Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Лекции И. Ц. Мироновича по Священной Библейской Истории

Лекция №20 (скачать mp3)
Текстовая версия (расшифровка аудиозаписи):

Итак, в прошлый раз мы с вами говорили о событии Воскресения Христова и сказали, что все стрелы лукавого направлены против догмата о Воскресении. Потому что это и есть жало, это и есть тот удар во главу, который нанес – Сын Человеческий и Сын Божий одновременно – диаволу. Вот исполнилось Первоевангелие: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно (семя жены) будет поражать тебя (диавола) в голову, а ты будешь жалить его в пяту1...

Вот смертельный удар во главу, который и символизирует полную победу над змеем и его царством, Господь и нанес диаволу, когда был пригвожден ко Кресту. Вот это было жало в пяту, вот диавол через руки людей пригвоздил Его ко Кресту – это и было жало Христа в пяту. А вот Христос, будучи пригвожденным ко Кресту, нанес ему смертельный удар во главу и одержал над ним победу. Вот такой ценой се бо прииде Крестом радость всему миру, через Крест.

И вот в этом контексте идут слова, что и каждый христианин, если он хочет идти за Господом, должен отречься себя, взять крест и идти за Ним2. А если он хочет быть совершенным, он должен продать имение свое, раздать нищим3, но поскольку этот подвиг далеко не всем под силу, Господь не требует от человека дел, которые превозмогают его возможности. Но возможности у нас у всех есть, чтобы пойти за Христом. У нас нет только, как скажет преподобный Серафим, решимости. Чем отличаются святые преподобные и все подвижники от нас, простых смертных? Это такие же люди, но в них вот эта несокрушимая решимость: если встал, значит пошел. Мы же рассуждаем, мы колеблемся и через это обнаруживаем свою слабость. Поэтому не нужно ничего брать на себя, если человек колеблется, если он вот «семо и овамо4», «если хочешь быть совершенным» – вот такое условие.

К сожалению, из этого «если хочешь» в католической церкви сложилась нехорошая доктрина. Доктрина о сверхдолжных заслугах. Вот христианин может сделать в своей жизни добрых дел значительно больше, чем требуется для спасения. Но это такой юридический подход и подсчет, что дальше не нужно и говорить. И к сожалению, в западной церкви это сложилось. И вот эти сверхдолжные излишки складываются, образно говоря, в ящик, в тезаурум. И из этого ящика Папа данной ему властью может брать и продавать: вы за денежку можете купить индульгенцию, которой даже вперед прощались ваши грехи, которые вы можете натворить. Это конечно гримасы богословия. И вот не знаю, как это допускается все, но во всяком случае, вот такое дело имело место.

Никаких сверхдолжных заслуг быть не может. Согласно Евангелию, если и сотворите все повеленное вам, что нужно, говорите по-прежнему: мы рабы неключимые5, то есть ничего не сделавшие. Потому что то, что нам дал Господь – он дал нам дар веры, привел в познание Себя, – это такие блага, которые невозможно окупить, оценить, и мы неоплатные должники, а уж говорить о каких-то сверхдолжных заслугах – это нонсенс. Но тем не менее, гримасы такие имеются и у нас. И это было предметом богословских споров: а вот у вас тоже есть – только под другим видом. Вот у вас, знаете, мытарства есть, и вот по этим мытарствам Феодора поднимается, а у нее мешок с добрыми делами, и вот она вынимает из этого мешка и проходит эти мытарства. Я не знаю, как относиться к этому делу, но, во всяком случае, у человека стремление вот такое – чисто юридическое – делать подсчет и чуть ли не представлять Бога своим должником: Господь нам обязан. Да ничем Он нам не обязан.

Мы – Его неоплатные должники. И так должны всегда смотреть на дело своего спасения. Потому что если посмотреть в увеличительное стекло, то наше благочестие во многих случаях носит корыстный характер. Корыстный характер. Мне выгодно, допустим, приходить сюда, я за это что-то имею. Вам, допустим, выгода с своим соседом не ругаться, а что-то ему делать, потому что есть взаимная какая-то выгода. А любви нет христианской. Поэтому, какую ценность имеют все эти так называемые добрые дела, если они делаются с целью? Конечно, они нечисты в очах Божиих. И поэтому вся наша праведность, согласно молитве, как запачканная одежда. Вот как неприятно прикоснуться к запачканной одежде, так вот смотрим и на свои добрые дела. Доброе дело должно быть беспримесным. Серафим Саровский преподобный говорит, что оно должно быть плодом любви и сделано во имя Христово. Вот это добрые дела. Ну, я думаю, что лучше делать дела добрые даже с какой-то корыстной целью, чем их вовсе не делать. Начнем с корыстной цели, а, может быть, Господь даст такое устроение, что будем делать эти дела во имя любви, ничего не требуя. Но важно делать.

Итак, Церковь нас не отпускает из своего праздника Воскресения Христова. И еще несколько недель будет над миром нестись эта благая весть, хотя, повторяю, Он одержал победу над смертью в Своем лице, а нас совоскресил с Собою. То есть в нас заложена такая потенция, возможность быть воскрешенным с Ним при условии веры в Него. Верующий в Меня, если и умрет, будет жив6. – Воскреснет брат твой. Знаю, что в воскресение мертвых.Я есмь воскресение и жизнь7. Никто не мог такие слова сказать о себе. Эти слова только мог произнести Богочеловек. Но поскольку Его божественная природа была невидима и внешне все воспринимали Его как обыкновенного человека, ну, может быть, с какими-то особыми дарованиями, то вот эти слова казались хулой им и они готовы были побить Его камнями. Отец Мой доныне делает, и Аз делаю8. Вот вам пожалуйста, достаточно было произнести эту фразу, чтобы схватились за каменья и Его хотели побить.

Так вот, за какое из добрых дел вы думаете побить Меня камнями? Не за добрые дела, а за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом9. Вот Ему приписали этот криминал, это недопустимая хула на Бога, а согласно Моисееву закону, хулитель имени Господня должен умереть. Должен быть предан смерти. Не рассуждали с людьми: ах, вот как, закон совести, свобода, я имею право – никаких мы прав не имеем. Перед Богом у нас нет прав, мы бесправны, потому что мы во грехе. И поэтому нужно принимать волю Божию как закон.

А поскольку народ был грубый, поэтому Ветхий Завет очень жесткий и требовалась вот такая строгость. Если, несмотря на такую строгость, люди продолжали грешить, то что бы они делали, если бы Моисей не применял такую строгость? Вот он отсутствовал только 40 дней, и за эти 40 дней отсутствия народ показал такое легкомыслие10, что ему диву дивишься. С этим человеком, с Моисеем, не знаем, что сделалось. Как будто это какой-то частный человек, о котором они слышали только слухом уха. Поэтому слей нам тельца. И Аарону пришлось уступить, слить тельца. И когда Моисей сошел и увидел это, то он в святом гневе – вот есть святой гнев – разбил скрижали и сокрушил этого тельца. А затем в стане: кто Господень, ко мне. И подошли левиты, и что он сделал? Сказал, что пусть каждый поразит ближнего своего мечом. То есть зачинщики основные, главные вот этого богоотступничества должны быть поражены. И прошли по стану, и три тысячи человек побили мечом. Представьте гору трупов в 3000 человек. Это ужаснуться можно. Вот делают эксгумацию, находят захоронения там 50 человек, 30 человек, выясняют, кто это сделал и почему, а вот 3000 и 23000 – это цифры более чем достаточные, чтобы прийти в ужас. И, однако, нужно было это делать, поскольку не слушались никаких слов. Дальше говорится в книге Второзакония, что Господь хотел умертвить и Аарона за то, что он уступил народу и пошел у него на поводу11. Не нужно было уступать первосвященнику требованиям народа, а он испугался, мягкий по натуре был, мягкий, смиренный: ну, вынимайте кольца и перстни, снимайте у кого что есть – и вот из этого слили тельца. Но я молился и за Аарона. И Господь по молитве Моисея Аарона оставил в живых.

Вот теперь нужно сказать нам, что с 12 главы книги Бытия повествование принимает характер семейной хроники. И мы в биографиях читаем жизнеописания таких патриархов, как Авраам, сын его, сын обетования Исаак; у этого Исаака близнецы Исав и Иаков. Иаков, линия завета идет через Иакова, а у Иакова от 4 жен появятся 12 сыновей. Эти 12 сыновей станут родоначальниками 12 племен. Из этих племен и составится впоследствии народ. По случаю голода Иаков переселится в Египет, в житницу Средиземноморья, и за 400 лет пребывания в Египте они возрастут в большой народ; так что фараон предпримет меры к сокращению их. И вот рукою крепкою, мышцей высокой12 Господь под водительством Моисея выведет народ из египетского рабства в обетованную землю, в которую, вот сейчас мы прочтем в 12 главе, войдет патриарх Авраам, еще не имея детей, а только со своей женой, с рабами и рабынями, со скотом. Это шейх, намад, если угодно, и вот он идет туда, куда велит ему идти Господь13.

Я снова вам хочу сказать, посмотрите 10 главу в книге Бытия, 20 стих, там родословная Сима. И 11 главу, 10 стих – снова родословная Сима. В силу обетования пророческого слова, которое Ной произнес своим детям, вспоминайте: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих <…> благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Господь Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему14. «Благословен Господь Бог Симов». Впервые имя Божие соединяется с именем человека. Ничего так случайно и зря не делается. Значит, в потомстве Сима должен быть Мессия, вот что значит: благословен Господь Бог Симов. Потомки Сима, не все, но среди них найдутся благочестивые люди, которые будут носителями этой мессианской идеи и чистоты веры. И вот поэтому в 10 главе дается родословная детей Сима всех вкупе, а в 11 главе это уже не только повторение родословной, а это богословская схема: выбрасываются второстепенные звенья и проводится линия завета, через кого она должна идти. Посмотрите 11 главу книги Бытия. И вот эту родословную вы должны для себя по крайней мере выписать, и вот какая у нас получается картина с вами. Она выводится на какое–то семейство.

10 стих. Вот родословие Сима: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, затем Евер (14 стих), от Евера, это праотец евреев, получили название свое и евреи. Дальше: Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра. А Фарра – отец Авраама. Авраам – это ключевая фигура во всем Ветхом Завете. Патриарх, с которым Бог заключит завет. Отец всех верующих народов. Через Исаака – отец верующих иудеев и нас, христиан, как Нового Израиля; через Измаила – отец верующих мусульман, вот видите, поэтому мы с вами в лице Авраама имеем патриарха, вера которого вменилась ему в праведность. То есть стала не умозрительным каким-то состоянием: ах, что-то есть над нашими головами. Поверил Авраам Богу, и Бог вменил ему эту веру в праведность15. Почему? Да потому что он поверил вопреки всему. Невозможность иметь потомство вообще, потому что сам он стар, а жена не только стара, но и неплодна. Поэтому дело не в браке, а дети – это благословение Божие. Можно быть и в браке и не иметь детей. Сколько у нас семей, трагедия сейчас, что не могут иметь потомства. Дети – благословение Божие. Поэтому зачинать детей нужно с желанием, с радостью, посылы посылать самые чистые, иначе плод записывает все, всю программу закладываем с момента овуляции. Вот с желанием или нет. Вот то будет и в ребенке. Вот дети не любят родителей, они как волчата дикие. Почему? Да потому, что зачинались со страхом: ах, не забеременеть бы; ах, не хочу иметь ребенка – вот и получаем результат. А здесь он желает, он просит Бога плода чрева, его нет, но Господь ему обещал. И обещал потомство в таком количестве, как звезды на небе или как песок морской16. И сказано: и поверил Авраам Богу. А до этого одни только обещания. Вот говорится, что при призвании Аврааму было 75 лет17. Вот с какой целью об этом говорится? Да с той, что ребенок-то у него родился в 100 лет, у 100-летнего. Сколько, следовательно, он обетование Божие ждал? 25 лет несокрушимой веры. Кто из нас с вами будет ждать 25 лет? До следующей среды хватило бы терпения. А на 25 лет – скажем: извините, слишком долго. Вот, а он это все терпел.

Следовательно, Фарра – это самый нерв истории народа Божия. Смотрите 11 главу: Нахор <…> – 24 стих родил Фарру <…>. Фарра жил 70 лет и родил Аврама, Нахора и Арана. В силу значимости семейства Фарры дается специально его родословная. Вот родословие Фарры. Ур Халдейский – родина Авраама. Прочитайте книгу очень интересную по археологии библейской. Сэр Леонард Вулли – один из основателей вообще археологии как науки. Он написал книгу «Ур Халдейский». Он производил раскопки несколько лет на родине Авраама. И вот описывает, чего он добился в результате этих раскопок. И как текст Библии подтверждается этими раскопками.

Хорошо. Вот три брата: Аврам, Нахор и Аран. Из троих избирается один Аврам. Почему? Вот тайна избрания принадлежит Богу. Мы не можем ответить на этот вопрос: почему из трех избирается один. И один – это и есть Авраам. Это личность просто поразительная и неповторимая, как и его сын – Исаак, и как патриарх Иаков – его внук. Вот Исааку было хорошо ради Авраама18. А Иакову ради Авраама и Исаака19. Благословение Авраама почивало и на Иакове. Вот мы все живем кого-то ради. Вот если бы мы хорошо знали свою геральдику, свои родословные, наверняка многие из вас наткнулись бы на имя, в котором и заключается весь нерв. Это какой-то Божий был человек – молитвенник, капитал которого мы и проживаем. Вот и нужно за таких-то людей и молиться. Вот ради их молитв мы и живем с вами. Все мы живем кого-то ради. Это нужно точно быть уверенным в этом. А Соломону было ради Давида хорошо20. Вот Господь прогневался на Соломона, но что сказал: Ради Давида не отниму царство при его жизни. После смерти отниму, а при жизни – это как заслон какой, как защита какая, как стена.

И вот первые 3 стиха 12 главы. Пишите: 12, 1-3 – это наизусть, это мессианское пророчество.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, – смотрите, раз, – от родства твоего, – из клана твоего, – и из дома отца твоего, то есть порви все связи. Вот Господь, призывая человека, отделяет его от всех и от всего: и от отечества, и от общины, и от семьи. Это евангельское требование. Господь в Евангелии скажет: кто любит жену, детей, земли больше, чем Меня, тот недостоин Меня21. Вот это евангельское требование было к Аврааму: [и иди] в землю, которую Я укажу тебе, – куда идти? На все четыре стороны иди: Я тебе укажу. Значит, внутри у него был вектор. Вектор. Он чувствовал голос Божий. И вот как, понимаете, вектор какой указывает направление, так и он чувствовал в себе вождение, водительство Божие. Вот водительство Божие надо в себе ощущать. Что мы не сами по себе живем, а двигаемся - вот Господь нас двигает. Им бо живем, движемся и есьмы22. Апостол Павел в Ареопаге сказал: мы живем Им и движемся. Вот это движение в себе верующий, глубоко верующий человек и ощущает, и говорит: я живу по воле Божией, я ничего от себя делать не могу. Вот Господь мной движет.

Так, и что? – и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну, – и вот самая что ни на есть квинтэссенция всего этого пророчества, – и благословятся в тебе все племена земные.

Какой потомок принесет благословение всем племенам земным? Христос. Теперь как нам связать, что вот эти слова имеют прямое отношение к Новому Завету и с них по существу начинается Новый Завет? Надо открыть Евангелие от Матфея, 1 главу и читаем с вами 1 стих:

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова,вот вам и связь. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова, – позвольте, Исаак-то родил близнецов, первенец-то – Исав, а Иаков-то – второй, а вот здесь говорится: Исаак родил Иакова. Почему? Да потому что линия завета пошла не через Исава, а через Иакова. Исав вне линии завета. Вы попробуйте сказать арабам что-нибудь или мусульманам. Как это Исав вне линии завета? Нельзя таких слов сказать. Смотрите. Иаков родил Иуду и братьев его. Ничего подобного. Иаков родил Рувима, Симеона, Левия и Иуду, четвертый Иуда, а здесь указывается сразу Иуда. Почему? Да потому что линия завета, минуя первых трех и остальных, пошла почему-то через Иуду. Вот почему это так? Это тайна избрания. И мы не можем на этот вопрос ответить с вами, потому что поступки Иуды – не ахти какие красивые, если читать по книге Бытия. Таким образом, мы видим здесь не родословную, а богословскую схему. Выбрасываются побочные линии и вставляется только то, что напрямую выводит ко Христу.

И вот Господь Аврааму и сказал: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

И Авраам пошел и пришел в эту Ханаанскую землю. Ханаанская земля так называется по имени сына Хама, Ханаана. Какие же племена жили на этой земле до прихода туда Авраама? Смотрите 15 стих 10 главы.

От Ханаана родились: Сидон,слушайте, Сидон – это один из древнейших городов мира, Сайда современная23. Это родоначальник финикийцев, Сидон. Тир и Сидон – это финикийские города. Древнейшие города, а ведь финикийцы – древнейшие мореплаватели. Они транспортировали культуру Междуречья – шумеров, аккадов, халдеев – в Средиземноморье. Финикийский алфавит, можно сказать, лежит в основе всех алфавитов. Вот расшифровывать эти имена очень интересно. Это таблица народов. Их 72 человека, ну, круглым числом – 70. Цифра такая мистическая, а не просто цифра. Так вот Сидон. Хет – хетты, Иевусей – Иевус – это древнейшее название Иерусалима. Вот он основал Иевус, или древний Иерусалим. Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. Вот эти племена расселились на узком побережье, перешейке, можно сказать, соединяющем египетскую цивилизацию с цивилизацией Междуречья.

Зажатая между крупнейшими анклавами, вот эта узкая полоска земли – в длину на 240 -250 км, а в ширину где-то км 50-60 - и есть обетованная земля. Западная граница ее – Средиземное море, на севере граница - это Ливан нынешний. Вот Финикия - это и есть теперешний Ливан. Западная граница ее - это Аравийская пустыня, а южная - Синайский полуостров. Можно за несколько часов проехать весь Израиль, всю Палестину. Называется она обетованной землей24, Святой землей25, землей Эммануила26, красой всех земель27. Именно об этой земле говорится, что очи Господа от начала года до конца года направлены именно на эту землю28. И все паломники, которые бывают в Святой земле, отмечают этот особый колорит, это особое свойство этой земли. Несмотря на все безобразия, и войны, и теракты, какие там творятся, и религиозный экстремизм. И на одной точке сосредоточены все мировые религии: и ислам, и иудаизм, и христианство. И вот вынуждены жить, потому что святые места все рядом. Нельзя туда стрелять ракетами. Потому что, если взорвут храм Воскресения, полетит, понимаете, и мечеть Омара – нельзя, все рядом. А потом, туризм приносит громадные доходы, поэтому, хочешь, не хочешь, а нужно улыбаться и принимать христиан. Потому что денежки идут немалые от посещения святых мест.

Теперь смотрите, и на этой территории и будет происходить история нашего спасения. Эта земля делится на три области больших. Северная – Галилея. Христа как «обзывали»? Ты – галилеянин. И наречие твое обличает тебя, служанка говорит Петру, – и ты галилеянин29. Затем центральная часть – Самария; южная – Иудея, со столицей Иерусалимом. Библейскую географию вы должны знать. Вышла книжка: Райт. «Библейская археология»30. Я бы вам советовал купить эту книгу, потому что эта книга оживляет этот библейский текст. Раскопки археологов подтверждают, камни возопиют. Раскопки археологов подтверждают библейский текст. То, что написано, подтверждается археологическими изысканиями, раскопками. Поэтому слово не расходится с делом. Не мифы, а история.

Вот Авраам в возрасте 75 лет пришел в Ханаанскую землю. Следующее название: земля Эммануила и, наконец, Палестина. Палестина – это название от Пилиштим, от филистимлян. Это большое было на юге ханаанской земли племя приморское; они с Крита пришли и осели на южном берегу Ханааской земли. Пилиштим. Название перешло на всю страну – Палестина. Пилиштим – так греки называли. Палестина – трансаллитерация такая. Теперь следующее, что нужно сказать. Вот эти имена 15 стиха: Евей, Аркей, Иевусей и т. д. – они все суммируются в основном в 7 крупных народов. И вот эти 7 крупных народов, 7 племен, с ними по закону нельзя было вступать в родство, в браки, и вообще, общение запрещалось категорически. Почему? Потому что они научат тебя делам своим и отвратят от Меня31. Не выполнили! Ах, геноцид. Не выполнили. Стали входить с ними в контакты. Ну и что? И уподобились им. И то, о чем предупреждал Моисей, то и совершилось. Служили их богам и находились у них в бесконечном рабстве32. Дело дошло до того, что это рабство бесконечное насколько надоело этим коленам, что старейшины пришли к пророку Самуилу и стали просить: поставь над нами царя, как у прочих народов33. Хорошо. Вот эти племена, 7 племен, вы должны знать. И откройте Второзаконие, 7 глава, смотрим.

Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, – в войнах, – тогда предай их заклятию, Херем34 – вот был закон военного времени «херем». Предай заклятию, то есть все дышащее, от человека до скота, нужно было предать мечу, все, понимаете, добро свезти на средину города, сжечь, и разметать городские стены, и не селиться в этих городах. Смотрите: не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, – это не просто столбы, а фаллосы, культ был фаллический, а культом оправдывалась религиозная проституция. И люди думали, что они этим служат Богу, – и рощи их вырубите, – Ашеры. Астарта, Ашера, вот почиталась Ашера, почиталась под видом священных деревьев, где они и предавались блуду, – и истуканов [богов] их сожгите огнем, – жестокие, жестокие предписание. Но мы смотрим из христианства. Да вообще, история полна сплошных жестокостей. Поэтому, возьмите, в христианское наше время – какие велись религиозные войны: Варфоломеевская ночь и прочее. У нас на Руси что делалось, тоже вырезались и истреблялись целые племена. И религиозные войны, если угодно, самые жестокие. Человек по натуре своей садист. Он в жестокости входит в раж и наслаждается этой жестокостью. С одной стороны, это образ Божий, и Бог принял нашу природу; с другой стороны, вот это такое существо, сердитое, вечно недовольное, и он только и делает, что ропщет на Бога и на Его закон. Вот мешает ему Бог и Его закон.

Вот многие, читая Ветхий Завет, смущаются: как это от лица Божия могло происходить такое повеление – истребить? Мы многого не понимаем. Это во-первых. Во-вторых, никогда эти законы не исполнялись. Они не исполнялись. Вот давайте по букве исполнять закон: нарушитель субботнего покоя должен быть предан смерти, прелюбодей или блудник должен быть предан смерти. Давайте исполнять по букве – это нужно уничтожить большую часть рода человеческого с лица земли. Потому что все пребываем в блуде, если не в прямом, то в мысленном. И Христос охарактеризовал род человеческий только двумя терминами: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет35.

И вот книга Священного Писания, она только и свидетельствует об одном, вот доминирует над всем тема: как человек борется с Богом. Вот есть борьба с Богом со знаком плюс, Моисей тоже боролся с Богом. Как он боролся с Богом? Если Ты истребишь народ, то вычеркни меня из Твоей книги жизни36. Вот это борьба с Богом со знаком плюс. А у нас борьба с Богом со знаком минус, потому что это борьба с Его законом, хоть с ветхозаветным, хоть с евангельским. Хорошо. Господь нам дал евангельский закон. Почему мы не живем по этому закону? Почему мы не живем по евангельскому закону и не любим ближнего своего, как самого себя? Что нам ссылаться и говорить: посмотри, какая жестокость в Ветхом Завете? Время такое было. А вот сейчас? Господь принес закон любви: Он все законы Моисея любви закону подчинил37. Где эта в христианском обществе любовь? Вот давайте предъявлять требования к себе. А то: вот посмотрите, там что написано. А нам что написано в Новом Завете? Да ведь не исполняем этого. Мы призваны любить не только ближнего, но и врагов. Иоанн Златоуст говорит: я стыжусь читать эту главу. Откройте Нагорную проповедь, Мф, 5 глава, 43 стих. Я, говорит, стыжусь читать эти стихи, они написаны как будто не для нас. Смотрите, что здесь сказано.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Это вот в Ветхом Завете. Под ближним разумелся не просто ближний, сосед, а единоверец, соплеменник и единоверец. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, – вот что требуется, чтоб быть сыном-то Отца Небесного. Дальше ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Хорошо. Почему мы этого не исполняем? Стыжусь читать и толковать эти слова. Вот сколько зла было уже тогда в христианском обществе. Апостол говорит, если между вами распри, ссоры, вы подобны хищным животным, которые угрызают друг друга и пожирают38, а это он относит к людям. К каким? к ветхозаветному обществу? Нет. К новозаветному, к своим современникам.

