть, я хочу, чтобы вы знали, что мы должны думать об умерших от века, – дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Сирах говорит: О мертвом плачь 7 дней и прекрати плач. Дальнейший плач, будет уже оскорблением Бога, а вот о глупце плачь все дни жизни его11. А о мертвом 7 дней и довольно. Остальное – поминай в молитвах. Так вот: дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Обратите внимание на первую часть фразы: если мы веруем. Все ставится вопрос о нашей вере12. Как мы относимся к этому свидетельству. Если веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Если не веруем, не будем иметь и того, что дальше сказано. Ибо сие говорим вам словом Господним, – не своим словом, а словом Господним, – что мы живущие, – на тот момент, – оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, – что это за возвещение? – при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами. Вот что нам нужно делать. Потому что уже во времена апостолов поднималось сомнение относительно возможности воскресения и воскресения Самого Христа.
Откройте Первое Послание к Коринфянам и найдите 15 главу. Апостол здесь вначале перечисляет явления воскресшего Христа, и перечисляет такие, какие даже не упоминают евангелисты. Пишет, 3 стих:
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, – что и сам принял, – то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, – умер за грехи по Писанию, то есть как было предсказано в Писании, – и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, – опять-таки, – по Писанию– – вот эти слова буквально вошли в Символ веры: «и воскресшего в третий день по Писанию», – и что явился Кифе, – об этом явлении нет в Евангелиях известия, а Апостол его знает, – потом Двенадцати, – это есть, – потом явился более нежели пятистам братий в одно время, – этого явления в Евангелиях нет, а оно было, – из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, – брату Господню, этого нет, – также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Явился на пути в Дамаск. И вот это-то явление и сделало его апостолом. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, – и как бы испугавшись этих слов, говорит, – не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. А вот дальше, 12 стих уже поднимает проблему:
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Была целая секта саддукеев, которая отрицала посмертную жизнь человека, веру в душу, в ангелов, в духов. Раз об этом нет в Торе, значит, этого нет и в действительности, а предания они не признавали. Так вот, как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Вот все стрелы лукавого, вся библейская критика в лице либерального богословия была направлена на свержение этого догмата о воскресении. Потому что с ним христианство или стоит, или падает. Если воскресения нет, то Христос не Бог, а человек; нет искупления, нет спасения – одна иллюзия, одна пустая надежда, несбывшаяся надежда. Поэтому и придумали разные теории.
Теория воровства, какая записана в самом Евангелии: воинов удовлетворили деньгами и внушили им говорить: нам спящим тело украли13. Да как могла стража спать? Как могла спать стража, когда все прекрасно знали, что если они проспят, их казнят. Их казнят. Вы читаете в книге Деяний, что когда по молитве апостолов двери темницы раскрылись и узники все вышли, то, увидев тюрьму пустой, страж хотел заколоть себя ножом. Почему? Потому что он знал, что его ожидает казнь, но апостол Павел остановил его руку и привел его к вере14. Поэтому очень несостоятельна эта теория воровства.
Потом, можно ли представить на тот момент состояния учеников, которые вдруг обрели такое мужество, чтобы тихо подойти ко гробу, неслышно отвалить громадный камень, вынести тело? Ну, допустим, они сумели все-таки это сделать. Что же делать с трупом? И как говорить, что он воскрес? Труп освежит любое воспаленное воображение. В основу христианского вероучения положить этот ложный посыл невозможно. Они все пострадали мученически в основном. Никто не будет страдать за идею фикс. И вот как они могли украсть, когда они все страха ради иудейска15 разбежались и сидели взаперти? У Креста стоял только Иоанн Богослов и в отдалении жены мироносицы, Божия Матерь – больше никого не было. И вдруг эти ученики обретают такое мужество? И делают это настолько, знаете, классически, что ни один из стражей не шелохнулся и не проснулся.
Эта теория не выдерживает никакой критики. Поэтому: как же из вас некоторые говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Но все-таки у ветхозаветного человека были основания не верить в воскресение. Были основания, потому что в Священном Писании есть много таких текстов, которые говорят об этом. Не была открыта эта истина в Ветхом Завете сразу. Все верили, что идут в шеол, во тьму смертную, во адис, в место, лишенное света. Давайте посмотрим некоторые тексты.
Открывайте Псалом 6 и находите 6 стих. Читаем с 5-го, чтобы было в контексте. Это первый псалом, который входит в Шестопсалмие: Господи! Да не яростию Твоею обличиши меня… Так вот в 5-ом стихе Давид говорит:
Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? – вопросительный знак. Действительно, смерть завершала человеческую жизнь. В смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
Открывайте 29 псалом, 10 стих. Читаем с 9-то. Вот он молится, Давид, Богу: Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял: «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? Ответ напрашивается: «нет». Во прахе Тебя никто не будет прославлять. Смерть кладет конец всему.
Посмотрите 93 псалом, и в этом псалме мы должны посмотреть с вами 17 стих:
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Вот так представлялся людям адис, место, лишенное света, страна молчания.
Давайте посмотрим 87 псалом. Читаю с 4-го стиха: ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].
Вот ветхозаветный человек не знал этой истины. Проблески ее отдельные у Давида есть, но в большинстве своем вы видите, что нет такого представления об участи умерших, как в Новом Завете.
Открываем 113 псалом и находим с вами 25 стих:
Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек.
Давайте посмотрим предыдущую книгу, книгу Иова. Страдания Иова были насколько велики, что он проклинает день своего рождения и высказывает некие мысли по поводу посмертной участи человека.
3 глава, читаю вам с 11 стиха:
Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Вот эвтаназия, которая сейчас разрешается и вопрос о которой дискутируется. Вот он ведь в основе-то своей что имеет? Неверие человека. Неверие человека, и поэтому жизнь ему кажется бессмысленной и он готов уйти из нее. Суицидов у нас великое множество, людей множество, которые покушается на самоубийство. Причем статистика ужасающая, и все отчего? Вот две мелющие на жерновах, есть пословица: две мелющие на жерновах, одна берется в Царство Божие, другая оставляется16. Что это за притча? Это 2 человека в одинаково трудных обстоятельствах. Но один благодарит, и дает ему силы благодарить вера его, а другой хулит, проклинает и через это проклятие погибает. А в итоге-то погибает за свое безверие. Поэтому поднимается этот вопрос: Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? – материнские – Теперь бы лежал я и почивал; спал бы и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, – намек на пирамиды, на мавзолеи, на гробницы, которые могли позволить себе при жизни богатые люди, – или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там, – вот ему рисуется загробное существование, – беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.
На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, – есть выход. И жена ему указывала на этот выход: похули Бога и умри17, или наложи на себя руки. Он этого не делает. Ты говоришь, как одна из безумных18. Поэтому нужно нести свой жизненный крест, какие бы болезни ни постигли, особенно под конец жизни. Пускай это будет онкология, пускай это будет какая-нибудь трофическая язва, самые невероятные болезни, от которых нет человеку исцеления, он не должен налагать на себя руки и просить смерти, ибо через эти страдания он очищается. Это самое верное положение, через страдания человек очищается, если он несет их без ропота с верой. Вот даже Иов срывался.
Посмотрите 10 главу Иова, 20 стих:
Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма. И вот даже такому человеку не была открыта тайна. Она будет ему открыта в 19 главе, мы прочтем, а сейчас вот в самом таком, знаете, категорическом духе вопрос этот поставлен Иовом. И вот это может быть предметом целой диссертации. Кто из вас пожелает, вот тема.
14 главу книги Иова открываем. И мы находим следующее, читаем с 10 стиха:
А человек умирает и распадается; отошел, и где он?
Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.
О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Вот в кардинальной постановке вопрос всего Ветхого Завета: когда умрет человек, то будет ли он опять жить?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было пройти времени, когда появится Христос. – Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. – Воскреснет брат твой. – Знаю, что в воскресение мертвых. – Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, будет жив19.
Откройте книгу Екклесиаста. А книгу Екклесиаста вообще не давали юношам читать до определенного возраста. И найдите в книге Екклесиаста 9 главу. Она тоже подвергает сомнению жизнь человека.
9 глава Екклесиаста, читаю вам со 2 стиха:
Всему и все – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Какой вывод из этого? Дальше он указывает.
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. В общем, это пессимист вот такой, пессимист большой. И кажется: безысходное дело. Так.
И тем не менее, чем ближе приближался Новый Завет, тем эта тема прояснялась. И мы с вами сейчас посмотрим два поразительных места. Во-первых, из той же книги Иова.
Открывайте опять книгу Иова и находите 19 главу. И там мессианское пророчество.
19 глава, мессианское пророчество, читаю вам с 25 стиха:
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его.
Истаевает сердце мое в груди моей! Растопляется буквально сердце, когда ему Господь это открыл. Вот это одно из самых ярких пророчеств о всеобщем воскресении, хотя толкование неоднозначное. Многие думают, что здесь речь идет просто о его исцелении. Ведь он получил исцеление и жил еще больше сотни лет. Так вот, здесь возможны эти два варианта: и его исцеление, и указание на воскресение в конце жизни.
Давайте посмотрим с вами тексты из псалмов. 15 псалом. Вот слова из этого псалма приводит апостол Петр в день Пятидесятницы во время сошествия Святого Духа, потому что эти слова сказаны Давидом в пророческом духе о воскресении Христа из мертвых.
15 псалом читаю вам с 7 стиха:
Благословлю Господа, – вот почему Давид получил такое откровение? Вы знаете, не за медные деньги он получил такое откровение, а вот 7 стих объясняет нам, – вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. То есть, и ночью у него шла молитва. И вот за такую беспрерывную молитву, которая течет как бы уже помимо воли человека в нем, Господь и дает человеку откровение. Дальше стих подтверждает это: Всегда видел я пред собою Господа, – кто может о нас сказать такое? – ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Эти слова буквально скажет апостол Петр20; они относятся не к Давиду, а ко Христу21. Гробница Давида с его прахом, вот она до сего времени на своем месте, но, как пророк, зная, что Господь с клятвой обещал посадить на престоле его от чресл его Христа Господня, Давид и сказал о Нем: Ты не оставишь души моей во аде, куда Он сходил после Своей смерти на кресте, и не дашь святому Твоему увидеть тление. Прекрасные слова.
Посмотрим с вами пророка Исаию. Найдите 26 главу, читаю с 19 стиха:
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.
Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собою двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. Вот место из Исаии.
Иезекииля откройте пророка. А это все отмечайте вы. Это все материалы такие, выше этих текстов мы ничего больше не найдем. Мы только можем комментировать как-то, но не сильнее, чем сказано…
37 глава. Перед Плащаницей, когда вынесли Плащаницу и поставили ее посреди храма, читается «Пророчества Иезекиилева чтение». Я не помню, сколько лет подряд, когда я был в силе, читал я это пророчество, и когда учился, и когда уже и преподавателем был, но потом голоса не стало. А когда послушал казаков донских, сам себе сказал: закрой свои уста и не высовывай нос. Уж если иметь голос, так нужно, как у казаков, а если нет, так сидеть и молчать. И вот это пророчество читается перед Плащаницей, в Великую Субботу считайте, хотя Пятница, но день-то у нас начинается с вечера.
Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии?
Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь.
Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. Вот Церковь усмотрела в этих текстах указание на всеобщее воскресение, хотя в прямом смысле по дальнейшему истолкованию речь идет о том, что за 70 лет иудеи потеряли надежду вернуться на родину и сказали: все, Вавилон для нас становится гробом, здесь мы и умрем навсегда. Но Господь и говорит им: не думайте так. Я возвращу вас на родину. Это первый смысл. Второй смысл – указание на всеобщее воскресение.
Посмотрите книгу Даниила пророка, 12 главу, 2 стих:
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение.
Можно привести еще тексты из Исаии пророка, откройте 8 главу, 18 стих:
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле <…>
И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? – вот против спиритизма, против всего. К кому мы должны обращаться? не к спиритам, и не к медиумам, не к ясновидящим, не к экстрасенсам, а, – обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Вот вам прямой ответ.
38 главу от Исаии откройте. Вот здесь приводится молитва царя Езекии. Когда пророк Исаия подошел к одру его, на котором лежал этот царь больной, то ему сказал: сделай завещание о доме твоем, ибо ты умрешь. И сказав эти слова, отошел. Езекия повернулся к стене и вознес к Богу такую молитву, что Господь отменил Свое решение. И продлил его жизнь за его покаянную молитву еще на 15 лет. И солнечная тень на часах Ахазовых на 10 ступеней повернулась в обратную сторону, и не произошло никакой катастрофы. Так вот приводится в 9 стихе Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он был болен и выздоровел от болезни:
«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра <…> – и вот Господь его молитву принял. Вот молитва Езекии, такая непосредственная молитва, потому что все, конец, определение через пророка вышло; и он молитвой своей изменил это определение.
Одним словом, тема, которая связана с воскресением Христа, она освещается только в Новом Завете, только Новый Завет дает нам откровение.
Открывайте Евангелие от Иоанна и находите 5 главу, 21 стих:
Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Вот мы и посмотрели сегодня самые, можно сказать, важные тексты. И если соотнести их с тем событием, которое произошло на днях, я имею в виду Воскресение Христа (а уж в этот раз и представители от правительства-то нашего были, видели схождение этого Небесного огня на Кувуклию), ну каких еще доказательств требуется, когда повторяется из года в год это великое чудо? Ну кто низводит этот огонь? Как можно подделать что-либо? И все-таки остаются в неверии. Стража остается в неверии. Израиль остается в неверии, не обращают никакого внимания. Что можно, какие еще чудеса предложить?
Пускай ученые ответят, что такое чудо. Горело недавно в Москве здание, сгорело, и сохранилась икона Спасителя и Божией Матери. Огонь испепелил все, температура невероятная, а эта икона осталась не тронутая ничем, даже не покоробилась. Каких еще чудес требовать? Видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют22. Ну ладно, а дальше и слова есть: и не хотят обратиться, чтобы Я исцелил их. Надо обратиться, чтобы Господь исцелил и неправильный наш слух, и неправильное наше зрение, и чувства. Он все может исцелить. Вот теория воровства.
Затем теория мнимой смерти. Придумали теорию мнимой смерти: Христос на кресте был в шоке, и этот шок, эту летаргию приняли за смерть. Ну как это может быть, когда пошла сукровица, кровь и вода? Это самое явное доказательство смерти. Для острастки един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде23<…> Целые исследования медицинские светила делали, как это может быть, чтобы доказать смерть. И вот, дескать, Он в гробе, в прохладной этой атмосфере, пришел в Себя, встал и незаметно вышел. Как Он может выйти незаметно, когда у Него прободение ног, раны живые, нельзя сделать и шага? Потом, какое впечатление Он произвел бы на окружающих, изможденный Его лик? Разве это Победитель смерти24 и Начальник жизни25? Не укладывается ни в какие рамки эта теория мнимой смерти.
Вот более опасная визионерная теория. Суть ее заключается в том, что Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел.
Да мыслимо ли, мыслимо ли? Для визионерной теории не было и пищи. Потому что для этого нужна экзальтация, а они все в страхе, они все в страхе, у них, напротив, состояние-то убитое, а никакой экзальтации, никакого восторга нет, чтобы эти восторги разрешались в длительные галлюцинации. А потом, вот апостол-то Павел говорит, что Христос явился одновременно 500 человекам26. Ну хорошо, 12 были в состоянии экзальтации, а 500? Что они? Одновременно все думали на эту тему, и пришли в экстаз, и стали видеть то, чего нет в действительности?
Вот пускай плетут афинейские плетения те, которые не признали во Христе Начальника жизни и смерти, те, которые до сих пор не могут увериться самыми явными свидетельствами, вот и пускай объясняют тайну пустого гроба. А гроб пуст. На Великую Субботу в синаксарии такой эпиграф есть: Всуе храниши гроб кустодия, не бо содержит рака Присноживоте. В переводе: напрасно стережешь гроб, стража, ибо в нем не находится Начальник жизни. Гробница не держит в себе Начальника жизни, Присноживоте.
Приводится другое пророчество: иже от Иуды лев – вот когда патриарх Иаков благословлял перед смертью своих детей, какие слова он сказал Иуде? Открывайте 49 главу книги Бытия. В этой 49 главе речь идет об Иуде, 8 стих:
Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? В переводе, в славянском: кто возбудит его? Так вот, придите, иже от Иуды, и зрите Спящего во гробе; уснул Владыка, как лев. Кто возбудит Тя, Слове? Восстании самовластно, как отдал Себя за нас добровольно. Вот вам и литургическое богословие. Вот лев уснул, кто может возбудить спящего льва? Попробуйте к нему подойти. Сам возбудится. И Христос – Лев от Иуды, Царь от Иуды. Вот Он уснул, кто возбудит Его? Никто. Он Сам пробудится, самовластно воскреснет. Восстани самовластно, как отдавши Себя за нас добровольно27. Это вот все в стихирах на Великую Субботу. Вот если бы мы внимательно смотрели. Вот как минимум нам нужно иметь, знаете, дома: Октоих в 2 частях – с 1 по 4, с 5 по 8, Триодь Постную, Цветную Триодь – вот эти 4 книги необходимо иметь, потому что Октоих повторяется через каждые 8 недель. Цветная Триодь – это буквально все, что с Пасхи до Вознесения, Пентикостарион, а Триодь Постная – с субботы Лазаревой по Великую Субботу. И все это прекрасно раскрыто, а сколько паремий приводится в эти дни, читается. Только что мы не можем в этой сутолоке слушать, да и никто не слушает, потому что и голос, во-первых, нужен сильный, и чтение должно быть неторопливым, потому что и служба длиннее, люди устают, и, конечно, наше внимание рассеивается. А так, если бы мы внимательно вникали в содержание текстов, то, я не знаю, не замечали бы, действительно, и службы.
Так вот, кто возбудит Тебя? Ты как лев от Иуды. Христос из колена Иудина. И вот как мог это знать патриарх Иаков, который за 2000 с лишним лет жил до Христа, как он мог это знать? Конечно, только по Откровению в духе.
И вот в книгах Маккавейских мы уже имеем ясное указание на то, что нужно поминать усопших. Иуда Маккавей после одной битвы посылает приношение в храм для поминовения душ убитых воинов. Вот у нас в следующий вторник будет Радоница, поминовение усопших, и действительно, они испытывают пасхальную радость тоже, потому что Пасха приносит облегчение всем: Если я сойду во ад, и там Ты; если опущусь в бездны морские, и там рука Твоя удержит меня28. Поэтому все испытывают какое-то послабление в муках.
И вот это дало Оригену вообще высказать мысль об апокакастасисе, о всеобщем Воскресении, которое коснется и падших духов, и об их обращении, потому что, чтобы Бог был всяческая во всем29, необходимо, чтобы не было и ада. Ибо, если будет ад и мириады людей в нем заключенных, как могут веселиться и радоваться в раю праведные люди? Им эта радость будет не в радость, и они будут просить Бога о помиловании тех, кто находится во аде, и Бога поставят в безвыходное положение: или принять молитву праведных, или ее отвергнуть. Но вот это мнение Оригена не принято, осуждено, и на эту тему нам говорить просто не нужно. Нужно воздерживаться от многих рассуждений30.
Так и блаженный Августин, говоря о том, как произошло падение на небе, закончит все свои размышления на эту тему фразой: я счел необходимым поговорить с вами об этом, чтобы показать, от каких вопросов человеку нужно воздерживаться.
А пока что мы стоим на словах Христа, которые Он сказал в неделю о Страшном Суде: И пойдут сии в муку вечную, а сии в радость31. Однако Господь произведет суд не только над козлищами, но суд продлится и над овцами. Господь будет разбирать между овцой и овцой. Потому что и между овцами есть овцы разные, которые тоже бодают и головой, и боком, топчут траву и насыщаются только сами, а другим не дают. Вот Господь будет разбираться еще и с овцами.
Вот внимательно прочитайте 34 главу пророка Иезекииля, и вы там найдете такие слова.
Ну а так, нужно сказать, что радость Воскресения доминирует над всем, и вот 40 дней Церковь нас будет держать в этой Пасхальной радости, выше которой нет ничего для слуха человеческого. Если бы Христос не воскрес, мы были бы самые несчастные из людей, это была бы катастрофа. А мы, было, надеялись, что Он спасет Израиля. О, несмысленные и косные сердцем, чтобы веровать всему, что сказано в Писаниях, и начав от Моисея, и всех пророков, и псалмов, говорил сказанное о Нем во всем Писании32.
Следовательно, весь Ветхий Завет есть свидетельство о Христе грядущем и Христе воскресшем. Вот одно без другого не имеет смысла. Христос грядет, Христос воскресший. Вот акцент нужно делать после Его воскресения на этой теме. И если вы посмотрите суть проповеди апостолов в книге Деяний, основной момент: Иисуса, которого вы распяли, Бог воскресил, ибо невозможно было смерти удержать Его в своей власти. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият. Зверь кашалот изблевал Иону пророка некогда таким, каким принял, и ад не удержал в себе Христа, а извергнул Его. Он восклонил врата, эти вереи ада, и извел всех верующих в Него вместе с Собою. Вот это воскресение отмечает и природа.
И Христос-то умер, когда он умер? Когда стали в храме приносить пасхального агнца. Почему торопились со смертью на крестах? Да потому что нельзя было начинать жертвоприношение, пока висят трупы. Они делают территорию на громадное расстояние ритуально нечистой. Поэтому и спешили с их смертью, но когда подошли ко Христу, Он был мертв.
Стали приносить и в храме этих пасхальных агнцев как прообраз крестной Христовой жертвы. Поэтому Пятница – самая важная… В Синаксарии так и говорится: самые важные дни во всем году – это дни Святой Четыредесятницы, в Святой Четыредесятнице – самое важное значение имеет Страстная Седьмица, а в днях Страсной Седьмицы особое значение имеет Великая Суббота. Христос – наша суббота. Он упокоился, совершив дело нашего спасения. Я упокоился с тем, чтобы воскреснуть. Это живоносный сон, не просто смерть, а сон живоносный, живительный. Пасха живительная. Ну, а чтобы все это нам осознать хорошо, как первый тропарь начинается канона Пасхального? Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща, ясно да услышим, победную поюще. Это все нужно знать.
Я благодарю вас, поем «Светися светися».
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21