Кланяюсь всем вам и приветствую после значительного перерыва, когда много из нашей главы улетучилось, но кое-что и осталось. Вот в прошлый раз мы говорили с вами, что Слово стало плотию и обитало среди нас, полное благодати и истины, и мы видели Его, видели славу Его, как единородного от Отца. И вот, чтобы мы не думали, что мы способны видеть Само Божество, 18 стих Пролога заканчивается такими словами:
Бога не видел никто никогда,1 – добавим, по Его божественной природе. Поэтому вы встретитесь со многими определениями Божества, но по существу все эти определения, все эти наименования будут говорить только об одном – чем Бог не является по Своей природе. О Нем можно говорить только в терминах апофатического богословия с отрицанием «не»: неизреченный, неизъяснимый, неуловимый, несказанный, невидимый, и в то же время близкий и самый близкий к душе человека. Вон какое мироздание, скажет Макарий Египетский, и нигде Господь не обитает с этим творением в такой близости, как с человеком.
И вот парадокс: этот человек, наделенный от Бога необычайными дарованиями, наделенный царской способностью, царственным божественным даром свободы, нарушил заповедь и, можно сказать, включил не только себя, но и все мироздание в страшную трагедию, по которой страдает весь мир. И вот вся тварь, как скажет апостол Павел в Послании к Римлянам,2 ждет от нас обращения, ждет подлинного покаяния, чтобы мы изменили отношение и к самим себе, и к окружающей нас природе, к миру растительному, к стихиям, особенно страдают животные, ни в чем не повинная тварь. Посмотрите, как над ними издеваются, сколько тоски, печали в их глазах. Они смотрят и не понимают, как эти двуногие существа, то есть мы, могут к ним так относиться. И все это проистекает от безбожия. От бездуховности, потому что никакая культура, никакой разум необлагодатствованный не даст таких плодов. А вот только в Церкви, только в религии человек изменяется и опять обретает тот утраченный образ, потому что Господь – основатель Церкви, назначение-то всего была Церковь. Не мир сам по себе, а мир-то должен стать Церковью.
Вот Господь совершил наше искупление, и последующий этап после Его воплощения - это было обрезание и затем крещение. В 30-летнем возрасте Он приходит к Иоанну на Иордан креститься. Печатью ветхозаветных пророков был пророк Малахия. Откройте книгу пророка Малахии и найдите 3 главу. Это последний из Малых пророков послепленных. Этот пророк Малахия произнес несколько пророчеств поразительных и удивительных. Открываем 3 главу, и вот смотрите, читаю вам 1 стих:
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете, – остановимся здесь. Вот я посылаю Ангела Моего – это не кто иной, как Предтеча Господень. Вот, он изображается на иконах с крыльями. Действительно, это был небесный гражданин, ангел во плоти, и он приготовит путь предо Мною, – перед Христом своей проповедью и крещением, – и внезапно придет в храм Свой Господь, – действительно, Он придет в этот храм, – Которого вы ищете и Ангел завета, – это Христос, – Которого вы желаете. А дальше удивительные слова: вот, Он идет. Вот передает эстафету из Ветхого завета в Новый. Пророк Его уже видит. А до Его прихода еще 5 столетий. В пятом веке до Рождества Христова. А для пророка уже: вот Он идет, говорит Господь Саваоф.
И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Вот отметьте, 3 глава Малахия, с 1 по 2 стихи – это мессианское пророчество и о Христе, и о Его пророке равноангельном.
Теперь приходит Предтеча, и вот он-то говорит к народу: Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете3. А я знаю Его. Ибо Пославший меня крестить сказал мне: «Над кем увидишь разводящиеся небеса и духа как голубя сходящего нань, Тот и есть, крестящий Духом Святым». И я видел и свидетельствую. Вот Он идет. И указывает уже конкретно: Вот Агнец Божий, указывая на Него как на персону. Говоря эти слова: «Вот Агнец Божий, вземлющий грехи мира», он подписывает Ему этими словами смертный приговор.
Еще Христос не выступил на учение, а о Нем уже сказано, что Он Агнец. А назначение Агнца одно – жертвой быть. Все ветхозаветные агнцы (мы будем проходить культ жертвенный ветхозаветный), вот они были все прообразом этого Агнца Божия с большой буквы. Потому что апостол Павел скажет: невозможно вменить грехи разумного существа бессловесному животному,4 – а его приводили к скинии собрания, возлагал человек на него руки, на голову этого тельца или агнца, исповедывал свои грехи, и затем этого агнца забивали и приносили в жертву. Это была заместительная жертва. По существу, это надо было делать с человеком, но, поскольку Господу неугодны человеческие жертвы, были жертвы заместительные – чистые невинные животные. Миллионы их за историю принесли в жертву, но подлинного очищения люди не получали. Потому что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов очищала человеческий грех. Апостол Петр в Первом послании скажет, что мы куплены дорогой ценой, Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, закланного еще прежде создания мира5. И вот этот Агнец и начинает проявлять Себя в истории домостроительства, Вторая Ипостась, и на сегодняшний день мы еще отмечаем Его приход на Иордан креститься для того, чтобы Он был явлен миру.
Иордан напрямую не больше 90 км, но с изгибами расстояние утраивается. Начинается на севере страны у подножия Ермона из нескольких ручьев, затем собираются эти ручьи в один рукав, проходил через болотистое озеро Мером, или Гулеф, которое израильтяне сейчас осушили, и из него вытекал в другое большое озеро, или море – Геннисаретское, Галилейское, или Тивериадское. В подхалимаж римскому императору Тиверию на берегу озера был построен город Тивериада. Так вот оно по-разному называется: по области – Галилейское, по городу – Тивериадское, и вот еще Геннисаретское – это все одно и то же море, озеро. Вытекая из него, Иордан быстро набирает спуск и впадает в Мертвое море, уровень этого Мертвого моря на 400 с лишним метров ниже уровня мирового океана. Иордан никогда не знал на своих берегах городов. Первые цивилизации были речные. Люди селились вдоль рек. А уж потом стали осваивать морской берег. Но Иордан – поскольку отвесные скалистые берега, меститься там невозможно – городов не знал на своих берегах. Ярдем – Иордан – единственная крупная река, которая делит Палестину на две неравные части. И вся история происходила на западной стороне Иордана.
И вот Господь приходит на эту реку, и предание указывает, где происходило крещение. И, не нуждаясь в нем, погружает Свое тело в священные воды. Освящает естество водное, не нуждаясь ни в каком очищении. По древним преданиям вода является местом обиталища злых духов. И иногда на иконах вы видите, как на дне изображены эти демонические существа. И священник, читая освятительную молитву на водоосвящение, изгоняет из этой воды нечистых духов, гнездящихся в ней.
Вот Иоанн не хочет крестить Его, потому что – как раб может крестить Творца? Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Крести Меня, Иоанне6. И вот большие споры, как крестился Христос. Зайдя или с погружением? На картинах художников Возрождения мы видим, что Он стоит в воде по пояс. Большие споры (да и до сих пор они, можно сказать, идут), как нужно крестить – обливательным крещением или погружая полностью с головой? Ну, где как принято. Теперь. Он выходит из воды, а ведь куда спустился Христос? В воду, в которой люди омывали свои грехи. Он спустился в ядовитую, можно сказать, жидкость. Люди омывают свои грехи, и вот туда же сходит Христос, освящая это водное естество. И когда Он исходил из воды, разверзлись небеса; и Иоанн, очевидно, только Иоанн, увидел духа, как голубя, сходящего нань, и глас, глас Отчий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, – и акцент нужно сделать нам на местоимении, – Его слушайте7. Вот Кого мы должны слушать. Бог Отец говорит нам, Кого мы должны слушать: Его слушайте. И затем Духом ведется в пустыню. Духом ведется в пустыню, сказано, для искушения от диавола8. И после 40-дневного вот такого пребывания и испытания Он выходит на общественную проповедь.
Да, в силу этого человек входит в Церковь через таинство крещения. Оно называется баней пакибытия, баней возрождения. Погружаясь с головой, человек умирает для этой плотской, греховной жизни, а выходя из этой воды, он возрождается в новую духовную жизнь. Поскольку крещение во имя Святой Троицы, погружение троекратное. Вы все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Вот облеклись ли мы во Христа после крещения? Это большой вопрос. Он, этот вопрос, требует от нас очень серьезного исследования, и результатом этого исследования может быть вывод только один: если мы не живем по Евангелию, по заповедям, никакого, следовательно, облечения во Христа не происходит.
Люди все доводят до абсурда. А как же многие умирают без крещения? Так вот крестились и за усопших. Не только за себя, но и за умерших. Апостол говорит, что этого категорически делать не нужно9. Какова судьба этих людей, умерших до прихода Христа, и какова судьба детей или людей, сейчас умирающих без крещения, без этого таинства, куда их Господь определит – это практически не открыто в Писании, это тайна, и поэтому мы не должны много на эту тему и рассуждать. Потому что наши рассуждения вносят только такой проблематичный характер, все это могут быть и фантазии. Конечно, грустно, если человек умирает без крещения. У него нет Ангела Господня, Ангела-хранителя, – ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим. В каждой службе упоминается этот Ангел-хранитель.
Дальше. А если человек сомневается относительно себя, крещен он или нет? Нет никаких документов, нет никаких свидетелей, все в тумане. Чтобы не мучится совестью, нужно креститься вторично и на этом вопросе поставить точку.
Дальше. Крещение. Вот пришли креститься. Как крестить людей без просвещения? Елице ко просвещению. Вот были оглашенные, институт оглашенных. Их готовили в специальных училищах, вот было знаменитое Александрийское училище в Александрии, которое возглавляли такие великие, как Пантен, Ориген, Климент Александрийский. И вот срок оглашения был 3 года. Если бы поучиться у таких учителей в течение 3 лет! Конечно, человек входил в баптистерий, в эту крещальную чашу, как богослов уже. А ведь у нас никакого нет воспитания в этом плане – все обратилось в проформу. Хотя и требуются налицо крестные, как бы, так сказать, восприемники и духовные родители, но они ничего не могут дать сами, ничего не могут сказать. Крестный за крещаемого должен читать Символ веры, а он и Символа веры не знает, какой же он крестный? Как он его может воспитывать? Поэтому номинализм страшный. Исполняем форму, а содержания-то форма лишена. Теперь, как оглашать священнику, когда вот к нему пришли, а границы прихода размыты? До революции четко была налажена приходская жизнь: храм, село и какие деревни к нему приписаны – все четко знали и жили в этих границах. Поэтому священник имел общение со своим приходом и, находясь на одном месте 30-40 лет, он всех знал наизусть. Всех крестил, всех венчал, всех отпевал; души их были для него, так сказать, открыты, и, тем не менее, все равно нужно оглашение. Нужно учительство.
Вот ввели крещение младенцев на каком-то этапе, а до этого не хотели креститься до 30 лет. Ну вот почему до 30 лет не хотели креститься? Не потому, чтобы подражать Христу, а потому, чтобы прожить жизнь в свое удовольствие, а уж после этого все равно выйду из купели яко благ, яко свят. Потому что в купели очищаются все грехи. Ну а где гарантия, что человек доживет до 30 лет? Вот и надо крестить. А кто их будет воспитывать? Вот первыми воспитателями и должны быть сами родители. Родить ребенка – дело природы, тут и большого ума не нужно, а вот воспитать его как члена Церкви – это же прекрасно было бы.
Поэтому крещение должно бы совершаться торжественно, в присутствии всей церкви, всей общины, чтобы она видела своими глазами это торжество, это приращение Церкви. Потому что Она в членах своих убывает, и нужен все время новый прилив новых людей. Но вот, к сожалению, все это утрачено – крестят где-то в подвале, в каком-то закутке, на скорую руку, и смысл этого всего таинства, которое свели к какому-то требоисполнению, теряется. А ведь это торжество. Были баптистерии, храмы, центральную часть которых занимала эта мраморная купель, она наполнялась водой; до 100 человек могло войти разом, и священники крестили. Вот они в белых длинных одеждах выходили – эта новая Церковь, пополнение Ее; и все ликовали; и вот они в течение недели вкушали мед и молоко, сладость подчеркивая этого своего обращения, учения и его чистоту. Вот как возродить все это? Как сделать, чтобы действительно крещение человека было событием в его жизни? А то в жаре, если летом, дети кричат, матери ошалели от крика, не знают, что это совершается, зачем их вдруг заставляют ходить вокруг купели кругами и дунь, и плюнь во время отречения; многие смеются, не понимая, что все эти действия имеют великое значение. Поэтому литургическая жизнь Церкви, она сразу после крещения должна рассматриваться и подтверждаться текстами Священного Писания. Ведь как крестили апостолы, этого не сказано. Вот вода10, и апостол крестил этого евнуха. Как он его крестил? какие молитвы читал? Все это идет из Предания. Поэтому, кто хочет ограничиться Писанием только (как все сектанты и не признают этого Священного Предания, устного учения Церкви), он вычеркивает себя, можно сказать, из полноты ведения.
Так. Христос крестился. Произошло такое явление – Троица. Мы называем этот праздник Богоявлением. Потому что Он стоит в воде, Дух Святой сходит как голубь, Отец извествоваше словесе утверждение; подтверждает Дух Святой то, что сказал Отец. Действительно, это Сын Божий и на Нем почивает Святой Дух. Равнодетельная, равносильная Троица. И нужно крестить не во имя Отца, а во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. И вот священники опытные, они очень красиво умеют крестить, и надо, конечно, иметь такую практику, а практика тоже передается от хороших священников. И вот если нет хороших послушников, нет хороших и старцев. Нет хороших священников, нет и преемства красивого. И мы видим, что многое совершается в общем-то не так, как бы можно было это совершать и нужно. В спешке, на скорую руку священник что-то читает, никто этих слов не понимает, он сам не рад, потому что через некоторое время, если он требный, следующий будет заход, опять нужно повторять то же самое. Конечно, это не дело. И мы в этом плане очень и очень проигрываем. Так вот, три года, скажет апостол, день и ночь, со многими слезами, непрестанно я учил вас, открывая вам всю волю Божию11.
Мне думается, трехгодичным и было Александрийское-то училище, так вот представьте, 3 года люди просвещаются. Елице оглашенные изыдите, да никто от оглашенных не остается дальше в храме, елице вернии, только верные, они имеют право присутствовать при совершении таинства Евхаристии, а вы, как еще не воцерковленные, а слушающие, должны покинуть храм. Вот прекрасно было бы, если бы увидели такую картину, как за литургией значительная часть, услышав вот эти слова, уходит и “двери, двери, премудростию вонмем” закрываются, закрываются не только по этому случаю, но и по другому. Когда были внезапные нападения, вот на дверях и стояли стражи, и предупреждали о внезапном нападении, которое могло быть со стороны язычников.
Но это было бы прекрасно наблюдать и потом, когда бы они все крестились и вот целую неделю переживали это свое состояние. Ну ладно, ребенок не помнит и все, но ведь им нужно заниматься. Вот прочитайте «Как настроить себя на духовную жизнь» Феофана Затворника. Вот он показывает, что нужно делать с ребенком: чаще подносить его к иконам, чтобы он смотрел; его крестить; его поить святой водой; окуривать его ладаном; причащать; опять подносить к иконам, чтобы он все это слышал, воспринимал и видел. Не думайте, что он ничего не понимает и глаза у него такие, еще и зрачков-то не видно, – все воспринимает. Это целая личность, наиболее открытая для воздействия на нее благодати Святаго Духа. Так вот бы это должно быть.
И Господь прилагал верующих к Церкви12. Верующих нужно прилагать-то к Церкви, уже укорененных, а не после крещения что-то говорить. Посмотрите, какие они вырастают, если они не слышат ничего из воспитания-то, дикие, никак потом их и не привьешь13, никак не заставишь, и слушать не хотят. А те, кто поступает в эти люциферианские секты, приходят к священнику и просят, чтобы он снял с них вот эти обеты. Они отрекались от сатаны, а они не хотят от него отрекаться, а хотят быть с ним - снимите с нас эти отлучения, я не хочу от него отрекаться. Вот до какого доходят безумия и страшного дела.
И вот Господь крестился в 30-летнем возрасте и Духом был веден в пустыню14, сказано. Не Сам пошел, а Духом веден. Показана Его человеческая природа, что ничего Он по Своей воле не делал, и говорил, что пищей-то Его является творить волю пославшего Его Отца15: однако не Моя, но Твоя да будет воля16. И вот это все надо нам усвоить и заниматься в своей семье. Нечего ехать в какие-то страны миссионерствовать. Нужно свою семью устроить как домашнюю церковь. Вот устройте свою семью как домашнюю церковь, и это будет прекрасно. Вы почувствуете, как Дух Святой будет витать в этом жилище. Помазал Самуил-пророк Давида в царя отроком, сказано, и Дух Божий стал витать вокруг Давида и был с Давидом17.
Вот так же и с каждым человеком, который серьезно воспринимает и серьезно относится к учению церковному, Священному Писанию, живет этим делом, вот он притягивает на себя, как магнит, Дух Божий. Для Духа нет никаких препятствий, нет никаких пространств, нет никаких стен, он дверьми проходит и обитает не только вне, но и в самом человеке. Явился еси днесь вселенней – кондак18, – и свет Твой, Господи, знаменася на нас – да где это Он на нас знаменовался? Вы скажите, где это Он на нашем лике знаменуется? Нет Его, – в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. (Надо грамотно произносить… слышу многие говорят: непреступный – неверно. Неприступный, будьте любезны говорить правильно.) В разуме поющих Тя. Что это значит? Это значит, что мы должны Бога прославлять разумно, а не как-то, понимаете, магически. Вот нужно выполнить какие-то обряды, вот и выполняют и думают, что в этом существо религии. В разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Поете неверно и конец тропаря: и мир просвещей - поют: просвещай. Да неверно это. Посмотрите, правильно: просвещей, Господи, слава Тебе, Ты просветил мир. Это сделал Господь. Но чтобы просвещенным стало общество, мы это просвещение от Бога должны усвоить собственным подвигом. Вот и получается, что Бог спасает нас не без нас, а вместе, в союзе. Синергия должна быть. Бог просвещает, мы это просвещение воспринимаем и усваиваем. И углубляем с каждым годом своей жизни с тем, чтобы вот эти все таинства, эти все речения были у нас наполнены таким содержанием, чтобы сразу чувствовалось, что это человек Церкви. Вот он читает. Как осмысленно звучат в его устах эти слова. Он делает акцент там, где нужно, и вот все это показывает, что он понимает: Разумееши ли, что чтеши?19 Это ведь относится не только к Священному Писанию, а и к богослужению Церкви: не помолимся фарисейски, братие. А как же молиться? Вот научит нас мытарь, как молиться20. Так. Вот в таком духе.
Ну а теперь, если перейти к нашим темам, откройте 3 главу книги Бытия. Заучили ли вы за это время наизусть первое мессианское пророчество: и вражду положу – посмотрите 3 главу 15 стих – между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Вот на раскрытие этого первого мессианского пророчества и идет вся дальнейшая история. Потому что мы изучаем христологически Ветхий Завет, как свидетельство о Христе. У иудеев при их прекрасном знании Ветхого Завета доселе лежит покрывало на уме и на сердце. Доселе они, читая, видят только одну букву21 и никаких намеков и указаний на Христа.
А вот мы здесь с вами и видим: вражду положу между тобою и между женою. Между кем и кем? Вражда – что это такое? Это война. Это духовная брань. Есть такое понятие? Духовная брань? Вот это и есть духовная брань, это есть война, война, можно сказать, без сожаления. Здесь диавол действует, у него нет к человеку никакого сожаления. Никакого. И поэтому это война на смерть, на жизнь или смерть между тобою, диавол, и между женою, какой-то женой. Эта борьба продолжается в потомстве. Семя имеет много значений, семантика этого слова очень большая, но одно из основных значений – потомство. Следовательно, в потомстве. И между семенем твоим и между семенем ее. Дети Божии и дети диавола узнаются так22. Как они узнаются? Скажите мне, как они узнаются, дети Божии и дети диавола? Вот на это есть ответ в Соборном Послании Иоанна, и мы не читаем. Это надо посмотреть. Да кто это дети Божии? Вот нужно просто сказать: чью волю мы творим, того мы и дети. Творим мы волю Божию? Мы дети Божии. Творим мы волю лукавого? Мы дети лукавого.
Оно будет поражать тебя в голову. Семя жены поразит диавола, эту рептилию, которая взята как образец, в голову. А удар для любой рептилии во главу – смерть, смертелен. Победа предрешена. Удар будет нанесен, смертельный удар. Но и змей ужалит кого-то в пяту. Вот он Христа и ужалил в пяту… Он настроил и начальство, и народ, чтобы они Его распяли. Но вот когда Его пригвоздили ко Кресту, вот и был нанесен в этот момент смертельный удар во главу змею, диаволу. И то рукописание, которое он держал, обвинительный акт против нас, Христовой Кровью был смыт, и грех стал небывшим. Все Господь взял на Себя. А ты будешь жалить его в пяту. Вот что можно сказать на раскрытие пророчества.
Что же говорится о жене при изгнании из рая? Что она будет в скорбях жить: скорби будут и в беременности, и к мужу влечение ее, и он будет господствовать над нею23. Если посмотреть на эти искажения религии, на другие появившиеся религии – в каком унизительном положении была женщина, особенно на Востоке: умирал муж, сжигали живьем и ее. Вот такое, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. А что Адаму было сказано? Проклята земля за тебя24, – как может проклинать Господь творение, о котором Он сказал: и вот все, что создал Господь хорошо весьма?25 Как Бог может проклинать свое творение? Не может Он его проклинать. Значит, это слово надо тоже понимать достойным образом. Какое проклятие может исходить из уст Божиих? Вот смотрите, что происходит. Проклял Он однажды смоковницу, и она засохла26. Если бы Господь проклял Свое творение, оно рассыпалось, оно испарилось бы. Вот Ты смотришь на землю, и она трясется; Ты прикасаешься к горам, и они дымятся27. Вот Ты свертываешь в свиток небо и землю, и они бегут от Твоего лица28. Вот все ждут от Тебя пищи. Даешь им – берут, отвращаешь лице Твое – все смущается, все приходит в смятение29. Птенцы ворона просят у Бога дать им пищи30. И если Ты даешь, принимают, и на своем языке благословляют Бога: хвалите Его гади, птицы, дух бурен, голоть31 – это не только литературные какие-то фигуральные выражения. А и действительно, природа на своем уровне, на своем языке дает хвалу Богу. А вот разумную словесную хвалу дает Ангел и человек. Так вот проклята земля за тебя.
Смотрите 17 и18 стих.
Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, – посмотрите, сколько трудов нужно положить человеку, чтобы себя содержать и пропитать. По существу, скажет мудрец, все труды человека для рта его. Действительно, все труды человека для рта его. Каждый день ему хотя бы 2-3 раза надо в день покушать, одеться, иметь питье – все необходимое для его жительства. Он не может, как животное, пастись, потому что все изменилось, природа стала не той. Дальше говорится: со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, терние и волчцы – терновник, такие заросли этого терновника, что иногда во время битв туда загоняли отступающих, и вот они продирались сквозь такие иглы, и погибало в этих зарослях терновника больше, чем от меча, – терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Вот, прежде чем думать было стать божеством без Бога, обладать знанием добра и зла без Бога, надо подумать, что в твоем основании – прах ты, ты создан из праха земного.
И создал Господь Бог человека, – посмотрите 2 главу 7 стих книги Бытия, – из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, И стал человек душою живою. Как понимать эти слова? Человек по своей физической природе состоит из тех же элементов, какие встречаются и в окружающей нас природе, в том числе и в земле. И все металлы есть практически, а на 80 % он состоит из воды. И если вы сделаете химический анализ пепла, вот там найдете и калий, и кальций, и железо, и кремний, и еще какие-то элементы.
Так вот, ты – прах и в прах возвратишься. В этом плане у нас нет отличия от скота. Напротив, многие животные превосходят человека и по крепости сил, и по чуткости всех органов. Но у них нет того, что есть в человеке: нет образа и подобия Божия, нет отражения той добродетели духа, скажет Макарий Великий, по которой он создан. И когда мы говорим об образе Божием, мы не должны иметь в виду какое-то портретное сходство. Не о портретном сходстве речь, не о портретном, а речь о том, что в нас есть те же духовные потенции: научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем32. Вот вам образ Божий.
Но чтобы этот образ Божий довести до совершенства, надо трудиться над этим. Кротость не дается так. Вот, если бы захотел – приобрести кротость и смягчить свой нрав – и получилось. Не тут-то было. Всю жизнь над собой надо трудиться. Вот у Иоанна Кронштадтского горячий был нрав, горячий характер. Как он говорил в Дневнике, он до сих пор не может справиться с этой вспыльчивостью. Вот он причащает в одном месте людей – не знают матери, как подать ребенка, то ли на правой руке, то ли на левой. Он сказал: «Да неужели вы до сих пор не научились подносить детей к чаше?» Повысил голос и почувствовал, что от него отлетела благодать. Он перестал причащать. Пошел просить Бога помиловать его и, когда к нему вернулось устроение прежнее, вышел – вот что ощущает святой человек. Кротость так не дается, трудиться надо и просить о ней Бога. Следовательно, выражение будьте совершенни, как Отец ваш Небесный совершен есть33 говорит о богоподобии, о подобии.
Образ и подобие – это не тавтология. Образ в том, что имеем мы по творению, а подобие это то, чего достигаем в результате подвига с помощью Божией. Будьте совершенни, будьте святы, ибо Я свят34 – это Господь Бог. Это тоже относится к образу. А вот когда над этим человек работает и приумножает это все, восходит от силы в силу… Вера тоже сюда относится.
Какую мы имеем веру? Вот здесь будет целая гамма. Вот слезы жалости к себе пойдут. Имеете ли веру? веруеши ли? Господь требовал ответа прежде, чем сотворить чудо веры. Верую, Господи, помоги моему неверию35. Хочу верить, но сомнения меня раздирают, никак не могу их преодолеть. Де Ветто, основатель всей библейской критики немецкой, энциклопедического образования ученый, он настолько этим скепсисом, этим рациональным подходом разрушил свои мозги, что хочет верить, просит у Бога этой веры, но сомнения преобладают. Да, это было так, если мы только не ошибаемся. Ну вот попробуйте жить с такими мыслями. Да, Бог должен быть, если мы только не ошибаемся. Как молиться при таком состоянии? Ни молитвы, ничего не будет. Апостол-то что требует? Оставить все эти вещи, оставить всю эту рефлексию ненужную. Приходящему к Богу надо верить, что Он есть36. Вот что требуется. Волевое усилие требуется.
Поражены были все силы. В результате грехопадения человек не стал соляным столпом или углем. Если бы он стал таковым, он был бы не способен ни на какое возрождение и к нему невозможно было бы предъявить никаких требований. А Господь и после грехопадения говорит: Если хочешь быть Моим учеником <…>37. Значит, наличие свободы воли предполагается. Можешь захотеть, а можешь и нет. Если хочешь быть совершенным, если хочешь – вот. Вот предлагаю тебе жизнь и смерть, жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. И дальше советует: избери жизнь38. Следовательно, выбор-то в конечном-то итоге за человеком, а не за Богом. Вот Моисей и предложил нам: жизнь и смерть предложил Я тебе сегодня, благословение и проклятие. О, если бы вы послушали. Сколько раз Я хотел собрать вас, и не захотели39. Значит, не захотели – упорство. Воля в человеке осталась.
Да, но вот как же понимать это выражение – проклята земля за тебя? Да она, очевидно, лишилась тех токов благодати, какие Бог давал ей до этого.
Откройте книгу пророка Аггея, чтобы вы лучше поняли, о чем здесь речь. Аггей – один из послепленных пророков. Аггей, Захария, Малахия. Вот нельзя родителям проклинать своих детей. Проклятие матери, оно может исполниться сразу же, и будет целая беда. Надо воздерживаться от проклятия.
Вот смотрите. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи стали строить храм, и вскоре у них опустились руки. Оттого что нет средств, нет народа, нет мастеров, окружающие племена мешают, не дают строить, и у них опустились руки. И сказали: ну, очевидно, не время строить храм Господень, – охладели, одним словом. Вот пророк-то им и говорит в 1 главе 2 стих:
<…>народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
9 стих.
Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд.
Дальше, – И послушались, – вот какая роль пророка. Вот не в массах дело, не массы творят историю-то, а нужна личность, нужен человек, Савонарола нужен. Нужен человек, в котором соль, в котором ревность. А если соль потеряет силу, у людей тем более?40 Вот проклятие - это и есть, что мы не получаем того, что ожидаем. Земля и природа не дает, потому что Господь умерил эти токи благодати. А за что? Я сделаю землю плодородную соленой пустыней за злобу живущих на ней41. За злобу живущих на ней. Земле приписывается способность живого организма, она реагирует на поведение тех, кто ее попирает, на поведение людей, и стряхивает, по слову пророка, с лица своего всех нечестивых42.
Так вот, так нужно понимать это проклятие и этот труд: в поте лица твоего будешь есть хлеб. И тем не менее Господь высылает человека, из рая изгоняет с великим обетованием: семя жены сотрет главу змея. И вот, лучшие из народа и жили верой в это обетование. И нам нужно во главу угла поставить этот 15 стих 3 главы книги Бытия и под ним писать, как это пророчество, это Первоевангелие, Протоевангелие, будет расшифровываться в дальнейших событиях.
3 глава 22 стих:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло, – конечно, эти слова нужно произнести с иронией. Он не только не стал знать, а он лишился и тех даров, какие имел. Вот и Спаситель в Евангелии предупреждает, что можно не только не приобрести ничего, но и потерять и то, что имели, за свою небрежность, – и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Т. е. через плоды этого древа грех можно было бы увековечить, т. е. он бы так вот и нарастал, и нарастал, и нарастал, и питался этими плодами. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Что это за керубы? Что это за херувимы? Вот говорят, что это иранские представления. Когда они, евреи, оказались в вавилонском плену, вот они у халдеев и научились этой всей демонологии, учению о духах. Неверно это. Неверно.
Господь сотворил мир видимый и невидимый. А невидимый мир – это духи бесплотные. Духи не в том смысле бесплотные, что это чистые, чистейшие духи, – чистым Духом является в собственном смысле только Господь, – а в том смысле, что они не имеют нашей плоти, и они нами не зримы. У них своя плоть, своя природа, более тонкая, и мы называем их бесплотными, а они тем не менее материальны. Об этих существах в книге Иова говорится так: вот Бог и ангелам своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его, и в ангелах Он усматривает недостатки43. Поэтому падение было и в ангельском мире. Потому что и Ангел, и человек сотворены Богом, верно, но созданы не из Него, а из ничего. Поэтому раз мы созданы из ничего, мы – тварь. Мы можем быть и называться сынами Божии, и богами, святыми только по причастию к благодати, но иметь божественную природу мы никогда не можем. Вот этот Люцифер, очевидно, тоже подумал, что ему стоит сделать еще какой-то один шаг и он будет равен Богу: уподоблюсь Всевышнему.
Это заложите, а пророка Исаию, 14 главу 9 стих откройте. Хотя здесь речь идет о падении Вавилонии, Навуходоносора, царя вавилонского, но здесь такие черты, что святоотеческая мысль усмотрела в этом прототип, он как бы стал архетипом падения демона, самого сатаны.
9 стих:
Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, – это древнейшие обитатели земли, свергнутые во ад за свое нечестие. Это, очевидно, допотопные еще люди, – всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой.
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»
Вот так описывается у пророка Исаии то, что относится к падению сатаны. Так вот, поставлен один из высших духов у входа в рай у древа жизни, чтобы не допускать в него человека. И начинается его жизнь за пределами рая. Вот это скорбное наше бытие, которое заканчивается в конечном итоге смертью. И хотя Христос смертию смерть поправ, свой оброк она по-прежнему собирает.
Я благодарю вас за внимание.
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21