Открываем снова 12 главу. И вот он приходит в эту обетованную землю, патриарх Авраам, и первая его остановка в городе Сихем. Древнейший тоже ханаанский город Сихем. И вот посмотрите, патриарх в своем лице соединял три служения. Он был жрец, он был и судья, имевший над сородичами право жизни и смерти, и он был патриарх, глава, и по его слову все решалось. Вот, он соединял в себе эти служения. Ветхозаветная религия отличается величавой простотой. Смотрите, говорится в 6 стихе:

И прошел Аврам, по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Аврааму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, эти жертвенники представляли из себя нагромождения из камней, круг из камней или возвышение такое; впоследствии по числу колен Израилевых жертвенники делались из 12 камней. Но вот древнейшая религия: глава рода – он же и жрец. Еще особого священства нет. Священство в избранном народе будет кастовым. Не каждый мог быть священником. А так, требовалась родословная: во-первых, он должен быть из колена Левия, и, во-вторых, что касается священства, он должен быть из потомства Аарона. Его родословная напрямую должна была выходить на брата Моисеева – Аарона. Он был первый первосвященник, и священство передавалось от отца к детям. И так шло бы и шло до настоящего времени, если бы у них был храм.

Теперь что нужно сказать? Вот Сихем, вот Вефиль, вот Хеврон - упоминаются эти места, где Авраам останавливался. Наконец из-за голода он спустился в Египет. И в Египте на его супругу посягнул фараон, поскольку это был знатный шейх, то отнимали жен и заключали их в гарем. Но Господь наказал за это фараона, и он, наградив Авраама, отпустил его39.

Вот в другом месте мы читаем, что голод был и во время жизни Исаака в ханаанской земле. Но вот Исааку Господь не велел идти в Египет, а дал ему на месте такой урожай: 1 к 100. Вот он семечко посадил, 100 семян получил. Следовательно, Господь мог бы сделать это и для Авраама. Но нет, вот одному нужно идти в Египет, а другому сидеть на месте40.

И над каждым свой промысл. Поэтому нечего смотреть по сторонам: сей же что? Помните, Петр говорит, интересует его: а что же с Иоанном-то будет? Что, он не умрет? – А тебе-то что? Ты по Мне гряди41. Нет, нас любопытство раздирает: а с ним что? А дальше что? Мы не только существа сердитые, но и чрезвычайно любопытные. Не нужно быть любопытными. Очень много бед происходит из-за любопытства.

Хорошо. Вот Авраам оказался в Египте, и Господь наказал фараона тяжкими ударами, и фараон отпустил его с большим богатством42. Богатство это Авраама тяготило. Кому его передать? А потомка-то нет, а наследника нет; и идут одни обещания. В 13 главе он с Лотом находится вместе, с племянником своим.

Лот – вне линии завета. Лот должен от Авраама отойти. Причина? Спор пастухов из-за колодцев и из-за пастбищ. Авраам, как человек мирный, предлагает Лоту разделиться: куда ты хочешь - иди, я - в противоположную сторону от тебя. Лот, сказано, с возвышенности посмотрел на долину царскую, там, где сейчас Мертвое море; и вот, она прежде, чем ее поразил Господь, была прекрасна как сад Божий, как рай. Он туда и пошел. Но жители этой райской местности, сказано, были весьма злы. Вы знаете, что такое содомские грехи, вот эти содомские грехи ведут свое происхождение и название от названия этого города. Содом, Гоморра, Адма, Севоим, Лаши. Вот Пентаполь, пять городов, которые Господь поразил и стер с лица земли. И вот там, на этом месте, Мертвое море, в котором нет ничего живого. Соленое, концентрация соли такая, что человек, можно сказать, может лежать спокойно на поверхности воды, как на надувном матрасе.

Хорошо. Они разделяются. Только Лот отошел, Господь говорит Аврааму, смотрите, 13 глава, 14 стих:

<…> возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, – вот эти определения библейские для государства Израиль и являются основополагающими. Никакие Организации Объединенных Наций вопроса этого не разрешат, никакие резолюции. Для них важно вот что: тебе дам навеки. И они не хотят там мировую иметь державу. Сейчас не нужно иметь мировые державы. Сейчас можно быть в маленьком государстве, а ворочать делами всего мира. У кого капитал, тот и ворочает всеми мировыми делами. А капитал, вы знаете, у кого сосредоточен, в чьих руках и у каких фамилий. Так вот: тебе дам ее и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет<…>

14 глава – очень важная глава. Палестина, до поражения ее Господом, до завоевания мусульманами была необычайно плодородна. Господь говорил Моисею: Я введу тебя в землю, которая кипит молоком и медом43, где урожаи идут одни за другим, изобилие во всем. Ты будешь старое выбрасывать ради нового, и если будешь исполнять такие мои законы, то не будешь иметь недостатка ни в чем, будет полное изобилие плодов земных44. Мы молимся: о благорастворении воздухов и о изобилии плодов земных Господу помолимся. Что мы отвечаем? Господи помилуй. Да? Вот благорастворение воздухов, вот было благорастворение воздухов как следствие благословения Божия за исполнение Его законов.

Как только отступали от закона, так и земля переставала быть плодородной. Я пошлю засуху на землю, и небо не даст в свое время дождей45, не будет ничего, и все это исполнялось. И все это исполнялось. Потому что земля реагирует на поведение людей, которые ее попирают. Земле приписывается свойство живого организма. Она стряхивает с своей груди нечестивых46. Вот Я сделаю землю плодородную соленой пустыней. За что? За злобу живущих на ней47. Будем умножать зло и себя не прокормим; будем умножать зло, и земля не будет давать силы своей. Поэтому основной мотив: обратитесь, покайтесь, обратитесь.

Коалиция царей месопотамских во главе с Кедорлаомером48 напала на эту богатейшую, как рай земной, землю, на города Содом и Гоморра, Адма, Севоим… Перечисляются имена царей. И захватили Лота в плен, и пошли к себе с богатейшей добычей. Авраам, когда узнал, что взят его племянник в плен с рабами своими, бросился в погоню. Настигнул этих врагов, когда они, очевидно, предавались пьянству и спали, и отбил Лота, и возвращается с ним к себе домой. И вот, когда он возвращается, навстречу ему выходит таинственная фигура, и вот здесь я буду вас спрашивать.

Запишите: Мелхиседек, царь Салимский, как прообраз Христа. А до этого повыше запишите: Авель как прообраз Христа. Вот и раскрывайте эти прообразы. 4 глава – Авель как прообраз Христа, а здесь – Мелхиседек, царь Салимский, как прообраз Христа. Посмотрите, отметьте: Быт 14 , 17 – 20 и Послание к Евреям, 5 – 7. Вот в этих главах Послания к Евреям апостол Павел раскрывает смысл прообраза. Ты иерей вовек по чину Мелхиседека. Слышали такой прокимен? Слышали. В 109 псалме есть. Вот упоминается Мелхиседек. Во-первых, он выходит навстречу к Аврааму с хлебом и вином. Это уже хлеб и вино, это ведь евхаристические дары. Хлеб и вино. Во-вторых, он в своем лице соединяет 3 служения. Он – царь Салима, он – первосвященник и он – пророк. Вот 3 служения в одном лице.

И у Христа: Он – Царь царствующих, Он – Архиерей нашего спасения и Начальник нашей веры и Он – Пророк с большой буквы.

Так вот, он выходит навстречу, и, как бы ни был велик Авраам, Авраам чувствует, что Мелхиседек превосходит его по всем, что называется, статьям. Он поэтому преклоняется пред ним, принимает от Мелхиседека благословение и дает ему десятую часть из добычи своей. Мелхиседек, это имя Малеахседек – это буквально «царь правды», а Салим – это город Иерусалим Это царь мира, Шолом, мир – «шолом», царь мира и царь правды. Вот именами-то своими прообразуют собой Христа. Кто у нас в собственном смысле является миром нашим? Христос. Он – мир наш. Затем. Кто является в собственном смысле царем правды? Христос. Вот Он соединяет в Себе 3 служения: Он – и Царь царствующих, Он – и Архиерей, начальник нашей веры, Он - и Пророк с большой буквы.

Вот апостол Павел эту встречу раскрывает, символику ее, в 5-7, 10 главах Послания к Евреям. Вы должны внимательно прочесть эти главы. И в следующий раз мне сказать, какими чертами Мелхиседек, царь Салимский, прообразует собой Христа. Кто дает десятую часть Мелхиседеку? Вы скажете по тексту: Авраам. А почитайте, что говорит апостол Павел об этом. В лице Авраама десятину дает священник, показывая этим, что его священство ниже, чем священство Мелхиседека. Раз он дает ему десятину, священник священнику, значит, священство кого-то выше. Без всякого прекословия, скажет апостол, меньший благословляется большим49. А сказано: и благословил Мелхиседек Авраама – какими словами? Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои50. Вот, так.

Дальше 15 глава: завет Божий с Авраамом. Наконец-то подступает время исполниться обетованию. Но прежде чем ему исполниться, Бог вступает в непосредственный завет с Авраамом. Он снисходит до обычаев, принятых у племен того времени, когда вожди вступали в завет между собой и как это дело обставлялось внешне. Смотрите 15 главу, 9 стих:

<…> возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя, – рассеки, кроме птиц, животных на части, и Господь пройдет между рассеченными частями. А между рассеченными частями проходили вожди племен. Вот Господь использует эти обычаи и вступает с Авраамом в завет. Но в начале главы, посмотрите, какие удивительные слова:

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

Внимание: Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Вот вера Авраама стала добродетелью. Она является оправдывающей, спасающей верой. Вот без веры невозможно угодить Богу. Не просто без веры, а без веры Авраамовой, такой же силы, как и была у патриарха Авраама. Она вменилась ему в праведность.

Апостол Павел свой тезис об оправдании верой развил в целое учение. Послание к Римлянам, Послание к Галатам, там прекрасные есть на этот счет положения, что вера не противопоставляется добрым делам. Вера и добрые дела, они рождаются одно от другого. Поэтому не нужно противопоставлять веру и добрые дела. А рассматривать это в единстве. Это в спекулятивной богословской мысли, в споре с протестантами мы пришли к тому, что вот спасаются только верой, а, дескать, добрые дела не нужны. Неверно это истолкование. Вот человек все доводит до абсурда.

И вот эта вера Авраама, несокрушимая, как скала, является образцом навсегда. Патриарх Авраам – отец всех верующих. Он породил и нас с вами через Исаака и через Израиля. Мы – Новый Израиль, а Израиль – это второе имя патриарха Иакова. Вот, заключив с Авраамом такой этот завет, Господь ему открывает, что потомство его будет пришельцами в земле не своей51 – намек на египетский плен. И возвратится в эту землю, в обетованную, в 4-ом роде52. Действительно, 430 лет они пробудут в египетском рабстве.

В 16 главе, по-прежнему, сына нет Саре. Вот надо знать обычаи тех народов. Она заставляет Авраама войти к служанке – пусть она родит на колени мои, а ребенок будет мой. Кто принимает ребенка из чрева, на чьи руки плод падает, тот считается матерью. Вот Агарь, по иудейскому преданию, это не просто была рабыня, она была принцесса, она тоже была царского рода. И вот стала служанкой у Авраама, он ее купил, и она стала в его семействе жить. Вот Сара заставляет Авраама войти к ней – пусть она родит на колени мои. У нее нет больше сил терпеть и ожидать. Действительно, рождается ребенок. Дали ему имя Измаил. Что сказано об этом Измаиле? Когда Агарь забеременела, она стала презирать свою госпожу как неплодную. А неплодие считалось на Востоке наказанием Божиим. Такие люди несли поношение, они не приглашались никуда. Вот народ смотрел так. Плодитесь да размножайтесь53 для всех последующих людей.

Восточный мир, мусульманский, не знает абортов. Аборты делают только христиане. Только христиане. У мусульман этого нет. В Саудовской Аравии по 12 – 15 детей имеют. Почему? Да потому что на каждого ребенка дается дотация в 1000 долларов. И можно воспитывать 15-20 детей. Поэтому у них резервуар людской бесконечный. А нам скоро границы отечества защищать будет некому. Принимать-то в армию некого – то больные, их надо откармливать сначала и лечить. Все больные, все потомство больное. И смертность превышает рождаемость. И конечно, с таким количеством людей, да таким больным, мы бы тех схваток, какие – вы по летописи читаете – выдерживали, мы бы сейчас не выдержали. Не выдержали. А там воспитаны в такой религии, что смертников, готовых умереть за Аллаха и за религию, не перечесть. Поэтому не нужно было трогать этот мусульманский мир.

Посмотрите, что было сказано. Когда Агарь стала насмехаться над госпожой своей, не повиноваться ей, Сара настояла на ее изгнании. И вот она пошла, беременная, и заблудилась, и думала, что она погибает. Но Господь послал Ангела Своего, и Он ей говорит: служанка Сарина, вернись к госпоже своей, покорись ей54. А дальше идут слова, которые определяют характер этих арабов как террористов всемирных55; не все, конечно, но у них очень много фанатических таких направлений. Вот прочитайте.

Ну вот вам задание: прочесть до 25 главы включительно, где речь идет о смерти Авраама и его погребении. Иначе мы с вами будем сидеть 10 лет на книге Бытия. Вот. И в то же время пройти такие моменты, не объяснив их, тоже неловко как-то, надо знать. По крайней мере, истолковать немножко.

Таким образом, патриарх Авраам показал силу своей веры в своем жертвоприношении сына56. Исаак – сын, ожидаемый столько лет, и вдруг Авраам слышит: сына твоего, единственного твоего, принеси в жертву на горе, какую Я тебе укажу. Гора Мориа – это и есть тот холм, где сейчас стоит мечеть Омара, а до этого был храм Соломона. Вот евреям нужна эта территория позарез, потому что только на этом месте они могут построить второй храм.

Я вас благодарю. Помолимся.

* * *

  Лекции: §  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

Календарь

21 ноября 2024 г. ( 8 ноября ст.ст.), четверг. Собор Архистрати́га Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

17.00 – Вечернее полиелейное богослужение

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления