Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №6 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

В прошлый раз мы с вами рассматривали вопросы о соотношении Заветов между собой и смысле Священного Писания.

Заветы входят один в другой. Они находятся в онтологическом природном единстве, так что книги Священного Писания лучше рассматривать как единую Книгу. Это уникальное явление. Библия писалась на протяжении 1500 лет разными авторами и в разные временные эпохи, и, тем не менее, она представляет собой единую книгу. Такого больше нет нигде. Вот один знаток восточной религии говорит, что если поставить на край стола все священные писания восточных религий и на другой край поставить Библию, она мгновенно перетянет все эти духовные ценности. А ведь ими живет значительное большинство людей на белом свете. Никак еще не могут подойти и опознать Христа как единственного Богочеловека, Которым можно спастись.

И посмотрите, с 8-го века, да и раньше, начинается движение в еврейском народе, и в это же самое время, в эти же века, появляются то Заратустра, то Будда, то Лао-Цзы, то Конфуций. Вот о чем этот параллелизм говорит? Да вот этот рогатый Мефистофель строит свое царство и свою духовность и прямо копирует то, что делает Господь. У Него появляются пророки, у этого готовы свои пророки; эти говорят, и эти говорят; там книги Священные и у этих. Конечно, кто в чем воспитан, тот того и придерживается. И вот если бы мы с вами родились в Саудовской Аравии или в каких-нибудь Эмиратах, вряд ли бы мы были православными людьми, а если бы родились в Индии, то, может быть, исповедовали бы какую-нибудь разновидность буддизма или синтоизма - в Японии. Следовательно, надо благодарить Господа, что Он поместил нас вот в эту географическую точку, под тот меридиан, где религией является православная вера, христианская вера.

Паисий Величковский не хотел жить там, где было много иноверных, потому что их изменить практически невозможно. Ожесточение в народах существует, и его преодолеть может только благодать Духа. Наших сил с вами не хватает. Мы обречены жить с тремя религиями в России: с буддизмом, иудаизмом, мусульманством. Их сотни тысяч. И если бы Далай-лама принял предложение и поселился здесь, вот бы оранжевых-то буддистов приехало. Это еще надо благодарить Бога, что они где-то в Сибири, Бурятии, в Монголии.

А мусульманство, оно, по-моему, сейчас лидирует, ренессанс какой-то. И вот надо еще посмотреть, почему Господь нам Измаила дает – такое победное его шествие.

На первый взгляд кажется, что очень простая догматика. Один Бог, один пророк, ряд намазов. У нас же догматика чрезвычайно сложная. Кто разберется в этих тринитарных и христологических спорах, в искуплении, бессеменном зачатии, сотериология какая сложная, эсхатология – все это предметы, которые требуют от человека высокого образования, и философского, и богословского. Вот и говорят: философия – служанка богословия. Она призвана своими методами обслуживать богословие. Так вот, в католических семинариях, по-моему, 5 или 8 лет учат сначала философии, а уж потом переходят к богословию. У нас нет таких возможностей – 8 лет посвящать философии. Это мы здесь умрем, состареемся. Потом, что такое философия? Я считаю, что прекрасный ответ был дан одним епископом, который присутствовал на экзаменах по философии. Вот и спрашивают юношу: что такое философия? – «Философия – это наука о сущем в его бытии». – «Заблуждаетесь. Это наука о заблуждениях человеческой мысли». Она показывает только одно, как в поисках истины блуждает человеческая мысль.

Нам с вами истину искать не нужно, она нам дана, она свидетельствуется со страниц Евангелия – там же бесконечные поиски. И вот зачем повторять этот извилистый путь, когда мы не знаем, сколько нам дано пожить, и мы должны спешить, чтобы познакомиться с тем наследием, какое нам оставлено. А вот уж только по необходимости нужно будет заниматься другими религиями, или религиоведением, или сравнительным, так скажем, богословием, когда нужно изучать все конфессии, на какие раздробилось христианство. Мы не знаем по существу ни католичество, ни лютеранство, ни протестантство, ни реформатство, ни англиканство, ни епископальную церковь - это громадные тоже истории, и их нужно поднимать и можно читать до бесконечности. И все ведь они отталкиваются от тексов одних и тех же, от Священного Писания. Я имею в виду те конфессии, которые не покинули платформу библейскую. А ведь много конфессий, которые практически ушли полностью из орбиты Церкви. И они тоже имеют место, и надо им противостоять как-то, а, следовательно, надо их изучать.

Нет у нас с вами таких и возможностей. Потому что только тот, кто мало имеет занятий и обеспечен, может позволить себе такую роскошь: совершать путешествия, изучать нравы людей и их религию, и вот потом выступать и заниматься. Нас заедает быт, нам бы хоть так настроить себя для начала: я не лягу спать, не прочитав 10 страниц какого-нибудь свободного богословского текста. Следовательно, надо на молитву хотя бы 10 - 15 минут уделить и хотя бы 10 – на текст. Вот глядишь, за неделю – 7Х20 – получается 140 страниц. А это небольшая уже книжечка. Но ведь мы этого не делаем. У нас ведь как? Все с налету, все по интуиции. Набрали на себя, полгода продержались, устали и все бросили. Не нужно столько набирать, а нужно немножко, но постоянно. И вот 20-15 страниц текста какого-нибудь святого отца вы должны прочесть на сон грядущий. Выбрать время, когда вы свободны. И глядишь, за неделю-то страниц 150 у вас и получится. И это очень неплохо. А за усердие такое Господь даст навык и способность читать быстро, читать и впитывать в себя. Затем, поскольку память у нас с отверстиями и через них все испаряется и забывается, надо конспектировать, подчеркивать, выписывать, чтобы потом смотреть и использовать быстро.

Вот мы говорили о смысле Священного Писания. Суть этой темы в том, что на поверхности мало что можно усмотреть в слове Божием. Все сокрыто, все за буквой. Есть буква, которая мертвит, и дух, который животворит1. Вот нельзя, пока мы живем в этих условиях, изобрести такой язык, который не был бы для божественной мысли темницей. Мы вынуждены приискивать какие-то слова, чтобы передать божественную мысль. Адекватно ни на каком языке невозможно выразить божественную мысль. Многое остается за словом, и вот то, что скрыто за словом-то, оно и требует высвобождения и ищет этого высвобождения, чтобы предстать перед человеком во всей своей красоте и силе. Как атомное ядро при определенных условиях начинает выделять, начинает излучать бесконечную энергию.

Откройте Второе послание к Коринфянам и найдите 3 главу, и в этой 3 главе мы читаем удивительные слова. Вот, апостол Павел им с некоторой укоризной пишет и говорит:

Неужели нам снова знакомиться с вами? Потому что после его ухода все вернулось на круги своя. Разделения на партии; нравы, никуда не годные; все перессорились, переругались. Община – на грани распада. Вот он и пишет: неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками, – как узнаваемое? Конечно, по поведению, – вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Вот что на поверхности писания этой словесной ткани? Мало чего. Она, как пелена, скрывает за собой дух. Вот заглянуть за эту завесу, что же там? А там сокровища, там святое святых, там скрижали, там Сам Бог. Вот и нужно высвободить и явить этот Лик Божий, Который просвечивает через писание, как через какую пелену. И вот апостол говорит, что нам Бог дает торжествовать это. Смотрите 2 главу 14 стих:

Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами, через нас, во всяком месте. Благоухание познания – вот какой должна быть наша речь с другими, вот такой должна быть наша проповедь по своему качеству и уровню. Это не тары-бары на религиозную тему, а благоухание познания о Христе. Вот такая проповедь, такие беседы, они и будут оказывать свое влияние. А не просто так…Вы – пяти пядей во лбу, на вас найдется – восьми пядей, на этого – двенадцати. Посади вас за круглый стол и подбрось тему: «Как вы понимаете богодухновенность?» или «Из каких источников состоит Пятикнижие?» Будете говорить до Второго Пришествия. Придет Христос судить, а вы еще будете беседовать между собой, как понимать богодухновенность. Поэтому здесь дело не в аргументации, не в силе ее, а в силе Божией. Мы надеемся только на свою силу, на свою образованность, на знание, на еще что-то, а сила Божия где? Она и не проявляется, все только наша гордыня. Вы должны запомнить раз и навсегда, что любое знание надмевает2, в том числе и богословское. И вот он пишет (15 стих):

Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих,вот тебе и раз: в спасаемых и погибающих. Да как же мы можем, если мы благоухание Христово, быть в погибающих? А вот давайте посмотрим: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. В зависимости от того, как человек относится к этому благоуханию. Вот некоторые его не переносит на дух и не хотят слышать. С такими людьми не надо беседовать на религиозные темы – запомните раз и навсегда. Надо беседовать только с теми, кто желает этого, и оговорить условие беседы, чтобы она не была профанацией: он начнет смеяться, начнет кощунствовать, попирать бисер, попирать Христа своими ногами, а виновны в этом будете вы. Значит, надо знать время, место, когда и где говорить. В ресторане? В подпитии? Это не время для беседы на религиозные темы. Говори о чем угодно другом. Нужно время, место и условие. Если вы увидите, что у человека искреннее желание, он действительно запутался и заблудился – вот с таким и нужно, а если это циник, с ним говорить не нужно. Мы спасаем и погибающих.

Что может быть спасительнее таинств евхаристии? Но апостол говорит: за то, что вы без рассуждения принимаете это таинство, и Агапы, вечери любви, обратили не в евхаристическое собрание, а в чаепитие, многие причащаются недостойно. Поэтому среди вас много больных, да и умирает немало3. «Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение», потому что все – меч обоюдоострый. Таинства – это тоже меч обоюдоострый. Они могут нас спасти, исцелить, а могут и поразить за недостойное к ним отношение.

Вот относительно духовного смысла нужно посмотреть еще Послание к Галатам, 4 главу. «О, несмысленные Галаты»4, как апостол их назвал. Галатия – это область, это территория современной Турции, это Малая Азия и область Асии5, как она называется в Писании. Это территория знаменитой Византийской Империи, которая стала Турцией мусульманской. Вот спрашивается, что за парадокс такой? Родина, можно сказать, христианства, откуда произошло все, и вдруг эта родина стала страной, где торжествует ислам. И собор Святой Софии есть мечеть. Вот думал ли Юстиниан, когда он строил этот собор во имя Софии, Божественной Премудрости, для кого и для чего… и Господь попустил. Почему Он попустил? «За хорошие дела» в кавычках. Значит, смотрите и разумейте: не спасли их ни богословские труды, ни великие каппадокийцы, ни монастыри с их святыми исихастами – все оказалось бессильным.

Митрополит Вениамин Федченков пишет: ежедневно 150000 дореволюционного духовенства по нескольку раз за службой возносило за литургией на всей службах имена императорской фамилии, и Дух Святой прошел мимо всех прошений. Вот в чем здесь тоже дело? Значит, тоже наполнили меру беззаконий. И Господь отнимает такого Императора от народа, потому что народ оказался недостойным того, чтобы им правил такой царь. Вот и у еврейского народа были цари, которые по благочестию своему могли бы сделать очень много для народа, но Господь отнимал их жизнь, потому что народ уже был недостоин, чтобы им правил какой-нибудь Иосия благочестивый. Мера беззакония превысила все, не хватило никаких ходатайств.

И вот Галаты, они пришли к вере через проповедь апостола. Только он ушел, появились иудействующие христиане. Вот эта ересь, эта прямо зараза, идет с первых веков – иудействующее христианство, жидовствующие. Ересь жидовствующих прошла через все земли, через все страны, заквасила все. И вот они говорили, что и при вере во Христа нужно соблюдать постановления Моисеева закона. Он обязателен. «О, несмысленные Галаты!»6.

Вспомним нашу тему о смыслах Священного Писания. 22 стих, 4 глава:

Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, – от Агари. Это кто? Измаил, – а другого от свободной», – от Сары. Это кто? Исаак. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию, – по обещанию, – В этом есть иносказание. Это два завета (вот вам, пожалуйста): один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве, – да, он находился уже в рабстве, в римском, – а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».

