Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №18 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

Кланяюсь всем вам и приветствую.

Вот посмотрите, Троица Единосущная и Нераздельная, но у каждого Лица какие-то особые, как бы так сказать, служения. И вот посмотрите, мы начинаем практически все Последования, все богослужения с призывания Святаго Духа: Царю Небесный, Утешителю… Призываем Третью Ипостась Пресвятой Троицы, и это не случайное установление. Именно Святой Дух со дня Пятидесятницы играет особую роль в жизни Церкви. И вот нам всем нужно прочитать работу протоиерея Николая Афанасьева «Церковь Духа Святаго». Действительно, в Сионскую горницу, где собрались апостолы, на каждом из них в виде огненных языков почил Святой Дух1. Вот такое было проявление. И Спаситель запретил апостолам покидать Иерусалим2, пока они не исполнятся силою свыше, то есть пока на них не снизойдет Святой Дух. Вот тогда они могут идти во все концы земли и станут полномочными представителями.

Хотя бы Сам Господь Иисус Христос мог сообщить им все эти полномочия и дары, но лица Святой Троицы, как скажет Иоанн Златоуст, находятся в послушании друг у друга, и каждому отводится своя роль.

Так вот со дня Пятидесятницы особая роль Святаго Духа. Он освящает и ведет Церковь, Он совершает таинства, Он вдохновляет пророков и все служения. И у Моисея-пророка, и у апостола Павла высказывается такое пожелание: я желал бы, чтобы все люди приобрели дар Духа Святаго, дар пророчества3.

И в первенствующей Церкви дары Духа Святаго были преизобильны4, но вскоре, еще в апостольское время, пошли раздоры, потому что человек вносит в Церковь не только свое хорошее, но и дурное. И вот это дурное, как закваска порока и лукавства, она портит все дело, она стремится нейтрализовать самые благодатные дары и внести раскол в само христианское общество, чтобы нейтрализовать влияние Церкви на окружающий мир. И вот когда мы видим такое дело в Церкви: нестроение, раздоры, которые никак люди не хотят мирно разрешить, впадают в такое высокоумие, настаивают на своем, не прислушиваются ни к соборному голосу, ни к какому, и вот, может ли такая Церковь свидетельствовать себя миру и быть привлекательной для внешнего невоцерковленного мира, который любит посудачить? Это хлебом не корми: какие христиане дурные и ничем не отличаются от нас. Чем они лучше нас? Это очень грустно.

Иоанн Златоуст сказал в одной из бесед своих, что если бы христиане жили по Евангелию, то и атеистов бы не было, неверующих людей бы не было, потому что доводов для безбожия, каких-то убедительных примеров, что Бога нет, нету. Это говорит только безумец: сказал безумец в сердце своем: нет Бога5. А когда он это сказал, в какой момент? Когда он развратился и растлился. В 13 псалме и 52-ом – они идентичны, эти псалмы. Вот там во 2 стихе так и говорится: растлились и развратились, и поэтому в безумии своем и говорят: нет Бога, потому что Бог им мешает. Нужно Его вычеркнуть насколько возможно из своей жизни.

А вот вычеркнуть-то и невозможно. Почему? Да потому что в нас есть помимо того, что мы созданы из персти земной6 и это нас роднит с животным миром, – есть то, чего нет ни в каком другом творении – образ и подобие Божие. Образ неистребим - это знак, с которым появляется всякий человек. И как бы он ни искажал себя, в какую бы бездну ни падал, он продолжает носить на себе черты царственного образа. Конечно, Господь нас не создавал такими, Он не вложил при творении ни в какую природу порок, иначе Он бы был источником и виновником зла. Порок появляется после. И поэтому природа чиста, чиста и прекрасна, как творение Божие. И вот все, что создал Господь, и вот, хорошо весьма7. Но порок портит эту богозданную природу и больше всего человека. Ибо, как скажет Августин блаженный, порок быть и не вредить не может. Если он входит в наш состав, он обязательно исподволь или прямо ведет свою разрушительную работу, и никто от этих пороков не освобожден, токмо Ты без греха8, а все остальные – не может человек, пожив на земле, не согрешить. Ты токмо един без греха, свят, един Господь, един Иисус Христос. Все мы подвержены этому влиянию, этому семени тли, которое и действует в нас. И вот если с этим семенем тления мы боремся, оно в какой-то мере прекращает свое развитие. Как только оставляем эту борьбу, значит, оно начинает снова действовать. Начинает снова действовать и распространяется по организму Церкви и отдельного человека, скажет апостол, как раковая опухоль9. И вот эта раковая опухоль, эти греховные метастазы, они буквально не щадят никого и ничего, они ведут только разрушительную работу.

Вот хотели извратить проповедь апостола Павла. Каким образом? К кому может проявить милосердие Господь? К праведным или к грешным? Конечно, к грешным. Поэтому давайте грешить, чтобы дать Богу возможность проявить к нам Свое милосердие. Это извращение апостольской проповеди10.

Откройте послание к Римлянам и найдите 3 главу. Вот, сказав в первых главах, что пред Богом пали как избранные, то есть иудеи, так и язычники и, таким образом, все стали виновны пред лицом Божиим11, он, тем не менее, говорит: но если все виновны, а какое же преимущество все-таки быть иудеем?

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? И отвечает на этот вопрос: Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Не ассирийцам, не шумерам, не ахазцам, не финикийцам, не персам, не мидянам, не грекам, не римлянам – вон какие талантливые были расы. Тайна избрания принадлежит одной ветви семитической.

Вот от Сима появляется родословная, доходит до семейства Фарры, и вот в этом семействе личность такая – Авраам. Вот с ним и заключает Бог завет. Поэтому от Авраама уже идет избранный народ, но он избранный только тогда, когда он верен Избравшему его. А если он эту верность нарушает, то он такое же отродье грешников12, как и все прочие. Так называл этот народ сам Моисей. И вот, тем не менее, тайна избрания. Мы с вами не можем переписать Писание. Какие бы у нас отношения к иудеям ни были, приятны они, неприятны, но факт избрания все-таки остается неизменным.

И вот я бы хотел, чтобы вы все приобрели вот эту книжицу: Шафаревич Игорь. Вот эта книжка продавалась на одной из выставок - «3000-летняя загадка истории еврейства и перспективы современной России». Очень хорошая книга, написанная ученым, крупнейшим математиком нашего времени, по-моему, академиком или членом-корреспондентом Академии наук. И вот вообще хочу сказать, что он печатает и выпускает, надо приобретать. Так и вот. Существует ли еврейский вопрос? Как он рассматривался в античности, в средние века? Классический иудаизм. Хазария. Роль в развитии капитализма. Эмансипация и борьба за православие. Золотой век. Ассимиляция от Наполеоновских войн. Роль их в развитии социалистического движения. Россия перед революцией. Финансы и печать. Противостояние. Русская интеллигенция и евреи в русской революции 17-го года. Подготовка революции. Революция. Вопрос о власти. Запад между мировыми войнами, после войны, во 2-ой войне, при коммунистическом строе. Расставание. Современный Запад. Создание государства. США и Западная Европа. Еврейские таланты и т. д. Вот это стоит почитать, потому что это очень высокий уровень, а не какая-то антисемитская желтая пресса, и брошюры, и обсуждения. Потом работа нашего писателя Солженицына – «200 лет вместе». Вот я ее не видел. Но во всяком случае тоже стоит иметь их, чтобы на хорошем уровне что-то говорить, а не просто так.

Так вот, апостол говорит: великое преимущество, потому что им было вверено слово Божие. Вот, то самое слово, в котором иудеи не усмотрели, просмотрели Христа, оно сохранено ими. И дошло до нас. И мы им и пользуемся. Объем Библии в Ветхом Завете – у нас общий с иудеями. Новый Завет они не принимают, наши богословские книги не читают. Талмуд даже запретил брать им в руки вот такое. Поэтому все эти стрелы бьют мимо. Только ученые в какой-то мере читают что-то. А народ нет. Он подчиняется решению талмудическому -– не брать в руки никакую книгу, как нечистую. Вот закон нечистоты, чистоты ритуальной распространяется и на печать. Вот они и не берут. И, тем не менее, что если из них многие были и неверны, их неверность может ли уничтожить верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».

Если же наша неправда, – внимание, 3 глава 5 стих, – открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.  Нельзя так искажать апостольскую проповедь. Зло порождает только зло13. Действительно, Господь возлюбил нас, когда мы были грешниками, но грех Ему неприятен. Грех возвел Его на Голгофу, пригвоздил ко Кресту. Чем закончилась эта борьба? Победой. Но какой ценой? Ценой смерти Богочеловека, поэтому Твоим очам несвойственно смотреть на грех и на нечистое14. Будьте святы, напротив, проводится эта мысль и в Ветхом Завете, будьте святы, ибо Я свят15. Я – Господь, освящающий вас16. И вот мы освящаемся через таинства, через молитву, через благочестивые разговоры, через чтение Священного Писания. И все это благодать Святаго Духа. Вот за то, что иудеи сохранили Священное Писание, апостол говорит, что великая за это им благодарность. Ведь могли бы погибнуть все книги, но спасла их любовь, за которую они стояли и жертвовали своей жизнью, и рисковали, и прятали священные свитки   их же тоже казнили за это. Вот они донесли до нашего времени, но, к сожалению, не усмотрели в своем Писании Лик Христов17.

И когда Он пришел к своим, скажет апостол Иоанн, свои Его не приняли. А кто принял Его, тем Он дал власть быть чадами Божиими. Чадами, которые рождаются не по плоти, но по духу, по вере18. И кто рождается и становится чадом Божиим по вере такое рождение выше биологического рождения. Вот это никак не мог усвоить Никодим, и все сводил к этому не к «зои», а к «биос», к биологическому рождению, и не мог представить, как это человек, будучи стар, может родиться вновь и повторить свой цикл, начиная с эмбрионального состояния. Тогда как Господь ему говорил, что нужно возродиться от воды и духа19. Вот Дух Святой и возрождает всякого человека, и ждет его обращения. Аз Бог приближаяйся есть, а не Бог издалеча20. Он приближается все время к нам. Бежит от лица Божия только человек. Вот картина: в Синайской пустыне народ испугался всех этих явлений, которыми сопровождалась теофания, отбежал от горы и просит Моисея: говори ты с нами, пусть Бог с нами не говорит, ибо иначе мы все умрем от страха21. Вот состояние толпы, психология рабов: пусть Бог с нами не говорит, мы боимся смерти, ты говори с нами и доноси до Бога наши просьбы. Ну конечно, печальное явление: как это так? Бояться Бога и не желать непосредственно с Ним беседовать? Вот в этих словах показан уже весь примитивизм человека, который никак не хочет наладить свои отношения, диалог с Богом таким образом: Господь говорит Аврааму: Авраам. Вот я, Господи22. Он слышит Его без всяких переводчиков, без всяких занятий на богословских курсах, он живет в шатрах и чувствует Бога: выйди из шатра и посмотри на небо и попробуй счесть звезды, так велико будет потомство твое23. И он Ему отвечает, и идет прямой диалог. И этот диалог продолжил Господь уже непосредственно.

И когда мы с вами читаем Священное Писание, мы что? Как определено? Что мы делаем? Если молимся, то мы беседуем с Богом, а если мы читаем Его слово, то Бог беседует с нами. Эти же самые слова произносил Господь, когда жил на земле. Так произнести Его слово, как произносил Он, никто не может. Поэтому нужно стремиться иметь это в виду и стремиться следить за своей артикуляцией, произношением, потому что, по талмудическому определению, слово Божие, имя Божие может произвести действие, если оно, в первую очередь, грамотно произнесено. Нужно смотреть и правильно читать, чтобы все окончания, все предлоги были ясными, иначе какое-то гугнивое чтение, оно дискредитирует слово Божие. У священников должна быть дикция. Дореволюционные священники, те, с которыми мне приходилось встречаться, как правило, обладали изумительной дикцией. У него уж и зубов-то нет, вставные челюсти, но дикция потрясающая, отработана, я не знаю как; потому что с мальчиков шло воспитание. Все учились по Часослову. Кто тя может избежати, смертный час? Дети изучали гамму по такой вот фразе: Кто тя может избежати, смертный час? Они не понимали еще в сознании-то своем, что такое смертный час, а вот воспитывались на этом. И вот эта культура церковная, с которой человек сталкивался, можно сказать, с пеленок, она впитывалась, и люди, одаренные, склонные и чуткие ко всему духовному, они могли себя реализовать. И вот чтение их, артикуляция, произношение, понимание слова Божия просто поразительны были. Отец такой был Петр Чельцов. Служил он в селе, недалеко от Гусь-Хрустального Владимирской области, один из последних был живых тогда членов Предсоборного Присутствия, которое готовило материалы к Собору. Но вот император Николай наложил резолюцию в связи с революцией 1905 года: созыв собора считаю несвоевременным. А такие были подготовлены документы, такие работали люди, и вот он тоже. Как он читал Евангелие! Он находился в духе. Он прерывал чтение Писания и сразу его объяснял, поворачиваясь лицом к народу. То есть во время чтения Господь его осенял, и вот нужно сказать сразу; чтобы эту мысль высказать, он прерывал чтение, и потом выскажет, и опять продолжает читать. Это удивительное было впечатление. И воздействие слова отчасти и возможно только при таком условии. Митрополит Филарет слабый имел голос и свои проповеди читал. Но тишина стояла в храме такая, что все его слышали, потому что это говорил сам Филарет Мудрый. Нельзя было разговаривать, когда он выступал.

Следовательно, мы такое имеем с вами дело, и все оно начинается с призвания патриарха Авраама, с которым, с его сыном Исааком и внуком Иаковом Бог навсегда свяжет Свое имя. Я… Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова24. Поэтому Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых25. Никогда бы Господь не соединил Свое имя с теми, от которых ничего не осталось, кроме исторической памяти. Все пред Богом живы. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Это удивительное учение, и оно только в православной версии его.

Теперь дальше что нужно сказать? Вот носит уже характер семейной хроники вторая часть книги Бытия и начинается с мессианского пророчества 12-ой главы. Я просил вас всех выучить первые три стиха наизусть. Вы пробовали учить первые 3 стиха или нет? Вот надо попробовать вам, потренировать свою память, и вы увидите, как это непросто. Слово Божие не внедряется в нас, в первую очередь, потому, что у нас нет навыка.

И сказал Господь Авраму (в имени еще одно «а»): пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, то есть порви все связи, оставь и землю, и клан свой, и семью свою. Если призывает Господь, нужно оставить все. И он послушал этого гласа. <…> и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, <…> и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе – вот самая суть пророчества все племена земные. Все племена земные. И вот эти «все племена земные» получают благословение через потомка Авраама по плоти Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея, откройте 1 главу, оно так и начинается. Вот это связь, подлинная связь онтологическая, природная, Ветхого Завета с Новым:

Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова.

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его, – позвольте, во-первых, у Исаака был еще Исав, кроме Иакова. Исав не входит в родословную, он выбрасывается. Об Измаиле Господь скажет Аврааму: Я услышал тебя и об Измаиле, но завет Мой Я поставлю с Исааком26. Вот поэтому поминается Исаак. Смотрите, дальше: Исаак родил Иакова, а Исав где? Нет его, он тоже выпадает. Дальше: Иаков родил Иуду и братьев его. Иуда четвертый сын, потому что первенец Рувим. Рувим, Симеон, Левий, Иуда, почему первые 3 сына выбрасываются и не входят в эту родословную?

Да по той простой причине, что линия завета пошла через Иуду. Через Иуду этого. Почему? Чем он так знаменит? Если вы прочитаете 38 главу об Иуде, глава очень соблазнительная. Но вот нечто усмотрел Господь в этом Иуде, и когда Иаков умирал и созвал перед смертью всех сыновей своих и произнес, что каждого ожидает в будущем, Иуде он сказал: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов27. Вот Примиритель, или Христос, должен прийти из колена Иудина, вот и поминается Иуда. Давид из колена Иудина, а Христос - сын Давидов напрямую.

Иуда родил Фареса <…> от Фамари, от своей невестки. Желая иметь потомство, она прикинулась блудницей, и он вошел к ней, думая, что это гетера общественная. Оказалось, его невестка. И когда ему донесли, что она в положении, он бросает фразу: сжечь ее. Но она перед тем, как допустить его до себя, взяла у него предметы его: посох, перевязь и печать. А чьи это вещи? Вот он тут вынужден был изменить свое решение: сжигать не нужно. Так вот Фарес и Зара, но линия пошла через Фареса. Фарес родил Есрома, да? Читаете: Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона, Салмон родил – кого? Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи. Вооз богатый вифлеемлянин, а Руфь – моавитянка, язычница, но она входит в родословную Христа. От Вооза и Руфи рождается Овид; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя. Давид, вот вам пожалуйста, «сын Давидов». Что вы думаете о Христе, чей Он сын? Давидов28. Вот мы дошли до ключевой фигуры.

Но после Давида идет родословная через Соломона и доходит до Иосифа, мужа Марии, от Которой рождается Христос. Не сказано: Иосиф родил Иисуса, как до этого говорилось: Авраам родил Исаака, а Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой рождается Христос. Почему? Да потому что Иосиф никакого отношения к рождению Христа не имеет. Христос рождается от Марии Девы и Духа Святаго. Бессеменного зачатия рождество несказанное29. Вот, если мы не будем знать хотя бы эту линию завета, этих лиц, то мы плохо знаем библейскую историю, знаем на уровне какого-то бабушкиного согласия. Поэтому надо стараться запоминать, поскольку история восточная заключается в именах, в этих генеалогиях. Поэтому столько генеалогий и есть. И если, скажем, священник утрачивал свою генеалогию, что он происходит из рода Ааронова, его не допускали к служению. Поэтому эти записи хранились в храме. Они производились, эти записи, в присутствии царя, войска и священнических семей и хранились – и каждый знал, какого он рода. Пушкин еще говорил, что нужно восстанавливать и нам свои родословные, каждому в своем сословии – у дворян свое, у мещан свое, у священства своя родословная, у купцов своя, – и все эти родословные необходимы, потому что они составляют славу нашего отечества. И если бы мы знали всех наших предков, хотя бы до 10, 20 колена, это древо генеалогическое, это приятно, мы бы знали историю тех людей, может быть, ради которых мы и живем. 

Мы все живем кого-то ради. Даже Исаак, Исааку было хорошо, сказано: ради Авраама30.  Но ради Давида Я пощажу Соломона31. И вот все мы живем кого-то ради и проживаем, повторяю, чей-то духовный капитал. Вот за нас кто-то молился среди наших предков, и эти молитвы и продолжают оказывать свое действие. А если бы мы за них молились? Это был бы такой контакт, такой прекрасный союз, а мы из этого союза сейчас выпали и дальше прабабушки – а то и прабабушки-то не знаем – никого не знаем. Как будто без рода, без племени. И вот это совковое всё, знаете: не дом и не улица, мой дом Советский Союз. Да как это может быть человек без дома? Как это он может жить где-то, ну что это такое? И вот внушали и пели, и все, как, понимаете, роботы, повторяли и считали, как красиво и хорошо, а это безумие и пошлость.

Теперь Авраам. Он послушался голоса Божия, и апостол Павел

скажет: и пошел, не зная, куда идет32. Вот иди, куда Я тебе скажу33. Внутри он вектор имел. И пошел именно в ту сторону, в какую нужно идти.

И до этого он жил в Уре Халдейском со своим отцом Фаррой. Посмотрите 11 главу книги Бытия. И мы читаем в 27 стихе: Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Сэр Леонард Вулли, английский археолог, знаменитый археолог, написал книгу «Ур Халдейский». Вот если вы увидите эту книгу по библейской археологии, обязательно ее купите и прочтите. «Ур Халдейский». Вот он там раскопки производил на родине Авраама.

Дальше смотрите: Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка <…> И Сара была неплодна и бездетна. Вот это неплодие и бездетность будет в очень многих семьях, это как штамп какой, просто какое-то определение Божие, что у многих святых воистину людей, супружеских пар, не было детей; и дети появляются в старости, когда нет уже никакой надежды на потомство. Это происходит потому, чтобы похоть свести к минимуму, чтобы этот акт не окрашивался такой страстью, которая сейчас пропагандируется: вот если ее нет, то и жизни нет. А вот все это должно быть сведено к минимуму. Решающую роль должно иметь желание иметь ребенка, с тем чтобы посвятить его Господу. И они давали обеты: если родится у меня сын, я посвящу его Господу навсегда. И конечно, Господь шел на такую веру и на такое обещание. Это удивительное дело. Дальше. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота <…>, внука своего, и Сару, невестку свою <…>, и вышел с ними из Ура Халдейского, – почему он вышел и покинул этот древнейший город на земле, где было главное капище в честь бога Луны? Вот этот Вулли предполагает, что река Евфрат, на берегу которой этот Ур стоял, изменила свое русло. Изменила свое русло, потому что земля наносная – рыхлая, иногда реки прихотливо меняют свое русло и отходят от прежнего километров на 20, на 30. Вот река отошла от этого Ура на 20 км, город был обречен, и они идут вверх и доходят, сказано, до Харрана. Смотрите, Харран – это был торговый, на перекрестке торговых древних путей, город, и они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране.

Вот почему он не был призван вместе с Авраамом, сыном своим? Почему он умирает до призвания Авраама? В книге Иисуса Навина дается ответ на этот вопрос. За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам34. Значит, идолопоклонство проникло и в семью Фарры. И вот удивительно, каким образом Авраам сохранился от этого тлетворного влияния, поголовного влияния, поклонения светилам небесным? Очевидно, в силу особого избрания он получил откровение непосредственно. И это откровение и сделало его просто иным человеком. Он не вписывался в ту среду, в то общество, и должен был порвать с ними все связи. Этого требует и Спаситель в Евангелии.

Вот какой эквивалент вы найдете? Выйди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего? Какой эквивалент у нас есть в Евангелии? А такой, что, кто любит жену, детей, земли, дом больше, чем Меня, тот не достоин Меня35. Господь требует тоже такого и от нас. Если какие-то привязанности сильнее призыва Божия, человек просто несостоятелен будет и исполнять Его волю. Сколько таких людей оказалось не на высоте. Вот любит Бога, но не от полного сердца36, любит Бога, но не может расстаться с чем-то. И такой человек не благонадежен для Царства Божия37.

Вот давайте посмотрим на себя с такой точки зрения. Благонадежен. Кто благонадежен, кто не благонадежен. Как это определить? Вот мы сейчас живем в мирное относительно время: нет прямых гонений за веру и за религию, какие, скажем, были в первые три века Римской империи. Вот этот период «Экклезиа пресса», когда гонения шли или одно за другим, или через перерывы в 30-50 лет и возобновлялись опять. Вот пока этого нет и трудно определить, но недавно же была эпоха, посмотрите, сколько Церковь дала новомучеников. Это ведь не только те, которых причислили на последнем соборе в 2000 году, их значительно больше. Это новомученики, это украшение Церкви, которые в самых экстремальных условиях не дрогнули и исповедали свою веру и запечатлели ее мученической кончиной. Вот воскресли те древние христиане в новых. А до христиан в междузаветный период были мученики Маккавеи, Соломония и 7 ее сыновей. Вот они тоже, одним словом Церковь, юже стяжал еси честною Своею Кровию38, она снова родит, и кровь – это семя христианства. Проливается кровь, удобряется, оплодотворяет, образно говоря, общину, и она порождает новых мучеников, новых свидетелей.

Вот Авраам, очевидно, получил такое откровение, и ему нужно было отделиться от всех, и он пошел с своим семейством и племянником Лотом. Говорится, что они пришли в землю Ханаанскую, Ханаан – сын Хама, так называлась обетованная земля. Вот эта Ханаанская земля и есть земля, обещанная Богом.

Почему эта узкая полоска, соединяющая 2 крупные цивилизации, где, можно сказать, зародилась вся история, Месопотамия и Египет, и вот зажатая между двумя этими анклавами, эта небольшая территория, в длину где-то в 270, 200 с лишним км, в самом широком своем месте – до 60 км, является землей, которую возлюбил Господь? Вот тоже мы не можем определить, почему именно эта земля, гора Сион, гора Мориа, стала той горой, которую возлюбил Господь. Не какие-то громадные вершины под 8000 м, которые в Гималаях, в Италии, в Индии, а вот небольшой холм, небольшой холм Сион стал излюбленным жилищем Господа, и там было показано, что нужно соорудить храм. И здесь покой Мой на век века. Здесь вселюсь39. Поэтому Сион стал синонимом и Церкви: мати Сион, Божие жилище, ты бо приял еси первый оставление грехов в воскресении40. Вот следовательно, Сион – это архетип, Царства Божия.

Теперь нужно сказать следующее. Дается возраст Авраама в момент его призвания. Сказано, что Аврааму было 75 лет, когда он был призван41. Вот почему указывается его возраст? Да потому, чтобы нам показать, что Бог не случайно избрал Авраама, этого адаманта веры. Каких лет он родил сына? 100 лет. Значит, ждал исполнения обетования 25 лет, имея несокрушимую веру. Хватит нашего терпения на 25 лет? До следующей среды мы потерпим, 25 лет никто не будет терпеть. А праведники терпели и ждали вопреки всему. Дело не только в возрасте, а дело и в том, что жена бесплодна и иметь потомства – нет вообще никакой надежды, и тем не менее, раз Господь сказал, значит должно исполниться вопреки всему.

И когда Авраам получает повеление Божие принести Исаака в жертву, он, не сомневаясь, идет; и апостол Павел, как будто побывав в его голове, скажет, что он думал тогда42. Авраам думал, что, если Господь велит принести в жертву сына, о котором сказано, что от него произойдут цари и народы, значит: если я его и убью, слово Божие все равно исполнится. Бог воскресит его. Вот что думал Авраам, когда шел с сыном на гору Мориа, чтобы принести его в жертву: Бог усмотрит Себе жертву, чадо43. И когда взошли и сложили жертвенник, и Авраам возложил дрова и сказал, что Исаак должен лечь на эти дрова и быть жертвой, тот бы мог с ним бороться, вырваться и убежать. Он ничего этого не совершил и отдался добровольно. Вот тема интересная: Исаак как прообраз Христовой жертвы. Очень интересная тема. Это не простые люди, а уже те архетипы, как бы сказать, через которых все и идет. Не случайно Бог избирает, следовательно, таких праведников. Он усмотрел их такую преданность и такую веру.

75 лет Аврааму, он выходит их земли своей и первая его остановка, посмотрите, согласно 12 главе, Сихем, древнейший Ханаанский город. И прошел Аврам – 6 стих по земле сей <…> до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Вот религия древних патриархов, величавая такая простота. Они сами строят жертвенники из камней. Какую форму имели эти жертвенники, круглые или просто квадратные, трудно сказать, но, во всяком случае, Авраам выполнял в своем лице 3 функции: он был и патриарх, и жрец, и судья. Все сосредоточено было в его руках, и только впоследствии появится особое жреческое сословие, но вот тогда они соединяли в себе 3 эти служения.

Как и Христос – а Он и Архиерей нашего спасения, и Начальник нашей веры, Он и Царь царствующих, Он и Судия вселенной. Вот видите, Он и Пророк, и Царь, и Жрец; Он и приносяй и приносимый; Он приносит в жертву Самого Себя, священнодействует над Самим Собой. А тогда была заместительная жертва – чистые животные; и весь мир: растительный и животный, птицы и рыбы – были поделены в сакральных целях на чистых и нечистых, которых можно было приносить в жертву и которых можно было употреблять в пищу.

Вот эти запреты пищевые всякие, они в духовном плане говорят нам о том, чтобы мы не были всеядными людьми и вот, относительно чтения и прочего, не читали все, что выбрасывает эта пресса. Мы не должны «пожирать» эту ненужную и отравленную пищу, чтобы не отравиться самим. Надо читать выборочно, надо читать очень внимательно и не читать, что не назидает, а что разрушает. Вот пойдет вирус такой, от которого и не сможете освободиться. Надо читать в качестве молитвы Священное Писание, затем, как отец Иоанн Кронштадтский, богослужебные книги. На них только мы можем духовно вырасти. И когда он говорит: «Да Минеи я читаю», – думают, что Минеи – «Жития святых» Димитрия Ростовского, нет, Минеи церковные. Он сам читал заутренний канон. И вот пишут: надо было послушать, как он читал на утрени Канон перед служением Литургии. Это было не чтение, а требование от Бога. Он властно требовал от Бога и – по своему дерзновению – получал. Вот Господь такое дерзновение любит в человеке, если оно сочетается действительно и с высокой духовной жизнью. Вот он имел.

Является Аврааму Господь. Как Он ему является? Как он Его слышит? Ничего не говорится об этом. Потому что это тайна. Феофании, эти Богоявления, невозможно выразить на человеческом языке. Явился Господь. Божий человек ощущает, что вот то, что сейчас в нем, не является его собственной рефлексией, не является произведением его мысли. Что-то властно в него вошло и ему диктует, ему говорит. Как он это слышит? Что при этом ощущает? Не говорится. Но он точно опознает голос Божий и отличает его от голоса вражия.

Вот явился Аврааму Господь: тебе дам землю сию44. Вот на основании этих Богоявлений строится политика иудеев и сейчас. Для них вот эти определения, что эта земля дается им, являются самыми важными резолюциями, выше резолюций всяких там Организаций Объединенных Наций и прочее. Потому что это живое для них свидетельство.

И создал там [Авраам] жертвенник Господу, Который явился ему, – вот нужно при чтении уже вот этих книг хорошо знать библейскую географию. Потому что без знания хорошего географии библейской мы не представляем, где это происходит. Ведь это происходит не между небом и землей, а в определенной географической точке. Поэтому было бы очень неплохо, если бы вы приобрели библейские географические атласы, карты. Карты, они иногда продаются, красивые издаются издания, к сожалению, издаем не мы. Вот мы протестантов и прочих ругаем, а они такие атласы, такие карты издают, такие наглядные пособия, что если бы они у нас были, нам было бы очень легко, в значительной мере легче читать Священное Писание. Запоминались бы и названия. А так вы слышите, но не представляете где. Поэтому карты, которые в качестве приложения даются, – это слепые карты, мелкие очень, а вот нужно иметь атласы хорошие. И в книжных магазинах они иногда появляются.

И уж если вы хотите серьезно заниматься Священным Писанием, то все, что касается текста библейского, все эти вспомогательные дисциплины: библейская нумизматика (это монеты); библейская эпиграфика (надписи на камнях остались); библейская топонимика – это все имеет большое значение. Потому что и названия городов, названия имен не давались с потолка, все они в переводе имеют определенный смысл: Бет-Лехем, Вифлеем – «Дом хлеба»; Ефрафа – «Дом хлеба»; Эн-Гадди, город небольшой в пустыне Иудейской, – «Козий источник», там пили из него. И вот поэтические названия: Тель-Авив – «Холм цветов», Тель – «холм», авив – «цветы». Эль-Халил, или Хеврон, – «друг Божий». Вот Авраам – Эль-Халил, друг Божий. Вот тогда мы будем знать: Иешуа – «Бог моего спасения». Да все эти имена, все эти названия, они содержат очень большую информацию. Поэтому, если удастся покупать вот такие библейские энциклопедии и справочники, они необходимы для того, чтобы облегчить нам понимание этого текста.

Дальше. Следующий город следующая его остановка, Вефиль. Бет Эл; Бет – «дом», Эл – «Бог», «Дом Божий» – Вефиль. Вот там тоже являлся ему Господь, и он там тоже соорудил Богу жертвенник. Затем он спустился еще южнее в город Хеврон. Город Хеврон и поныне есть, там гробницы патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их жен, фамильный склеп, который приобрел еще Авраам в свое время для того, чтобы похоронить там свою жену Сарру. И вот над этим склепом стоит мечеть, до недавнего времени туда никого не допускали. Сейчас можно.

Мамрийский дуб45  – и вот это все взято из этой истории, и по существу Писание нужно читать на той земле, где оно создавалось, на том языке, на котором говорили авторы этих книг. «Но вот неполный, слабый перевод, с живой картины список бледный»46, но мы даже этот «список бледный» не хотим знать хорошо.

Даже на русском языке мы нерадиво читаем с вами Священное Писание. Что нам мешает ежедневно читать Священное Писание в качестве молитвы? Сколько упущено времени? Сколько напрасно, вот прошло оно так между пальцами, просочилось и ушло в вечность? Сколько бы мы могли с вами, если бы были воспитаны в этом русле знания Священного Писания? У нас был бы совершенно другой язык, другое мнение, мировоззрение, мы бы не совершили столько нелепых и печальных ошибок, прямо роковых поступков, если бы были вписаны в контекст библейского слова. Не хотим, не желаем. Сказали: «Бога нет», значит, Его нет; сказали, что это пережиток, – нужно с ним бороться и разрушать храмы. Пошли – дед строил, внук разрушал. Ну как этот феномен можно объяснить?

А говорим: Русь Святая. Не нужно эти клише использовать. Русь святая – во святых. Вот она святая – во святых, а не в нас с вами. Вы еще про себя скажите: в нас святится. Большой вопрос – святится она в нас или нет. Дай-то бы Бог, чтобы это так было. А если этого нет, нечего тогда и употреблять эпитеты: обетованная, святая, – вот о земле этой сказано: Святая, и в то же время Господь говорит: Я обращу эту землю в пустыню, в соленую степь. За что? За злобу живущих на ней47.

Посмотрите, что творится сейчас на этой Святой Земле. Никакого мира, теракты один за другим, один страшнее другого, люди себя рвут во имя идеи. Какой? Во имя Аллаха, Элоах - это тоже Яхве, но только в другой огласовке. И рвут себя и думают, что этим они служат Богу. И вот три мировые религии столкнулись на этом пятачке, и весь, как в воронку какую страшную, весь мир втянут в этот ближневосточный опять конфликт. Опять сегодня передали, какие взрывы в Багдаде, какие угрозы: обратить всю Францию в пепел, если они не отменят запреты. Запретили носить религиозные символы, платки, хотят устранить все знаки религиозные. Вот за это и будем расплачиваться, за свое безбожие. И будем расплачиваться. Откуда вся гниль пришла? Из Англии, из Франции, из Германии, все эти буржуазные революции сатанинские, все они направлены на борьбу с Церковью.

Вот часто был голод в Палестине. И они, палестинцы, приходили в это время за покупкой зерна в Египет, в эту житницу. Египет - дар Нила. Когда Нил выходил во время разлива из своих берегов и заболачивал большие пространства, после вырастали сказочные урожаи на этой плодородной земле. Поэтому даже могущественный Рим зависел от поставок зерна из Египта. Вот туда пришел и Авраам. Что с ним произошло в Египте, какие покушения были на жену его со стороны фараона, вот вы это прочтете все сами.

Затем, с ним находится Лот. Племянник Лот. Он не входит в линию Завета, он должен от Авраама отойти. Авраам должен остаться один. Так, какая причина, как это произойдет? Внешняя причина: спор пастухов из-за колодцев и пастбищ. Вот спорят пастухи из-за колодцев и пастбищ, бесконечные раздоры и претензии друг к другу, а все - родственники. И вот Авраам, как человек мирный, он предлагает Лоту выбрать самому, куда он хочет идти: направо – я пойду налево – и напротив, выбирай. И вот Лот избирает Содом, Гоморру, Адму, Севаим, – местность, которая была прекрасна, как рай Божий, как земля Египетская, прежде чем поразил ее Господь. 13 глава, смотрите 7 стих:

И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.

И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, вы посмотрите, патриарх, а какое у него смирение. Он смиряется перед племянником и право выбора предоставляет ему. Не диктует, а ведь он – патриарх. Вот какое смирение. Дальше: <…> ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня <…> Смотрите 11 стих: <…> и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую. Почему? Да потому, что она, 10 стих, – прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора,Соара, – орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская, как рай.

И вот они разделились, и после того как Лот отошел, Господь снова является Авраму и говорит ему: Возведи очи твои 14 стих – и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Вот в это потомство входим и мы – Новый Израиль. Христиане – это дети Авраама по вере. Вот он – отец верующих народов. Посмотрите, через Исаака – отец иудеев и христиан, через Измаила – отец верующих мусульман. Ибрагим – самое распространенное имя арабское. Авраам – Ибрагим. Вот все коренятся в одном праотце, все почитают, и Коран почитает Авраама, Исаака, Иакова, Ииссу, Мариам. Об Агари и говорить нечего. Измаил - сам Магомет ведет свою родословную от Измаила. Поэтому, если говорить об этом, история просто невероятная, запутанная, и какой из нее выход, когда религии взаимоисключающие, а корни одни. На каком компромиссе можно всю эту бойню остановить? Спаситель оплакивал Иерусалим и говорил: Если бы ты знал, что служит к миру твоему, но это ныне сокрыто от глаз твоих48.

14 глава очень важная, но время наше истекло. Палестина - это богатый перешеек, а он, действительно, по замечанию и римских, и греческих историков, был необычайно богат: земля кипела, сказано, молоком и медом49. Скот, природа, изумительное плодородие. Земля, на которую Господь смотрит от начала года и до конца года50. И там, где есть вода, земля приносит просто сказочные урожаи, по 2 – 3 урожая в год. Поэтому она могла прокормить очень большое количество людей. И Господь говорит, если вы будете поступать по заповедям Моим и по законам Моим, земля будет так плодоносить, что вы старое будете выбрасывать ради нового51. Старое ради нового.

То же самое было бы и у нас, в нашей земле: выбрасывали бы старое ради нового. Но для этого нужно измениться всем, нужно обратиться к Богу, нужно молиться, нужно и землю-то полюбить, и ее освящать, и ее, понимаете, окроплять, и призывать на нее благословение Божие, как и на скот. И животные это дело чувствуют удивительно. Да, набеги, из даже вот Месопотамии (коалиция царей месопотамских – перечисляются их имена) – напали на Бентам, на царей Содома, Гоморры, Аны, Силоима и Лаши, потому что эти города перестали платить им дань. И вот взяли большую добычу, в том числе захватили и Лота, племянника Авраамова, и направились к себе в Сирию и дальше в Междуречье. Но Авраам нагоняет их, отбивает Лота, и, когда он возвращается с победой, на пути обратном, в долине Шаве, царской долине, его встречает таинственная личность, Малеах-Цедек, Мелхиседек – «Царь правды», вот что значит это имя. Сказано: царь Салимский, он был священник Бога Вышнего  и соединял в себе три служения – был и царь, и священник, и пророк52. Прообраз Христа. Вот нужно раскрыть смысл фразы: Ты иерей во век по чину Мелхиседека53. Но это сделаем в следующий раз.

Я благодарю вас за внимание.

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления