Мы продолжаем тему богодухновенности Священного Писания. Только в силу этой богодухновенности эти книги и являются словом Божиим. За орбитой церкви, вне церкви – это древний литературный памятник. И многие изучают его с удовольствием и знают прекрасно, но не читают как слово Божие и не верят в силу этого, что это божественное откровение.
И вот, есть такая большая тема, которую можно рассматривать и нам, но в разумных пределах. Я имею в виду божественный и человеческий элементы в Библии. Под человеческим-то элементом как раз и разумеются литературные жанры. Нельзя отрицать, что этих жанров, этих приемов, этих стилей в Писании нет, но когда начинают о них говорить – от слова Божия не остается ничего. Поэтому надо здесь определиться, насколько литературные жанры самостоятельны, являются ли чисто человеческим элементом…И еще большой вопрос, являются ли они человеческим элементом.
Вот есть такая опасность, и все это идет, знаете, от критики текстов: ограничить богодухновенность только мессианскими пророчествами, а все остальное оставить человеку. Вот Моисей ведет народ из Египта в обетованную землю. Он ведет путевой журнал: вышли из Елима1, прошли столько-то и остановились в пустыне Фаран2, там произошло то-то. И вот так практически день за днем он описывает - ну что здесь богодухновенного? А вот когда он говорит пророчество: «Пророка из среды тебя, как меня, воздвигнет Господь Бог, Его слушайте»3 - да, можно сказать, что это он говорил под вдохновением. А в остальном он выступает как обычный писатель. Это очень опасная мысль.
Или другая мысль: откровение – от Бога, а оформление мысли – от человека. Т.е. здесь тоже получается, что роль человека очень большая в написании.
Мы не должны уточнять, где здесь грань, но считать, что все Писание богодухновенно и дано нам в назидание, чтобы, изучая его, мы могли спастись. Вот цель нашего изучения: чтобы нам спастись для вечной жизни. И другого слова, другого пути нет: «Исследуйте Писания, ибо вы чрез них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне»4. Если мы не будем изучать Священное Писание под таким срезом, так в литературной сфере и утонем, так и останемся не с Библией, а с литературным произведением. Поэтому лучше говорить, что все идет от Бога – и мысль, и словесное оформление ее, хотя что-то остается и на долю человека.
Есть и такое понятие о богодухновенности – вербальная теория, которая утверждает, что все от слова до слова внушается человеку, и он в момент наития, инспирации такой Духа Святаго, находится в состоянии экстаза и не сознает, что и пишет: «Я – трость в руке книжника». Вот трость, которой вы движете, не сознает того, что вы сознаете. Вот так и пророк в состоянии пророческого экстаза становится орудием в руках Божиих и даже не сознает, что пишет. Это неверно. Господь не перечеркивает человеческую личность, ее способностей, ее интеллект, дарования, но все это освящается Духом Святым. На эту тему удобее бы молчание, поскольку мы никто в личном опыте не испытывали состояния богодухновенности. Пророки передали только то, что они могли передать. А ведь большая часть осталась за строкой, потому что тайна пророческого вдохновения, тайна богообщения невыразима, как невыразимы и непостижимы все действия Божии.
Мы остановились с вами в прошлый раз на примере Моисея и говорили, что он отказывался, когда его призывал Господь, ссылаясь на свою гугнивость и медленноязычность. Он не вития, он не красноречивый оратор, не трибун. У нас все построено на красноречии, а вот Господь величайшего из пророков выбирает и берет человека, который не обладает ораторским дарованием, дабы нам показать, что дело не в слове, а в силе Божией.
Не знаете ни Писаний, ни силы Божией5. А нам, как верующим людям, надо ощущать в своей жизни водительство Божие, силу Божию, а не носиться со своим образованием, со своим знанием, со своей филологией, что мы можем, например, читать Писания в оригинале. Евреи читали в оригинале, а Христа не узнали. Уж кто-кто и читал в оригинале, как не они, а Христа-то просмотрели. Вот так и мы со всеми своими дополнениями к личности, я имею в виду образование, развитие, можем так мимо и пройти, так и не понять, а что же говорит Писание, так и остаться равнодушными к свидетельству Божию и после сожалеть об этом.
Вот мы потом говорили, что мы находим в Моисее в Ветхом Завете высшее – это приближение человека к Богу. Господь говорит: если Я открываюсь пророку, Я говорю с ним во сне и в видении, но не так с рабом Моим Моисеем: устами к устам говорю Я с ним, и образ Господа он видит6. Все это надо понимать ограничительно. Какой он образ Господа видит, когда в 33 главе Исхода просит явить ему Божий лик и слышит в ответ, что не может человек увидеть Господа и остаться в живых7. Он видит какие-то подобия Божества, но не саму природу. И это указывает на то, что нам нужна мера, мы не можем открытым взглядом смотреть на солнце – мы сразу ослепнем. В лучшем случае мы смотрим на тот ореол, на то сияние, которое вокруг солнца, и то глаза болят, если долго смотреть. Поэтому мера необходима, и без этой меры мы не можем спастись.
Откройте еще раз Послание к Римлянам, 12 главу, чтобы вы запомнили, как вам себя вести и держать при любых обстоятельствах.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе, более нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
По мере веры… думайте о себе скромно. И вот это надо взять в качестве эпиграфа и к кровати приклеить эти слова. Как проснулась или проснулся, так вот пускай взор и падает на эти слова: По данной мне благодати…
Моисей говорит, что есть и лжепророки, которые тоже претендуют на истину. Сколько людей они уловили сейчас, сколько уловили и держат в своих сетях, и как эти люди болеют, и мучатся, и не могут выйти на прямой путь! Потому что этих людей нужно отчитывать, не беседовать с ними, а отчитывать церковным чином, как порченых.
Теперь открываем Книгу пророка Исаии, 6 главу. Здесь пророк Исаия говорит о своем призвании. Вот до вчерашнего дня это был царедворец, и вдруг с ним произошло нечто, что сделало его иным человеком. Он описал свое призвание.
В год смерти царя Озии, – потом мы узнаем, кто это был царь Озия. Исаия указывает конкретно.
Чтобы понимать книги пророческие, надо их вписать в исторический контекст. Когда пророки жили, при каких царях они служили.
В первой главе в первых стихах говорится: видение Исаии, сына Амосова, который служил при таких-то и таких-то царях8. Значит пророческая книга тянет за собой целый каталог исторических книг. 4 книги Царств, книги Паралипоменон, все исторические книги. Потому что это не вне истории было, не где-то совершалось, а в определенной географической точке и времени. Поэтому неплохо знать то время, в какое жили пророки. Они не в вакууме говорили. Когда пророки говорили эти речи, они учитывали уровень народа, всех слоев населения, и политическое положение, и нам все это надо учитывать. В год смерти царя Озии видел я Господа <…> Вот это Исаие инкриминировали, когда казнили: как это он мог сказать, что видел он Господа? Да Господь невидим! <…> сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
Вот эти слова из видения взяты в Евхаристический канон, и на литургии, когда идет этот канон, обязательно есть эти слова. Итак, эти слова из видения Исаии Церковь включила в Божественную литургию.
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями - курениями от ладана, от кадил. Дым кадильный символизирует молитвы. Когда кадит священник или дьякон приступает к каждению, он просит молитвы на кадило: «Благослови, владыко, кадило». И вот архиерей говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе, Боже наш, в воню благоухания духовного еже восприем пренебесный Твой жертвенник возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа». Вот мы приносим Тебе благоуханные молитвы, как кадильный дым, а Ты возниспосли нам вместо этого благодать Святаго Духа.
Вот если вы не будете вписаны в литургическую жизнь Церкви, в богослужение ее, если не будете знать литургические тексты, я имею в виду тропари, кондаки, ирмосы, экзапостиларии, Троичны и антифоны, то вы на 70 % не будете знать Священного Писания и богослужения. Почему? Да потому что все наше богослужение, вся церковная гимнография построена на Священном Писании. Это базис, краеугольный камень, на котором все стоит.
Так дальше – И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Цебаот, буквально, это Бог воинств. Вот Исаия Его и увидел в такой славе, сидящим на престоле как Царь царствующих. И что человек ощущает, когда он сталкивается неожиданно с духовным миром, который ему открывается? Он приходит в трепет, в ужас. И первое, что видит, это свою нечистоту. Вот мы этого не замечаем. Мы свою нечистоту не замечаем, поскольку мы с ней сжились. Она вошла в наши кости, в наше сознание, в нашу плоть, растворилась эта нечистота в нас, и поэтому мы ее не ощущаем. Но вот в свете лица Божия все это видно. «Горе мне! погиб я, ибо я человек с нечистыми устами», т. е. с нечистыми мыслями, и живу среди народа такого же – погиб я. Считалось, что явление из запредельного мира связано со скорой смертью человека - такое было понимание.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника – два жертвенника было: жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы, и алтарь кадильный, на который возлагались ароматические вещества в кадильнице. Так вот, очевидно, с жертвенника всесожжения он взял клещами уголь и коснулся – и коснулся уст моих (опалив их) и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Вот, человеку нужно очиститься, и это делает благодать Духа, и символизируется она в данном случае раскаленным углем. Вообще, все теофании Ветхого да и Нового Завета, как правило, сопровождались огненными явлениями. «И беззаконие твое удалено от тебя».
И услышал я – после всего этого – голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Удивительное выражение. Это одно из редких выражений в Ветхом Завете, которое таинственно указывает не на политеизм, а на Троичность в Божестве. «Кого Мне послать?» – единство Божества у всех трех Лиц. «Кто пойдет для Нас?» – таинственное указание на Лица. Мы не смешиваем Лица. Природа у Них одна. Эта природа божественна, равносущна, а Лица разные. «И кто пойдет для Нас?»
И я сказал (спонтанно, помимо его воли): вот я, пошли меня. Это не самозванец-пророк, а пророк призванный.
И сказал Он: пойди и скажи этому народу <…> А вот дальше идет текст, который цитировал и приводил и Сам Спаситель, и в книге Деяний под занавес говорит апостол Павел. По существу он, этот текст, заключает собой Новый Завет. И это как бы, знаете, программа на все будущее существование Церкви. Что же в этом стихе? <…>скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, - вот причина и немоты, и слепоты, и полного неведения – «огрубело сердце народа сего», – и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Это полное ожесточение, непонимание, что организм смертельно болен и на краю гибели, и не хотят обратиться, «чтобы Я исцелил их».
Отметьте, это Исаия, 6 глава, с 1 по 10 стихи.
Вот апостол Павел, находясь в узах в Риме и ожидая суда Нерона, беседует с местными иудеями, которые впервые его здесь увидели, и говорит им о Христе. Одни убеждались его словами, другие, покачивая головами, сомневались. И вот так, в этом сомнении все и осталось. Вот он и привел им этот текст: “И не хотите обратиться, «чтобы Я исцелил их»”.
Следующий после Исаии пророк Иеремия тоже описал свое призвание. Он жил в самый, можно сказать, Апокалипсис. Разрушение храма, Иерусалима и вавилонский плен. Иудея прекратила существование на 70 лет. Народ был уведен в вавилонский плен. Вот он все это и описывает и говорит, что их ждет. И по существу вся книга его направлена на эту катастрофу. Но народ не верил, и князья, и цари. Надеялись на союз с Египтом, составляли какие-то политические союзы против вавилонского царя. И Иеремия им говорил, что если бы даже они в Навуходоносора и в его войско стреляли со стены крепостной, их стрелы полетят назад, а не в него, и ранят, и будут поражать их самих. Им лучше сдаться, выйти с повинной, чтобы сохранить себя. Ну, будут платить какую-то дань, но зато сохранят себя. Пророка считали предателем, не верили, а когда все произошло, как он сказал, то уже было поздно рассуждать.
И вот как он, священник, был призван к пророческому служению. Иер 1, 4-10; 17; 20, 7-9: И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
Отметьте, это Иеремия, 1 глава, 4 –10.
Призвание. Оказывается, исходя из этих слов, для Бога несуществующее – как существующее. Это для нас нет человека до его рождения, а вот у Бога он есть. Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, прежде нежели ты вышел из утробы, ты уже был у Меня пророком назначен. Вот – всеведение Божие. Здесь нет никакого предопределения, при котором нет места для свободной воли. Потому что многие говорят, если все детерминировано, все заранее определено, обусловлено, то о какой же свободе воли может быть речь? Но ведь пророк-то мог и отказаться, и были попытки отказаться. Поэтому вот еще что нужно отметить: тех людей, которых Господь избирает для служения в Церкви, Он в первую очередь и наказывает, если они исполняют порученное им плохо. Вообще: проклят всяк, делающий дело Господне с небрежением9. Если пришли учиться, значит, надо учиться. Если нужно учить священные тексты, значит, нужно их учить ста-ра-тель-но. И не собирайте на свою голову угли огненные.
Вот эти угли огненные, 17 стих:
А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.
«Чтобы Я не поразил тебя в глазах их». И Иеремия нес это пророческое служение и был 25 лет объектом одних насмешек, хулы, преследований. В конце концов его бросили в яму, в тюрьму. В такую яму, где бы он и умер, если бы не один царедворец, который тайно его вытащил из этой ямы. И вот у пророка зародилась мысль: 25 лет говорю, и никто не слушает. Не буду говорить больше во имя Божие. И вот что получилось из этого:
Откройте 20 главу Иеремии, стихи 7-9:
Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, – которое предстоит, – вопию о разорении – города и страны, – потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
Вот отметьте эти стихи 7-9. Я не мог – Господь его заставил. Все равно, будут они тебя слушать, или не будут10. А вот посмотрите, обстановка. Вот мы все ссылаемся на нравы, на обстановку – да все это было испокон века. Посмотрите 23 главу Иеремии. Вот как он своих современников обличает. 9 стих.
О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его, потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их – зло, и сила их – неправда, ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их будет для них как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь. И в пророках Самарии Я видел безумие (в Северном царстве); они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра.
Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». Т. е. никакого плена не будет. И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». Льстят царям, льстят князьям, льстят народу.
Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его?
Вот так это и есть. Поэтому всегда мы видим: и в Церкви, и в обществе есть и люди, стремящиеся к благочестию, и люди, которые спекулируют на религиозных чувствах и обратили религию в прибыток. Поэтому не нужно смешивать Бога с человеком, осуждать, впадать в какую- то крайность и пессимизм, нужно стремиться быть непричастным ни к чему этому. Люди, достойные сожаления, но их и наказывает всех Господь.
Вот что можно сказать о пророке Иеремии.
Теперь откройте следующего пророка – Иезекииля. Пророк Иезекииль – современник Иеремии, но он жил уже в плену вавилонском. И вот они оба, не зная друг друга, говорят об одних и тех же событиях, но каждый своими словами. Один живет в Вавилоне, другой – в Иерусалиме, и пророческий дух в них – один и тот же. Вот в 1 главе Книги пророка Иезекииля описывается видение божественной колесницы. На берегу реки он удостоился видения: в воздухе неслась объятая огненным пламенем колесница. Он подробно описывает вид этой колесницы, кто восседает на ней; и вот от видения этого он упал в обморок. Обмер. Это содержание первой главы. А вот 2 главу нужно читать.
Такое было видение подобия славы Господней – не Господа, а подобия славы. Увидев это, я пал на лицо свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них.
А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Вот такое ожесточение в народе. Вот всем хочется беседовать с красивыми, ароматными, послушными, понятливыми, а вот попробуйте с такими-то. Вот давайте пойдем в тюрьмы, в эти все колонии – там ведь тоже люди живут в ужасных условиях, с ужасными судьбами – вот как с ними быть? Вот Церковь должна бы быть и там. Вот начинается понемногу это служение. А в армии, а во флоте? Ведь нарушить такое, что было до революции! Военно-морское духовенство было, обер-священник был, походные церкви были, целые династии священников были, которые служили в армии; ведь туда не каждого пошлешь, это особое должно быть дарование, особое призвание.
Будут они тебя слушать или не будут… Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». Да, вот это их ожидало.
И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.
Вот отметьте, Иезекииль, 2 глава полностью – 3 глава с 1 по 3 стихи. Вот дома вы должны бы все это выписать себе в тетради, чтобы у вас образовывалась постепенно антология священных текстов, самых сильных и выразительных, которые бы вы потом повторяли дома в качестве молитвы, перечитывали их, потому что невозможно сразу все вместить и осознать. Надо себя воспитывать на таких вот текстах. И я вам читаю их с тем, чтобы на основании этих свидетельств вы составили свое собственное определение, что же такое богодухновенность и чем она отличается от поэтического озарения или какой-то экзальтации. Потому что восторженный человек может принять свои собственные эмоции за проявления духа, и очень в этом плане ошибаться, и впасть в высокоумие. Вот поверяйте себя этими стихами. И посмотрите, как они боялись, эти пророки, своего призвания и отказывались, чтобы не погрешить устами своими, не оказаться в первую очередь быть наказанными Богом.
О пророке Данииле и говорить не приходится. Это исключительный какой-то человек, которому Господь дал такие дарования за его чистоту и верность Богу, что книга его – это океан Таин Божиих и Апокалипсис. Книга пророка Даниила принадлежит к разряду книг не только пророческих, но и апокалиптических.
Теперь давайте посмотрим Третью книгу Ездры. Она на рубеже Заветов. В Священном Писании – три книги Ездры. Первая книга – каноническая, Вторая и Третья – нет. Нам нужно найти Третью. Вы знаете, что книжник Ездра принадлежал эпохе уже после плена вавилонского. Он привел вторую партию переселенцев, которым персидский царь Кир разрешил вернуться на родину. Вот вторая группа переселенцев пришла под водительством этого ученого священника Ездры. При нем произошла одна из последних кодификаций, пересмотров Священных книг Ветхого Завета. Определялся канон библейских ветхозаветных книг. Это 5 век до Р. Х.
Согласно этому повествованию дело представляется таким образом, что в результате пожарищ, в результате депортации и страшного разбоя погибли в огне все свитки, не осталось ни одного экземпляра Библии; и Господь повелел этому Ездре восстановить весь объем этих книг. Господь избирает Ездру и будет ему диктовать, а он должен записывать. Это конечно, неверно, но нас интересует сам процесс, который здесь показан. Вот Ездра избирает себе скорописцев и с ними после поста и молитвы идет в поле. 37 стих 14 главы:
И взял я пять мужей, как Он заповедал мне, и пошли мы в поле и остались там. И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя. Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню. И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью; уста мои были открыты и больше не закрывались. Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им, и чего они не знали. Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал. Вот отметьте: 14 глава с 37 по 48 стихи.
Эти все свидетельства говорят о том, что человек, встречаясь в Богом и определяясь Им на такое служение, переживает вот такие состояния. Апостол Павел тоже скажет: знаю человека во Христе, который вознесен был на третье небо, только в теле это было или вне тела я не знаю, Бог знает, и слышал неизреченные слова, которые невозможно передать на человеческом языке. Вот таким человеком могу похвалиться. И вот за то, что Господь дает мне такие откровения мне дался ангел сатаны, да мне пакости деет, чтобы я смирялся. Трижды просил я Господа избавить меня от него, но услышал в ответ: не проси о сем, довольно с тебя благодати Моей11, и поэтому я терплю и когда я немощен, тогда я силен. Вот отношение и к физическому здоровью, и к состоянию: «когда я немощен, тогда я силен»12. Вот если бы мы все это с вами понимали, если бы над этим размышляли, мы совершенно бы изменили и свое отношение к себе и к окружающим, и стиль своей жизни, и все свои взгляды, и все бы лишнее отпало, как ненужная шелуха. Потому что вот таким человеком могу похвалиться, а собой нет, только разве немощами.
Но вот все это Ветхий Завет, а может быть, в Новом-то Завете все выглядит по-другому? Ничего подобного. Христос всегда, и днесь Тойжде, и во веки. Так же и Дух Святой, если Он говорил в Ветхом Завете, Он же Самый говорит и в Новом.
Поэтому давайте откроем 10 главу Евангелия от Матфея. В 10 главе, в начале, речь идет об избрании 12-ти апостолов и о наставлении им, а вот с 16 стиха – на нашу тему.
Вот, Я, – это Господь говорит, – посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Вот кто может написать реферат: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»? Орнитологи вам скажут, что голубь не такая уж смиренная, кроткая птица. Вот когда волк с волком сражаются в смертельной схватке, то тот из них, кто чувствует, что сейчас ему конец, подставляет шею, и другой останавливается, как вкопанный: он не хочет перегрызать ему шею. Стоит только повернуть голову, вот здесь опять схватка насмерть. Кто их учил?
А вот: «Я посылаю вас, как овец среди волков». Представьте овцу в волчьей стае. Что она может им противопоставить? Такую же агрессию волчью? Нет. У нее в природе ее нет. Да и она одна. Значит, Господь нас ставит в такие обстоятельства, в такое окружение, чтобы мы не отвечали агрессией, а побеждали эту агрессию молитвой и взывали к Тому, Кто единый может нас спасти в этих обстоятельствах.
А вот голубь будет другого тюкать, когда тот уже и умер, а он будет все продолжать его тюкать, тюкать клювом своим. Да и вообще, не такая уж чистоплотная птица, похотливая и грязная птица. Посмотрите, как они засидели все храмы, все памятники. Почему берется голубь? Да не голубь берется, а «яко голубь», похож на голубя, а может, это был и не голубь? а дух яко голубь. Теперь огненные языки, «яко огненны». Вот представлялись такими, похожими, а что это в действительности было, мы не знаем.
А в чем заключается мудрость змеи? Ведь змея ассоциируется у нас с диаволом. Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог13. Здесь змея – орудие искушения. В чем же заключается ее мудрость? Если бы вы раскрыли это и написали бы мне реферат, было бы очень хорошо. Только продумать нужно это все, посмотреть толкования, этот образ змеи проследить, параллельные тексты посмотреть, чтобы получилось что-то.
А вот дальше Господь говорит 17 стих:
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. [Мф 10: 17-20]
Не думайте и не заготавливайте заранее речи – дано будет вам, что сказать, ибо не вы, но Дух будет говорить в вас. А в качестве заключения к этой теме посмотрим Второе соборное послание апостола Петра.
В 1 главе есть удивительные слова. Перед этим апостол Петр говорит, что он вспоминает голос Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И Петр добавляет: И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним (Христом) на святой горе14. А вот дальше на нашу тему:
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, – а утренняя-то звезда – это и есть Сам Господь. В Апокалипсисе Он так и назвал Себя: Я есмь Звезда Утренняя15. Так вот, когда вы будете изучать Священное Писание и обращаться к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, постепенно этот свет будет усиливаться в вас, и он высветит в сердце вашем утреннюю звезду – Господа, автора этих слов, автора этого Писания. И он исполнит светом всего человека. Это было бы прекрасно.
И дальше Петр пишет: …Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Отметьте: 2 Петра 1, 19-21. И 21 стих наизусть: ибо никогда пророчество не произносилось по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Вот, собственно говоря, тема богодухновенности.
Теперь, собрав все эти немногочисленные цитаты воедино и внимательно их прочитав, вы попробуйте сформулировать, как вы понимаете богодухновенность. Что это такое? И не бойтесь, если что-то не получится – поправим все вместе. Потому что это вопрос – важности его не переоценить. Все на этом у нас и стоит. Наука не знает непогрешимых текстов, а для нас Писание – это непогрешимый авторитет.
Я вам могу сказать несколько слов, которые можно использовать.
Богодухновенность – это таинственное воздействие Духа Божия на автора. И Дух Божий делает нечто с волей, с умом, с сердцем, в результате чего надо доверять такому свидетельству уже не как свидетельству человека, а как свидетельству богодухновенного автора, и буквально то, что говорит человек, – говорит Сам Господь. Поэтому мы «под руками» имеем почти что лицезрение Бога. Господь отразил Себя в Своем творении. Апостол говорит: Невидимое Его, присносущная сила Его и божество отражаются в творении16.
Но в наибольшей степени Господь отразил Себя в Своем слове, и поэтому каждое слово – это не только литературная какая-то форма, но в этом слове заключена колоссальная энергия, которую нужно высвободить, чтобы она стала действовать. И тогда только слово Божие может оказывать влияние своей энергией.
Вот нужно найти ключик к этому шифру, так иногда и сравнивают Священное Писание с закрытой драгоценной шкатулкой, а ключик от нее брошен в море. Вот найдите ключик, чтобы открыть эту шкатулку и посмотреть, что там. Но повторяю, что на теле Церкви паразитируют всевозможные лжепророки, которые пишут книги, претендуют на истину, и надо во всем разобраться, чтобы не попутать себя и не заболеть духовно, а от этих болезней практически и исцеления-то нет.
Чтобы принимать только чистое словесное молоко и возрастать от него от силы в силу. Чтобы к нам с вами не относились слова, какие есть в послании к Евреям, в 5 главе. 11-14 стихи:
О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Опытом приучены к различению добра и зла. А это и есть высшая мудрость – различать, что добро, а что зло. Вот, я желаю вам такого возрастания, чтобы мы стали совершенными, и чувства наши были навыком приучены к различению добра и зла. Я благодарю вас за внимание. Все.
* * *
Лекции: § 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21