28 стих: Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, – насмехался Измаил над Исааком, – так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Поэтому, зачем опять наклонять свою шею под это невыносимое иго Моисеева закона, от которого нас освобождает евангельская благодать?

Итак, – дальше продолжаю, – стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. И дальше говорит: <…> если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

А 17 главу Бытия откройте: если человек не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа7. А здесь8 он вопреки тому говорит: если вы обрезываетесь при вере, будучи христианами, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

7 стих: Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись Итине? Кто? Апостол говорит, что вот есть люди, которые занимаются тем, что разлагают вас. Вот не слушайте их.

13 стих: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Ну что говорить после этих слов?

Все остальное вы ищете сами, а здесь нужно нам записать новую тему.


Библейские чудеса, силы и знамения как проявления Божественного всемогущества


Наука, построенная на опыте, на рацио, не признает чудес. Она признает только данные опыта. Никаких чудес быть в мире не может. Все подчиняется строгим законам. И вот как быть с чудесами? У нас в отношении чудес должен быть подход только один. Или мы их признаем, или мы их отрицаем. Перетолковывать, объяснять в каком-то другом смысле все тексты, где говориться о чудесах, не имеет смысла. Мы создаем для себя еще большие трудности. Поэтому чудо – есть проявление Божественного всемогущества, и в силу этого оно не может быть предметом научного эксперимента.

Господь не всегда совершал чудеса, хотя ссылался на них, как на доказательство Своего Божественного Посланничества. «Если вы не верите Моим словам, верьте Моим делам. Дела, Мною творимые, они свидетельствуют, Кто Я и Кем послан»9. Так вот, поскольку оно, чудо, не может быть предметом научного эксперимента, отношение к чудесам только одно – мы их должны признавать и не пытаться объяснить. Они иррациональны, они метафизичны, они совершаются Божественной силой, которой никто из нас не обладает.

Повторяю, Господь не позволял эксплуатировать Свою чудесную силу и требовал от человека веры в первую очередь. Поэтому мы не должны ставить свою веру в зависимость от чуда. Чудо может поддержать нашу веру на какой-то период, а затем она опять станет колебаться и потребует все новых и новых доказательств. Мы должны верить свидетельству. А то, что Христос воистину совершал чудеса, свидетельств об этом, в том числе и со стороны врагов, великое для нас множество на страницах Писания.

Открываем 4 главу Евангелия от Матфея, 23 стих.

Смотрим внимательно и читаем так же внимательно:

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Вот отметьте эти стихи с 23 по 25.

Дальше. Смотрим с вами Нагорную проповедь. Всегда ли чудо является признаком святости человека? Далеко не всегда. Но ради пользы общины Господь может совершать чудеса и через людей недостойных, в силу их положения, скажем, в Церкви. Вот сейчас мы посмотрим это. 7 глава, читаю 21 стих:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Вот какой услышат ответ люди, совершающие чудеса. Потому что они были поставлены в обществе на высокую степень. И вот ради этого общества и через них, недостойных, Господь совершал чудеса.

Валаам был колдун, но он произнес одно из самых великих и ярких пророчеств мессианских о Христе10: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. 1500 лет еще. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля <…> Вот вам пророчество о Христе, как Сыне Божием, появление Которого будет возвещать звезда. «Вижу его, но ныне еще нет». А поскольку Валаам был ложный пророк и ему жалко расставаться с тем богатством, которое ему посулил Валак, царь Моавитский, призвавший его с тем, чтобы он проклял народ и навел на него эпидемию (а он обладал такой силой), то Валаам от себя дал совет, как соблазнить этот народ11. Вот, истинный пророк этого бы не сделал, а ложный это делает. Но Господь может через любого пророка объявить Свою волю.

Посмотрим на эту же тему 12 главу Евангелия от Матфея.

Когда нельзя отрицать чудо, ибо оно совершалось на глазах у всех, невозможно было скрыть, что, да, это воистину чудо, то вот казуистика предлагает: можно истолковать иначе. Вот что говорили о Христе. Смотрим 22 стих:

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Вот вам пожалуйста, объяснение: отрицать нельзя, но можно дать извращенное объяснение. И не боятся силу Божию сравнивать с силой веельзевула. Баал-зебул – это буквально «господин мошек». Мошки периодически нападали в определенные месяцы в таком количестве, что считали, что их насылает вот этот веельзевул, или Баал-зебул, – это одно из имен сатаны или его подручных. И молились ему от этих мошек и приносили жертвы. Так вот Господь им говорит на это: Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

Вот кого здесь Он имеет в виду? Иоанн Златоуст говорит, что Он здесь под сыновьями имеет в виду апостолов. Но ведь и у иудеев были люди благочестивые, которым Господь давал дары. Почему они о своих не говорят так, как говорят о Нем? Почему? Потому что их ослепляет злоба. Ненависть и злоба ослепляют человека до такой степени, что он отрицает очевидность. «Посему они будут вам судьями». Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Посему говорю вам (вот в этот контекст вписан самый страшный грех: хула на Святаго Духа, на благодать Духа Святаго): всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, – ну, какое слово? Скажем: для меня Иисус – это религиозный реформатор, для меня Иисус – это филантроп и мечтатель, для меня Иисус – просто пророк или какой-то иной праведник – вот это простится. А хула на Духа Святаго, на благодать Духа Святаго, не простится ни в сем веке, ни в будущем, – если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Вот правильно: чем сердце наполнено, то оно из себя и изводит.

Так. Дальше. Вот ищут фарисеи и книжники знамения. Ну, сколько же нужно было давать еще знамений и каких знамений? Вот дальше апостол говорит на эту же тему нашу: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, – Иона, пророк, отказался идти с проповедью в Ниневию столицу Ассирии, но Господь его принудил, и он был выброшен в море. Его заглотал кашалот и изрыгнул, каким принял, то есть живым, «якова приял», на берег12. И Иона пошел и проповедовал, что, если Ниневия не покается через 40 дней, она провалится, уйдет под землю. Народ настолько принял проповедь, что заставил поститься, каяться даже скот. И Господь отменил то, что определил. Так вот, пророк был во чреве кита три дня и три ночи и там составил песнь. Песнь пророка Ионы, она в книге его есть13.

Вот Господь и говорит, что знамение не дастся им, кроме знамения Ионы пророка; Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Т. е. Он Сам. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. В 3-ей Книге Царств14 говорится, что, наслышавшись о Соломоне, о его богатстве и мудрости, царица Савская (полагают, что это Йемен) пришла оттуда послушать мудрости Соломоновой. Попробуйте сказать эфиопам, что это Йемен. Это Эфиопия. Вот и спорят, кто же это царица Савская. Так вот, она пришла послушать мудрости Соломоновой – а здесь Сама воплощенная Премудрость стоит. Вот Она перед ними свидетельствует, а они ищут знамения. Значит, полная слепота. И знамения и чудеса для таких людей не совершаются.

Теперь давайте посмотрим свидетельства людей, которые никак не заинтересованы в том, чтобы признавать за Христом чудеса, и тем не менее вынуждены это констатировать.

Откройте Евангелие от Иоанна, найдите 11 главу. В этой главе речь идет о воскрешении Лазаря. И вот давайте посмотрим результат. 45 стих. Смотрим и следим внимательно:

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что  сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что  сделал Иисус. Так твердокаменными и остались. Вот вам чудеса: одни уверовали, другие нет. И так будет всегда.

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет, – читай: синедрион, санхеддрин; вот этот большой синедрион состоял из 70 плюс 1. 70 человек – члены, председательствующий - первосвященник. Тогда был Каиафа. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Вот вам свидетельство врагов, которых уж никак не заподозришь в симпатиях. «Этот Человек много чудес творит». Значит, воистину Господь творил чудеса. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Как будто они уже не пришли и не овладели. Да они с 64 года до Р. Х. уже находились и в Сирии, и в Палестине. Один же из них, некто Каиафа, – внимание, – будучи на тот года первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Внимание: Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ. Вот в силу его положения первосвященника Господь не лишает Каиафу харизмы пророческой, хотя он подпишет Господу смертный приговор. Но в силу своего архиерейского звания, значения этого сана, он говорит и вот, предсказывает. Значит, Дух Святой может использовать любого человека в Своих целях.

Что еще можно сказать о чудесах? Господу было подвластно все – не только недуги человеческие, но и вся природа. Он совершал чудеса при непосредственном контакте с больным, прикасаясь к нему рукой15, исцелял слепого, прикасаясь перстами к очам его16, или делая плюновение17, брение из слюны, помазав ему очи.

Он совершал чудеса без всякого контакта18: «Дочь моя беснуется».- «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить, дать его псам». Она поняла, кого Он псом обзывает – ее и ее народ. Она не оскорбилась этим и говорит: «Господи, но ведь и псы питаются крохами, падающими со стола господ их». Вот за эти слова что она услышала? – «О, женщина, велика вера твоя, иди домой». И дочь ее исцелилась от беснования в тот же час. Никакого контакта, никакого прикосновения. Центурион римский, сотник19, говорит: «Я недостоин, чтобы Ты пришел в дом мой и исцелил раба, скажи только слово и исцелеет раб». Что сказано дальше? Иисус, сказано, удивился и сказал окружающим его, что и в народе-то израильском не нашел такой веры, какую выказал этот язычник.

Нам же самим сказал, что если бы мы имели веру с зерно горушично, то по нашему слову могли бы передвигаться горы20. И это не фигуральное выражение, а это действительно так. Открывайте Жития святых, Четьи-Минеи, и вы найдете чудеса. Когда готовили издание житий – 12 томов Димитрия Ростовского – к юбилею 1913 года к 300-летию дома Романовых, то была созвана очень солидная такая комиссия, куда входили и священники, и епископы, и ученые, и историки, и вот стал вопрос: все ли чудеса помещать в текст? Некоторые чудеса даже, знаете, вызывают сомнение своей сказочностью. И вот никто иной, как Василий Осипович Ключевский, не священник, сказал, что нужно помещать чудеса. Почему? Потому что с уменьшением веры уменьшаются и чудеса. Вот тогда была такая вера, Господь и совершал чудеса. Они кажутся нам странными и невозможными по нашему маловерию.

Откройте Матфея 13 главу.

В этой главе собраны прекрасные притчи о Царствии Небесном, но нам нужен конец главы, 53 стих:

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?вот замена слова чудо: откуда у Него такая премудрость и силы? – Не плотников ли Он сын? Не его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отчестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Вот нет веры – нет чудес. Поэтому когда мы читаем Жития святых, мы не должны и сомневаться, потому что веры-то нет у нас такой, какая была у тех людей. Но не нужно ставить свою веру в зависимость от чуда. Нужно ставить веру в зависимость от свидетельства. И вы скажите, что наше дело не убеждать и не доказывать. Наше дело с вами – просто свидетельствовать. Свидетельствовать евангельскую истину, а вот дело слушающих – убеждаться. И если они не принимают свидетельство Божие – они вообще ничего не примут. Никогда.

Открываем с вами книгу Деяний апостольских, и здесь тема уже совершенно другая, с другой стороны рассматриваем чудеса: из какого источника человек черпает эти так называемые чудодейственные силы, кто им их подает. Открывайте 8 главу. В 8 главе читаем с 4 стиха. Вот первое гонение на христиан было при императоре Клавдии. Рассеялись и апостолы, рассеялись многие общины, спасая себя… И вот в 4 стихе мы читаем:

Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так, Филипп,это не тот Филипп из 12-ти, а Филипп из 70-ти, – пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе.

Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но когда поверили Филиппу, – сразу почувствовали разницу между волхвованием и Филиппом, – благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа, – знаете, обязательно прочтите все Огласительные слова Кирилла Иерусалимского, епископа. Огласительные слова – это слова, которые он говорил перед оглашенными, т. е.людьми, готовящимися к крещению. Сказано: Слово, сказанное без подготовки. Вы посмотрите, во-первых, какая речь, какое знание Священного Писания, какая лаконичность и сила в каждом коротком предложении. Вот он о Симоне об этом говорит: «Крестился, да не просветился». Крещение не изменило его. Дальше: <…>и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, т. е. нужно дополнить крещение руковозложением апостольским или миропомазанием, которое совершается над человеком при таинстве крещения. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса, – т. е. тринитарная формула была произнесена, а миропомазания или хиротонии не было. Вот они и приходили, чтобы дополнить это таинство. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. И вот это принятие Духа Святого выражалось в том, что люди сразу же начинали пророчествовать, т. е. получали дар пророческий; получали дар глоссолалии, дар говорить на разных языках; еще сила Божия проявлялась по-разному, совершали чудеса сразу же.

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.

Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Тоже говорил неискренне. Вот это ересиарх. По имени его есть страшная болезнь, так называемая симония, когда в Церкви добиваются чего-то за деньги. И это, как раковая опухоль, раздирает церковный организм. За деньги покупается все. И не боятся, и не читают; или читают, но не обращают внимания: «ты помыслил дар Божий приобрести» – как через это Церковь страдает! Апостол Павел говорит Тимофею: «Не возлагай рук поспешно ни на кого и не приобщайся чужим грехам, храни себя чистым»21. Ты можешь впустить в церковь волка, а потом попробуй оттуда его удалить – он приобрел власть.

Вот симония по имени волхва. Так вот, он изумлял народ какими-то волхвованиями, чудесами. Не раскрывается какими, что он за приемы применял, чтобы этот народ ему подчинялся. Да, это бесовские силы, это бесовщина прямая. И вот все экстрасенсы, все люди, которые сейчас совершают эти знамения, все целители, они никогда полностью не скажут, какой силой они вызывают чудеса: что-то скажут, а что-то добавят про себя. Самую-то формулу магическую произнесут про себя и никогда вам не откроют своих секретов. Откроют только при одном условии, если вы дадите клятву, что будете продолжать их дело. Вот тогда эти способности они передадут. Поэтому никуда не ходите, ничего такого не смотрите. Столько этой эзотерической литературы выпускается, что она людей просто сбивает с толку, и они соблазняются быстрым успехом, и продают души свои диаволу, и оказываются во власти демонических сил. Царь Саул осуждается священным писателем только за одно, за то, что он пред битвой с филистимлянами обратился к Аэндорской волшебнице22. Вот за то Господь его и покарал.

Вот все общения с такими людьми имеют самые печальные следствия: все начинает рушиться и в отношениях с людьми, и в семье. Я бы вам посоветовал почитать «Тихие приюты» Быкова. Быков – это основатель спиритизма у нас. Он попал в Оптину, и старец Назарий, когда он не произнес еще ни слова, раскрыл ему всю пагубность его занятий. И вот он рассказал, до какого состояния он дошел сам. Все распалось, и его семья, и он стал больной, и он погиб бы. И вот он пишет, и кается, и просит прощения у всех, кого он совратил через этот спиритизм.

Откройте 18 главу книги Второзакония. В этой главе Господь через Моисея предупреждает народ: они входят в обетованную землю, но что в этой обетованной земле творилось. 18 глава, 9 стих:

Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народи сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; Будь непорочен пред Господом, Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Бог твой.

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте, – вот это мессианское пророчество о Христе. Вот Кого мы должны слушать: Пророка, Которого «воздвигнет тебе Господь, Бог твой».

Теперь открываем 13 главу книги Деяний, и вот в этой главе описывается, как апостол совершает первое миссионерское путешествие, а всего их было 3. Так вот он прибывает на остров Кипр (Деян 13:4-12):

Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А вот заметьте: А Елима волхв, – Елима – это значит мудрец, – (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Вот вся задача диавольская: отвратить всех от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал (почти аналогично, что сказал о Симоне Петр): о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени.

И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Вот мы не закончили эту тему о чудесах, и поэтому вы мне напомните, что мы остановились на этом стихе, и потом пойдем дальше. Помолимся.

 

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

22 декабря 2024 г. ( 9 декабря ст.ст.), воскресенье. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Зачатие Пресвятой Богородицы. Рождественский пост.

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления