Благословляя на подвиг юродства блаженную Пелагию, которая положила начало блаженным в Дивеевской обители, преподобный Серафим перед этим беседовал с ней у себя в келье 6 часов. И когда вышел проводить ее, он сделал ей земной поклон и сказал, что не велик полк вот таких людей. Я не знаю, в какой разряд поставить Христа ради юродивых. То есть людей, в полном разуме, здравии и понимании, которые сознательно берут на себя подвиг юродства, в глазах людей являясь как бы ненормальными, чтобы брать на себя поношение и нести это поношение. Думаю, что они должны идти сразу же за апостолами и мучениками, потому что это добровольное мученичество.
Так вот, как их ставить? Они сознательно берут на себя все поношение, будучи в здравом уме. И вот надо нести это до конца. Скоро Господь их наделяет удивительными дарами пророчества, прозрения, целительства. И вот они как закваска в нашем обществе. Сколько терпела от мальчишек та же блаженная Ксения? И это надо было переносить с любовью, с терпением, без озлобления, и, конечно, юродивые сыграли свою роль. И вот когда нам уполномоченный говорит: «Ну что вы там ходите к этой часовне? Что вы там находите?» И будущий епископ ему очень хорошо ответил: «К сухому, к высохшему колодцу не приходят». К колодцу, в котором нет воды, туда не приходит народ. А если он приходит, значит, он получает пользу и чувствует это. И вот если бы собрать все анналы, какие только есть, сколько помощи оказывает и сейчас блаженная Ксения, то это были бы, может быть, многотомные труды. Но, к сожалению, мы летописи этой не ведем. А при таких местах должны быть хронографы, летописцы, которые бы фиксировали чудеса и заявления.
Вот выходит серия книг «Чудеса в ХХ столетии» – за всеми подписями, с адресами, с телефонами свидетелей этих чудес. Это была бы прекрасная апология нашей веры, того, что Дух Святой действует так же, как действовал в день Пятидесятницы. И вот сочинения, которые вы подаете мне за эти 7-8 лет, что я преподаю на этих курсах. Тема сочинения одна: Священное Писание в моей жизни. И если бы я выбирал удивительные по своей глубине и значимости эти работы, получилась бы антология чудесных явлений действий Бога в мире; в этом кажущемся хаосе, где нет ничего духовного, оказывается, что Бог действует сейчас так же, как и тогда в евангельское время, как оно написано: Христос вчера и днесь тойжде и вовеки1. Поэтому благодать Его не умаляется, и Он готов заявить о Себе, проявить Себя и наполнить землю боговедением, как воды наполняют море2. Как это было обещано когда-то через пророков. Но этого не происходит, потому что люди сами этого не желают. Они воздвигают между собой и Богом такие стены непроницаемые, монолитные, что никакого просвета нет. И вот мучаются, находясь в разделении. Средостение Господь разрушил, вот то древнее средостение, которое воздвиг человек своим непослушанием, Он разрушил, но мы снова строим вот эту вавилонскую башню и делаем вызов Богу. Зачем мы это делаем, и сами не знаем. По невежеству своему многие творят, не ведят бо, что творят3. Эти слова Христа, они актуальны как никогда и на сегодняшний день: не ведят бо, что творят. Не замечают даже того, что они гибнут – вот такая слепота.
А Господь все ждет, Церковь свидетельствует, в Писании Господь говорит Иезекиилю пророку: Я посылаю тебя к народу жестоковыйному, к народу, у которого железный лоб, медный лоб и шея. Они будут для тебя тернами и волчцами, но ты должен говорить им Мои слова, будут они слушать тебя или не будут, но пусть знают, что был среди них пророк4, – дабы не было никакого, знаете, вот такого объяснения, извинения: ах, мы не слышали, ах, мы не знали. Будут они слушать, или не будут, ты говори им5. Вот ваша обязанность, как уже учащихся на курсах, воспроизводить то, что было сказано пророку, будут вас слушать или не будут. Для этого не нужно ходить по квартирам – мы не сектанты. У нас все сосредоточено в Церкви и рядом с Церковью. Но Господь будет посылать вам навстречу людей, которых вы сами не ищете. Он Сам промыслительно их выведет. Но ведь этому человеку надо знать, что сказать. И бывает достаточно одной фразы, одного слова, чтобы человек переродился и началась его новая жизнь. И это слово может быть сказано через каждого из вас.
И считайте, что миссия ваша выполнена, мы не можем обратить планету. Господь этого не сумел сделать. Напротив: когда приду судить землю, найду ли веру на земле?6 Она опять сократится до минимума, и опять этих христиан, как первых христиан, можно будет перечесть по именам – вот это и будет Церковь. Ну что делать? Мир требует своих жертв. И он разрушает дело Божие. Насколько возможно от нас, мы должны этому противиться, не применяя какие-то методы насильственные. А в известной мере мы пожинаем то, каким образом когда-то занимались миссионерством. Африканцы нам говорят: вы принесли учение о Христе, и Христос – это Бог белой расы, а не наш. И вот были такие методы миссионерства, что в Африке не принимают и белой культуры, и белого человека, и его религии. Потому что это все преподавалось с чувством превосходства белой расы над черной. И все это, кстати, оправдывалось текстами. Ной проклял Хама, Ханаана – все они почернели. И вот на этих текстах строили расовую свою теорию и оправдывали неполноценность рас: одни предназначены к рабству, другие к господству. Вот мы и пожинаем плоды такого понимания.
Теперь, что нужно сказать по нашей теме. Следующая тема – Всемирный потоп. Давайте посмотрим 5 главу, это родословная допотопных патриархов. А до этого в 4 главе мы с вами видели, как Каин убивает Авеля, уходит в землю Нод и идет от лица Господня. И я вам говорил, насколько страшны эти слова. Значит, он повернулся к Богу спиной и что же он стал созерцать? Если я повернусь к иконе спиной, я буду созерцать то, что передо мной, я буду видеть мир, мир – творение Божие. Оно тоже прекрасно, но это не Сам Бог. Бог – над творением, Он не идентичен ему. Это в язычестве бог разлит в мире, в пантеизме. А мы так говорим, что Бог – надмирное существо. Он не соединяется с тем, что творит, и не растворяется в нем. Он не присущ всему сущему, что Он вызвал к бытию, но Он благодатию Своей все проницает, все содержит и всем управляет.
И конечно, Каин стал обожествлять творение, его явления. И первое, что он создал, это город, положив начало всем городам с их грехами, пороками, всеми изъянами и с их богоборчеством. Вот это сделал Каин. Линия каинитов дается. И вот уже каинит Ламех нарушает закон о моногамии, вводит полигамию, которая затем разовьется в целые гаремы, в сотни жен, и хвалится безнаказанностью убийства отрока и мужа. Берите это в аллегорическом смысле или понимайте это в смысле прямом – он хвалится безнаказанностью убийства и говорит, что, если кто-то посмеет ему мстить, его клан отомстит тому семьдесят раз всемеро7. То есть полная безнаказанность, вакханалия, то, что подготавливает всемирный потоп. Водный потоп – это лишь следствие того греховного потопа, который заполонил человеческие души. И посмотрите: 3 глава – грехопадение, 4 глава – убийство, а с 6 главы – уже всемирный потоп. Все идет одно за другим быстро очень. Поэтому читайте между строк, что зло разливается по земле, всякая плоть извратила свой путь8. И вот мы видим эти слова Господа, что Он раскаивается в том, что сотворил человека9. И сам человек на свою голову собирает угли этого гнева Божия, и сам себя губит.
А вот 5 глава – очень важная глава. Ведь вообще на востоке история заключается в генеалогии, в именах; и каждое имя должно вокруг себя иметь целую, так сказать, ассоциацию: что с ним связано в истории? И вот мы читаем – Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, – Адам, – в день сотворения их. И дальше через Адама и Сифа идет эта родословная. Она необходима с той точки зрения, что мы через эти родословные выходим на прямых предшественников по линии плотской Христа. Все родословные нам должны быть интересны только с этой точки зрения. Они уясняют неопределенное выражение 3 главы 15 стиха, что семя жены сотрет главу змея. Семя – это потомство. Следовательно, нам нужно выяснить, из каких же кровей, из какого рода, из какой ветви идет семя жены. И вот это понятие все уточняется, уточняется – и весь Ветхий Завет уточняет только эту тему. И когда приходит полнота времени10, уже ясно, из какого рода, в каком городе и времени родится вот этот обетованный Мессия.
Итак, сифиты. Там каиниты, а здесь сифиты. Сифиты затем перельются в семитов, и вот из какого-то рода Сима и будет род, который напрямую связан с Христом. Мы читаем уже в Евангелии от Матфея, что Христос – сын Авраама: Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова11. И опять Евангелие начинается с родословной, опять нужно провести уже такую конкретную точную линию, выбрасывая второстепенные звенья, чтобы вот назвать 10 поколений, 14 поколений – и мы выходим прямо на Христа.
Вообще генеалогия Христа, родословная Христа, – очень интересная тема, и поэтому все это связано с именами. А поскольку имена восточные, древние, их не так-то просто запомнить. Потом при переводах ничто так не изменяется до неузнаваемости, как именно собственные имена: Терах, Хавва. Кто скажет, что это Ева – Хавва, кто скажет, что Терах – это Фарра? Мы не знаем и неправильно произносим имена, например, Авраама, у нас горло уже иначе устроено, у нас утрачены эти придыхания восточные. Совершенно другое произношение. Ицхак – Исаак, ну кто скажет, что Ицхак - это Исаак, Рехабеам – Ровоам? Вот и так определить-то трудно, поэтому нужно знать и варианты, как эти имена звучат у евреев.
И вот смотрите: Адам, Сиф, за Сифом Енос (9 стих), за Еносом Каинан (12 стих), (15) Малелеил, значит, Каинан родил Малелеила, а этот родил Иареда, и Иаред родил Еноха, смотрите (18 стих): Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Смотрите 21 стих: Енох жил шестьдесят пять лет [165] и родил Мафусала, – и вот что о нем сказано: И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. Вот самое малое число – это жил праведный Енох. Дальше смотрите: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Если о тех говорится: и он умер, и он умер, и он умер, то об этом говорится: и не стало его, потому что Бог взял его – живым на небо. Вот высшее выражение праведности и святости жизни: и ходил Енох пред Богом.
О Ное что говорится? Ной ходил пред Богом12. Заключая завет с Авраамом, что говорит Господь Аврааму? Ходи предо Мною и будь непорочен13. Вот это выражение, оно не ветхозаветное, это выражение евангельское14. Надо ходить пред Богом. Вот, как бы видя Его, в очах Божиих. Когда нам предлагают совершить какое-то нехорошее дело на глазах у других, то мы смущаемся это делать, нам стыдно. А вот здесь тоже должно быть стыдно, когда мы совершаем какие-то грехи, если мы видим пред собой Бога. Вот Око, недремлющее всевидящее Око. Оно наблюдает за нами. И вот если видение этого Ока человек представляет себе, он не может грешить. Апостол Иоанн так и скажет, что верующий во Христа грешить не может, потому что он Его видит перед собой15.
И ходил Енох пред Богом. А вот почему он меньше всех жил? Да уже общество было недостойно, чтобы среди них жил такой праведник. Господь забирает таких людей из общества, потому что это общество неисправимо. В книге Премудрости Соломона об этом сказано очень сильно.
Давайте, это заложите, а книгу Премудрости Соломона откройте. Это неканоническая книга. А вот почему вы не хотите приобрести полные Библии, это на вашей совести. И вот я читаю вам 12 главу с первого стиха:
Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.
10 стих:
но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки.
Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их.
Ибо кто скажет: «что Ты сделал?» или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Так вот, зная, что они не покаются, Господь все равно их терпел. И сдвигал племя или народ только тогда, когда они наполнят меру грехов своих. Вот каждый человек представляет собой сосуд, и вот важно, чем этот сосуд мы наполняем. Если наполняем злом, то и у зла есть предел.
Теперь посмотрим 15 главу книги Бытия. Господь заключает завет с Авраамом и говорит ему, 13 стих:
знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, – то есть в Египте, – и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, – почему это 400 лет? А не больше и не меньше? А вот дальше дается ответ, – но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй, – почему? – в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев, – местных жителей, – доселе еще не наполнилась. Вот, хотя они и язычники, хотя у них есть и жертвоприношения человеческие и прочие беззакония, но среди них есть немало людей, которые, не зная истинного Бога, живут по закону совести, по этому универсальному закону, и поэтому мера беззакония этого народа еще не наполнилась. Она наполнится через 400 лет, а вот когда наполнится, Господь это племя аморреев уберет, и потомки Авраама войдут в эту землю.
Следовательно, мы каждый день наполняем сосуд свой – чем? Хорошо, если бы добродетелью наполняли. И вот все эти разговоры: ах, не вовремя умер, да ему бы еще жить и жить – все эти разговоры пустые, и не нужно их обсуждать. Нужно принимать то, что произошло. А это от нас сокрыто, значит, человек исполнил свою меру. Других Господь берет не вовремя, как кажется нам, чтобы злоба не изменила нрав его. Вот мальчиком его нужно взять, потому что, когда он вырастет, будет такой злодей, что лучше его взять сейчас. Вот это все в Писании и открыто. Но нам-то это неизвестно, это один Сердцеведец знает и тот, кому это открыто. Вот так же блаженная Пелагия приносит в подоле ребенка, бросает его на диван и говорит: «Убить бы, удавить бы его». Вот какие слова сказала. Как это можно о младенце сказать: удавить бы его? А вот когда он вырос, отрубил головы родителям. Вот ей было открыто, что он сотворит. Но ведь она не набросилась на него, она не сделала этого.
Пророк Елисей приходит в Дамаск16, к нему посылает царь, который заболел, Венадад, Азаила, своего полководца, спросить, выздоровеет ли он. Смотрит на этого Азаила пророк и смутил его своим взглядом, а потом заплакал. Азаил смутился: что же это человек-то Божий, что он во мне такое увидел? А пророк ему и говорит, этому Азаилу: Я вижу, что ты сотворишь с Израилем: города их сотрешь с лица земли, беременных женщин их разрубишь, но мне Господь показал, быть тебе царем. Ты будешь царем. – Кто я, господин мой? Я, блоха, кто я? – а у самого сердце готово выпрыгнуть из груди от радости. – А что же мне сказать господину моему? – Скажи, что выздоровеет. Пришел Азаил к царю, царь спрашивает: Что сказал пророк? - Что выздоровеешь. А на другой день Азаил намочил одеяло, и удушил его, и стал царем. Так ведь пророк-то одним словом его мог убрать. Поразить молнией. Ты такое зло принесешь, но вот Господь говорит, что ты должен быть царем. И все. А вот как мы бы с вами поступили? Свою бы волю сотворили. Нельзя ничего делать нам так.
Следовательно, мера беззакония аморреев еще не наполнилась, и вот народ будет жить и ждать в Египте, пока не наполнит меру беззакония, чтоб прийти на прежнее место.
А вот когда приходит потоп, написано: мера беззакония наполнилась17. Раз наполнилась, значит, и земле приходит конец. Смотрим дальше.
И ходил Енох пред Богом, – смотрите опять 5 глава 24 стих, – и не стало его, потому что Бог взял его. У Еноха родился, следовательно, Мафусал, от Мафусала родился Ламех, отец Ноя. И вот этот Ламех при рождении Ноя говорит, 29 стих:
он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь <…> Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.
Ною было пятьсот лет, и родил Ной [трех сынов]: Сима, – родоначальника семитической расы, – Хама и Иафета, – хамиты, семиты и иафетиты – вот 3 главные ветви, из которых состоит род человеческий: семитические расы, расы хамиты и его потомки и иафетиты.
Вот очень интересно, на каком витке от иафетитов появляются предшественники наших славянских рас. Это сарматы, или скифы. Здесь нужно искать исток, а может быть, еще раньше. Это наука этнография, которая занимается вопросом, от кого мы с вами происходим. На каком витке образовались эти наши расы, славянские. Все коренится в Ное и его сыновьях: семиты, хамиты и иафетиты. Дальше запишите:
Всемирный потоп
(с 6 главы по 9 включительно)
И вот так историю каинитов и историю людей перед потопом соединяет таблица 5 главы, и вот этих допотопных патриархов: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной – 10 человек. Но явно, что цифра круглая. Цифра круглая – значит, выброшены какие-то второстепенные звенья.
Следовательно, дальше мы переходим к очень важной теме, к потопу, который стал наказанием Божиим за грехи людей.
Смотрите, говорится, что Ною было 500 лет, когда родились у него дети. А вот в шестисотый год жизни Ноевой начался потоп. Говорится точно. Затем Ной жил после потопа 300 лет. Следовательно, всю историю допотопного мира он устно передал как последний очевидец. Вот связь допотопного мира с послепотопным идет через Ноя, который жил еще 300 лет. И за 300 лет внукам своим и правнукам мог свидетельствовать все, потому что это было живое предание, живой свидетель всех событий допотопного мира. Вот значение долголетия – Господь давал долголетие этим могиканам и с тем, чтобы они передавали это предание. Вот идет такое священное предание, устная передача. А вы сами знаете, что свидетельство очевидца имеет особое значение, особый вес, потому что Господь спас род человеческий в восьми душах. Ради Ноя была спасена его семья. Иоанн Златоуст скажет, что люди грешили и в ковчеге. Я думаю, говорит, что Ханаан был зачат в ковчеге. Поэтому ради Ноя была спасена вся его семья в восьми душах.
Итак, вы можете решать вопрос, какой потоп был, всемирный, глобальный, то есть при современном представлении о нашей планете были покрыты оба полушария; или потоп имел локальный характер, то есть водой покрылись только те места, где жило на тот период человечество, где оно распространилось, – это вопрос открытый. Одни признают, что потоп был всемирным в прямом смысле, другие придерживаются мнения, что он охватил только тот ареал, где на то время жили люди.
Причины потопа. Трудно выяснить нам причины потопа. Их могло быть сразу несколько, но нравственная сторона в объяснении потопа должна превалировать. Смотрите:
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, – кто это сыны Божии? Это сифиты, потомки Сифа. Вот родословная их и дается. А дочери человеческие? По святоотеческому учению, это потомки Каина, Каин, линия каинитов. Иоанн Златоуст скажет, сифитам уже здесь именование их сынами Божиими служит в осуждение, это павшие сыны Божии, не устоявшие в своем достоинстве. Они смешались с каинитками, и от этого смешения грех, как зараза какая, охватил тех и других. Сыны Божии увидели каиниток, увидели – что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал18. Конечно, когда человек утрачивает понятие о красоте небесной, красоте внутренней и духовной, он восхищается и пленяется красотой внешней. И через это происходит умножение зла. Умножение зла, потому что в данном случае красота будит в человеке похоть. А похоть не удовлетворяется каким-то одним способом естественным, она измышляет всевозможные другие виды разврата, о которых стыдно и говорить. И вот здесь так и написано, что Господь говорит: Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть, – духовных запросов, духовного ничего нет, человек стал полностью плотяным. Он вычеркнул из своей жизни Бога и все духовные запросы. Под духовными запросами мы разумеем, в первую очередь, религиозные. Не искусство, не литературу, не музыку, а религиозные запросы.
Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть, – вот есть плотской человек, душевный человек, духовный человек. И мне кто-то из первых курсов очень хорошую работу подал о духовном, плотском и душевном.
Пусть будут дни их сто двадцать лет – понимается двояко этот текст: во-первых, вот с таких сотен лет сокращается жизнь до ста двадцати, и сто двадцать лет – сейчас редкость; второе понимание - за 120 лет до потопа Господь предупреждает людей о грозящей беде. То есть дает на покаяние, на обдумывание своего поведения 120 лет. Вот какое толкование вас удовлетворяет, то и берите. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Вот только вопрос, чем они славные, эти исполины. Вот один из них упоминается, сильный зверолов пред Господом Немврод19, или Нимрод20. Вот они и создавали первые государства, первые цивилизации, основанные на насилии, вот они и были известны. Они и в прямом смысле были исполинами высокого роста – вот Голиаф – 3 метра с лишним – и, понимаете, исполины по своим грехам, издревле славные люди.
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, – и увидел, и услышал, и раскаялся – это антропоморфные выражения. Никакого раскаяния. Кто может раскаиваться в своих поступках? Человек, который не знает следствий своих советов, своих дел, – вот он может раскаиваться: я-то думал, что будет вот так, а вышло вон что. Да, человек раскаивается в силу того, что у него нет такого всеведения. А когда мы говорим, что Бог раскаивается, это говорится только с тем, чтобы нам понять, как Богу неприятно было видеть, что его творение, созданное по Его образу и подобию, любимое его творение, оно так быстро пало, используя этот царственный дар свободы.
Иногда прямо думается, что Господь в любви Своей нас переоценил. Он нас переоценил и наделил с такой щедростью этими благами, что мы просто с ними не справились. Он дал нам религию, союз с Собой, Он дал нам дар мысли, дар слова, дар творчества, дар свободы. И все это во что мы превратили? Да в похоть, в сплошную похоть, в служение греху. В первую очередь стали отрицать и хулить Бога, поносить Его имя. Хула на Духа Святаго. Ведь это хула на Духа Святаго, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем21. Хула на Духа Святаго – это хула на Его благодать, на Его дары, на Его щедрые дары, которые человек профанирует и над ними смеется.
<…> зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека, – потому что в других местах вы найдете подобные антропоморфные выражения. Откройте Первую книгу Царств. 15 глава, читаю вам с 10 стиха:
И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. Вы посмотрите, вот праведник – даже когда Бог осуждает человека – ему жалко этого человека. Вот свойство праведника. И посмотрите 28 стих:
Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. Вот в таком контексте нам нужно понимать. Иначе, если мы не будем находить тексты, которые помогают объяснять вот эти антропоморфные выражения, мы можем думать о Боге совершенно неправильно и приписывать Ему и гнев, и злобу, и зависть, и голод, и сон, и прочее. То есть будем мыслить о Боге недостойно Бога. Не раскается Верный Израилев, ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.
Еще можно пояснить это таким примером. Открывайте пророка Иеремию. Вот одно тянется за другим, просто вот Писание являет собой такое поразительное единство, что удивительно. 18 главу, вот смотрите, 7 стих:
Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Итак, зло не в Боге, а в нас. И вот Господь хочет истребить это зло, выжечь его, как инертное тело, которое мы в себя приняли, и для этого производит наказание, а зло не в Нем, а в нас.
Теперь смотрите 6 главу книги Бытия дальше, 7 стих:
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Истреблю – почему? Ибо Я раскаялся, что создал их. А при чем тут скоты-то и гады? Скоты-то и гады не нарушили ни одного закона, ни одной заповеди. Животные-то святые, и растительный мир святой, и он реагирует на поведение людей22. А человек что сделал? Он втянул в эту бездну, в эту греховную воронку весь мир, и растительный, и животный. Они страдают за него. Вот, они предъявят нам тоже свой счет, все животные, что по нашей вине они страдают: ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот попробуйте в таком аду, можно сказать, обрести благодать пред очами Господа. Как же этому злу нужно противостоять, чтобы устоять против такого течения? Попробуйте плыть против течения. Дальше говорится о Ное.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный, – внимание, – в роде своем, – да, в роде своем он был праведный и непорочный. Но если нашу праведность и непорочность, так сказать, поставить пред лицом Божиим, сравнить с праведностью и непорочностью Христа, скажем, Богоматери, то, конечно, наша праведность и непорочность проиграет. Дальше: Ной ходил пред Богом, – вот, что сказано о Енохе, то сказано и о Ное: Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. И вот дальше: Но земля, – смотрите, – растлилась пред лицом Божиим, – не земля растлилась, здесь имеются в виду люди, – и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. Повторяю 11 стих: и наполнилась земля злодеяниями. Значит, она наполнилась, дальше конец.
И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. И дальше подробнейшее описание ковчега трехпалубного. Те размеры, которые даются там, они и на сегодняшний день достаточно большие размеры. 300 локтей. Все цифры, какие даются – в следующий раз я должен дать вам литературу по тому, как понимать нам числовые указания в Писании. Потому что очень много числовых указаний, и они, конечно, даются не зря. Вы делите все эти цифры наполовину: 300 локтей – это значит 150 метров, 60 локтей – это 30 метров. Это нужно иметь в виду. Вот он строил в течение многих лет этот ковчег. Строил, благоговея.
И вызывал на себя насмешки: старик, ты из ума выжил. Как Нектарий, епископ, объяснял: вот старик-то, говорят, из ума выжил, ковчег строит, корабль строит, о каком-то потопе говорит, а природа прекрасная, а никаких признаков нет того, что на людей уже надвигается этот потоп. Они ничего не видят в упоении этим злом и страстью, ничего не хотят видеть. Вот это все хорошо раскрывает, знаете кто, Нил Мироточивый23. Вот Посмертные речения Нила Мироточивого – вот он касается этого вопроса, и текст библейский звучит совершенно по-иному. Ной строит этот ковчег, дальше ему Бог велит взять чистых и нечистых животных, и все готово к тому, что вот разразилась катастрофа. Воспоминания об этой катастрофе существуют у всех народов земли. В искаженном виде, но существуют у всех племен и народов воспоминания смутные о том, что некогда землю поразила катастрофа – водный потоп. Нужно запомнить еще, что потоп длился не 40 дней, 40 дней лился только дождь, а общая продолжительность потопа – год. Год – общая продолжительность потопа. Вот в 7 главе в 11 стихе вы и прочтете:
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые. По-моему, кто-то из оптинских старцев сказал: 120 лет Ной проповедовал, – а ведь Ной-то не молчал, а проповедовал по-прежнему, предупреждая их, – и, говорит, его послушались только звери и вошли в ковчег. Конечно, это по силе Божией было сделано. А вот относительно разговоров – как же в течение года там он их кормил и они могли там вообще разместиться, да мыслимо ли это представить? – ну, конечно же, это мифология. Прочитайте «Почему я верю в Бога» Виктора Лейника. Он говорит: да, для животных это время, год, прошло как от утренней кормежки до вечерней, а для человека то же самое время стало как год. Для них Он спрессовал время, для нас – нет. У Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет24. И все эти разговоры, конечно, напрасные. И вот теперь посмотрите, 24 стих:
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. Вот в 8 главе говорится, что ковчег остановился на горах Араратских. А гора Арарат, она и в Турцию входит, и в Армению. И обе страны взяли в герб гору Арарат. Экспедиции были на эту гору Арарат. Кто-то, может быть, читал такие материалы: нашли ковчег. «Я нашел Ноев ковчег», – сенсационные были всякие заявления.
Это древнейшая стоянка, поэтому кавказские народы, согласно тому, что там остановился ковчег, – это древнейшая раса.
И вот прошло, в общей сложности, время в год. Вода постепенно стала иссякать; возвращаясь с земли, стала убывать; и, наконец, Ной, после того как выпускал дважды ворона, а потом голубя, который принес масличную ветвь, вышел по повелению Божию из ковчега, и, первое, что он сделал, он принес Богу жертвы. Спаситель говорит: и как было во дни Ноя, ели, пили, покупали, продавали, женились, выходили замуж и никто не думал ни о чем, пока не пришел потоп и потребил все, так будет и во дни Сына Человеческого25. Вот история учит, да ничему она не учит, эта история. Если сам человек не будет принимать это к сердцу, никто его ничему не научит. Он так и будет жить по тем стандартам, по каким живет толпа. Вот эта масса, народная масса. Если человек не примет свидетельства Писания, свидетельства умного человека, свидетельства родителей, он так ничему и не научится.
Время исчерпано. Я потом закончу, потому что 9 глава – очень важная глава. А так, читайте материал на эту тему: потоп. Посмотрите словари, и там тоже очень хорошо раскрыто. И потоп – он проходит через всю нашу историю. Мы тоже погружаемся в потоп свой личный, нас тоже захлестывают, как потоп, страсти, грехи, озлобления, ропот, недовольство. Смотрите, мы тоже наполняем себя, как сосуд, чем-то. И когда наполним – чем наполним, таков и будет исход.
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21